Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коммуникативная структура текста




Е.Н. ЛАГУЗОВА

 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ:

СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ

 

 

Ярославль

2013

 

                                                         Печатается по решению

                                                           редакционно-издательского совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

 

 

     Е.Н. Лагузова. Современные проблемы лингвистики: Сборник упражнений.  – Ч. 1.– Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013.

 

 

В пособии представлены  контрольные задания и упражнения по трём темам курса «Современные проблемы лингвистики»: «Функциональное направление в лингвистике», «Теоретическая семантика», «Современные проблемы лексикографии».

Сборник предназначен для самостоятельной работы студентов, обучающихся по магистерской программе «Языковое образование» (направление «Педагогическое образование»). Он поможет студентам овладеть навыками практического анализа и усвоить теоретические понятия курса.

 

      

 

  Автор: Лагузова Евгения Николаевна,

               доктор филологических наук, профессор

               кафедры русского языка ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

 

  Рецензент: Мурашёва Ольга Павловна, кандидат филологических наук, доцент

                    (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского)

 

 

      

 

Е.Н. Лагузова, 2013

 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ  В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. В чём заключается специфика функциональной грамматики?

2. Какие типы функционально-грамматических описаний выделяются в современной лингвистике?

3. Как понимается  функция в  концепции А.В. Бондарко? Каково соотношение понятий функция и значение?

4. Каково содержание термина функционально-семантическое поле?

5. Что такое категориальная ситуация?

6. Какова семантика и структура функционально-семантического поля категория темпоральности?

7. Как трактуется семантика таксиса в концепции А.В. Бондарко?

8. Какова структура функционально-семантического поля таксиса?

9. Какова структура функционально-семантического поля временной локализованности?                 

10. Как понимается синтаксическая функция в концепции Г.А.Золотовой?

11. Как соотносятся, по мнению. Г.А. Золотовой, понятия функция, значение, форма?

12. Что понимается под термином коммуникативный регистр речи?

13. Как соотносятся понятия стиль речи и регистр речи?

14. Какие коммуникативные регистры речи выделяются в современном русском языке?

15. Каковы особенности употребления видо-временных форм глаголов в разных регистрах речи?

 

Литература

Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб. Пособие [Текст ]  / сост. Л.Н. Чурилина. – М.: Флинта: Наука, 2010. – С. 60-106.

Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики [Текст ]. – СПб., 2001.

Бондарко А.В. Проблемы грамматической семантики в русской аспектологии [Текст]. – СПб., 1996.

Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса [Текст]. – М., 2010. – С. 282-363.

Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса [Текст]. – М., 2001.

Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка [Текст]. – М., 1998.

Онипенко Н.К. Лингвистический анализ текста и терминологический аппарат современной грамматической науки  [Текст ] // Рациональное и эмоциональное в русском языке: Международный сборник научных трудов. – М.: МГОУ, 2012. – С. 383-389.

Бойчук Е.В. Языковые средства выражения семантики просьбы в русском и французском языках [Текст]: Автореф. дис. … канд. филол. н. – М., 2012.

У П Р А Ж Н Е Н И Я

 

Коммуникативная структура текста

Упражнение 1.Определите регистровую принадлежность предложений в данных текстах. Охарактеризуйте рематическую доминанту.

1. Парадная нашего дома… Пол её был выложен отлично сохранившейся мелкой плиткой с густым ковровым узором: синие лилии сплетались по кремовому полю. Знаменитая фабрика Левинского: керамическая плитка, печные изразцы…Зайдите и сейчас в какую-нибудь браму в центре старого Львова и посмотрите под ноги: эта плитка не-сно-си-мая! – если, конечно, железным ломом её не крушить.

Винтом взлетала вверх широченная лестница – чугунные кружевные перила с деревянными поручнями, отполированными сотнями рук; ковров уже нет; но ещё сохранились между ступенями бронзовые ушки для ковровых штанг. В детстве наш подъезд напоминал мне протестантский храм, разве что без алтаря, зато с высокими – сквозь все этажи дома – окнами, не с прозрачным, желтоватым звёздчатым стеклом, отчего по всем пролётам разливался неяркий, но благостный тёплый свет.

Дважды в год – на Пасху и 7 ноября – пан Лущ натирал мастикой дубовый паркет, а перила лестницы покрывал олифой. С тех пор, стоит мне войти в магазин красок и лаков, – где бы это ни было – я втягиваю носом воздух, чтобы приманить воспоминания о запахе парадной нашего дома (Д. Рубина).

2. Фрески Помпеи – и те, что остались на Вилле Мистерий, и те, что мы увидели в Неаполе, - являют поразительно точное колористическое соотношение всех оттенков охры, терракоты, земли и той лазоревой синевы, что царит над заливом и блещет в воде. Однако во всех этих сочетаниях цветов ты ощущаешь прогорклую примесь золы, всё вокруг припорошившей. Иногда в них сильным акцентом вспыхивает красный – цвет вакханалии, чувственных оргий; языческая мощь сакрального обожествления – воздуха, почвы. Человеческих тел.. (Д. Рубина).

    3. В середине XII в. владимирцы осуществили победоносный поход на Волжскую Булгарию. Во время похода погиб молодой князь Изяслав – сын Андрея Боголюбского, который в память о нём приказал возвести церковь на месте впадения речки Нерли в Клязьму. На низком и затопляемом во время паводков пойменном лугу был насыпан холм из булыжного камня и глины. Всредниевекаэтотхолмбылоблицован белыми каменными плитами. На нём из белого камня была построена церковь, ставшая настоящей жемчужиной древнерусского храмового зодчества. Она посвящена Покрову Богородицы – церковному празднику, свидетельствующему об особом покровительстве матери Иисуса Новгородской земле. Кажется, что совсем небольшой, простой, светлый и лёгкий храм устремлён в небо. Почти незаметный для глаза наклон его стен устремляет всю постройку ввысь. Этому же эффекту способствует и вытянутый барабан купола, и узкие высокие окна, и рельеф аркатурного пояса храма. Во время весеннего разлива рек возникает удивительное впечатление – церковь, похожая на белую свечу, словно плывёт на поверхности тёмной воды, отражаясь в ней мерцающим огнём вечной молитвы (Церковь Покрова на Нерли // Мировая архитектура. – С.-Петербург, 2002).

    4. – Тётушка Ганимед! Запомните… Никто мне не должен мешать! Не производите шума. Не стучите тарелками. Не делайте угара. Не сзывайте кур. Не ловите мышей. Никаких яичниц, цветных капуст, мармеладов и валерьяновых капель! Поняли? (Ю. Олеша).

   5.Офицер поднял пистолет и стал прицеливаться. Тибул дошёл по карнизу до того места, где начиналась проволока, отделился от стены и двинулся по проволоке к фонарю.

Толпа ахнула.

Он шёл то очень медленно, то вдруг пускался почти бегом, быстро и осторожно переступая, покачиваясь, распрямив руки. Теперь появилась его тень на стене. Чем более он приближался к фонарю, тем ниже опускалась тень по стене и тем она становилась больше и бледнее.

Внизу была пропасть.

И когда он был на середине пути до фонаря, в полной тишине раздался голос офицера:

- Сейчас я выстрелю. Он полетит прямо в бассейн. Раз. Два, три!

Выстрел грохнул.

Тибул продолжал идти, а офицер почему-то свалился прямо в бассейн.

Он был убит (Ю. Олеша).

Упражнение 2.Из произведений художественной литературы подберите 4 текста репродуктивного и информативного регистров речи с динамическими предикатами. Охарактеризуйте видо-временные формы глаголов.

Упражнение 3.Охарактеризуйте видо-временные формы предикатов, способы выражения семантического субъекта в текстах генеритивного регистра речи.

1.Человеческое знание состоит не из одной математики и технологии. Напротив, это только одна сторона знания, это ещё только низшее знание; высшее объемлет собой мир нравственный, заключает в области своего ведения всё, чем высоко и свято бытие человеческое (В. Белинский). 2. Человек есть дробь. Числитель – это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель – своё мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству (Л. Толстой). 3. Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека (Л. Толстой). 4. Сколько мыслей проходит через сознание, сколько нового передумаешь, пока руки заняты мускульной телесной чёрной или плотничьей работой; пока ставишь себе разумные, физически разрешимые задачи, вознаграждающие за исполнение радостью и удачей; пока шесть часов кряду тешешь что-нибудь топором или копаешь землю под открытым небом, обжигающим тебя благодатным дыханием. И то, что эти мысли, догадки и сближения не заносятся на бумагу, а забываются во всей их попутной мимолётности, не потеря, а приобретение. Городской затворник, крепким кофе или табаком подхлёстывающий упавшие нервы и воображение, ты не знаешь самого могучего наркотика, заключающегося в непритворной нужде и крепком здоровье (Б. Пастернак).

 Упражнение 4.Определите регистровую принадлежность предложений в данных текстах, рематическую доминанту. Охарактеризуйте межфразовые связи.

1. Но как ни велика была его тяга к искусству и истории, Юра не затруднялся выбором поприща. Он считал, что искусство не годится в призвание в том самом смысле, как не может быть профессией прирождённая весёлость или склонность к меланхолии. Он интересовался физикой, естествознанием и находил, что в практической жизни надо заниматься чем-нибудь общеполезным. Вот он и пошёл по медицине (Б. Пастернак).

2. Улица была совершенно пуста. Дома были все одинаковые, белые, двухэтажные, купеческие, с большими садами, и казалось, что в них нет ни души; белая густая пыль лежала на мостовой; и всё это слепило, всё было залито жарким, пламенным и радостным, но здесь как будто бесцельным солнцем. Вдали улица поднималась, горбилась и упиралась в безоблачный, сероватый, с отблеском небосклон. В этом было что-то южное, напоминающее Севастополь, Керчь... Анапу (И. Бунин).

3. Вернувшись к себе в гостиницу, Санин нашёл записку от Джеммы. Она назначала ему свидание – на следующий день, в семь часов утра, в одном из публичных садов, со всех сторон окружающих Франкфурт.

Как дрогнуло его сердце! Как рад он был тому, что так беспрекословно ей повиновался! И, боже мой, что сулил... чего не сулил этот небывалый, единственный, невозможный – и несомненный завтрашний день! (И. Тургенев).

4. Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста (К. Паустовский).

5. Мы вышли на берег. Спуск весь зарос лозняком и тальником. Приходилось прокладывать дорогу сквозь чащу. Миша и Соня недовольно ворчали на Наташу; Вера шла покорно и только охала, когда оступалась о пенек или тянувшуюся по земле ветку. Петька зато был совершенно доволен: он продирался сквозь кусты куда-то в сторону, вдоль реки, с величайшим удовольствием падал, опять поднимался и уходил всё дальше (В.Вересаев).

6. Парило, когда уезжал Юрий Андреевич. Опять собиралась гроза, как третьего дня.

Глиняные мазанки и гуси в заплёванной подсолнухами привокзальной слободе испуганно белели под неподвижным взглядом чёрного грозового неба.

К зданию станции прилегала широкая, далеко в обе стороны тянувшаяся поляна. Трава на ней была вытоптана, и всю ее покрывала несметная толпа народа, неделями дожидавшаяся поездов в разных, нужных каждому, направлениях (Б. Пастернак).

7. Лошадей стали выводить из вагонов. Они упирались, не шли. Глухой стук копыт по деревянному настилу сходней сменился звяканьем подков по камню перрона. Взвивающихся на дыбы лошадей перевели через рельсы нескольких путей.

Они кончались двумя рядами вагонного барака, на двух ржавых, заросших травой колеях. Разрушение дерева, с которого дожди смывали краску и которое точили червь и сырость, возвращало разбитым теплушкам былое родство с сырым лесом, начинавшимся по ту сторону составов, с грибом-трутовиком, которым болела береза, с облаками, которые над ним громоздились (Б.Пастернак).

  8. Юра был рад, что дядя взял его в Дуплянку. Там было очень красиво, и живописность места тоже напоминала маму, которая любила природу и часто брала Юру с собой на прогулки. Кроме того, Юре было приятно, что он опять встретится с Никой Дудоровым, гимназистом, жившим у Воскобойникова, который, наверное, презирал его, потому что был на два года старше его, и который, здороваясь, с силой дергал руку книзу и так низко наклонял голову, что волосы падали ему на лоб, закрывая лицо до половины (Б. Пастернак).     

9. Амалия Карловна была в мастерской новым и неопытным человеком. Она не чувствовала себя в полном смысле хозяйкою. Но персонал был честный, на Фетисову можно было положиться. Тем не менее время было тревожное. Амалия Карловна боялась задумываться о будущем. Отчаяние охватывало её. Всё валилось у нее из рук (Б.Пастернак).

10. Привал всегда делали коротким, чтобы не размориться, не разлениться, а только собрать силы перед последним броском. Георгий, вовсе не ставя перед собой никаких педагогических задач, из года в год давал всем детям своей родни ни с чем не сравнимые уроки жизни на земле. От него перенимали мальчики и девочки язычески точное и тонкое обращение с водой, с огнём, с деревом. Вот и сейчас Артем, не лучший из его учеников, присел, не снимая рюкзака, а Катя поила младших взятой из дому кипячёной водой. Каждому по маленькому стаканчику (Л.Улицкая).

12. Поезд Медеи подошел через двенадцать минут, хотя и с пятичасовым опозданием, и, уже отъехав от Ростова, она поняла, почему ромашковая тряпка показалась такой знакомой: это была её собственная занавеска, подаренная Нине после пожара вместе со многими другими необходимыми вещами тридцать лет тому назад... Следовательно, тетушка в старом Крыму, о которой шла речь, и была ее бывшая соседка Нина, а молодые мужчины – дети девочки, которую Медея лечила в ту ночь от ожога... Медея улыбнулась сама себе, успокоилась: устройство мира, несмотря на его возросшее многолюдство и суматошливость, оставалось всё тем же самым, ей понятным,- происходили маленькие чудеса, люди сходились и расходились, и всё вместе образовывало красивый узор (Л.Улицкая).

13.Пока Медея шла по бесконечно длинной улице, наслаждаясь движением, слегка поводя плечами, обременёнными рюкзачным ремнем, под который она по-солдатски сложила свое пальтишко, она ухватывала глазами, кроме номеров домов, всякую мелкую мелочь, всякую новую новость: на заборе, к примеру, преспокойно сидела буро-розовая горлинка, знакомая ей с детства, но в Крыму эта птица была пугливой, дикой и в город не залетала. Тяжёлый воздух дороги, который, казалось, она несла на себе, отлетал под слабой волной утреннего ветерка, который, знала Медея, всегда подымается на восходе...Вдруг издали, с восточной стороны, вместе с ветром принёсся крик. Он тоже как будто шёл волной, и голоса были высокими, детскими:

– Вода! Вода пошла! Сувгя! (Л. Улицкая).

14. Тяжёлые свинцовые тучи клубятся над водами огромного озера, над маленькой деревянной церковкой на мысу, над покосившимися крестами погоста. Надвигается гроза. Ветер гнёт, близки раскаты грома, небеса готовы разверзнуться. В зловещую красочную гамму тёмно-синих и лиловых тонов вливается жёлтый закатный свет. Он словно усиливает состояние тревожной напряжённости, ужаса перед лицом стихии. А в окне церкви – дрожание свечных огоньков, чьё-то присутствие и чьи-то страстные мольбы о спасении. Над старым кладбищем, над вечным покоем продолжается жизнь. Вечная жизнь природы (о картине И. Левитана «Над вечным покоем»).

Упражнение 5.Сравните тексты по регистровой принадлежности. Охарактеризуйте их лексические и грамматические особенности.

1. Мощный и величественный, в идеальной гармонии стиля и формы, фасад собора разделён по вертикали пилястрами на три части, а по горизонтали – галереями на три яруса, из которых нижний имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада, называемая Галереей царей, с двадцатью восемью статуями, представляющими царей Израиля и Иудеи. В центральном ярусе находится ажурное окно-розета (1220-25 гг.), диаметром около 10 м. По обеим сторонам его расположены два огромных парных арочных окна. Скульптурный декор центрального яруса образуют статуи Девы Марии с Младенцем в окружении ангелов – в центре; Адама и Евы – по краям. Выше идёт галерея из узких, переплетающихся вверху аркатур, объединяющая две боковые башни, которые так и не были завершены, но даже без шпилей они завораживают зрителя своими стрельчатыми парными окнами. Здесь Виоле-ле Дюк дал волю своей фантазии: он создал ирреальный мир химер-демонов, смотрящих иронично и задумчиво на раскинувшийся далеко внизу город; фантастических и чудовищных птиц; гротескных фигур злобных монстров, выглядывающих из самых неожиданных точек. Взгромоздившись на готический пинакль, спрятавшись за шпилем или повиснув над выступом стены, эти каменные химеры, кажется, существуют здесь целые века – неподвижные, погружённые в раздумья о судьбах человечества, копошащегося там, внизу (История Парижа и Версаля. Нотр-Дам).

2.Стройный и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и переплётами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пёстрых украшений, эта лёгкая паутина резьбы, опутывающая его своей сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо; величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и лёгкость – это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура (Н.Гоголь).

Упражнение 6.Подберите примеры текстов разных семантических типов, учитывая следующее соотношение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...