Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экосистемный метод неистощительного природопользования




 

Решение экологических проблем, а следовательно, и перспективы устойчивого развития цивилизации во многом связаны с грамотным использованием возобновляемых ресурсов и разнообразных функций экосистем, управлением ими. Это направление — важнейший путь достаточно длительного и относительно неистощительного природопользования в сочетании с сохранением и поддержанием стабильности биосферы, а следовательно, и среды обитания человека.

Ограниченное на данный момент времени использование экосистемных методов неистощительного природопользования связано как с недостаточным вниманием к данной проблеме, так и с нежеланием нести дополнительные расходы в течение длительного времени. В то же время функции многих экосистем (например, лесных) по своему значению не уступают чисто продукционным и, что весьма важно, могут целенаправленно управляться человеком.

Для примера рассмотрим возможности использования лесных экосистем для решения весьма актуальной проблемы водных ресурсов.

Лиственные леса (береза и осина) способствуют существенно большему ежегодному поступлению воды (2390 м3/га) в источники, чем еловые (1210 м3/га). Смешанные леса занимают промежуточное положение (2010 м3/га). В пределах значений этих различий стока вполне возможно и управление водными ресурсами посредством изменения видового состава древостоев. Согласно расчетам специалистов, увеличение ежегодного стока с лесных плошадей европейской части России только на 100 м3/га (это примерно в 8—10 раз меньше потенциально возможного) адекватно таким планировавшимся в 80-е г. грандиозным и дорогостоящим мероприятиям, как переброска вод части северных рек в вододефицитные южные районы.

Кроме видового состава лесов, в качестве факторов управления их водным балансом можно использовать возраст и густоту. Так, за счет регулирования возраста и густоты еловых»лесов можно получить ежегодно дополнительно до 1300—1400 м3/га «оды. В лиственных лесах указанный эффект меньше почти в 5 раз.

Там, где требуется увеличить испарение (например, в целях уменьшения риска заболачивания лесных почв), целесообразно использовать густые темнохвойные леса. Здесь они выступают как фактор осушительной гидромелиорации.

Ныне леса все шире используются для перехвата и последующей очистки вод, поступающих с сопредельных территорий (например, с полей, дорог, населенных пунктов и т.д.). Для этого наиболее приемлемы высокопродуктивные, с мощной лесной подстилкой и многоярусные (с кустарниками) хвойно-лиственные леса. Они способны аккумулировать, очищать, а затем переводить в подземный сток огромные массы воды.

В заключение укажем, что основными причинами истощения, загрязнения и разрушения природной среды, которые обусловлены антропогенной деятельностью на базе экстенсивного природопользования, являются, по мнению многих ученых, следующие:

Ограниченность возможностей природной среды по переработке, очистке антропогенных отходов. Емкость ее не позволяет перерабатывать все возрастающие количества таких отходов, их накопление привело к глобальному загрязнению.

Вследствие ограниченности территории планеты запасы полезных ископаемых, используемых человеком, постепенно расходуются и перестают существовать. Тем самым человечество создало себе проблему изыскания альтернативных источников энергии и некоторых материалов.

В отличие от природного, созданные человеком производства являются отходными. Так, для обеспечения жизнедеятельности лишь одного человека ежегодно расходуется не менее 20 т природных ресурсов. Однако из них лишь около 5% идет на выработку чистой продукции, а остальное — отходы. Законы развития экосистем и биосферы в целом, на основе которых можно прогнозировать последствия антропогенной деятельности, человек, к сожалению, постигает в основном посредством накопления опыта ведения хозяйства, а это фактически метод «проб и ошибок».

У человечества, конечно, есть еще возможность заменить наиболее дефицитные ресурсы на имеющие большее распространение и большие запасы. Но, как правило, при этом снижается качество продукции. Следовательно, одним из важнейших лимитирующих факторов выживания человека как биологического вида («человека разумного») является ограниченность и исчерпаемость важнейших для него природных ресурсов. Отсюда вытекает важнейшая задача современной цивилизации — скорейший переход к контролируемому использованию природных ресурсов и систем с максимально возможным их сбережением.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение экологической безопасности и сформулируйте подходы, которые лежат в основе стратегии обеспечения экологической безопасности.

2. Охарактеризуйте принципы природопользования. Согласны ли вы с утверждением, что современная цивилизация основывается на экстенсивном природопользовании ?

3. Что такое экологический менеджмент? Каковы его основные функции?

4. Что лежит в основе классификации природных ресурсов?

5. Сформулируйте понятие «рациональное природопользование». Тождественно ли оно понятию «экология» ?

6. Охарактеризуйте основные принципы рационального природопользования.

7. Каковы формы управления природопользованием?

8. Что такое кадастр природного ресурса? Перечислите виды природных кадастров.

9. Почему так важно сохранить генофонды животных и растений? Согласны ли вы с тем, что указанные генофонды— важнейший и незаменимый природный ресурс ?

10. Что такое экотоксикология, экопатология, медико-генетическое консультирование, скрининг?

11. Что такое охраняемые природные территории? Перечислите категории указанных территорий.

12. Охарактеризуйте экосистемные методы неистощительного природопользования.

 

Лекция №2










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...