Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровень социального развития детей с нарушением зрения




Развитие общения и социальных отношений у детей с нарушением зрения дошкольного возраста, является большой проблемой которая решается довольно тяжело. Дети даже если и играют со сверстниками, то их взаимодействие можно обозначить, скорее, как игру или деятельность рядом, и попытки совместных действий чаще вызывают конфликты.

Важно любыми средствами заинтересовать зрячих дошкольников игрой с детьми с нарушением зрения. При этом у ребенка с нарушением зрения появляется партнер по игре и общению своего возраста. Но в дошкольном возрасте такие взаимоотношения достаточно не устойчивы. Важная роль в этом процессе возлагается на педагога, от него зависит результативность и активность ребенка в вербальном или предметном общении.

В процессе реабилитационной роботы по социальной адаптации детей с нарушением зрения перед педагогами возникают определенные трудности. Возникает необходимость преодолевать депрессию, возникающую как реакция на нарушение зрения, сформировать адекватные установки по отношению к окружающим, своему дефекту и деятельности, вооружить детей с нарушением зрения новыми способами коммуникации.

Наравне с работой по преодолении депрессии, связанной с осознанием нарушения зрения, одновременно ведется работа по преодолению фрустрации, возникающей в результате появления в жизни ребенка с нарушением зрения труднопреодолимых препятствий, постоянно высокого психического напряжения. В основе этой работы лежит формирование способов поведения, основанных на двигательном контроле.

Для большинства слабовидящих детей первым опытом вхождения в социальную группу является поступление в школу. По мнению специалистов от того, насколько успешно будет проходить становлений личности незрячего ребенка в школьной группе, зависят его возможности интеграции в общество в будущем. В связи с этим возрастает актуальность организации целенаправленного психологического сопровождения слабовидящих детей с момента их поступления в школу, в рамках которого психологами и тифлопедагогами осуществлялась бы работа по снижению трудностей в социально-психологической адаптации на всех этапах развития личности ребенка.

Успешное преодоление трудностей социально-психологической адаптации во многом определяет дальнейший ход интеграции детей с нарушениями развития в общество.

Выделяются три аспекта адаптации детей с нарушениями зрения:

1) Адаптация личности к предметному миру. В данном случае речь идет о достижении мобильности, самостоятельности, уверенности, то есть выделяется операционально-деятельностная сторона, связанная с формированием умений и навыков, необходимых незрячему для самостоятельной жизни.

2) Адаптация личности к социальной среде. Этот аспект связан с взаимодействием детей с нарушением зрения со своим социальным окружением, с активностью этого окружения по вовлечению его в коллективную и трудовую жизнь.

3) Адаптация личности к собственному «Я». Этот аспект адаптации связан с оценкой собственного положения в обществе, с отношением к своему дефекту, с переживанием своего «Я».

Решающим моментом в социальном развитии является восстановление социальных позиций ребенка с нарушением зрения. Это напрямую зависит от установок ребенка по отношению к зрячим, труду, общественному труду, самому себе и своему дефекту. Эти установки формируются в процессе деятельности. Адекватность этих установок прежде всего зависит от того, насколько успешно выполняется деятельность. Поэтому основным условием социального развития является включение ребенка с нарушением зрения в коллективную деятельность, воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе складывается у него правильное отношение к своему дефекту, что является решающим фактором реабилитации.

Важной задачей социального развития детей с нарушениями зрения является осознание ребенком себя равноправным членом общества, преодоление его страхов, зависимости, робости. Большое внимание должно уделяться личностным изменениям, личностному формированию детей с нарушением зрения. Успешность адаптации во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих глубокие нарушения зрения, к моменту их выхода в самостоятельную жизнь. В первую очередь сюда входят:

1) представления о себе самом, отношение к своему дефекту, отношение к другим людям;

2) отношение к жизненным целям, отношение к прошлому и будущему, отношение к жизненным ценностям;

3) отношение к непосредственному социальному окружению, отношения с другим полом.

Конечной целью социального развития слабовидящих детей является достижение такого психологического состояния, когда человек воспринимает свой зрительный дефект как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную характеристику, отличающую его от других, но не более того. Достижение такого состояния возможно только при определенной психологической работе с индивидом и, кроме того, при адекватном отношении к нему со стороны социального окружения, т.е. при определенной психологической поддержке широкого круга людей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...