Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности экономического механизма охраны окружающей среды




 

Разгосударствление подавляющего большинства предприятий, создание различных форм собственности, включая частную, не привели в целом по России к снижению сбросов и выбросов загрязняющих веществ. Из этого следует, что в период продолжающегося реформирования политической и социально-экономической системы в целях успешного осуществления природоохранной деятельности необходимо: 1) сочетать методы прямого государственного управления с методами экономического регулирования; 2) проводить замену действующих элементов административной системы управления на рыночные механизмы в сфере природопользования только после того, как будут введены в действие соответствующие нормативно-правовые акты (В.Д. Ермаков и др., 1997 г.).

Ныне в России реализуется экономический механизм охраны ОПС, соответствующий критериям переходного периода к рыночной экономике. Главная его особенность состоит в ориентации не на плановое централизованное финансирование природоохранной деятельности, а в основном на экономические методы его регулирования и стимулирования.

Новый экономический механизм, тем не менее, не отвергает элементы административного управления. Так, в качестве обязательных элементов предусматриваются включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений, нормирование качества ОПС (ПДК, ПДУ, ПДВ, ПДС), ведение природо- ресурсовых кадастров, проведение государственного и ведомственного контроля, юридическую ответственность за допущенные экологические правонарушения. Но наряду с этим внедряются и новые экономические стимулы: плата за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение ОПС, экологические фонды, экологические льготы, экологическое страхование и др. (рис. 15.3).

 

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» определил основные задачи экономического механизма природоохранной деятельности в России:

1) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

2) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

3) внедрение комплекса мер по экономическому стимулированию (поощрению) охраны ОПС;

4) реализация эффективной системы штрафов за нарушение природоохранного законодательства и обязательного возмещения вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.

 

Лицензия, договор и лимиты на природопользование

 

Краеугольным камнем в структуре нового экономического механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования являются такие экономические рычаги, как лицензия, договоры и лимиты. При их введении реализуется принцип: «хозяйствующий субъект обязан платить за природные ресурсы».

Лицензия (или разрешение) — документ, выданный специально уполномоченными на то органами (Министерство природных ресурсов) и удостоверяющий право его владельца на использование в определенный период времени (обычно 1 год) природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на выбросы, сбросы и размещение твердых отходов.

Лицензия на комплексное природопользование включает следующую информацию: I) перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия; 2) нормативные платы за охрану и воспроизводство природных ресурсов; 3) перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов; 4) нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов; 5) экологические требования и ограничения, при которых разрешается хозяйственная и иная деятельность.

Выдаче лицензии предшествует установление лимитов на природопользование, представляющих собой установленные предприятиям- природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов производства.

Получив лицензию и пройдя экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь (промышленное предприятие, фермерское хозяйство, воинская часть и т.п.) в обязательном порядке заключает договор о комплексном природопользовании. В этом документе содержатся условия и порядок использования природных ре­сурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон (государства и природопользователя) и механизмы возмещения возможного вреда, причиненного природной среде.

Таким образом, лимиты, лицензия и договор на комплексное природопользование, будучи, с одной стороны, элементами системы экологических ограничений со стороны государства (административное управление), выполняют, с другой стороны, и экономические функции, побуждая природопользователя при помощи «рубля» бережнее относиться к природной среде.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...