Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности следственного осмотра при расследовании дорожно-транспортных происшествий.




Осмотр места ДТП.Когда поступает сообщение о дорожно-транспортном происшествии, связанном с причинением смер­ти потерпевшему либо тяжких телесных повреждений и значи­тельного материального ущерба, на место происшествия направляется следственно-оперативная группа в составе следо­вателя и инспектора ГИБДД, оперативного работника уголов­ного розыска, судебного медика, специалиста-криминалиста и специалиста-автотехника. При ДТП со смертельным исходом, а также происшествиях с участием иностранцев осмотр всегда проводит следователь.

Следует учитывать определенную специфику осмотра места происшествия по делам данной категории. Практически всегда необходимо как можно быстрее освободить проезжую часть дороги для обеспечения нормального движения транспорта. Поэтому на трассе целесообразно отметить места нахождения трупа, транспортного средства и других объектов, значимых для дела, произвести нужные измерения, а затем осмотр. Кро­ме традиционной фиксации обстановки места происшествия (фотографирования) целесообразно использовать видеозапись.

Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, яв­ляются дорожные условия. Поэтому необходимо определить качество дорожного покрытия (асфальт, бетон, гравий и др.), его эксплуатационное состояние (сухое, с наледью и др.), осо­бенности (спуск, крутой поворот, подъем и т.п.). Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они имеют протяженность в несколько сотен метров. На проезжей части дороги могут быть обнаружены следы торможения, кап­ли масла, тосола, позволяющие определить скорость и направ­ление движения транспорта, капли крови, мозгового вещества, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы лакокра­сочного покрытия и т.п.

Определенные особенности имеет осмотр дороги. Важны ее конфигурация (прямая трасса, развилка, перекресток, поворот), наличие уклона (горизонтальная дорога, спуск, подъем), тип покрытия (грунт, асфальт, бетон), его состояние на проезжей части (сухое, мокрое, заснеженное и тд.), наличие обочин, тро­туаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных переходов, оста­новок общественного транспорта и т.д. Далее изучается распо­ложение транспортных средств, следов, других вещественных доказательств по отношению к проезжей части, элементам доро­ги (обочине, разделительной полосе) и постоянным ориентирам (перекрестку, углу дома, дорожному знаку и т.п.).

Границы осматриваемого участка дороги рекомендуется увеличивать как в сторону движения автомобиля, так и в про­тивоположную. Нужно точно зафиксировать ширину проезжей части, обочин, тротуаров, следы пятен крови, мозгового ве­щества, бензина, масла, отделившиеся детали транспортного средства и части перевозимого груза, осколки фар и стекол, отслоившуюся краску. Подлежат фиксации длина и особенности тормозного пути, последствия заноса, положение транспортных средств относительно элементов проезжей части и ее границы.

нужно очень ответственно отнестись к выяснению длины и характера тормозного пути. Эти параметры с учетом свойств дорожного покрытия, рельефа дороги, веса автомобиля, степени изно­шенности протектора, состояния тормозов, а иногда и силы ветра важны для установления скорости движения в момент, предшествующий торможению. Для определения скорости ис­пользуются: специальные таблицы и формулы, предложенные специалистами-автотехниками, а также производство след­ственного эксперимента.

Определенную специфику имеет осмотр трупа потер­певшего. Если позволяет обстановка1, труп лучше осматривать на месте его обнаружения. Однако нередко это рациональнее сделать в морге. В ходе осмотра должно быть зафиксировано расположение трупа относительно транспортного средства и его следов, окружающих предметов и элементов дороги, опи­саны поза и трупные явления. Далее фиксируется наличие на теле погибшего, его одежде и обуви повреждений, отпечатков рисунка протектора, решетки радиатора, бампера и других частей автомобиля, пятен машинной смазки, частиц краски, стекла, дорожной пыли, грязи, детально описывается их форма, размеры, локализация.

Осмотр транспортного средства. ТС после аварии обычно сохраняет на себе множество следов, достаточно очевидных. Обязательно фиксируется его положение на месте происшествия по отношению к постоянным ориентирам, другим ТС. делается это посредством фотографирования, вычерчивания плана, схемы, протокольного описания.

Вначале фиксируется тип, марка и номерной знак автомо­биля; повреждения, возникшие в результате ДТП; осу­ществляется поиск следов и вещественных доказательств (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани одежды потерпевшего). Автомобиль обычно начинают осматривать с его передней части, осмотр производят «снизу вверх». Тщательно обследуются бампер, фары, подфарники, указатели по­ворота, переднее стекло, решетка радиатора, капот, передние крылья, с тем чтобы обнаружить на них повреждения от удара, волокна одежды, следы крови, волосы потерпевшего и т.п. Затем в этих же целях необходимо осмотреть ходовую часть и днище кузова автомобиля.

При осмотре нижней части внимание обращается на ходо­вую часть, выступающие детали мостов, рессоры, картер двига­теля, где можно обнаружить лоскуты одежды, волосы, кровь и т.д. Следы рук нужно искать на колонке рулевого управления, рукоятке переключения передач, на приборной панели (что особенно важно в том случае, когда водитель скрылся, оставив машину, или заявляет, что не он управлял автомобилем). Запа-ховые следы изымаются с сидений и других предметов, кото­рых касались водитель и пассажиры.

Осматривая автомобиль, нужно проверить состояние тор­мозной системы, рулевого управления, других агрегатов и уз­лов, в частности осветительных приборов, стеклоочистителей, исправность дверей, состояние шин и давление в камерах. Значительно изношенный протектор подлежит обязательному фотографированию. При осмотре салона фиксируется положе­ние рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указа­телей поворота и тумблера освещения (в темное время суток). При осмотре автотранспортных средств используются приборы для технического контроля автомобиля, обнаружения, фикса­ции и изъятия следов. Труднодоступные места осматриваются с эндоскопом, снабженным оптическими и осветительными си­стемами.

При обнаружении автомобиля, вероятно участвовавшего в ДТП, не на месте происшествия рекомендуется особо отметить в протоколе следы недавнего ремонта (выпрямленные вмяти­ны, свежая покраска и т.д.).

35. Экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях.

При расследовании ДТП наиб. часто назначают автотехническую (дорожно-транспортную), трасологическую, судебно-медицинскую, судебно-биологическую, судебно-химическую экспертизы. Кроме того, могут быть назначены товароведческая, металлографическая, геодезическая, биолого-почвенная, ботаническая, судебно-психиатрическая. СМЭ проводят во всех случаях, ко­гда имеются человеческие жертвы или пострадавшим причинены телесные повреждения. При этом устанавливают характер, степень тяжести телесных повреждений, определяют причину наступления смерти пострадавшего. Иногда при расследовании ДТП назначают судебно-биологич. экспертизу, на кот. направляют обнаруженные при ос­мотре на поверхности трансп.средства капли крови, части­цы мозгового вещества, волосы. Эксперты определяют, кому принадлежит направленный на исследование объект — человеку или животному. Если кровь, обнаруженная на трансп. средстве, принадлежит человеку, то устанавливают, к какой группе или типу она относится. Когда в распоряжении эксперта имеются образцы крови потерпевшего, то он дает заключение о совпадении или несовпадении по группе и типу крови, обнаруж. на трансп.средстве, и крови потерпевшего. Если на трансп.средстве обнаружены волосы человека, то определяют, сходны ли они с волосами потерпевшего.Из криминалистических экспертиз чаще всего назначают трасологическую экспертизу следов трансп. средств, кот. позволяет выяснить: к как«му типу относится трансп. средство, следы которого обнаружены на месте происшествия; в каком направлении двигалось трансп. средство; оставлены ли следы колес, обнаруженные на месте происшествия, колесами конкретного трансп. средства.Если водитель скрылся, оставив транспортное средство на месте происшествия, а при осмотре на рулевом колесе и рычагах управления были обнаружены следы пальцев рук, то в случае заявления задержанного водителя о том, что трансп. средство у него угнали, проводят дактилоскопическую экспертизу. Ее назначают и тогда, когда водитель заявляет, что человека он не сбивал, но на внешней поверхности трансп. средства обнаружены следы рук и есть основания предполагать, что они оставлены потерпевшим в момент наезда на него.Когда на одежде потерпевшего обнаружены частицы краски, пятна смазки и др. помарки, кот.могли появиться в рез.ДТП, то назначают судебно-химическую экспертизу. В этом случае перед экспертом ставят вопрос, каким веществом оставлена помарка на одежде.

Задачами автотехнической (дорожно-транспортной) экспер­тизы являются: исследование технич.состояния трансп.средств; определение скорости движения, длины остановоч­ных и тормозных путей по следам транспортного средства; восстановление обстоятельств ДТП путем технических расчетов и анализа следов; определение соответ­ствия действий водителя требованиям правил дорожного движения в конкретной дорожной обстановке; определение технических причин потери управляемости и устойчивости трансп.средств; проверка с технической точки зрения правильности показаний обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и потерпевших.В большинстве случаев объектами автотехнической экспертизы являются не вещественные доказательства, а фактические данные об обстоятельствах происшествия, содержащиеся в материалах уголовного дела. Поэтому представление эксперту полных, всесторонних и достоверных исходных данных — важнейшее условие проведения автотехнической экспертизы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...