Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Логические ошибки. Ошибки при аргументации, в композиции сочинения




До 2018 года при оценивании выполнения заданий 8, 9, 15, 16 логика ответа была вне оценивания. Только сочинение оценивалось с применением параметра «логика» по критерию 4 «Композиционная цельность и логичность изложения». Подчеркнем также, что в прошлые годы критерий, связанный речевым оформлением ответа, имел название «Следование нормам речи» и применялся только к заданиям 8, 15 (критерий 2) и к заданию 17 (критерий 5). Контекстные задания 9, 16 с точки зрения их речевого оформления не оценивались.

В системе оценивания заданий модели ЕГЭ по литературе 2018 года сделан дополнительный акцент на речевое оформление ответа и его логичность. В экзаменационной модели 2018 года по-иному называется критерий, с помощью которого оценивается качество речи К3 «Логичность и соблюдение речевых норм». Данный критерий введен не только для заданий 8 и 15, но и для заданий 9 и 16. В ЕГЭ 2018 года сохранены подходы к оцениванию задания 17 с точки зрения логики сочинения и его речевого оформления: применяются два разных критерия: критерий 4 «Композиционная цельность и логичность», критерий 5 «Соблюдение речевых норм».

Закономерно, что новые требования отражены в инструкциях к заданиям. Инструкции ко всем заданиям, требующим написания развернутого ответа, содержат установку на соблюдение логики при ответе на вопрос. В инструкции к заданиям 8, 9, 15, 16 сказано: «не допускайте фактических и логических ошибок». В инструкции к заданию 17 (сочинение) дается установка: «Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок» (акцент на внимание к логике новый для инструкции к сочинению).

Логичность речи – это коммуникативное качество, характеризующее смысловую непротиворечивость высказываний в целом тексте:

-  предполагает умение последовательно, ясно и аргументированно оформлять мысль,

- возникает на основе соотношения речь – мышление,

- связана со смысловой и синтаксической организацией как высказывания, так и текста.

Экзаменуемые, затрудняющиеся в понимании специфики и логики поставленного вопроса, обычно демонстрируют неумение логично и аргументированно строить собственное монологическое высказывание, неумение делать обобщения. Следует понимать, что вариантность смысловой организации текста не безгранична: законы правильного мышления определяют ясное развитие мысли. Логическая доброкачественность информации, которую несёт текст, определяется её достоверностью, точностью и непротиворечивостью. Каждая мысль текста должна иметь определённое, устойчивое содержание (предмет высказывания не должен произвольно меняться в ходе рассуждения, понятия – подменяться и смешиваться). Точность подбора тезисов, чёткость их формулирования, конструктивная ясность текста способствуют логической определённости изложения, позволяют достичь последовательности развития мысли. Развернуты ответ должен быть доказательным (всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана). При соблюдении этого требования все мысли, высказанные в тексте, вытекают одна из другой. Таким образом, в ответе все мысли должны быть внутренне связаны друг с другом и обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами.

Учащиеся с недостаточно развитым логическим мышлением часто допускают нарушения цельности и композиционной стройности высказывания: отсутствие вступления и/или заключения, различного рода недочеты во вступительной и заключительной частях, заключающиеся, например, в их недостаточной соотнесенности с темой сочинения и т.д. К нарушениям смысловой цельности и композиционной стройности работы может привести также плохое знание выпускниками текстов художественных произведений, так как в этом случае построение ими собственных высказываний определяется не логикой развития мысли, а скованностью в формулировании тезисов и выборе аргументов.

Слабая аргументация сопряжена также с логическими ошибками, связанными с нарушением последовательности изложения. Сбивчивость мышления и недостаточная осведомлённость экзаменуемого могут привести к появлению в сочинении двух противоположных суждений об одном и том же предмете, поданных экзаменуемым как истинные.

Логические ошибки следует отличать от фактических ошибок. Последние обусловлены не нарушением правил логики, а незнанием предмета, фактического положения дел, о котором идет речь.

Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки, по определению Д.Э. Розенталя, – это неразличение «близких в каком–либо отношении обозначаемых понятий. Нередко экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родо-видовые, видовые и другие отношения». (Например: «Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга»). Логическая ошибка вызывается нарушением правил или законов логики (признак формальной несостоятельности содержащих ее определений, рассуждений, выводов и доказательств).

Логичность речи проявляется на двух уровнях: во-первых, при построении высказывания, отражающего логику мысли, и, во-вторых, при оформлении текста, связанном с логикой изложения.[3]

Логические шибки, связанные с нарушением логической правильности речи, выявляются как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста. Композиционно-текстовые ошибки, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения, выявляются в начале, в основной части сочинения и в концовке.

Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:

1) нарушение последовательности высказывания,

2) отсутствие связи между частями высказывания,

3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли,

4) раздробление микротемы другой микротемой,

5) несоразмерность частей высказывания,

6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.

 

Речевые ошибки

Вновь подчеркнем, что модель ЕГЭ по литературе 2018 года свидетельствует о повышенном внимании к речевому оформлению развернутых ответов. Если в прошлые годы качество письменной речи оценивалось только применительно к ответам на три задания 8, 15, 17 (критерий имел название «Следование нормам речи»), то в 2018 году все развернутые ответы оцениваются с точки зрения их речевого оформления. Для оценивания ответов на задания 8, 9, 15, 16 применяется комбинированный критерий 3 «Логичность и соблюдение речевых норм». При оценивании сочинения используется традиционный критерий «Следование нормам речи» (он не изменился в сравнении с прошлыми годами).

К речевым ошибкам относятся ошибки лексического характера и стилистические ошибки.

Типичными речевыми ошибками лексического характера являются:

1) неточное словоупотребление;

2) употребление слова в несвойственном ему значении;

3) нарушение лексической сочетаемости;

4) неверное использование устойчивых оборотов;

5) неразличение паронимов;

6) необоснованное создание неологизмов;

7) речевая избыточность:

-тавтология,

-плеоназм;

8) необоснованный пропуск слова и др.

 

К речевым ошибкам в школьной практике оценивания сочинений относятся также нарушения стилистических норм:

1) употребление иностилевых слов и выражений;

2) неудачное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;

3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

4) смешение лексики разных исторических эпох и др.

 

Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических.

Грамматические ошибки – это ошибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения, обусловленные нарушением какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Они состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесённости глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи, в нарушении границ предложения.

Речевые ошибки – это ошибки не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, которые можно заметить только в контексте.

 

Приведем фрагменты работ экзаменуемых, содержащие фактические, логические, речевые ошибки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...