Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1. Генезис домашнего воспитания в России как историко-педагогическая проблема.
План: 1. Основные этапы становления и развития домашнего воспитания в России. 2. Основные типы домашних воспитателей и учителей в России. 3. Особенности организации домашнего воспитания и обучения в семьях различных сословий (дворянство, купечество, мещанство, интеллигенция). 4. Проблема взаимоотношений между домашними наставниками и их воспитанниками (по материалам художественной и мемуарной литературы). 5. Представить конспект научно-педагогической работы П.Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение»
Методические рекомендации. На основе изучения культурологической и исторической литературы необходимо выявить основные традиции домашнего воспитания в России, связанные с особенностями развития отечественной культуры и образования. Анализ рекомендуемой литературы позволяет определить основные группы населения, которые использовались в качестве домашних учителей и наставников. Используя материалы исторических мемуаров и художественной литературы, следует выявить сложившиеся традиции воспитания детей в домашних условиях в семьях дворян, мещан, интеллигенции, обусловленные общими и сословными воспитательно-образовательными идеалами, и культурными стереотипами. Анализ отдельных эпизодов художественных произведений отечественных авторов позволит охарактеризовать основные «типажи» педагогов-наставников и стиль их взаимодействия со своими участниками. К контрольной можно приложить отрывки из культурологической, исторической Мемуарной и художественной литературы, иллюстрированный материал и собственный проект программы подготовки гувернеров к работе в домашних условиях в соответствии с современными требованиями. Рекомендуемая литература: 1. Барышкин П.А. Москва купеческая.- М., 1991. 2. Ганичева А. Каким быть домашнему воспитателю-гувернеру? //Дошкольное воспитание.-1995.-№ 9. 3. Герцен А.И. Былое и думы // Собр.соч.-М., 1988.-Тю1-4. 4. Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей памяти.-М., 1869. 5. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях.-М., 1977. 6. Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России.- М., 1944. 7. Мудрость воспитания.-М., 1989. 8. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – М., 1995. 9. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. 1 половина ХIХ в. – М., 1975. 10. Яковкина Н.И. Очерки русской культуры 1 половины ХIХ в. – Л., 1989. 11. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт — М.: Просвещение 1992. 200с.
Тема 2. Генезис домашнего воспитания в Западной Европе как историко-педагогическая проблема. План: 1. Становление системы домашнего воспитания и обучения в западной цивилизации (характеристика основных исторических эпох). 2. Традиции семейно-домашнего воспитания в странах Западной Европы. 3. Основные типы домашних наставников. 4. Характеристика современного состояния системы домашнего воспитания в западноевропейских странах. 5. Написать отзыв о работе Дж. Локка «Мысли о воспитании».
Методические рекомендации. Анализ историко-педагогической литературы по теме позволяет выявить исторические периоды, когда проблема домашнего и семейного воспитания была наиболее актуальна для педагогики. Данный анализ способствует выделению основных тенденций и закономерностей в развитии института гувернерства в различных европейских государствах. Анализ мемуарной и художественной литературы станет основной для выявления общих характеристик различных типов педагогов, гувернеров, наставников. Особое внимание следует обратить на стиль взаимодействия педагогов и их воспитанников; выявить те конструктивные идеи в организации домашнего воспитания, которые можно активно использовать в отечественной образовательной среде в адаптированном виде. В выводах необходимо показать основные пути и условия переноса зарубежного педагогического опыта в систему образования России. Рекомендуемая литература: 1. Антология христианской педагогики в эпоху средневековья. – М., 1995. – Т. 1-2. 2. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. – М., 1990. 3. Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного и обучения. СПб., 1896-1910. - № 2, 19, 24, 33, 36, 55. 4. Корф М. Брауншвейгское семейство. – М., 1988. 5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. 6. Педагогические идеи великой французской революции. – М., 1996. 7. Платон. Государство // Соч. – М., 1972. – Т. 1-3. 8. Дж. Локк. Мысли о воспитании // Пед. Соч. – М., 1939.
Тема 3. Характеристика отдельных теорий «реформаторской педагогики» конца ХIХ – начала ХХ века. План: 1. Характеристика антропософской педагогики Р. Штейнера. 2. Прагматическая педагогика Д. Дьюи. 3. Особенности развития экспериментальной педагогики. Педология С. Холла. 4. Педологически ориентированная педагогика П.П. Блонского. 5. Написать аннотацию на работу С.И. Гессена «Основы педагогики: Введение в прикладную философию».
Методические рекомендации. При выполнении работы дать понятие «реформаторской педагогики», отметить основных её представителей, с краткой характеристикой педагогических взглядов и теорий каждого из них. Обосновать своевременное появление этого направления в педагогике, его «плюсы» и «минусы». Выполняя историко-логический анализ данной темы, представить сравнительную характеристику данного направления в педагогике по отношению к другим прогрессивным направлениям этой науки, которые присутствовали в исторически «соседние» промежутки времени, опираясь на философские представления того времени. Обязательно сравнить зарубежное и отечественное представление данного направления развития педагогической мысли того времени. Рекомендуемая литература: 1. Блонский П.П. курс педагогики (Введение в воспитание ребенка). – М., 1918. 2. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М., 1995. 3. Дьюи Д. Школа и ребенок. – М.; Пг., 1923. 4. Холл С. Педагогия детского сада. – СПб., 1914. 5. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М., 1993. 6. Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. – М., 1994.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 464. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |