Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы выполнения бакалаврской работы




Определив тему и научного руководителя, студент должен составить и согласовать с научным руководителем план выполнения бакалаврской работы, в котором фиксируется содержание действий по достижению намеченной цели и временные рамки их выполнения. Следует помнить, что временнÓй ресурс – один из самых важных при выполнении научных исследований. Правильное распределение во времени объема работ, своих сил и возможностей позволит, во-первых, в полной мере испытать удовлетворение от самогÓ процесса научного исследования, и, во-вторых, даст будущему специалисту возможность на практике применить эффективные системы управления временем (например, тайм-менеджмент), без которых немыслим современный успешный человек.

Следующим этапом выполнения бакалаврской работы является формирование и структурирование информационного тематического поля. Анализ литературных источников позволяет выдвинуть гипотезу и уточнить задачи, определить приоритеты и конкретизировать понятийный аппарат исследования. Погружение в тему целесообразно начинать с обзорных материалов, представленных в соответствующих учебных пособиях, дающих общую ориентировку в теме. Затем обязательно нужно обратиться к работам тех авторов, которые стояли у истоков изучения данной проблемы. Постепенно сужая спектр рассматриваемых вопросов, сконцентрироваться на всестороннем изучении предмета исследования, проанализировать его во всем богатстве проявлений и взаимосвязей. Здесь неоценимую помощь студенту окажут периодические издания, материалы научных конференций, издания научных институтов и лабораторий, в которых, как правило, содержатся результаты последних исследований «узких» специалистов, современные представления и подходы к проблеме исследования. Бакалаврская работа предполагает также обращение к зарубежному опыту исследования проблемы. При этом источниками информации являются как отечественные, так и зарубежные (на иностранных языках) издания, информационные ресурсы сети Интернет.

На основе теоретического анализа проблемы выстраивается модель эмпирического исследования. Эмпирическая часть бакалаврской работы может включать следующие этапы:

‑ формулирование гипотезы, основной цели и задач;

‑ разработка программы эксперимента;

‑ определение путей и способов фиксирования результатов экспериментального исследования;

‑ проведение эксперимента;

‑ обработка, количественный и качественный анализ результатов;

‑ обобщение полученных экспериментальных данных, формулирование выводов, рекомендаций.

Бакалаврская работа может включать только констатирующий эксперимент или предусматривать проведение также формирующего и контрольного экспериментов. Констатирующий эксперимент предполагает проведение практического исследования изучаемого явления с использованием методов наблюдения, тестов, беседы, анкетирования, анализа продуктов деятельности, документов и др. В формирующем эксперименте через создание специальных условий раскрываются закономерности и механизмы изучаемого явления. Результаты проведенной формирующей работы, состоятельность гипотезы исследования уточняются в контрольном эксперименте. Вопрос о виде эксперимента решается студентом совместно с руководителем, исходя из цели и задач бакалаврской работы.

Особое внимание в психолого-педагогическом эксперименте требуется обратить на выделение критериев и признаков, по которым определяется успешность эксперимента, истинность выдвинутой гипотезы, подбор валидных и надежных диагностических методов.

Анализируя результаты эксперимента, необходимо установить причинно-следственнные связи, объяснить полученные факты на основе рассмотренных ранее теоретических положений. Кроме того, целесообразно обратиться к теоретическим и практическим исследованиям других авторов, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам их исследований.

Интерпретировать, объяснять полученные данные следует в той же последовательности, в какой представлены результаты в выше рассмотренных этапах. Это обеспечивает стройность и логику изложения.

Полученные материалы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К таблицам, рисункам даются краткие и понятные пояснения и расшифровки.

Написание текста бакалаврской работыи оформление его в соответствии с имеющимися требованиями является завершающим этапом выполнения. Перед тем, как перейти к написанию текста, следует досконально продумать логику изложения, систему аргументов для доказательства главной мысли, определить четкую структуру работы. Важно завершить этот этап в намеченные сроки, чтобы своевременно начать подготовку к процедуре защиты.

Особое внимание при выполнении бакалаврской специалиста следует уделить вопросам этики научного исследования. Отличительной чертой исследований в дефектологической области является то, что в качестве испытуемых выступают лица, имеющие те или иные отклонения в развитии. Поэтому к общим требованиям профессиональной этики – сохранение анонимности респондентов при необходимости использования их индивидуальных данных, обозначение в закодированном виде всех упоминаний и ссылок на испытуемых, исключение упоминания таких сведений, на основании которых можно было бы аннулировать анонимность – добавляются следующие:

‑ сохранение медицинской тайны диагнозов и фактов из истории болезни и личной жизни респондентов;

‑ умение выстраивать и контролировать оптимальную дистанцию общения с респондентом во время проведения эксперимента;

‑ соблюдение принципа «принимающей нейтральности» в отношении всех аспектов жизни респондента, с одной стороны, и неравнодушие к личности респондента и его ситуации, с другой.

К особенностям исследований в дефектологической сфере относится также высокий уровень их дифференциальной направленности, что выдвигает на первый план качественный, а не количественный подход в анализе экспериментальных данных. Этот подход не отрицает использование методов параметрической и непараметрической статистики, а лишь отводит им вспомогательную роль в повышении точности и объективности полученных данных.

 

Требования к оформлению бакалаврской работы










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...