Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Педагогические взгляды и просветительская деятельность декабристов.




План:

1. Общественно-политическое положение России первой четверти ХIХ века.

2. Идея декабристов об общественном переустройстве посредством просвещения народа.

3. Деятельность декабристов в вольных школах и ссылке.

4. Значение идей и деятельности «дворянских революционеров» для развития педагогической мысли в России в последующие времена.

5. Написать рецензию на работу Одоевского В.Ф. «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами».

 

Методические рекомендации.

При определении роли и места просвещения в общественном переустройстве, необходимо учитывать тот момент, что взгляды дворянских революционеров на воспитание формировались в связи с общим развитием их мировоззрения, общественной и политической активности.

В работе следует особое внимание уделить цели – воспитание «сына отечества», прежде всего гражданина и патриота. В период существования тайных обществ декабристы создавали школы для рабочих, солдат и крестьян, применив в них метод взаимного обучения.

Педагогическая, просветительская деятельность многих декабристов продолжалась в ссылке (отметить их деятельность в Тобольске, Ялуторовске). В заключении необходимо показать значение деятельности дворянских революционеров для развития идей просвещения русского народа.

Рекомендуемая литература:

1. Базанов Б.Г., Владимир Федосеевич Раевский. – М.- Л., 1949.

2. Барановская Н.Ю. Декабрист Николай Бестужев. – М.- 1954.

3. Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. – М.- Л., 1958.

4. Воспоминания Бестужевых. – М.-Л. 1951.

5.  Гессен С.Я., Коган М.С. Декабрист Лунин и его время. – Л., 1926.

6. Дружинин Н.М. Декабрист Н.М. Муравьев. – М., 1933.

7. Завалишин Д.И. Записки декабристов. – СПб., 1906.

8. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф. Егорова. – М., 1999.

9. Лунин М.С. Сочинения и письма. – Пг., 1923.

10. Нечкина М.В. Движение декабристов. – М., 1955. – Т. 11.

 

Тема 5. Великий русский педагог К.Д. Ушинский.

План:

1. Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского.

2. Антропологический принцип, принцип народности в воспитании – основа педагогического мировоззрения К.Д. Ушинского.

3. К.Д. Ушинский о роли учителя-воспитателя, требования к нему и системе его подготовки.

4. Великий русский педагог о первоначальном обучении детей.

5. Развитие идей К.Д. Ушинского в русской педагогике.

6. Составить конспект работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания».

 

Методические рекомендации.

Основоположником научной педагогики, реформатором русской школы, женского образования в России является К.Д. Ушинский.

Целесообразно дать характеристику социально-политических взглядов педагога, которые определили жизненный путь, педагогическую деятельность и идеи великого русского педагога.

В работе студенту необходимо показать гуманистичность педагогики К.Д. Ушинского, раскрыть основные дидактические принципы построения процесса обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Большое внимание стоит уделить личности педагога, его подготовке и роли в воспитании детей.

В заключении нужно показать значение педагогического учения К.Д. Ушинского в развитии русской педагогики, влияние его идей на педагогическую мысль и практику других народов, а также на современную педагогику и отношение к его творческому наследию на современном этапе.

Рекомендуемая литература:

1. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 1974.

2. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – М., 1974.

3. Романовский А.К., Басук И.Я. Жизнь моя во имя будущего. – М., 1974.

4. Струминский В.Я. Основы и система дидактики К.Д. Ушинского. – М., 1957.

5. Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах //Избр. Пед. соч. – М., 1974. – Т.2.

6. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими //Там же.

7. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы.//Там же.

8. Ушинский К.Д. Родное слово //Там же.

9. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении //Там же.

10. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф. Егорова. – М., 1999.

 

Тема 6. Проблема среды в воспитании детей в истории педагогики конца ХIХ – начала ХХ века.

План:

1. Обоснование понятия «среда» в трудах зарубежных и русских педагогов конца ХIХ – начала ХХ в. Выделение компонентов среды.

2. Среда как фактор и тормоз развития ребенка.

3. Исследование среды в трудах Н.Н. Иорданского и С.Т. Шацкого.

4. Методы изучения среды в трудах Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеевой.

5. Написать отзыв о работе С.Т. Шацкого «Школа для детей или дети для школы».

 

Методические рекомендации.

В работе необходимо показать, кто из педагогов прошлого придавал важное значение организации жизни детей, среды, которая их окружает. Рассмотреть взгляды авторов, которые считали среду важным фактором развития и формирования личности и противоположные мнения. Обратить внимание на исследовательскую работу авторов по изучению влияния среды на ребенка, апробирование новых подходов к воспитанию.

Рекомендуемая литература:

1. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М., 1993.

2. Малинин В.И. К истории московского общества «Сетлемент» //Советская педагогика. 1985. - № 4.

3. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь //Избр. Пед. соч.: В 2-х т. М., 1980. – Т.1.

4. Шлегер Л.К. Среда – воспитатель и проблема детского сада //Среда и проблема детского сада: СПб./ Под ред. С.Т. Шацкого. – М., 1925.

5. Тихеева Е.И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой. – М.-Л., 1930.

6. История социальной педагогики: Хрестоматия – учебн.: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений /Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 544с., (405-422).

 

Тема 7. Проблема педагогического мастерства в трудах Л.Н. Толстого.

План:

1. Основные принципы педагогической теории Л.Н. Толстого.

2. Л.Н. Толстой о педагогическом мастерстве как необходимом качестве народного учителя.

3. Методические пособия для первоначального обучения, созданные Л.Н. Толстым.

4. Проблема развития индивидуально-творческих способностей детей в Яснополянской школе Л.Н. толстого.

5. Написать аннотацию на работу Л.Н. Толстого «Дневник яснополянской школы».

 

Методические рекомендации.

Л.Н. Толстого часто называли «русским Руссо». Раскройте преемственность идей и взглядов этих двух педагогов и дайте отличие. Свобода как основной принцип организации обучения детей, по мнению Л.Н. толстого.

Выделите основные условия успешного обучения, перечислите методические пособия для первоначального обучения, созданные Л.Н. Толстым. Опишите предложенную Л.Н. Толстым систему развития творческих способностей детей.

Рассмотреть педагогические взгляды (идеализирование детской природы, обоснование свободы как «критериума педагогики», новый тип отношений учителей и учащихся).

Рекомендуемая литература:

1. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ века. – М., 1990.

2. Толстой Л.Н. Дневник Яснополянской школы //Избр.пед.соч. – М., 1989.

3. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1953.

4. Шаталов А.А. Л.Н. Толстой о воспитании человека. – М.: Моск. Психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.

5. Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н. Толстого. – М., 1995.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 461.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...