Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семантические типы текстовых фрагментов              Рематическая доминанта




Описание места                                                                      Предметная

Характеристика персонажа, предмета                                Качественная

Динамика действия                                                                Акциональная

Состояние (природы, среды, лица)                                       Статуальная

Изменение состояния, переход от                                              Статуально-   

состояния к действию                                                             динамическая

Субъективно-оценочное восприятие                                    Импрессивная 

 

Упражнение 7.Определите, в  каком регистре написаны данные тексты. Охарактеризуйте рематическую доминанту.

1.Новогодняя ночь была поистине сказочной! Вольфганг шёл и от счастья тихо напевал. Но вдруг незатейливая мелодия внезапно оборвалась. Моцарт остановился! На набережной Сены, возле моста, стоял нищий мальчуган и, кутаясь в лохмотья, протягивал к нему посиневшую от холода руку.

Вольфганг стал торопливо шарить по карманам, хотя прекрасно знал, что не найдёт там и сантима. И тогда, решительно сдёрнув с себя бархатный пажеский плащ, накинул его на плечи нищего мальчугана и бросился бежать!..

Ему было нестерпимо стыдно! Что стоили его успех, его великолепие, когда на свете столько горя!..

«Музыка – это голос нашего сердца!» - сказал королю Моцарт.

Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем на набережной Сены, Моцарт сочинил колыбельную песню – воплощение любви и нежности. В ней были радость и грусть, печаль и надежда: «Спи, моя радость, усни…» (Г. Цыферов).

2. Орган – клавишный духовой инструмент. На сцене концертного зала вы видите фасад органа с частью труб. Сотни их находятся за его фасадом, располагаясь ярусами вверх и вниз, вправо и влево, уходят рядами в глубину обширного помещения. Одни трубы расположены горизонтально, другие – вертикально, а некоторые даже подвешены на крюках. У современных органов число труб доходит до 30000.Самые большие высотой более 10м, самые маленькие – 10 мм. Кроме того, орган имеет воздухонагнетательный механизм – мехи и воздухопроводы, кафедру, где сидит органист и где сосредоточена система управления инструментом.

…Гигантский инструмент обладает множеством различных тембров. Это как бы целый оркестр…. Та или иная окраска звука зависит от устройства труб. Набор труб единого тембра называется регистром. Количество их в больших инструментах доходит до 200. Но главное – сочетание нескольких регистров порождает новую окраску, новый тембр, не похожий на исходный. У органа несколько (от 2 до 7) ручных клавиатур – мануалов, расположенных террасообразно. По тембровой окраске, регистровому составу они отличаются друг от друга. Особая клавиатура – ножная педаль. Она имеет 32 клавиши для игры носком и каблуком.. .

Органы всегда строились для определённого помещения. Мастера предусматривали все его особенности, акустику, размеры и т.д. Поэтому в мире нет двух одинаковых инструментов, каждый – уникальное творение мастера (Энциклопедический словарь юного музыканта).

3. Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели.

Напуганная этим тетушка Магда успокаивала Дагни. Она говорила, что нельзя слепо верить тому, что происходит на сцене. Но дядюшка Нильс обозвал Магду за это «наседкой» и сказал, что, наоборот, в театре надо верить всему. Иначе людям не нужны были бы никакие театры. И Дагни верила (К. Паустовский).

4. Погоревших вскочил, стал рыться в охотничьей сумке и выбрал из неё утку покрупнее.

 – Возьмите, - сказал он. – На память. Я провёл целый день в таком приятном обществе.

Как ни отказывался доктор, ничего не помогало.

- Ну хорошо, - вынужден он был согласиться, - я принимаю это от вас в подарок жене.

 - Жене! Жене! В подарок жене,- радостно повторял Погоревших, точно слышал это слово впервые, и стал дёргаться всем телом и хохотать так, что выскочивший Маркиз принял участие в его радости (Б. Пастернак).

Упражнение 8.Определите регистровую принадлежность предложений в данных текстах. Укажите лексические и грамматические средства выражения несобственно-прямой речи.

1. Да, это была она!

Но, чёрт возьми, откуда же она взялась? Чудеса? Какие там чудеса! Доктор Гаспар прекрасно знал, что чудес не бывает. Это, решил он, просто обман (Ю.Олеша.).

2. Толпа из гостиной вкатилась в зал. В середине, громко отшучиваясь и уверяя всех в своей совершенной невредимости, шёл Корнаков, зажимая чистою салфеткой кровоточащую царапину на легко ссаженной левой руке. В другой группе несколько в стороне и позади вели за руки Лару.

Юра обомлел, увидав её. – Та самая! И опять при каких необычайных обстоятельствах! И снова этот седоватый. Но теперь Юра знает его. Это видный адвокат Комаровский, он имел отношение к делу об отцовском наследстве. Можно не раскланиваться. Юра и он делают вид, что незнакомы. А она… Так это она стреляла? В прокурора? Наверное, политическая. Бедная. Теперь ей не поздоровится. Как она горделиво хороша!... (Б. Пастернак)

3. Ночью мадемуазель Флёри разбудил тревожный стук в парадное. Она в испуге присела на кровати и прислушалась. Стук не прекращался.

Неужели во всём госпитале не найдётся ни души, чтобы выйти и отпереть, подумала она, и за всех должна отдуваться она, несчастная старуха, только потому, что природа сделала её честной и наделила чувством долга?

Ну, хорошо, Жабринские были богачи, аристократы. Но госпиталь, это ведь их собственное, народное. На кого же они его бросили? Например, куда, интересно знать, провалились санитары? Все разбежались, ни начальства, ни сестёр, ни докторов. А в доме есть ещё раненые, два безногих наверху в хирургической, где прежде была гостиная, да полная кладовая дизентериков внизу, рядом с прачешной. И чертовка Устинья ушла куда-то в гости. Видит, дура, что гроза собирается, нет, понесла нелёгкая. Теперь хороший предлог ночевать у чужих.

 Ну, слава Богу, перестали, угомонились. Видят – не отпирают, и ушли, махнули рукой. Тоже чёрт носит в такую погоду. А может быть, это Устинья? Нет, у этой свой ключ. Боже мой, как страшно, опять стучат!

Но ведь всё-таки какое свинство! Допустим, с Живаго нечего взять. Он завтра уезжает и мыслями уже в Москве или в дороге. Но каков Галиуллин! Как может он дрыхнуть или спокойно лежать, слыша такой стук, в расчёте, что в конце концов подымется она, старая и беззащитная старуха, и пойдёт отпирать неизвестно кому в эту страшную ночь в этой страшной стране…(Б. Пастернак).

4. Подумать только, Брестская, двадцать восемь! И вот опять стрельба, но во сколько страшней! Это тебе не «мальчики стреляют». А мальчики выросли и все – тут в солдатах, весь простой народ с тех дворов и из таких же деревень. Поразительно! Поразительно! (Б. Пастернак)

5. Наташа умолкла; она старалась собрать рассеянные мысли. Что-то с нею случилось, но что именно? Не могла вспомнить (А. Пушкин).

6.Отец и мать заметили её беспокойство; их нежная заботливость и беспрестанные вопросы: что с тобою, Маша? Не больна ли ты, Маша? – раздирали её сердце (А. Пушкин).

7.Она лежала долго, раздумывая о том: вот она какая бывает жизнь! (А. Гайдар).

8.Пришёл отец, Егор Егорович, тоже сдавший за эти годы, - бородку у него как мукой осыпало. Поглядывая на гостя, потопал на пороге разбитыми валенками, не спеша размотал шарф, снял полушубок, подошёл к столу, поздоровался за руку, - ах, знакомая была, широкая, справедливая родительская рука (А.Толстой).

9.Какое счастье! – думала Лара, - она не увидит Комаровского всё то время, что они будут отрезаны от остального города! Она не может развязаться с ним благодаря матери. Она не может сказать: мама, не принимайте его. А то всё откроется. Ну и что же? А зачем этого бояться? Ах, Боже, да пропади всё пропадом, только бы конец, Господи, Господи, Господи…

10.Юрий Андреевич был достаточно образован, чтобы в последних словах ворожеи заподозрить начальные места какой-то летописи, Новгородской или Ипатьевской, наслаивающимися искажениями превращённые в апокриф. Их целыми веками коверкали знахари и сказочники, устно передавая их из поколения в поколения. Их ещё раньше путали и перевирали переписчики.

Отчего же тирания предания так захватила его? Отчего к нравоучительному вздору, к бессмыслице небылицы отнёсся он так, точно это были положения реальные?..

Ларе приоткрыли левое плечо. Как втыкают ключ в секретную дверцу железного, введённого в шкап тайничка, поворотом меча ей вскрыли лопатку. В глубине открывшейся душевной полости показались хранимые её душою тайны. Чужие посещённые города, чужие улицы, чужие дома, чужие просторы потянулись лентами, раскатывающимися мотками лент, вываливающимися свёртками лент.

О как он любил её! Как она была хороша! Как раз так, как ему всегда думалось и мечталось, как ему было надо! Но чем, какой стороной своей? Чем-нибудь таким, что можно было назвать или выделить в разборе? О нет, о нет! Но той бесподобно простой и стремительной линией, какою вся она  одним махом была обведена кругом сверху донизу творцом, и в этом божественном очертании сдана на руки его душе, как закутывают в плотно накинутую простыню выкупанного ребёнка.

А теперь где он и что с ним? Лес, Сибирь, партизаны. Они окружены, и он разделит общую участь. Что за чертовщина, что за небывальщина! И опять у Юрия Андреевича стало мутиться в глазах и голове (Б. Пастернак).

11. Лара шла, вздрогнула и остановилась. Это про неё. Он говорит: завидна участь растоптанных. Им есть что рассказать о себе. У них всё впереди, так он считал. Это Христово мнение (Б. Пастернак).

Упражнение 9.Из произведений периодической печати подберите примеры текстов разных регистров.

Упражнение 10.Найдите вводно-модальные слова и определите их функцию в тексте.

1)  Как давно Анна не жила так – с муравьями, с деревьями, с собой, с Чеховым. Книги сохранили его мысли, энергетику души. Всущности, саму душу. Значит, можно беседовать Правда, общение одностороннее: она Чехова познает, он её нет. Но односторонняя беседа с Чеховым интереснее, чем двусторонняя с Беладонной (В. Токарева). 2) Никто, конечно, не подозревал, что Суок – живая девочка. Повсей вероятности, настоящая кукла наследника Тутти, находящаяся теперь во власти учителя танцев Раздватриса, вела себя с не меньшей непринуждённостью. Должнобыть, очень искусный мастер сделал ту куклу. Правда, она не ела пирожных. Но, можетбыть, наследник Тутти прав. Можетбыть, действительно у неё просто не было аппетита (Ю.Олеша). 3) Пожалуй,только лоси без потерь перенесли зиму. С вертолёта мы видели трех великанов, спокойно объедавших тальники в пойме. Оленей же и кабанов пало большое число (Песков). 4) Было раннее утро. Зелень сверкала в раскрытом окне. Ветер, унесший в это утро продавца шаров, поднялся позже.

    За дверью слышалось движение.

    «Бедненький!» - подумала тетушка Ганимед. - Неужели он так и не ложился спать?»

    Она постучала.

     Доктор что-то сказал, но она не расслышала.

Дверь открылась. На пороге стоял доктор Гаспар. В мастерской пахло чем-то похожим на жжёную пробку. В углу мигал красный, догоравший огонь фитилька.

 Очевидно,остатокночи доктор Гаспар был занят какой-то обычной работой (Ю.Олеша).

5) Кукла окончила песенку и сделала реверанс. Зал восхищенно вздохнул. Все зашевелились, закивали головами, защёлкали языками.

   Действительно, мелодия песенки была очаровательна, хотя и несколько печальна для такого молодого голоса... (Ю.Олеша).

Упражнение 11.Определите типы инфинитивных предложений, охарактеризуйте их экспрессивно-смысловую специфику.

1. Тот же нервный мельник снова упал в обморок, но моментально пришёл в себя от страшного крика Толстяка: - Прекратить торжество! Отложить все дела! Собрать Совет! Всех чиновников! Всех судей! Всех министров! Всех палачей! Отменить сегодняшнюю казнь! Измена во дворце (Ю. Олеша) 2. Слух чудовищный бродит по городу. Забирается в домы как тать. Уж не сказку ль про Синюю бороду перед тем, как заснуть, почитать? 3. Заболеть бы как следует, в жгучем бреду повстречаться со всеми опять, в полном ветра и солнца приморском саду по широким аллеям гулять. 4. Не бывать тебе в живых, со снегу не встать (А. Ахматова). 5. Этой грусти теперь не рассыпать звонким смехом далёких лет. 6. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник. 7. Лицом к лицу лица не увидать. 8. Кого позвать мне? С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? 9. Родимая! Ну как заснуть в метель? 10. Предрассветное. Синее. Раннее. И летающих звёзд благодать. Загадать бы какое желание. Да не знаю, чего пожелать. 11. Я не знаю, как мне жизнь прожить: догореть ли в ласках милой Шаги иль под старость трепетно тужить о прошедшей песенной отваге? 12. Мне бы только смотреть на тебя, видеть глаз злато-карий омут, и чтоб, прошлое не любя, ты уйти не смогла к другому. 13. - Скажите, что с вами случилось? – Не знаю. – Кому же знать? 14. Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле, лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце (С. Есенин).

Упражнение 12.Напишите сочинение-совет студентам-первокурсникам, как готовиться к экзаменам. Какие регистры речи вы для этого используете?

Упражнение13. Проанализируйтесредствавыраженияпобуждениявданныхтекстах. Определите регистровую принадлежность предложений.

1) Отдышавшись, сделав ещё несколько успокаивающих затяжек, Михеич поднял на Настёну слезящиеся глаза и устало, вымогающее сказал: - Он здесь, Настёна, Не отказывайся, я знаю. Никому не говори, откройся мне одному. Откройся, Настёна, пожалей меня. Я ить отец ему. […]. – Дай один только и в последний раз увидаться. Христом-богом молю, Настёна, дай. Не простится тебе, если ты от меня скроешь. … Хочу я спросить его, на что он такое надеется. А? Не говорил он тебе? У нас в родове всякие бывали, но чтоб до такого дойти… От стервец так стервец. Доигрался… Сведи нас, Настёна, - почти с угрозой потребовал он. – Христом-богом молю: сведи. Надо заворотить его, покуль он совсем не испоганился. Ты сама видишь: дале некуда играться. Хватит. Пожалей меня, Настёна, подмогни. И тебе легче будет (В. Распутин).

2) Народ кричал:

- Браво, Тибул! Браво, Тибул!

- Держись! Вспомни, как ты ходил по канату на ярмарке.

- Он не упадёт. Он лучший гимнаст в стране…

- Ему не впервые. Мы видели, как он искусен в ходьбе по канату…

- Браво, Тибул!

- Беги! Спасайся! Освободи Просперо!

Другие были возмущены. Они потрясали кулаками:

- Никуда не убежишь, жалкий фигляр!

- Плут!

- Мятежник! Тебя подстрелят, как зайца…

- Берегись! Мы с крыши стащим тебя на плаху. Завтра будет готово десять плах (Ю. Олеша).

3) Фандорин дёрнул меня за руку, и мы оба повалились на пол.

- Лежите тихо, Зюкин! – крикнул он. – Тут уже ничего не сделаешь.

Мне показалось, что стрельба не утихала очень долго, время от времени перемежаясь воплями боли и громогласными командами Карновича:

- Корнеев, ты где? Давай со своими вправо! Миллер, десять человек влево! Фонарей, фонарей сюда! […]

- Выходить с поднятыми руками! – крикнул Карнович. – Всё равно никуда не денетесь. Дом оцеплен. Культя первый! (Б. Акунин).

Упражнение 14.Составьте предложения с разными семантико-прагматическими типами просьбы. Сопоставьте способы выражения просьбы в русском и английском (немецком, французском) языках.

Функциональная грамматика

Упражнение 15.Проанализируйте соотношение временной локализованности / нелокализованности в предложениях с описательными предикатами.

1.Вступив снова в эти определённые условия полковой жизни, Ростов испытал радость  и успокоение, подобные тем, которые чувствует усталый человек, ложась на отдых (Л. Толстой). 2. Он испытал сладкое нравственное удовлетворение, какое чувствует человек от сочувствия к нему общества (Гарин-Михайловский). 3. В ту минуту, как дверь отворилась и вошёл неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди… (Л. Толстой).

4. Малинин испытывал то же чувство, что и многие люди, сражавшиеся в те дни под Москвой (К. Симонов). 5. Она поддавалась магическому очарованию его слов, как поддавалась всегда (А. Маринина). 6. Теперь он испытывал чувство, подобное тому, какое испытал бы человек, спокойно прошедший над пропастью по мосту и вдруг увидавший, что этот мост разобран и что там пучина (Л. Толстой). 6. Солнце всё сияло, и всё ещё было лето, но место показалось ей совершенно незнакомым, и она испытала дикий страх, какойиспытываетребёнок, потерявшийматьввокзальнойтолпе(Л. Улицкая). 7. Возможно, что сухое дровяное тепло, по которому стосковались женщины, подогревало Еленино чувство, во всяком случае она испытывалакПавлуАлексеевичу любовьтакогоградуса, которого прежде не знала (Л. Улицкая).

Упражнение 16.Охарактеризуйте значение временной нелокализованности в предложениях с описательными предикатами.

1.Я каждое утро принимал новое, окончательное решение(И. Тургенев). 2. Левин часто любовался на эту жизнь, часто испытывал чувство зависти к людям, живущим этою жизнью (Л. Толстой). 3. Есть женщины, которые даже испытывают необходимость чувствоватьсебясильнеемужчины (К. Симонов). 4. Мы переходим к кровати у окна. Хрупкая девчушка, оплетённая проводами, то и дело вздрагивает и делает бессознательные движениявосне(Газ.). 5. Он толковал с плотниками, давал им советы, делалсам нарубкитопором(И. Тургенев). 5. … в последних числах июля взводный офицер сообщил Листницкому, что Лагутин бывает в военной секции Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, связан, наверное, с Советом, так как замечалось, что ведёт он частые беседы с казаками своего взвода и влияет на них с отрицательной стороны (М. Шолохов).

Упражнение 17. Из произведений художественной литературы подберите 15 предложений, в которых представлена временная нелокализованность.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Каковы основные принципы современных семантических исследований?

2. В чём проявляется принцип системности в описании языковых единиц?

3. Как отражаются новые принципы исследования семантики в лексикографической практике?

4. Каково содержание понятия семантические примитивы?

5. В чём особенности семантического подхода к истолкованию эмоций (А. Вежбицкая, Л.Н. Иорданская)?

6. В чём сущность метафорического способа толкования эмоций?

 

Литература

Апресян Ю.Д. Избранные труды. Том II. Интегральное описание языков и системная лексикография [Текст]. – М., 1995.

Апресян Ю.Д. Отечественная теоретическая семантика в конце XX столетия  [ Текст]// Известия АН. Серия литературы и языка. - Т. 58. № 4, 1999. - С. 39-52.

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: Пер. с англ..[Текст ] Отв. ред. М.А. Кронгауз. – М.: Русские словари, 1997.

Новый объяснительный словарь синонимов русского языка  [ Текст ] / Под ред. Ю.Д. Апресяна. – Т. 1. – М., 1999 (НОСС).

Dictionnaire explicatif et combinatoire du francais contemporain. Recherches lexico-semantiques I / Igor Melcuk, N. Arbatchewsky-Jumarie, Leo Elnitsky, Lidija Iordanskaja et Adele Lessard [Текст ] – Montreal: Les Presses de l’Universite de Montreal, 1984 (DEC).

 

Контрольные задания

  

Задание 1.Какие принципы толкования эмоций представлены в следующих описаниях значений слов?

СТРАХ  X перед Y(из-за Z ) = эмоция, неприятная для X, вызванная следующим фактом: X полагает, что нежелательное для него событие Z может произойти и X способен противостоять Y, X хочет избежать Y ; эта эмоция, возрастая, приводит к тому, что X теряет контроль над самим собой; это чувство типично для подобных ситуаций (DEC) [перевод наш – Е.Л.].

Страх Х-а перед Y-ом (он испытывал страх перед будущим) = 'неприятное чувство, вызванное у Х-а Y-ом; такое чувство бывает, когда кто-то воспринимает или представляет нечто, что он оценивает или ощущает как очень опасное для себя; душа человека чувствует нечто подобное тому, что ощущает его тело, когда ему холодно; тело реагирует на этот холод; тому, кто испытывает такое чувство, хочется стать незаметным; если ощущение опасности усиливается, он может потерять контроль над своим поведением и побежать или закричать' (Апресян Ю.Д.).

  СТРАХ,БОЯЗНЬ, ИСПУГ, УЖАС, ПАНИКА 'неприятноечувство или состояние, какое бывает, когда человек ощущает или считает, что он находится или может оказаться в опасной ситуации, над которой не имеет контроля' (НОСС).

Задание 2. Составьте своё толкование слова СОМНЕНИЕ, опираясь на метафорический или семантический способ описания значения слова.Обратите внимание на то, как это состояние передаётся в живописи, скульптуре (О. Роден), музыке

Задание 3.На примере словарной статьи БЕСПОКОИТЬ (ЖАЛОСТЬ, НАМЕРЕНИЕ, ПРЕДЧУВСТВИЕ, РАДОВАТЬСЯ, СТРАХ, СКУКА, ТОСКА - по выбору студента) из «Нового объяснительного словаря синонимов русского языка» под редакцией Ю.Д. Апресяна покажите, как реализуются принципы интегральности и системности в описании лексических единиц.

1) Какие семантические сходства и различия между синонимами отмечаются в НОСС? (метка З)?

2) Как отражается сценарий развития эмоций в семантизации лексем?

3) Какие различия в управлении имеют члены синонимического ряда (метка К)?

4) Какие сведения о синтаксических типах предложений с данными синонимами представлены в НОСС?

5) Какие различия в лексико-семантической и морфологической сочетаемости отмечаются в НОСС (метка С)?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 401.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...