Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I. ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ




МИНИМСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛНР

ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Кнаписанию отчета о прохождении производственной практики по«Архивоведению»

(для студентов специальности «Документоведение и архивоведение»)

 

                                                                                                         У Т В Е Р Ж Д Е Н О

                                                                                                         на заседании кафедры

Документоведения и

технотронной информологии

 Протокол № 15

от 13 июня 2017г.

 

 

Луганск 2017


 

 

УДК 930.25

 

Методические указания к написанию отчета о прохождении производственной практики по «Архивоведению» для студентов специальности «Документоведение и архивоведение» / Сост.: С.А. Пидченко. – Луганск: изд-во ЛНУ им. В. Даля, 2017. – 20 с.

 

Приведены материалы, необходимые для написания отчета о прохождении производственной практики по «Архивоведению» для студентов специальности «Документоведения и архивоведение».Методические указания содержат описание основных обязанностей участников практики, документов практики, этапов прохождения практики, содержание практики,а также перечень основной литературы необходимой при прохождении практики и написании отчета по практике.

Методические указаниямогут быть использованы при прохождении производственной практики по «Архивоведению» для студентов специальности «Документоведения и архивоведение» и написании отчета о прохождении практики.

 

Составитель:                                                               С.А. Пидченко, доц.

 

Отв. за выпуск                                                        С.А. Пидченко, доц.

 

 

Рецензент                                                                      О.В.Каминская, доц.

 


 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………………4

I. Этапы прохождения практики …………………………….……………………………………………...6

II. Обязанности участников практики ………………………………………………………………………7

III. Документы практики …………………………………………………………………………………….7

IV. Содержание практики …………………………………………………………………………………...8

Заключение ………………………………………………………………………………………………….10

Список использованных источников ……………………………………………………………………...11

Приложение А ………………………………………………………………………………………………13

Приложение В ………………………………………………………………………………………………19

 


 




ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимым элементом подготовки бакалавра документоведения и архивоведения выступает производственная практика по архивоведению. Она является необходимым практическим компонентом подготовки, готовит его к будущей работе. Архивная практика существенно дополняет курс «Архивоведения», данная практика открывает возможность получения некоторых навыков архивного работника, тем самым расширяет круг специальностей, по которым может работать выпускник специальности «Документоведение и архивоведение» Луганского национального университета имени Владимира Даля.

Архивная практика студентов обучающихся по направлению 46.03.02 «Документоведение и архивоведение», согласно учебной программе, проходит на III курсе дневного отделения в летнее время после чтения лекционного курса. Она входит в блок практических занятий в процессе подготовки бакалавра. Наиболее тесно этот вид работы связан с такими дисциплинами, как архивоведение, источниковедение и документоведение.

Основной целью практики является изучение характера работы архива, как учреждения, ведающего комплектованием, хранением и использованием архивных фондов.

Практика по архивоведению позволяет студентам выполнить следующие задачи:

1. Расширить границы своих источниковедческих представлений и на основе этого осуществить профессионально грамотный поиск исторических источников, в том числе для подготовки написания курсовых и дипломных работ.

2. Получить минимальные навыки еще в одной профессии – архивиста, с тем, чтобы расширить своих профессиональных навыков и получить возможность большей устойчивости на рынке труда.

3. Расширить круг мероприятий для возможного проведения внеаудиторной работы со студентами высших и средних специальных учебных заведений.

Степень достоверности и убедительности получаемых знаний может быть достигнута лишь путем непосредственного соприкосновения с действительностью. А это может быть достигнуто в широком диапазоне другой деятельности: от учебного опыта до выполнения отдельных трудовых заданий. Здесь проявляется реальность подготовки специалиста к трудовым операциям. Эти виды познавательной деятельности и получили название «практика» (в переводе с греческого praktikos – деятельный, активный или умение).

Помимо закрепления и развития навыков, практика обладает и прогностической функцией. На основе конкретного опыта человек по новому относится к дальнейшему своему теоретическому образованию.

Функции практики формировать важную основу опыта будущего специалиста. Они принимают участие в подготовке его вступления в активную деятельность в той или иной сфере общественной жизни, экономят время для профессиональной адаптации, ускоряют формирование зрелых, профессионально грамотных решений. Одновременно это формирует у будущего специалиста такое важное качество, как конкурентоспособность в своей сфере деятельности, что крайне необходимо в условиях рыночной экономики.

Поэтому в процессе познания теоретическая и практическая стороны являются неразрывными элементами. Игнорирование или недооценка, а то и прямое принижение этой тесной связи, формирует замкнутого и некомпетентного будущего специалиста. А такому участнику общественной жизни нет полноценного места в постоянно меняющемся мире.

В подготовке бакалавра-документоведа, как и любого другого специалиста, можно выделить фундаментальный и прикладной аспект. Профессиональный момент касается приобретения таких знаний, которые дают те элементы, необходимые для деятельности во всех областях с профессиональными знаниями. К ним в числе прочих относятся знания об историческом источнике.

Помимо фундаментальных знаний профессия документоведа и архивоведа требует и прикладной подготовки: как ту или иную сумму знаний применить в конкретной деятельности специалиста. К этой области относятся навыки и умения использовать знания об источнике при подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам, при написании рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ.

Работа профессионала будет эффективнее, если ему будут известны элементарные знания в области архивоведения.

Одно из значений термина «архив» состоит в понимании того, что это самостоятельное учреждение или структурное подразделение в учреждении, организации или предприятии, где собираются и хранятся документы. Учитывая это, архивоведение представляет собой область научного и практического знания о комплектовании, сохранении (в том числе и реставрации) документа, а также создания поисковых систем и условий для работы с этим документом.

К функциям этого курса, которые непосредственно выходят на качество подготовки бакалавра-документоведа, относятся следующие:

Во-первых, информационная функция. Курс архивоведения призван предложить минимальную сумму знаний о том где, в каких архивах можно получить те или иные сведения по историческому процессу.

Во-вторых, поисковая функция. Она заключается в некоторой сумме знаний о том, как организовать поиск тех или иных сведений в архивах.

В-третьих, критическая функция. Она предусматривает получение навыков определения ценности исторического источника при изучении конкретной темы.

В-четвертых, ценностная функция. Ее назначение – выработка навыков отстаивания полезности, необходимости конкретного источника.

В-пятых, регулятивная функция Она обучает способам превращения документа в исторический источник, способам использования документа в историческом исследовании.

Таким образом, у работника архива, архивиста много общего со специалистом в области истории. И это общее заключается в знании архивного документа. Это знание включает в себя сведения о происхождении документа, т.е. о причине и поводе к его созданию, о его авторстве. Насколько документ присутствовал в реальном историческом процессе? Как попал на хранение в архив? Какой архив? В каком состоянии он дошел до настоящего времени? Проходил ли реставрацию и какую? Как и где использовался? Есть ли перспективы в дальнейшем использовании документа как исторического источника?

 

По итогам практики выставляется оценка «зачтено».

Оценка «зачтено» выставляется студентам:

- успешно прошедшим архивную практику на базах практик в течение 2 недель;

- предоставившим в полном объеме итоговую документацию по практике (дневник практики, отчет и др.).


 


I. ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Студент специальности 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» производственную практику по архивоведению проходит в течении летнего периода времени после окончания студентами III курса дневного (заочного) отделения. Прохождение практики проходит в три этапа.

Первый этап– подготовительный. В его рамках, обычно, руководителем практики параллельно проводится работа по нескольким направлениям.

Во-первых, подтверждается готовность руководящих работников структурных подразделений ГАКО принять определенное количество студентов на проведение лабораторных занятий по архивному делу.

Во-вторых, готовятся и утверждаются необходимые для проведения практики нормативные документы. К ним относится, прежде всего, приказ по ректорату о проведении практики, распоряжение деканата о распределении студентов по объектам практики, о графике проведения лабораторных работ и других мероприятий, входящих в состав практики.

В-третьих, логически к этому же этапу относится прослушивание курса лекций по дисциплине «Архивоведение». Курс охватывает следующие темы: организационно-правовые основы деятельности архивных учреждений; Архивный фонд ЛНР; информационные возможности архивов; комплектование фондов; обеспечение сохранности архивных документов; государственный учет и информационно-поисковые системы; Архивы и общество и др. Лекционный курс завершается экзаменом.

Второй этаппроведения архивной практики связан с освоением конкретных навыков работы в архиве. Здесь каждому студенту предстоит ознакомиться с тремя разновидностями деятельности: экскурсия по архиву, посещение выставки документов или экспонирования документов в музейной экспозиции, а также лабораторная работа.

Ознакомительная экскурсия. В ходе этой экскурсии проводится беседа по работе основных отделов архива. Студенты знакомятся с конкретной работой архивного учреждения (база проведения практики): отдела информации; отдела сохранности документов; отдела информационно-поисковых систем; отдела комплектования. Студентам показывается хранилище, их знакомят с оборудованием, знакомятся с документами, с которыми им предстоит работать. Кроме того, студенты, проходящие практику в ведомственных архивах, знакомятся с особенностями хранения и использования в них документальных материалов.

В процессе подготовки специалиста учебную функцию несет посещение выставки документов. Эта форма учебного процесса дает наглядное представление об архивном источнике, что расширит представление о учебном курсе «Источниковедение». Кроме того, темы выставок дадут информацию о некоторых страницах по истории ЛНР и Донбасса.

Помимо этого студенты имеют возможность на практике получить представление об одной из сторон использования документа, о возможности расширения внеаудиторной работы по предмету.

Основными вопросами рассматриваемые на семинарских занятиях являются «Структура современного архивного законодательства»«Работа с каталогом», «Работа с описями», «Выполнение запросов граждан», «Составление отдельных справок» и др. Кроме этого, студенты должны освоить операции по поддержанию надлежащего порядка хранения документов (перемещение коробок и дел, их систематизация, обеспыливание и т.д.).

Студентыв архивных подразделениях ведомств, занимаются обработкой дел, их оформлением и подготовкой для сдачи их в ГАКО на постоянное хранение. Эта форма работы включает в себя такие операции, как подшивка документов в дело, оформление титульного листа, нумерация дел и страниц. Студенты могут принимать участие в сборе материала для исторической справки предприятия, учреждения или организации.

Студенты, у которых темы курсовых (или дипломных) работ требуют работы в архивных учреждениях ЛНР, занимаются сбором и обработкой материала в соответствующих фондах.

Кроме того, самостоятельно студенты должны освоить содержание нескольких изданий, которые были изданы в архивных учреждениях ЛНР («Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов …», «Путеводитель …» и т. д.). Самостоятельная работа студента для расширения приобретения знаний по специальности учитывается при выставлении зачета по архивной практике. На семинарских занятиях студенты знакомятся с заполнением требований на выдачу документов из фондов; с формой заполнения запроса на информацию, заключенную в материалах архива; с формой отношения для работы в архиве.

Третий этапсвязан с завершением архивной практики, с подведением и оформлением ее итога. Он включает подготовку и защиту обобщающего отчета по проведению архивной практики.

На протяжении всего времени проведения архивной практики каждую неделю на кафедре проводятся консультации по фактическому материалу, осуществляется посещение баз практики, проводится текущая корректировка планов.

Практика проходит в летний период в рамках 4 семестра на протяжении 2 недель.

В ходе практики за работой студентов применяются две формы контроля: текущая и итоговая. Текущая форма контроля предполагает фиксацию присутствия студентов на лекциях, практических занятиях, выставках, с собеседование по теоретическому курсу, проверка самостоятельной работы студентов. Кроме того, по итогам практики каждый студент сдает дневник и отчет по прохождению архивной практики. Для поддержания регулярной связи с базами практики осуществляются регулярные выходы в архивы и беседы с их работниками. Помимо этого при выставлении зачета проводится собеседование с каждым студентом. На собеседовании студенты задаются вопросы о том какое индивидуальные задание он выполнял, что означает тот или иной термин, с документами какого вида он сталкивался на практике и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 130.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...