Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ




Согласно традиционной структуре дипломная работа должна состоять из введения, двух-трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. В каждой главе должно быть, как правило, 2-3 параграфа.

Существует определенная структура дипломной работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются:

1.Титульный лист

2.Содержание

3.Введение

4. Основная часть (две-четыре главы)

5.Заключение

6.Список литературы

7.Приложения

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется по строго определенным правилам (Приложение1).

После титульного листа располагается содержание(Приложение 2), в котором приводятся все заголовки работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности в сравнении с заголовками в тексте нельзя.

Во введении дипломной работы обосновывается актуальность выбранной темы, источниковая база, формулируются цель и задачи, определяется объект и предмет исследования.

Актуальность– этозначимость исследования в настоящее время. Доказательство актуальности можно выполнить по следующей схеме: выделить проблему исследования и подтвердить цифрами и фактами ее существование в настоящее время; объяснить, почему именно сейчас важно решать данную проблему; кратко представить существующие в научной литературе современные точки зрения на решение данной проблемы, указав, кто конкретно занимался этим вопросом (фамилии авторов наиболее интересных публикаций); объяснить, какой точки зрения придерживается автор и почему; что конкретно собирается предпринять для подтверждения ее истинности.

Обоснование целесообразности работы может заключаться в том, что: ещё нет (или недостаточно) исследований по подобной тематике (мало публикаций в научных журналах, и т. д.); существуют противоречивые факты, полученные разными исследователями; исследования есть, но не отражены именно те стороны, которые собирается рассмотреть автор дипломной работы; есть исследования, но изменилось время, получены новые научные факты, новые научные теории; объем знаний автора в этой области недостаточен, а практика постоянно ставит вопросы, однозначных ответов на которые пока нет.

Характеристика источниковой базыпредставляет собой краткий обзор источников и литературы, на основе изучения которых строится процесс исследования. Однако допускается пропустить этот элемент введения, если выбранная тема подразумевает, что анализ нормативных актов входит в основную часть дипломной работы.

Объект исследования– это совокупность связей, отношений, свойств, которая служит источником необходимой информации. Определяя объект, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему дипломной работы, которая обозначается на титульном листе. Таким образом, объект это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, предмет это то, что находится в границах объекта. Объект исследования – это та сфера социальных отношений, или институциональное образование, в рамках которой будет производится исследование.

Понятие «предмет»значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования. Определение предмета исследования – это, прежде всего уточнение «места и времени» действия.

Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента-выпускника, именно предмет определяет тему квалификационной работы. Для исследования предмета формулируются цель и задачи.

Цель исследования выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены.Результатом исследований (целью) может быть: выявление закономерности, условий, средств; обоснование или разработка идеи, модели, подхода, типологии, рекомендаций, требований и т.д.; раскрытие, определение или уточнение, систематизация понятий, приемов.

Наиболее распространенными для формулировки целей дипломной работы являются такие ключевые слова, как: обосновать, разработать, выявить, выяснить, раскрыть, определить, уточнить, систематизировать.

В соответствии с предметом и целью определяются и конкретные задачи дипломной работы. Они представляют собой последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели.

Единых требований и алгоритмов для формулировки исследовательских задач не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения:

- первая задача связана с характеристикой предмета исследования, выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения;

- вторая имеет теоретико-преобразовательный характер и нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения;

- третья носит рекомендательный, прикладной характер, указывает конкретные способы реализации теоретической модели исследования, предполагает описание конкретных методик исследования, практических рекомендаций.

Описание задач исследования должно быть сделано в едином стиле. Обычно это делается путем перечисления в виде глаголов (изучить, описать, проанализировать, установить, выявить, вывести, разработать, проверить и т.д.) или отглагольных существительных (изучение, описание, анализ, разработка и т.д.). При этом следует использовать либо глаголы, либо отглагольные существительные, не смешивая их.

Формулировку задач следует делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав дипломной работы.

Так, например, в дипломной работе на тему «Анализ состояния и развития системы школьного образования в Ярославской области» объект, предмет исследования, цель и задачи могут быть сформированы следующим образом:

Объектом исследования являются учреждения государственного и негосударственного школьного образования.

Предмет исследования — управление государственным и негосударственным школьным образованием.

Целью исследования является анализ развития государственного и негосударственного образования в Ярославской области и разработка предложений по его совершенствованию.

В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решались следующие задачи:

1. Рассмотреть законодательные основы управления образованием.

2. Выработать классификацию образовательных учреждений Ярославской области.

3. Выявить проблемы в развитии образования.

4. Выполнить анализ развития государственного и негосударственного образования на материалах Департамента образования мэрии г. Ярославля

В основной части дипломной работы подробно рассматривается теория, методика и техника исследования, обобщаются полученные результаты. Здесь показывается умение студента кратко, ясно, логично, точно и аргументировано излагать материал. Изложение материала в дипломной работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – отвопроса к вопросу. Изложение материала должно быть конкретным и опираться на результаты производственной и преддипломной практик, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в квалификационной работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков.

Написание текста дипломной работы следует начинать с первой главы, тщательно прорабатывая содержание всех глав структуры.

Название главы должно быть четким, лаконичным и соответствовать ее содержанию. Название глав должно последовательно раскрывать избранную тему. Название параграфов должно соответственно раскрывать содержание главы. Недопустимо, чтобы одна из глав повторяла название работы в целом, а название параграфа повторяло название главы.

Основная часть должна состоять из глав, которые подразделяются на пункты и подпункты. Традиционно в дипломной работе выделяются теоретическая и практическая часть. В теоретической части на основе изученных работ отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к ее решению, излагается собственная позиция автора.

Практическая часть носит аналитический характер. В ней студентом дается анализ изучаемой проблемы на примере конкретных регионов и учреждений.

При этом соотношение между практической и теоретической частью дипломной работы вовсе не обязательно совпадает с делением на первую и вторую главы. Подобное деление может проходить и внутри каждой главы, по отдельным ее параграфам.

При написании дипломной работы обязательны ссылки на использованные источники. Целесообразно цитирование только логически законченного фрагмента текста в целях полной передачи смысла источника. Цитаты заключаются в кавычки, источник, с которого произведено цитирование, в обязательном порядке заносится в сноску с указанием страниц.

Заключение дипломной работы представляет собой не простой перечень результатов исследования, а их итоговый синтез. Это последовательное, логически стройное изложение итогов и их соотношение с целями и задачами, сформулированными во введении, значимостью изучаемой проблемы.

Таким образом, заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов по главам, а должно содержать то новое, то существенное, что составляет результаты проведенной исследовательской работы.

Исходя из общих требований, модель заключения можно составить из следующих структурных элементов:

- степень достижения целей работы;

- выполнение исследовательских задач;

- возможность реализации или практического применения результатов работы.

Список литературы составляет одну из существенных частей процесса исследования и отражает глубину и масштабы творческой работы студента. В список включаются только те материалы, которые использовались при подготовке дипломной работы. Он должен содержать не менее 30 пунктов, расположенных в следующей последовательности:

1. нормативно-правовые акты;

2. судебная практика;

3. специальная литература (монографии, сборники, брошюры, статьи из газет и журналов);

4. Интернет-ресурсы (официальные сайты органов власти).

При группировке нормативно-правовых актов следует придерживаться иерархического принципа построения списка, а внутри одного уровня иерархии – по хронологическому принципу (от более ранних к более поздним документам). Рекомендуется использовать следующую иерархию нормативно-правовых актов:

1. нормативные акты международного уровня, причем сначала – документыООН, потом все остальные

2. Конституция РФ

3. федеральные конституционные законы

4. кодексы

5. федеральные законы

6. указы Президента РФ

7. постановления Правительства РФ

8. нормативные акты министерств и ведомств

9. законы субъектов Федерации

10. указы губернаторов краев, областей, президентов республик

11. постановления администрации краев, областей, правительств республик

12. решения органов местного самоуправления

13. корпоративные акты (внутриорганизационные, внутрифирменные).

При группировке нормативно-правовых актов внутри одного уровня иерархии (например, акты министерств и ведомств) следует обращать внимание на иерархию принявших их органов. Приведем в убывающем порядке эту иерархию: 1) министерства РФ, 2) федеральные службы, 3) федеральные агентства. Из этого следует, что перечисляя акты, принятые данными органами, нужно сначала приводить акты министерств, потом – федеральных служб и агентств. Аналогичным образом следует действовать и при перечислении актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Нормативно-правовые акты, утратившие силу, помещаются в конце списка НПА с обязательной пометкой – «утратил силу». Пометку следует сделать после основного описания в круглых скобках. При этом утратившие силу нормативно-правовые акты могут использоваться в работе только для проведения сравнения с действующим законодательством.

Нормативно-правовые акты, принятые до 1917 года являются историческими материалами и вносятся в раздел «Специальная литература».

Примеры судебной практики можно найти в специализированных юридических журналах («Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Конституционного Суда РФ» и др.), в справочно-правовых системах («Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Референт»), в интернете. Назовем некоторые официальные сайты, где можно найти интересные материалы судебной практики:

Конституционный Суд РФ–http://www.ksrf.ru/

Верховный Суд РФ –http://www.vsrf.ru/

Ярославский областной суд –http://oblsud.jrs.sudrf.ru/

Судебные и нормативные акты РФ–http://sudact.ru/

Материалы, не являющиеся насущно важными для решения исследовательских задач, выносятся в приложение.

Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы. В приложения включаются таблицы, диаграммы, инструкции, информационные и другие материалы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...