Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 8. Проблема индивидуального подхода к детям в ее историческом развитии.
План: 1. Выявление индивидуальных особенностей личности в античной педагогике. 2. Индивидуализм воспитания Дж. Локка. 3. Внимание к психологическим особенностям воспитанников в практике работы И.Г. Песталоцци. 4. Индивидуальность в коллективе в педагогической системе А.С. Макаренко. 5. Написать рецензию на работу А.С. Макаренко «Методика организации воспитательного процесса».
Методические рекомендации. Рассмотреть понятие «личность», «индивидуальность». Рассмотреть закономерность: проявление природных задатков и дальнейшее развитие личности на их основе, в зависимости от социальных условий, в том числе и воспитания, и, конечно, от самой личности. В рассмотрении вопросов индивидуального подхода придерживаться динамической мысли о том, насколько индивидуальность зависит от коллектива – настолько и коллектив зависит от индивидуальности. Провести историко-логический анализ темы, опираясь на историческое развитие педагогической мысли. С точки зрения философского подхода к теме осветить её, исходя из парадигмы: «Только Личность может воспитывать Личность». Рекомендуемая литература: 1. Дж. Локк. Мысли о воспитании //Пед.соч.: - М., 1939. 2. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. – М., «Педагогика», 1978. 3. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса //Собр.соч. – М., 1987. 4. Педагогическое наследие /Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци. – М., 1989. 5. Квинтилиан Ф. Ораторское образование //Хрестоматия по истории педагогики. – М., 19354. – Т. 1. 6. Пестолоцци И.Г. Письма к учителю Петерсону //Пед.соч. – М., 1939.
Тема 9. Личность педагога, учителя и его роль в развитии и воспитании ребенка как историко-педагогическая система. План: 1. Личность педагога в системе Я.А. Коменского. Мать – первый воспитатель ребенка. 2. Педагог как гармонизатор отношений между ребенком, природой, обществом в теории Ж.-Ж. Руссо. 3. Влияние личности педагога на ребенка в педагогической системе К.Д. Ушинского. (Л.Н. Толстой как педагог о педагоге). 4. Развитие идей отечественной педагогики о личности педагога в трудах В.А. Сухомлинского и Ш. Амонашвили. 5. Конспект научно-педагогической работы Ф.А.В. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей».
Методические рекомендации. Рассмотреть как в различные временные периоды отечественными и зарубежными мыслителями, педагогами описывалась личность учителя, его качества и требования к нему. Проблема личности учителя может раскрываться и на обширном материале о жизненном пути, преданности делу, самоотверженному служению детям. В работе можно указать, в чем состоит преемственность во взглядах на теоретическую и практическую подготовку педагогов прошлого и современных ученых. Рекомендуемая литература: 1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., 1939. 2. Коменская Я.А. Матеинская школа // Избр.пед.соч. – М., 1939. 3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании //Избр.пед.соч. – М., 1987. 4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1989. 5. Толстой Л.Н. О воспитании //Избр.пед.соч. – М., 1989. 6. Толстой Л.Н. Роль примера и подражания в воспитании // Там же. 7. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии //Изб.пед.соч. – М., 1989. – Т. 1-2. 8. Дистервег Ф.В.А. Руководство к образованию немецких учителей // Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. И авт. Вводных статей проф. А.И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. С. 385-444.
Тема 10. Роль семьи в воспитании ребенка как историко-педагогическая проблема. План: 1. Отношение к семейному воспитанию античных философов (Демокрита, Платона, Аристотеля) и христианских богословов Василия Великого, Иоанна Злотоуста. 2. И.Г. Песталоцци о любви во взаимоотношениях родителей и детей. Мать – первый воспитатель ребенка. 3. П.Ф. Каптерев о воспитании детей в семье. 4. В.А. Сухомлинский об особенностях воспитания в семье в работе «Родительская педагогика». 5. Представить анализ статьи А.С. Макаренко «О родительском авторитете» в виде таблицы.
Методические рекомендации. Рассмотреть как в различные временные периоды отечественные и зарубежные мыслители, педагоги относились к проблеме воспитания детей в семье. Попробуйте выявить общее и различное во взглядах мыслителей разных эпох к семейному воспитанию. Выделите какие ценные советы они дают родителям по воспитанию детей в семье. Попробуйте разработать рекомендации родителям. Это можно сделать в конце контрольной работы, вместо заключения. Анализируя работу А.С. Макаренко разработайте самостоятельно таблицу и представьте анализ в виде таблицы. Рекомендуемая литература: 1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1989. 2. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. – М., «Педагогика», 1978. 3. Невская С., А.С. Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы // Педагогика, 2003, №9. 4. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. –М.: Учпедгиз, 1955.- 320 с. 5. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. –М.: Учпедгиз, 1955.- 320 с. 6. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И.Беляев]. – М.: Просвещение, 1969.–359 с. 7. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие / В.А.Сухомлинский — М.: Логос 1999. 400с.
Тема 11. Воспитание ребенка в коллективе и через коллектив. План: 1. Диалектика взаимодействия личности и коллектива: историко-логический анализ (по работам С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, В.А. Сухомлинского). 2. Н.К. Крупская о воспитательном потенциале коллектива. 3. А.В. Луначарский о социальном воспитании 4. Республика ШКИД: опыт воспитания в коллективе. 5. Представить конспект труда А.С. Макаренко «Педагогическая поэма».
Методические рекомендации. Рассмотреть, как С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский раскрывали роль коллектива в деле воспитания личности (Этот вопрос № 1 можно раскрыть на примере одного из указанных авторов, можно представить анализ взглядов в таблице). Раскрывая вопрос № 2 необходимо обязательно рассмотреть вехи истории создания под руководством Н.К. Крупской детских организаций. При рассмотрении вопроса № 3 необходимо обратить внимание на личность А.В. Луначарского, на приведенные им аргументы актуальности социального воспитания. Вопрос № 4 следует рассматривать обращаясь не только к произведению «Республика ШКИД», но и активно привлекать труды В.Н. Сорока-Росинского и его взгляды, высказывания. При подготовке конспекта труда А.С. Макаренко возможно его выполнение в виде схемы.
Рекомендуемая литература: 1. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. – М., «Педагогика», 1978. 2. Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко — М.: Педагогика 1984. 380 с. 3. Сорока-Росинский В. Н. (1882-1960) Педагогические сочинения [Сост. Губко А.Т.] М.: 1991. 240 с. 4. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / С. Т. Шацкий; под ред. Н. К. Кузина и др. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 2. – 414 с. 5. . Сорока-Росинский, В. Н. Педагогические сочинения / сост., автор вступ. ст. А. Т. Губко. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с. 20. Губко, А. Т. В. Н. Сорока-Росинский / А. Т. Губко // Советская педагогика. – 1982. – № 6. – С. 131–134. 21. Белых, Г. Республика ШКИД / Г. Белых, Л. Пантелеев. – М.: Работник просвещения, 1927. – 228 с. 6. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И.Беляев]. – М.: Просвещение, 1969.–359 с. 7. Крупская Н.К. Дети – наше будущее: Сборник статей и речей о дошкольном воспитании. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 272с. 8. Крупская Н.К. Общественное воспитание. Пед. Соч. в 10-ти тт. М.: Изд. АПН,1958. – Т.2. – С. 133-141. 9. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие / В.А.Сухомлинский — М.: Логос 1999. 400с. 10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1989.
Список рекомендуемой литературы. а) Основная: 1. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. – Екатеринбург, 1993. 2. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сб.изб.тр. – М., 1993. 3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. 4. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998. 5. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. – Изд.»Феникс», 2000. 6. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963. 7. История педагогики в России. Хрестоматия / сост.Егоров С.Ф. – М., 1999. 8. История педагогики /Под ред.Пискунова. М., 1997. 9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982. 10. Лушников А.М. История педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – изд-во Уральского гос.пед.университета, Екатеринбург, 1994. 11. Педагогическое наследие /Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци. – М., 1989. 12. Пряников В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник. – М., 1994. 13. Философия и педагогика: проблемы взаимосвязи. – Свердловск, 1988. 14. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Оссовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995. 15. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /сост. Пискунов А.И. – М., 1981.
б) Дополнительная: 1. Антология педагогической мысли России ХVIII в. /сост.Безрогов В.Г., Варьяш О.И. – М., 1994. 2. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. /сост.Лебедев Г.А. – М., 1987. 3. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ вв. /сост.Лебедев Г.А. – М., 1990. 4. Бим бад Б.М. Педагогические течения в начале ХХ в. – М., 1994. 5. Зеньковский В.В. История русской философии. – Л., «Эго», 1991. 6. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. – М., «Педагогика», 1978. 7. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. – Гомель, 1993. 8. Петров В.М. Семейно-школьное воспитание в древнем мире и средневековой России: учебн.пособие. – Орехово-Зуево, изд-во Орехово-Зуевского пед.института, 1992. 9. Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М., 1990. 10. Свободное воспитание: хрестоматия /Сост.Корнетов Г.Б. – М., 1995. 11. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1953. 12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. – М., 1988.
Экзаменационные вопросы по курсу дисциплины «История педагогики и образования» (ОЗО).
Приложение 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева» (филиал)ТюмГУ
Кафедра педагогики, психологии и социального образования
Контрольная работа по дисциплине «История образования и педагогической мысли» Тема: «Воспитание ребенка в коллективе и через коллектив»
Тобольск, 2017 Приложение 2
Содержание
Приложение 3 Введение
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 375. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |