Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  И  РУКОВОДСТВО  КУРСОВОЙ РАБОТОЙ




Методические рекомендации  к  выполнению  курсовых работ  по дисциплинам ОП.01 «Педагогика»,

ОП.01 «Основы общей и дошкольной педагогики»,

ОП.02 «Психология»

 

 

 

Макеевка,

2016

 

 В методических рекомендациях представлены основные этапы работы по подготовке, оформлению и защите курсовых работ по педагогике и психологии. Даны примерные темы и краткие методические указания.

Методические рекомендации предназначены для организации и совершенствования самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся   по   специальностям 44.02.01 Дошкольное образование   и 44.02.04 Специальное дошкольное образование   

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

        Обращение к студентам……………………………………………….  4

     Введение…………………………………………………………………  5

ГЛАВА 1 Общие положения…………………………………………. 7

ГЛАВА 2 Организация и руководство курсовой работой……….. 10

Выбор темы курсовой работы…………………………….……. 10

Структура курсовой работы……………………………….…..... 11

Оформление курсовой работы…………………………….…….  16

Руководство курсовой работой…………………………….…… 20

Защита курсовой работы……………………………………....... 21

 ГЛАВА 3 Примерная тематика курсовых работ………………. .. 22

Приложение 1. Образец оформления титульного листа…........   24

  Приложение 2. Примерные планы курсовых работ  и  оформление оглавления…………………………………………..…………………………… 25

 

 

 

 

 

ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ

Уважаемые студенты! Работа над курсовым исследованием является важнейшей частью вашей профессиональной подготовки. Главная ее цель – способствовать развитию у вас потребности и способности осуществлять исследование в сфере образования, профессиональных исследовательских компетенций.

Современным обществом востребован профессионал-исследователь, который в своей деятельности руководствуется  не  раз  и  навсегда  освоенными и неизменными технологиями, а умеет гибко отвечать на происходящие изменения. Только профессионал, находящийся в постоянном поиске, может успешно реализовать себя на современном рынке труда.

Система образования сегодня предъявляет повышенные требования к исследовательской культуре педагога. В связи с переходом на новые образовательные стандарты деятельность профессионала в сфере образования становится не просто педагогической, а научно-педагогической.   Исследовательская деятельность сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как  его профессиональная обязанность.  

Высокий уровень исследовательской культуры обеспечивает успешность решения профессиональных педагогических задач, разработку  новых технологий и  методик   воспитания и обучения, определение подходов к оценке их эффективности.

Исследовательские компетенции обеспечивают вашу возможность видеть ребенка в образовательном процессе, гибко реагировать на постоянно меняющуюся педагогическую ситуацию, выбирать осознанную профессиональную позицию.

Поэтому, обучаясь в колледже, необходимо приобрести навыки исследовательской работы, что создаст условия для развития вашей активной профессиональной позиции,  установки на исследование.

Желаем интересной и плодотворной работы над курсовым исследованием!  

ВВЕДЕНИЕ

 Данное учебно-методическое пособие адресовано в первую очередь студентам. Оно поможет спланировать и организовать исследовательскую деятельность при подготовке курсовых работ.

Учебно-методическое пособие будет полезно и руководителям исследовательских работ студентов для согласования единства требований по их оформлению.

Выполнение курсовых работ – важное условие совершенствования теоретической и профессиональной подготовки будущих специалистов. Работа студента над темой курсовой работы связана с углубленным изучением теории, систематизацией ранее приобретенных знаний и их расширением в процессе практического решения поставленной проблемы, а также формированием и развитием навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Курсовая работа представляет собой исследование теоретического или теоретико-практического характера, подводящее итог изучению дисциплин профессиональной подготовки  Она показывает, в какой степени студент овладел теоретическими знаниями и практическими навыками их применения, дает возможность выявить его научные интересы, склонности и творческие задатки.

Основная задача учебно-методического пособия – оказать помощь студентам в самостоятельной работе над курсовыми работами. Пособие содержит рекомендации по их выполнению и представлению. Кроме того, оно определяет систему организации руководства курсовой работой, содержание и функции научного руководителя. В пособии представлен порядок подготовки курсовой работы к защите, процедура защиты курсовой работы, сформулированы критерии оценки курсовой работы.

Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента.

Издание состоит из введения, трех глав и приложения. В первой главе «Общие положения» дано понятие курсовой работы, определено ее значение в профессиональной подготовке студентов, сформулированы задачи и основные требования к ее написанию и оформлению.

Во второй главе «Организация и руководство курсовой работой» представлены особенности работы над курсовым проектом, выделены структурные элементы работы, их содержательное наполнение, порядок подготовки к защите и защита, рекомендации по выбору темы, составлению плана, указаны требования к оформлению. Определена роль научного руководителя на всех этапах выполнения работы.  

В третьей главе представлена примерная тематика курсовых работ по дисциплинам в соответствии с учебным планом.

В приложении представлены образцы оформления титульного листа и примерные планы курсовых работ.

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Курсовая работа – это одна из форм учебно-исследовательской работы. Ее выполнение является обязательным для всех студентов. Курсовая работа является научной разработкой конкретной темы в небольшом объеме и представляет собой творческую переработку изученного материала на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного аппарата. Она всегда основывается на научной или учебной проблеме и опирается на теоретические исследования или вторичную литературу.

Курсовая работа – это законченное самостоятельное исследование, призванное способствовать закреплению и проявлению знаний, полученных в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин, умений и навыков, приобретенных во время практики, и их использованию в исследовательской и практической работе по соответствующему направлению подготовки (специальности).

Основной целью выполнения студентом курсовой работы является формирование у него навыков научно-исследовательской деятельности.

В процессе выполнения курсовой работы студентом должны решаться следующие задачи:

· закрепление, углубление и совершенствование знаний и профессиональных умений;

· формирование умений и навыков самостоятельной организации научно-исследовательской работы;

· овладение современной технологией поиска информации и методами ее обработки и использования;

· систематизация научных знаний;

· формирование профессиональных компетенций, определенных Государственным образовательным стандартом СПО ДНР по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).

По каждой работе председателем предметно-цикловой комиссии назначается руководитель, который обеспечивает  методическое и научное руководство, индивидуальные консультации по составленному совместно со студентом графику.

В процессе выполнения курсовой работы можно выделить три взаимосвязанных этапа: ор­ганизационный (подготовительный), конструктивно-технологический и этап предоставления ре­зультатов (защита курсовой работы).

       

         Таблица 1

                             Этапы работы над курсовой работой

Этапы    работы Виды  деятельности
  Подготовительный (организационный) этап Выбор темы курсовой работы и со­гласование ее с руководителем. Поиск и определение источников ин­формации по теме курсовой работы, со­ставление списка литературы.   Составление плана (содержания) кур­совой работы. Определение целей и задач работы. Изучение и анализ литературы и дру­гих источников информации.  
  Конструктивно-технологический этап Обоснование актуальности выбран­ной темы, раскрытие степени разрабо­танности проблемы во введении. Определение  методологического аппарата исследования. Анализ литературы и выполнение теоретической части работы. Составление выводов по работе, на­писание заключения. Оформление списка литературы. Оформление работы в целом (титульно­го листа, оглавления, ссылок на источники, приложений и др.).
  Защита курсовой работы Выступление с сообщением по теме исследования. Использование презентаций. Ответы на вопросы по теме курсовой

 

Курсовая работа выполняется в сроки,  предусмотренные учебным планом  и  представляется   в одном экземпляре не позднее, чем за две недели до её защиты

 Несвоевременное выполнение курсовой работы считается академической задолженностью и ликвидируется в установленном порядке.

Студенты, не получившие положительной оценки по курсовой работе, к сессии не допускаются. Курсовая работа по дисциплине учебного плана, оцененная неудовлетворительно, перерабатывается и направляется на проверку преподавателю.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  И  РУКОВОДСТВО  КУРСОВОЙ РАБОТОЙ

 

Выбор темы курсовой работы

 

Существует определенный порядок выбора и определения студентами тем курсовых работ.

Тематика курсовых работ по дисциплинам общепрофессиональной подготовки  утверждается  на  заседании предметно-цикловой комиссии, ежегодно пересматривается и обновляется.

 Выбор темы курсовой работы может осуществляться тремя способами:

· по рекомендации научного руководителя;

· самостоятельный выбор темы с учетом научных и профессиональных интересов;

· выбор студентом тем из предложенного перечня.

При выборе темы курсовой работы рекомендуется предусмотреть возможность использования  ее результатов в последующем  выполнении выпускной  квалификационной работы.

При выборе темы курсовой работы важно учитывать:

1) соответствие темы  профилю общепрофессиональных дисциплин;

2) актуальность проблем воспитания,  обучения  и развития детей дошкольного возраста;

3) соответствие направлению и проблематике современных научно-педагогических исследований;

4) разнообразие интересов студентов в области психолого-педагогической теории и практики.

После утверждения ПЦК тематики курсовых работ студентам дается общий инструктаж, разъясняющий содержание и основные этапы работы над исследованием. Раскрываются особенности учебно-исследовательской работы, требования к её содержанию и оформлению, осуществляется выбор   примерной проблематики исследования.

 После выбора и согласования темы с преподавателем составляется план (график) ее написания, определяющий объем, содержание курсовой работы и сроки ее выполнения. График облегчает контроль  за  ходом выполнения работы и помогает студенту самостоятельно и осознанно планировать свою деятельность.  

 

Структура курсовой работы

Курсовая работа имеет следующую структуру:

1. Титульный лист

2. Содержание (план)

3. Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Список литературы

7. Приложение

Титульный листоформляется в соответствии с определенными требованиями к научным работам. В верхней части листа указывается название учебного заведения и предметно-цикловой комиссии. В середине листа пишется тема курсовой работы. Ниже, справа –   фамилия, инициалы студента, курс и отделение. Еще ниже –   фамилия, инициалы научного руководителя. Внизу, по центру указывается название города и год написания работы. 

Образец оформления титульного листа представлен  в  Приложении 1. 

В плане (содержании)последовательно излагаются названия глав и параграфов плана курсовой работы. Их формулировки должны соответствовать теме и содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее логику, что обеспечит стройную систему в изложении материала. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждая глава или параграф. Примерное оформление содержания (плана) представлено в Приложении 2.

       Во ВВЕДЕНИИ обозначаются проблема, цель и задачи работы, объект, предмет,   методы исследования, указывается структура работы.

    Проблема исследования- тот вопрос, который возникает, на который надо ответить.

Тема исследования- лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Тема курсовой работы должна отвечать ряду требований: актуальности, степени разработанности, новизны и практической значимости. 

     В обосновании актуальности необходимо показать состояние исследуемой проблемы в современной теории и практике воспитания и образования детей дошкольного возраста, назвать ведущих специалистов и исследователей данной проблемы и направления их поисков, показать степень разработанности темы. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, указывают на важнейшие противоречия, которые имеют место в практике.

Далее  во введении  формулируется  цель работы.

Цельисследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в  итоге   над  темой курсовой работы.  

Цель исследования должна быть чётко сформулированной, ясной и конкретной. Формулировку цели следует начинать словами: установить, выявить, обобщить, исследовать, проанализировать, изучить, доказать, описать и др. Цель работы определяется поставленной проблемой.

     Задачи исследования -конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить и т.д.

 Далее указывается объект исследования – сфера (область) поиска, то, на что направлен процесс познания. При определении объекта исследования следует ответить на вопрос: что рассматривать?  

Объектом может быть педагогический процесс или область педагогической действительности, или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие.

Предмет исследования– сторона объекта исследования, которая в данном случае изучается.

 Методы исследования - это   способы решения научно-исследовательских задач и получения результата исследования. Обычно используются теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование и др.), эмпирические, обеспечивающие сбор данных (наблюдение, изучение продуктов деятельности, документации, анкетирование, социометрия, беседа, метод независимых характеристик, эксперимент и др.) и математические методы (обработка количественных данных, ранжирование, шкалирование и др.).

Формулировка научного аппарата исследования является задачей непростой и, как правило, вызывает у студентов значительные трудности. Чтобы грамотно сформулировать цель, задачи, объект, предмет,  методы исследования студенту необходимо обратиться за консультацией к научному руководителю. Грамотно сформулированный научный аппарат исследования во многом облегчает работу над курсовым исследованием, а также служит залогом качественно выполненной курсовой работы.

В конце введения дается описание структуры курсовой работы в виде перечня этапов исследования. Например: «Данная работа состоит из…», «В 1 главе…», «Список литературы содержит…наименований» и т.д.

Объем введения не должен превышать 3-4страниц. Окончательный вариант введения рекомендуется писать после полного завершения работы, когда автор уже вполне овладел материалом по теме исследования.

Образец формулировок частей научного аппарата курсовой работы представлен в Приложении 2.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ курсовой работы состоит обычно  из 2 глав, разделенных на параграфы (сложный план) или только из параграфов (простой план). В ней раскрываются история и теория вопроса, дается критический анализ литературы. Обычно в первом параграфе представлено теоретическое обоснование общей проблемы, а во втором – отдельный теоретический аспект проблемы исследования, в третьем – изложение и анализ опыта решения данной проблемы, представленный в литературе. Каждый параграф заканчивается выводом, созвучным с его названием.

Работу следует начинать с обзора литературы по теме исследования (авторефераты, диссертации, статьи, монографии, дипломные работы студентов и т.д.).

 В основной частикурсовой работы необходимо строго отграничивать свои мысли от заимствованных, делать ссылки на использованную литературу. Взгляды авторов, как правило, излагаются коротко, своими словами. Цитировать рекомендуется лишь особо важные положения или высказывания, при этом текст цитаты следует воспроизводить точно с сохранением всех особенностей подлинника. Материал главы должен быть изложен последовательно, логично, грамотно. Последовательность изложения должна строго соответствовать плану курсовой работы.  

  Основная часть заканчивается анализом полученных в ходе теоретического изучения литературы результатов.  

После каждой главы необходимо сформулировать выводы по главе. Они представляют собой четкое, краткое обобщение информации, изложенной в параграфах соответствующей главы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ– последовательное, логически стройное изложение итогов исследования и их соответствие общим целям и задачам, поставленным в работе. В заключении указывается практическая значимость работы, дальнейшие перспективы исследования проблемы, предложения по внедрению результатов в практику. Выводы, обобщения, педагогические рекомендации должны соответствовать выдвинутым теоретическим положениям. Важнейшие требования к заключению – краткость и обстоятельность, в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. Заключение занимает 2-3 страницы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫоформляется в полном соответствии с библиографическими требованиями: в строгом алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений, написанных коллективом авторов с использованием общей нумерации. В список включаются все использованные автором литературные и электронные источники, независимо от того, где они опубликованы, имеются ли в тексте ссылки на них.

Список литературы в курсовой работе должен быть достаточно представительным и содержать не менее 15 названий использованных источников.

 При оформлении списка литературы необходимо соблюдать ряд требований. Инициалы авторов пишутся после фамилии, иначе алфавитный порядок не будет выдержан.

Например:

Микляева, Н. В. Теория воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Академия, 2011.

Если необходимо включить в список несколько работ одного автора, то его фамилия повторяется, а произведения перечисляются в хронологическом порядке их выхода. Название коллективного сборника пишется в алфавитном порядке, после названия указывается фамилия редактора или составителя.

Например:

От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Если из журнала или сборника берется только одна статья, то сначала указывается ее автор, затем название статьи, название журнала или сборника полностью, год, номер журнала, страницы.

Например:

Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей в условиях модернизации дошкольного образования //Современные технологии подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе: Материалы международной научно-практической (заочной) конференции (24-25 октября 2012 г.). - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. - С. 24-28.

ПРИЛОЖЕНИЕоформляется на отдельных листах и содержит конспекты занятий, исследовательские материалы, которые перегружают основной текст: анкеты, протоколы наблюдений, конспекты, таблицы, графики, диаграммы, детские рисунки, фотографии и др.

 Каждое приложение имеет свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера, после которого точка не ставится. Ниже слова «Приложение» по центру строки пишется его название с прописной буквы (например: Рекомендации для педагогов по подбору игрушек как компонента развивающей среды в дошкольном учреждении).

 Объем приложения неограничен и не входит в обязательное число страниц курсовой работы.

 

Оформление курсовой работы

Работа выполняется на стандартной бумаге формата А4 с одной стороны листа. Листы скрепляются или сшиваются в папке-скоросшивателе.

Объем текста курсовой работы не должен превышать 30 страниц текста без учета приложений. Рукописный вариант не допускается.

Компьютерный набор осуществляется в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал – полуторный, выравнивание – по ширине.  Следует соблюдать поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2,5 см. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в 2 интервала и печатаются строчными буквами. Нумеруется курсовая работа с титульного листа. Нумерация сквозная. Номер на первой странице не ставится.

Курсовая работа должна быть написана логически последовательно, литературным грамотным языком. Следует избегать длинных, нечетких предложений, общих фраз. Главные требования – полнота и репрезентативность, логичность и последовательность, соответствие общепринятым стандартам написания научных работ. В тексте не допускаются сокращения, кроме общепринятых.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я считаю», «по моему мнению». Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись без него, используя обороты типа: «устанавливаем», «считаем необходимым», «на наш взгляд». Предпочтение отдается безличным формам: «изучение опыта свидетельствует о том…», «на основании выполненного анализа можно утверждать…» и т.д.

При упоминании в тексте фамилий ученых, исследователей и др., их инициалы ставятся перед фамилией (К.Д. Ушинский).

Особенностью языка научного исследования является отсутствие экспрессии и эмоциональных языковых элементов, разговорной лексики. Основная черта научной речи, вытекающая из специфики научного познания, – объективность изложения, поэтому в тексте должны присутствовать вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения (конечно, действительно, возможно, надо полагать и др.). Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на источники сообщений, кем высказана та или иная мысль (по мнению, по данным и др.).

В курсовой работе необходимо соблюдать единство стиля изложения, орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

При написании научной работы используются следующие приемы, облегчающие восприятие текста.

1. Подчеркивание или выделение жирным шрифтом наиболее значительных определений, формулировок, терминов.

2. Формулирование в конце каждой логически законченной части текста внутри подраздела краткого резюме («Итак, мы рассмотрели…»).

3. Начало каждой логически новой части текста со слов «Перейдем к анализу…»

Текст курсовой работы разбивается на главы, имеющие порядковые номера. Содержание глав основной части курсовой работы должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Каждую главу рекомендуется начинать с новой страницы. Наименование глав должно быть кратким и информативным.

  Абзац– отступ вправо в начале строки каждой части текста, композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы позволяют сделать мысли более зримыми, завершенными, облегчают восприятие текста. При изложении материла, четко выделяются заголовки глав, параграфов, понятия, ключевые слова и т.д.  

  Оформление ссылок

Ссылки – это указания в тексте на тот или иной источник из списка использованной литературы, информация из которого представляется в данном отрезке текста. При каждом упоминании какого-либо факта, мнения, необходимо сослаться на автора и работу.

В курсовой работе наиболее целесообразно использовать 2 типа ссылок. Если  в  тексте есть цитата автора, то после нее необходимо в квадратных скобках указать номер источника из списка используемой литературы и через запятую номер страницы, откуда была взята цитата (например: «Игрушка, - по образному выражению А.С. Макаренко, – «материальная основа игры», она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль»  [ 5, с.48] ).                                                                                                                                                 

В цитате должна быть четко выражена мысль автора первоисточника.

 Если есть необходимость убрать что-то из цитаты, то вместо изъятых слов (фраз) ставится многоточие.                                                                                           Если в тексте курсовой работы есть ссылка, которая оформлена в виде косвенной речи, то необходимо в квадратных скобках указать номер источника из приведенного списка использованной литературы, страница при этом не указывается  (например: Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности.    [12]).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 123.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...