Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие общих движений у детей с нарушением зрения




Развитие детей

С нарушением зрения

Методическое пособие


 

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Развитие общих движений у детей с нарушением зрения

3. Сенсорное развитие детей с нарушением зрения

4. Речевое развитие детей с нарушением зрения

5.Развитие игровой деятельности и действий с предметами детей с нарушением зрения

6.Уровень развития навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения

7. Уровень социального развития детей с нарушением зрения

8. Предпосылки развития личности детей с нарушением зрения


 



Развитие общих движений у детей с нарушением зрения

В первые месяцы жизни ребенка с нарушением зрения, как и зрячего, развитие рук, умение захватывать предметы и отпускать их формируется вне зависимости от участия зрения. Манипулирование предметами является условием, способствующим развитию движений ребенка. При этом огромное значение имеют сами объективные свойства предметов, определяющие способ действия с ними.

Объективные свойства предметов формируют сенсорные функции и определяют прогресс координационных механизмов и предметных действий. Предметные действия возникают на достаточно высоком уровне сенсорной организации ребенка и предполагают взаимодействие анализаторов всех видов. При этом большое значение в отражении свойств предметов и узнавании их имеет развитие оптико-кинестетических восприятий, т. е. осязательных и двигательных восприятий, принимающих участие также и в формировании зрительных образов. Упражнение и развитие двигательного аппарата младенца происходит одновременно с совершенствованием кожно-механических анализаторов. Прикосновение, поглаживание и давление на кожу вызывают у ребенка разнообразные движения.

В четыре – пять месяцев у детей с нарушением зрения, как и у зрячих, быстро прогрессирует тактильная чувствительность и кинестезия (осязательная и двигательная чувствительности).Прогресс связан с эволюцией двигательных рефлексов, на базе которых формируется сложная система произвольных движений манипулирования. Однако в дальнейшем у зрячих детей происходит изменение взаимоотношений между зрением и осязанием, зрением и координацией движений. Именно в пять-шесть месяцев роль зрения в коррекции движений нормально видящего ребенка усиливается. У слепого же отсутствие координирующей и корригирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев.

Младенец со значительным нарушением зрения мало знает о существовании окружающих его предметов, поэтому у него нет стимула для движения к ним. Отсутствие зрения не позволяет ему спонтанно учиться поднимать голову, садиться, доставать и хватать игрушки, ползать и ходить. Но он может научиться этим двигательным навыкам в том же объеме, качестве и примерно в том же возрасте, что и зрячий ребенок, если его правильно будут учить этому.

Контроль за движением головы.В три-четыре недели можно обучать ребенка контролировать движения головы. Специальные рюкзаки, при помощи которых можно укрепить ребенка на груди или на спине, дают возможность малышу, когда он еще мал и легок, быть рядом с родителями, чувствовать запахи, исходящие от каждого человека, слышать звуки голосов. Находясь в таком положении, он приобретает значительно больше опыта и знаний об окружающем мире, чем если бы он просто лежал в кроватке.

Среди наилучших упражнений по воспитанию навыка управлять головой мы можем назвать следующие.

- Положение - лёжа на животике в кроватке. Привлечь внимание ребёнка звуковым сигналом или голосом.

- Положить ребёнка на животик. Придерживать его за шею и одновременно разговаривать с ним. Каждый раз, когда он будет поворачивать голову, ласкать ребёнка движениями рук по шее.

- Положить ребёнка на животик на коврик на столе и гладить его по спине с тем, чтобы он выпрямлял голову и туловище.

- Когда ребёнок лежит на животике на столе, давать ему держаться за пальцы и говорить о необходимости поднять голову и спину.

- Положить ребёнка на животик на твёрдой поверхности, поддерживая его за руки и привлекать его внимание разговором с ним или каким-либо предметом, издающим определённые звуки.

- Положить ребёнка на животик на колени или на плечо взрослого и одновременно разговаривать с ребёнком, привлекая этим его внимание.

Сидение. Дети с нарушением зрения не пытаются сидеть сами, в то время как их зрячие сверстники пытаются садиться примерно в шесть месяцев, потому что видят вокруг различные интересные предметы.

Младенцы с нарушением зрения, не получая зрительной информации от окружающего, не знают, где верх, где низ, и должны научиться этому. До того, как слепой малыш сможет самостоятельно сидеть, он должен научиться балансировать с помощью мускульного чувства без зрительного контроля. В четыре месяца малыш будет получать удовольствие, сидя у родителей на коленях, в то время когда ему помогают удерживать равновесие, поддерживая за запястья. Он будет подпрыгивать и пружинить, находясь на руках у взрослых. Позднее он научится балансировать, держась только за чей-нибудь палец. В шесть месяцев ребенок может сидеть некоторое время в углу манежа. В семь-восемь месяцев ребенка можно сажать на высокий стульчик во время еды. Первое время его следует фиксировать на стульчике, чтобы ребенок чувствовал уверенность. Ко времени от восьми до одиннадцати месяцев ребенок должен сидеть на полу самостоятельно, без поддержки, и научиться садиться из лежачего положения и ложиться.

Движение рук. В возрасте около четырех месяцев зрячий ребенок обнаруживает, что у него есть руки. Некоторые дети с нарушением зрения могут самостоятельно обнаружить свои руки. Но взрослые должны помогать ребенку: играть с ним, разговаривать, поднимать ручки, щекотать его пальчиком ладошку, сгибать и разгибать пальчики, во время купания похлопать ладошками по воде, погладить животик ладошкой.

Ребенка можно научить держать легкую игрушку, специально сконструированные меленькие погремушки, пластиковые колечки, подвешенные на нити. Очень большой или очень тяжелой игрушкой ребенок может ушибиться. Постоянная смена игрушек, находящихся рядом с малышом во время его бодрствования, вызывает у него поисковые движения. Искать упавшую игрушку желательно вместе с ребенком, положив его ручку на свою и двигая ею в разные стороны до тех пор, пока не коснетесь игрушки рукой ребенка, при этом необходимо комментировать действия. Постепенно ребенок начнет понимать, что упавшая игрушка рядом и ее можно найти. Прикосновение и отыскивание – основные навыки, необходимые в познании окружающего мира.

Детей со зрительной недостаточностью игрушка не привлекает яркостью, блеском. Она им интересна, когда издает звук, а также когда предмет заинтересует их вкусом, запахом или интересной формой.

Развитие моторики. После шести месяцев жизни дети с нарушением зрения начинают значительно отставать от своих сверстников в развитии движений.

Дети с нарушением зрения овладевают ходьбой в возрасте от одного года до двух лет, при этом первые попытки ходить они делают в том же возрасте, что и зрячие дети – к концу первого года жизни. Ребенок с нарушением зрения должен начать самостоятельно ходить в знакомом помещении в возрасте от одного до двух лет. Однако с первыми самостоятельными попытками передвижения у ребенка появляется боязнь неизвестного пространства. Первые ушибы и падения тормозят его стремление ходить самостоятельно. Поэтому одним из важных условий овладения ходьбой должно стать воспитание у ребенка уверенности в безопасности движения. Это достигается обеспечением безопасных условий для передвижения, а также помощью взрослого, к которому ребенок испытывает доверие.

Самостоятельное освоение пространства как у ребенка с нарушением зрения, так и у зрячего изменяет функциональное преобразование всей структуры пространственной ориентировки ребенка, увеличивает поле его активной деятельности, открывает пути к самостоятельному достижению желаемых предметов.

Затянувшееся становление вертикального положения и самостоятельного передвижения ребенка с нарушением зрения, боязнь нового пространства, новых предметов задерживает образование и укрепление связи "предмет-действие", не способствует выделению свойств этих предметов. Чувствуя неуверенность при самостоятельном движении, такие дети больше сидят, становятся малоподвижными и, когда у них появляется желание получить какой-либо предмет, не пытаются сами его взять, подползая или подходя к нему, а используют для этого взрослого, заставляя звуками, словом и всем поведением приблизить предмет к себе. В связи с этим развитие движений ребенка с нарушением зрения задерживается по сравнению с развитием локомоций зрячего этого же возраста. Если ребенок не ползает, то он с трудом учится держать равновесие во время ходьбы при столкновении с предметами. Однако с восьми-десяти месяцев развитие моторики ребенка с нарушением зрения становится более осознанным. Постепенно трудности преодолеваются, и ребенок начинает ходить, но его необходимо учить не только ходить, но и падать, перераспределяя тяжесть тела движениями спины, таза и т. д. Умение переносить тяжесть тела на носки предупреждает развитие плоскостопия, являющегося частым явлением в физическом развитии детей с нарушением зрения.

Еще одной особенностью развития движений детей с нарушением зрения – это отсутствие свободы движения рук при ходьбе. Это связанно с неуверенностью ребенка. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в пространстве, где он начинает движение, следует создать стабильные условия жизни ребенка, разложить и расставить в определенном порядке предметы и игрушки, которыми пользуется ребенок, помочь ему приобрести реальные практические знания об окружающем пространстве.

Вставание. Детей с нарушением зрения необходимо стимулировать для того, чтобы они начали самостоятельно вставать. После того, как ребенок начнет самостоятельно вставать на ножки, пройдет достаточно много времени до первых самостоятельных шагов. Не следует его принуждать к самостоятельному хождению, так как у него выработается негативная реакция, и он будет всячески избегать ходить самостоятельно.

Детей с глубокими нарушениями зрения необходимо учить вставать на ножки. Вначале ребенку необходимо показать, как найти опору ручками, затем как, опираясь, встать.

Необходимо также научить малыша опускаться, садиться. Для этого нужно показать ему, как сгибать ноги в коленях и медленно опускаться сначала на одно колено, а затем на другое. И, наконец, он легко сможет сесть сам.

Ползание.Слепые дети довольно часто минуют стадию ползания. Они не начинают ползать, если родители не покажут им, как это надо делать. У детей, которые ползали, лучше координация движений, чем у детей, миновавших эту стадию. Ползать в незнакомом пространстве менее опасно, чем ходить.

Ходьба. Прежде чем ребенок с нарушением зрения начнет ходить, он должен быть к этому физически подготовлен, как и зрячий ребенок. Но в случае с детьми с нарушением зрения ситуация достаточно сложнее, так как он должен научиться вещам которым не учат зрячего. Ребенка с нарушением зрения необходимо раньше учить вставать, чтобы к моменту когда он будет физически готов ходить, ребенок бы умел хорошо балансировать.До тех пор, пока малыш не будет свободно стоять без поддержки - он не готов к самостоятельной ходьбе. Ребенка с нарушением зрения также нужно учить попеременно двигать ногами, так как он не видит как ходят другие.

С первыми шагами ребенка окружающий его мир значительно расширяется. Взрослые должны помочь ребенку ориентироваться в пространстве: мебель и все предметы в доме должны находиться на определенных местах, на пути малыша не должно быть острых углов. Малыш должен научиться сам преодолевать трудности, но у него не должно возникнуть неприятных переживаний. Поэтому взрослый должен быть готов оказать своевременную помощь ребенку в трудных ситуациях.Необходимо хвалить ребенка за успешно выполненное самостоятельное действие.

Развитие мелкой моторики.При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.

Нарушения зрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...