Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ




Часть первая

ЭКОНОМИКА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И СПОРТА


Авторский коллектив




Раздел I

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Глава 1

ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И СПОРТА

МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Отраслевая структура народного хозяйства характеризуется пе­речнем отраслей, отдельных производств и видов деятельности, выделившихся в экономике страны на основе общественного раз­деления труда, сформировавшимися между ними пропорциями в распределении ресурсов и масштабах производства, межотраслевыми взаимосвязями, проявляющимися в обмене товарами и услугами.

В основу классификации отраслей народного хозяйства могут быть положены различные принципы, отражающие способы обо­собления однородных видов деятельности в одну классификацион­ную единицу.

В настоящее время в Российской Федерации действует класси­фикатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ), принятый в 1976 г. и претерпевший в последующие годы многочисленные по­правки (17 позиций) с учетом изменившихся социально-эконо­мических условий. Этот документ содержит полный перечень от­раслей экономики и является официальным основанием для сис­тематизации статистической отчетности по народному хозяйству, научного анализа состояния экономики и разработки прогнозов.

Согласно ОКОНХ, все отрасли экономики объединены в две сферы — производственную (материальное производство) и не­производственную (нематериальное производство).

Производственная сферапредставляет собой совокупность от­раслей материального производства, имеющих конечным результа­том своей деятельности некий материальный продукт (средства

6


производства и предметы потребления). К отраслям производствен­ной сферы относятся все отрасли промышленности (энергетика, строительство, сельское, лесное, речное и морское хозяйство; транспорт и связь в той их части, которая обеспечивает функцио­нирование именно производственных отраслей) и торговля, с помощью которой конкретный товар (промежуточный продукт) доводится до потребителя.

Непроизводственная сфераэто комплекс отраслей, не произ­водящих, как правило, непосредственно осязаемых материальных цен­ностей. В большинстве случаев это отрасли, связанные с удовлет­ворением нематериальных потребностей людей посредством пре­доставления разнообразных услуг, а именно: услуг жилищно-ком­мунального хозяйства, бытового обслуживания, транспорта и связи (для населения), здравоохранения, физической культуры и спорта, просвещения, культуры, искусства, науки и научного обслужи­вания, сферы управления и др.

Существующая в настоящее время в России структура отрас­лей экономики представлена в табл. 1, из данных которой вытека­ет, что физическая культура и спорт являются составной частью отрасли «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение», т.е. рассматриваются в ОКОНХ фактически не как отрасль, а как подотрасль народного хозяйства.

В экономической литературе систематически высказываются критические замечания и предложения относительно критериев деления народного хозяйства на производственную и непроизвод­ственную сферы, признаков обособления разных видов деятель­ности в отрасли и т.д. В частности, постоянную критику специа­листов вызывает тот факт, что физическая культура и спорт, фак­тически сложившиеся в самостоятельную отрасль народного хо­зяйства, до настоящего времени формально включены в ОКОНХ в объединенную отраслевую группу «Здравоохранение, физиче­ская культура и социальное обеспечение».

Обсуждение и решение данного вопроса не является простой формальностью. Дело заключается в том, что существующее по­ложение приводит не только к искажению, но и к потере значи­тельного объема информации о действительных масштабах денеж­ных, трудовых, материально-технических ресурсов, потребляемых физической культурой и спортом, и объеме услуг, производимых этой отраслью. Изменение официального статуса физической куль­туры и спорта в ОКОНХ способствовало бы совершенствованию статистической отчетности и более эффективной координации направляемых на ее развитие ресурсов.

В основу классификации всех отраслей (подотраслей) народ­ного хозяйства положено предприятие (организация), состоящее на самостоятельном балансе и выполняющее определенный вид деятельности. К числу основных организаций физической культу-

7


Таблица 1

Классификация отраслей народного хозяйства

 

Материальное производство (производственная сфера) Нематериальное производство (непроизводственная сфера)
Промышленность Сельское хозяйство Лесное хозяйство Рыбное хозяйство Транспорт и связь Строительство Торговля и общественное питание Материально-техническое снабжение и сбыт Заготовки Информационно-вычислительное обслуживание Операции с недвижимым имуществом Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы Прочие виды деятельности сферы материального производства Жилищно-коммунальное хозяйство Непроизводственные виды бытового обслуживания населения Здраюохранение, физическая культураи социальное обеспечение Народное образование Культура и искусство Наука и научное обслуживание Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение Управление Общественные объединения Экстерриториальные организации и органы

>

ры и спорта ОКОНХ относит разнообразные физкультурно-спортивные сооружения (стадионы, дворцы спорта, спортивные залы, манежи, бассейны и т.д.), спортивные клубы, физкультур­но-оздоровительные комплексы, различные типы спортивных школ, учебно-тренировочные центры и базы и др.



ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

КАК ОТРАСЛЬ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ:

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

С экономической точки зрения физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной дея­тельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к не­производственной сфере и потому прямо не участвующей в со­здании материального продукта.

Производство и предоставление услуг, удовлетворяющих раз­личные потребности населения, предполагают обеспечение этой


деятельности целым рядом условий материально-технического, организационного и кадрового характера, а именно: развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслужи­вания их посетителей во время учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований и зрелищных мероприятий; про­фессиональную подготовку кадров; проведение научно-исследо­вательской работы; производство и реализацию спортивных това­ров; ремонт и прокат спортивного инвентаря и др.

Названные виды деятельности обеспечиваются предприятия­ми (организациями), отличающимися принадлежностью к раз­ным сферам народного хозяйства, направленностью своей основ­ной деятельности, но их интегрированное функционирование как единого хозяйственного комплекса с единым координирующим органом управления объективно оправдано тем, что они вместе, на основе взаимозависимости удовлетворяют одни и те же по­требности людей в занятиях физическими упражнениями и вида­ми спорта. Именно это является одним из важнейших оснований утверждать, что физическая культура и спорт сформировались в отрасль народного хозяйства.

В экономической литературе существует ряд определений отрас­ли народного хозяйства как экономического понятия, одним из наиболее распространенных среди которых является следующее.

Отрасль — это совокупность предприятий и организаций, харак­теризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии про­изводства, основных фондов, профессиональных навыков работаю­щих и удовлетворяемых потребностей.

Приведенное определение относится прежде всего к отраслям производственной сферы, однако его правомерно перенести на любую отрасль народного хозяйства, так как в нем содержатся главные признаки, лежащие в основе, с одной стороны, объеди­нения в отрасль различных хозяйственных единиц, а с другой сто­роны — отличия одной отрасли от другой. В основе объединения различных хозяйственных единиц в отрасль лежат в первую оче­редь: а) особенности труда работников предприятий (организа­ций), выполняющих специфические функции в системе обще­ственного разделения труда; б) особенности используемых средств труда и в) специфическая форма результата труда.

Отрасль предполагает объединение функционирующих в ней пред­приятий (организаций) и их отраслевое обособление на основе еди­ного органа управления. Вместе с тем отрасль может совпадать или не совпадать с границами отраслевых министерств (ведомств).

Ситуация «несовпадения» весьма характерна для отрасли «фи­зическая культура и спорт».

Единым государственным органом управления отраслью в насто­ящее время является Государственный комитет Российской Феде-


 


8


9


рации по физической культуре, спорту и туризму. Однако значитель­ное количество физкультурно-спортивных организаций определен­ного типа управляются другими министерствами (ведомствами). Так, управление современной системой спортивных школ характеризу­ется ярко выраженной межотраслевой раздробленностью: в веде­нии Министерства образования Российской Федерации находится 63,8% спортивных школ; Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму — 16,4 %; проф­союзов — 13,6%; других министерств (ведомств) — 6,2%.

Современное состояние (на 01.01.2000 г.) отрасли «Физиче­ская культура и спорте может быть представлено посредством ха­рактеристики ряда основных показателей, более подробный ана­лиз которых будет осуществлен в соответствующих главах учебно­го пособия.

♦ Общее количество коллективов физической культуры и спор­
тивных клубов составляло 101 931, в том числе в спортивных шко­
лах и училищах — 5197, общеобразовательных школах — 51 416,
учреждениях начального профессионального образования — 3 603,
средних специальных учебных заведениях — 2 462, высших учеб­
ных заведениях — 853, учреждениях и организациях — 25 900,
спортивных клубах — 2051, на спортивных сооружениях — 2080,
по месту жительства — 8 369.

В отрасли функционировали 5 071 физкультурно-оздоровитель­ный центр предприятий (организаций) и 441 клуб по физической культуре и спорту для инвалидов всех категорий.

♦ В отрасли насчитывалось 195 018 разнообразных физкультурно-спортивных сооружений (см. главу 8), единовременная пропуск­ная способность которых оценивалась в 4768 316 человек.

♦ Общая численность физкультурных кадров составляла 241 775 человек (см. главу 4).

В отрасли работало: 5,3 % занятых в объединенной группе от­раслей «Здравоохранение, физическая культура и социальное обес­печение»; 1,1 % занятых во всех отраслях нематериального произ­водства; 0,4% занятых в экономике страны.

♦ Численность занимающихся в секциях и группах по видам
спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направ­
ленности равнялась 12 292 180 человек, в том числе в спортивных
школах и училищах — 2454008; общеобразовательных школах —
4061 775; учреждениях начального профессионального образова­
ния — 331 060; средних специальных учебных заведениях — 299 876;
высших учебных заведениях — 349 624; на предприятиях, в учреж­
дениях и организациях — 2 157 937; в спортивных клубах — 479 106;
на спортивных сооружениях — 735 879; по месту жительства —
1422915.

Численность занимающихся в секциях и группах для инвали­дов составляла 231 141 человек.


 

♦ Общий объем платных физкультурно-спортивных услуг, пре­доставляемых населению, составлял 1 456 млн руб., или 0,3% от объема всех платных услуг, а объем платных физкультурно-спортив­ных услуг на душу населения — 7,2 руб.

♦ Объем финансирования из государственного бюджета состав­лял 754,3 млн руб., или 0,09% расходной части бюджета по его функциональной классификации (см. главу 10).

Анализ динамики основных показателей физической культуры и спорта в масштабах страны свидетельствует о наличии в разви­тии отрасли ряда тенденций, приобретающих в последние годы позитивный характер. К основным из этих тенденций (табл. 2) следует отнести:

прогрессивное, в отличие от предшествующего периода, раз­витие сети физкультурно-спортивных сооружений, рост числа коллективов физической культуры и спортивных клубов, а также численности занимающихся физической культурой и спортом;

систематический рост численности физкультурных кадров, а также количества физкультурно-оздоровительных центров пред­приятий и организаций.

Оценить подробнее характер динамики основных показателей развития физической культуры и спорта за более длительный про-

Таблица 2

Динамика основных показателей развития отрасли «Физическая культура и спорт»

 

Показатели На 01.01.1999 г. На 01.01.2000 г. При­рост, %
Спортивные сооружения, ед. 191147 195018 2,0
Штатные работники, чел. 229414 241775 5,4
Коллективы физической культуры, спортивные клубы, ед. 97062 101931 5,0
Физкультурно-оздоровительные центры предприятий и организаций, ед. 4950 5071 2,4
Занимающиеся в секциях и груп­пах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности, тыс. чел. 11842,1 12292,2 3,8

 


10


11


межуток времени не представляется возможным в связи с введе­нием в 1998 г. новой формы государственной статистической от­четности и несовпадением в связи с этим содержания ряда ее показателей.

Вместе с тем развитию физической культуры и спорта на про­тяжении последних лет свойственны и негативные тенденции. В первую очередь это бюджетное финансирование отрасли по ос­таточному принципу, неисполнение законодательных актов в ча­сти утвержденных нормативов финансирования физической куль­туры и спорта, а также^, невыполнение плановых показателей бюд­жетного финансирования и др. (см. главу 10).

Иные тенденции характерны для развития отрасли «физичес­кая культура и спорт» в субъектах Российской Федерации (прило­жения 1,2).

В целях преодоления имеющих место негативных тенденций, а также дальнейшей стабилизации позитивных тенденций в раз­витии отрасли «физическая культура и спорт» в последние годы исполнительной властью Российской Федерации был принят ряд важных решений. Одним из них явилась разработка Правитель­ством Российской Федерации в 1996 г. «Социальных нормативов и норм», к числу которых относятся и те, которые характеризуют перспективы развития отрасли «физическая культура и спорт» (табл. 3).

В соответствующих главах учебного пособия будет показано, как некоторые из названных отраслевых социальных нормативов и норм реализуются в практике развития физической культуры и спорта.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...