Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. Проблема индивидуального подхода к детям в ее историческом развитии.




План:

1. Выявление индивидуальных особенностей личности в античной педагогике.

2. Индивидуализм воспитания Дж. Локка.

3. Внимание к психологическим особенностям воспитанников в практике работы И.Г. Песталоцци.

4. Индивидуальность в коллективе в педагогической системе А.С. Макаренко.

5. Написать рецензию на работу А.С. Макаренко «Методика организации воспитательного процесса».

 

Методические рекомендации.

Рассмотреть понятие «личность», «индивидуальность». Рассмотреть закономерность: проявление природных задатков и дальнейшее развитие личности на их основе, в зависимости от социальных условий, в том числе и воспитания, и, конечно, от самой личности. В рассмотрении вопросов индивидуального подхода придерживаться динамической мысли о том, насколько индивидуальность зависит от коллектива – настолько и коллектив зависит от индивидуальности.

Провести историко-логический анализ темы, опираясь на историческое развитие педагогической мысли. С точки зрения философского подхода к теме осветить её, исходя из парадигмы: «Только Личность может воспитывать Личность».

Рекомендуемая литература:

1. Дж. Локк. Мысли о воспитании //Пед.соч.: - М., 1939.

2. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. – М., «Педагогика», 1978.

3. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса //Собр.соч. – М., 1987.

4. Педагогическое наследие /Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци. – М., 1989.

5. Квинтилиан Ф. Ораторское образование //Хрестоматия по истории педагогики. – М., 19354. – Т. 1.

6. Пестолоцци И.Г. Письма к учителю Петерсону //Пед.соч. – М., 1939.

 

Тема 9. Личность педагога, учителя и его роль в развитии и воспитании ребенка как историко-педагогическая система.

План:

1. Личность педагога в системе Я.А. Коменского. Мать – первый воспитатель ребенка.

2. Педагог как гармонизатор отношений между ребенком, природой, обществом в теории Ж.-Ж. Руссо.

3. Влияние личности педагога на ребенка в педагогической системе К.Д. Ушинского. (Л.Н. Толстой как педагог о педагоге).

4. Развитие идей отечественной педагогики о личности педагога в трудах В.А. Сухомлинского и Ш. Амонашвили.

5. Конспект научно-педагогической работы Ф.А.В. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей».

 

Методические рекомендации.

Рассмотреть как в различные временные периоды отечественными и зарубежными мыслителями, педагогами описывалась личность учителя, его качества и требования к нему. Проблема личности учителя может раскрываться и на обширном материале о жизненном пути, преданности делу, самоотверженному служению детям. В работе можно указать, в чем состоит преемственность во взглядах на теоретическую и практическую подготовку педагогов прошлого и современных ученых.

Рекомендуемая литература:

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., 1939.

2. Коменская Я.А. Матеинская школа // Избр.пед.соч. – М., 1939.

3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании //Избр.пед.соч. – М., 1987.

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1989.

5. Толстой Л.Н. О воспитании //Избр.пед.соч. – М., 1989.

6. Толстой Л.Н. Роль примера и подражания в воспитании // Там же.

7. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии //Изб.пед.соч. – М., 1989. – Т. 1-2.

8. Дистервег Ф.В.А. Руководство к образованию немецких учителей // Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. И авт. Вводных статей проф. А.И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. С. 385-444.

 

Тема 10. Роль семьи в воспитании ребенка как историко-педагогическая проблема.

План:

1. Отношение к семейному воспитанию античных философов (Демокрита, Платона, Аристотеля) и христианских богословов Василия Великого, Иоанна Злотоуста.

2. И.Г. Песталоцци о любви во взаимоотношениях родителей и детей. Мать – первый воспитатель ребенка.

3. П.Ф. Каптерев о воспитании детей в семье.

4. В.А. Сухомлинский об особенностях воспитания в семье в работе «Родительская педагогика».

5. Представить анализ статьи А.С. Макаренко «О родительском авторитете» в виде таблицы.

 

 

Методические рекомендации.

Рассмотреть как в различные временные периоды отечественные и зарубежные мыслители, педагоги относились к проблеме воспитания детей в семье. Попробуйте выявить общее и различное во взглядах мыслителей разных эпох к семейному воспитанию. Выделите какие ценные советы они дают родителям по воспитанию детей в семье. Попробуйте разработать рекомендации родителям. Это можно сделать в конце контрольной работы, вместо заключения. Анализируя работу А.С. Макаренко разработайте самостоятельно таблицу и представьте анализ в виде таблицы.

Рекомендуемая литература:

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1989.

2. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. – М., «Педагогика», 1978.

3. Невская С., А.С. Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы // Педагогика, 2003, №9.

4. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. –М.: Учпедгиз, 1955.- 320 с.

5. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. –М.: Учпедгиз, 1955.- 320 с.

6. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И.Беляев]. – М.: Просвещение, 1969.–359 с.

7. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие / В.А.Сухомлинский — М.: Логос 1999. 400с.

 

Тема 11. Воспитание ребенка в коллективе и через коллектив.

План:

1. Диалектика взаимодействия личности и коллектива: историко-логический анализ (по работам С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, В.А. Сухомлинского).

2. Н.К. Крупская о воспитательном потенциале коллектива.

3. А.В. Луначарский о социальном воспитании

4. Республика ШКИД: опыт воспитания в коллективе.

5. Представить конспект труда А.С. Макаренко «Педагогическая поэма».

 

 

Методические рекомендации.

Рассмотреть, как С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский раскрывали роль коллектива в деле воспитания личности (Этот вопрос № 1 можно раскрыть на примере одного из указанных авторов, можно представить анализ взглядов в таблице). Раскрывая вопрос № 2 необходимо обязательно рассмотреть вехи истории создания под руководством Н.К. Крупской детских организаций. При рассмотрении вопроса № 3 необходимо обратить внимание на личность А.В. Луначарского, на приведенные им аргументы актуальности социального воспитания. Вопрос № 4 следует рассматривать обращаясь не только к произведению «Республика ШКИД», но и активно привлекать труды В.Н. Сорока-Росинского и его взгляды, высказывания.

При подготовке конспекта труда А.С. Макаренко возможно его выполнение в виде схемы.

 

Рекомендуемая литература:

1. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. – М., «Педагогика», 1978.

2. Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко — М.: Педагогика 1984. 380 с.

3. Сорока-Росинский В. Н. (1882-1960) Педагогические сочинения [Сост. Губко А.Т.] М.: 1991. 240 с.

4. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / С. Т. Шацкий; под ред. Н. К. Кузина и др. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 2. – 414 с.

5. . Сорока-Росинский, В. Н. Педагогические сочинения / сост., автор вступ. ст. А. Т. Губко. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с. 20. Губко, А. Т. В. Н. Сорока-Росинский / А. Т. Губко // Советская педагогика. – 1982. – № 6. – С. 131–134. 21. Белых, Г. Республика ШКИД / Г. Белых, Л. Пантелеев. – М.: Работник просвещения, 1927. – 228 с.

6. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И.Беляев]. – М.: Просвещение, 1969.–359 с.

7. Крупская Н.К. Дети – наше будущее: Сборник статей и речей о дошкольном воспитании. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 272с.

8. Крупская Н.К. Общественное воспитание. Пед. Соч. в 10-ти тт. М.: Изд. АПН,1958. – Т.2. – С. 133-141.

9. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие / В.А.Сухомлинский — М.: Логос 1999. 400с.

10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1989.

 

Список рекомендуемой литературы.

а) Основная:

1. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. – Екатеринбург, 1993.

2. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сб.изб.тр. – М., 1993.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.

4. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.

5. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. – Изд.»Феникс», 2000.

6. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963.

7. История педагогики в России. Хрестоматия / сост.Егоров С.Ф. – М., 1999.

8. История педагогики /Под ред.Пискунова. М., 1997.

9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982.

10. Лушников А.М. История педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – изд-во Уральского гос.пед.университета, Екатеринбург, 1994.

11. Педагогическое наследие /Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци. – М., 1989.

12. Пряников В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник. – М., 1994.

13. Философия и педагогика: проблемы взаимосвязи. – Свердловск, 1988.

14. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Оссовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.

15. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /сост. Пискунов А.И. – М., 1981.

 

б) Дополнительная:

1. Антология педагогической мысли России ХVIII в. /сост.Безрогов В.Г., Варьяш О.И. – М., 1994.

2. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. /сост.Лебедев Г.А. – М., 1987.

3. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ вв. /сост.Лебедев Г.А. – М., 1990.

4. Бим бад Б.М. Педагогические течения в начале ХХ в. – М., 1994.

5. Зеньковский В.В. История русской философии. – Л., «Эго», 1991.

6. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. – М., «Педагогика», 1978.

7. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. – Гомель, 1993.

8. Петров В.М. Семейно-школьное воспитание в древнем мире и средневековой России: учебн.пособие. – Орехово-Зуево, изд-во Орехово-Зуевского пед.института, 1992.

9. Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М., 1990.

10. Свободное воспитание: хрестоматия /Сост.Корнетов Г.Б. – М., 1995.

11. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1953.

12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. – М., 1988.

 

 

Экзаменационные вопросы по курсу дисциплины «История педагогики и образования» (ОЗО).

  1. Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества. Теории происхождения воспитания.
  2. Предмет и объект истории педагогики. Формационный, цивилизационный и культурологические подходы при изучении истории педагогики. Функции истории педагогики.
  3. Организационные формы воспитания и обучения в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций (Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия и Китай).
  4. Воспитание и педагогическая мысль в античном мире.
  5. Педагогическая мысль, воспитание и образование в Визанитии.
  6. Воспитание и обучение в Средние века: церковные и светские школы.
  7. Педагогическая мысль и школы эпохи Возрождения (Томас Мор, Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский,).
  8. Реформация: различные системы воспитания и обучения (Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Филипп Меланхтон).
  9. Контрреформация: различные системы воспитания и обучения: иезуитские школы (Игнатий Лайолла).
  10. Воспитание, школа и педагогическая мысль на Востоке в эпоху европейского Средневековья (Фараби, Ибн-Сина, Кинди, Аверроэс, Бируни).
  11. Школьное обучение и воспитание на Руси с древнейших времен до конца XVI века (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Иван Федоров).
  12. Развитие образования и педагогической мыли в XVII веке: Симеон Полоцкий, братья Лихуды, Карион Истомин, Василий Бурцов-Протопопов, Епифаний Славинецкий, Сильвестр Медведев, Мелетий Смотрицкий, Федор Ртищев.
  13. Педагогические идеи западной Европы XVII века: В. Ратке, Я.А. Коменский.
  14. Школа Англии XVII-XVIII вв.: Дж. Беллерс, Э. Белл, Дж. Ланкастер, Дж. Локк
  15. Педагогические идеи Просвещения: К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо.
  16. Педагогические идеи эпохи Великой французской революции: Ж.А. Кондорсе, Л.М. Лепелетье.
  17. Педагогические взгляды представителей русского Просвещения XVIII в. (И. Посошков, Феофан Прокопович).
  18. Школа при Петре I: Я.В. Брюс, Л.Ф. Магницкий, В.Н. Татищев.
  19. Педагогическая мысль в 40-60-ые годы XVIII века: М.В. Ломоносов, И.И. Шувалов.
  20. Школьные проекты и просветители эпохи Екатерины II: И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мириево, А.Н. Радищев.
  21. Представители немецкой классической философии и их взгляды на обучение и воспитание.
  22. Педагогическая теория и практика И.Г. Песталоцци.
  23. Педагогическая теория и практика Ф. А.В. Дистервега.
  24. Основные положения педагогической концепции И.Ф. Герберта.
  25. Педагогические идеи Г. Спенсера.
  26. Школа и педагогическая мысль США в XIX веке.
  27. Мысли о воспитании в утопических социальных учениях XIX века (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
  28. Классовый подход к вопросам воспитания и обучения.
  29. Либеральные преобразования в области образования в России в первой половине XIX века.
  30. Система образования в России во второй половине XIX века.
  31. Основоположник научной педагогики и реформатор школы - К.Д. Ушинский.
  32. Педагогическая деятельность и педагогические принципы Л.Н. Толстого.
  33. Научное направление в отечественной педагогике (Д.И. Менделеев, В.О. Ключевский, П.Ф. Лесгафт, В.М. Бехтерев и др.).
  34. Основные представители реформаторской педагогики: В.А. Лай, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер.
  35. Западноевропейские представители теории свободного воспитания (Э. Кей, М. Монтессори).
  36. Педагогические дискуссии 20-х годов. Советская школьная система до 30-х годов XX века.
  37. С.Т. Шацкий : Педагогическая деятельность до 1917 г. и в советское время.
  38. Советская школа и педагогика в 30-80-ые годы.
  39. Педагогическая деятельность А.С. Макаренко.
  40. Педагогическая теория В.А. Сухомлинского.
  41. Тенденции развития мирового образовательного процесса за рубежом во второй половине XX века: содержание, формы и методы обучения.
  42. Состояние образования в России на рубеже XX-XXI в
  43. Новые формы образования. Реформа образования в конце XX – нач. XXI вв. Характер проблем российского образования.
  44. Образование в западнях государствах в начале XXI в. Мобильность в образовании.

 

 


Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

«Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева»

(филиал)ТюмГУ

 

Кафедра педагогики, психологии и социального образования

 

 


Контрольная работа

по дисциплине «История образования и педагогической мысли»

Тема: «Воспитание ребенка в коллективе и через коллектив»

    Студента 2 курса ДФО гуманитарного факультета Направление (шифр и название) Профиль: № зачетной кн. _____________ Кирютина Е.Н. ________________________________ Проверила: канд. ист. наук, доцент Муратова С.Р. _______________________

 

Тобольск, 2017


Приложение 2

 

Содержание

 

Введение 3
1. Диалектика взаимодействия личности и коллектива: историко-логический анализ (по работам С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, В.А. Сухомлинского). 4
2. Н.К. Крупская о воспитательном потенциале коллектива. 6
3. А.В. Луначарский о социальном воспитании 8
4. Республика ШКИД: опыт воспитания в коллективе. 10
5. Представить конспект труда А.С. Макаренко «Педагогическая поэма». 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Приложение 16

 


Приложение 3



Введение

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...