Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Судебная система Российской Федерации в 1992 – 1999 гг.




Государственно-политическое развитие современной России.Про­цесс формирования обновленной российской государственности на­чался еще до распада Советского Союза. Принятие 12 июня 1990г.

^ Декларации о государственном суверенитете России на I Съезде народ­ных депутатов РСФСР стало важнейшей вехой в становлении ее 436 институтов власти и управления, независимых от союзных структур. Тогда же на пост Председателя Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, пользовавшийся в тот период широкой поддержкой в России. Согласно Декларации, суверенитет провозглашался во имя обеспечения каждому человеку необходимого права на достойную жизнь, свободное развитие, пользование родным языком, а каждому народу — права на самоопределение в избранных им национально-го­сударственных и национально-культурных формах.
Ровно через год, 12 июня 1991 г.,в рамках укрепления высшей исполнительной власти и в соответствии с утвержденным IV Съездом народных депутатов РСФСР Законом о Президенте РСФСР, Б.Н. Ельцин был избран на этот пост всенародным голосованием. В первом же туре выборов его кандидатура получила поддержку почти 60 % избирателей, принявших участие в голосовании.
После событий августа 1991 г. фактически вся полнота государст­венно-политической власти перешла от союзного Центра в республики. Осенью 1991 г. российское руководство поставило целью прежде всего разрушение структур КПСС, создание собственной системы исполни­тельной власти как в центре, так и на местах, а также борьбу за перераспределение рычагов управления страной от союзных к респуб­ликанским органам.

В сфере государственного строительства важнейшей задачей, сто­явшей перед руководством России, являлось решение вопроса о сохранении территориальной целостности страны. Уже с 1990 г. авто­номные республики в составе РСФСР повысили свой статус до уровня союзных, что значительно расширило их суверенные полномочия. В условиях структурного экономического кризиса между регионами Рос­сии усилились центробежные тенденции, разрушение традиционно сложившихся хозяйственных связей. Это создало для России реальную угрозу повторения судьбы Союза ССР.

Сохранение Российского государства как единой многонациональ­ной державы, основанной на принципах федеративного устройства и действительного равноправия, зависело теперь от быстрого и успеш­ного проведения радикальных социально-экономических преобразо­ваний, способных на новом фундаменте рыночных реформ возродить интеграционные процессы, от единства и взаимодействия федеральных и местных органов власти и решимости высших исполнительных структур России в отстаивании целостности всего государства.

31 марта 1992 г.после длительных переговоров и дискуссий боль­шинство субъектов Российской Федерации подписали в Кремле Феде­ративныйДоговор. Этот документ разграничивал предметы ведения и полномочия между федеральными органами власти и управления, а также органами власти субъектов Федерации. К числу субъектов Федерации были отнесены республики в составе Российской Федера­ции, края, области, автономные образования, города Москва и Санкт-

Петербург. От подписания Федеративного Договора воздержались лишь лидеры Татарстана и Чеченской республики. Они заявили о своем полном суверенитете и независимости от федеральных органов. Одна­ко, как показали последующие события, подписание Договора не оказало ожидаемого результата на укрепление государственного един­ства России.

В 1992—1993 гг. на высшем уровне российская государственность была представлена тремя ветвями власти: законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый из числа депутатов двухпа­латный Верховный Совет), исполнительной (Президент РФ и назна­чаемое им Правительство РФ, Председатель которого утверждался, по представлению Президента, Съездом народных депутатов), судебной (систему судебных органов венчал Конституционный Суд, состав которого избирался также Съездом народных депутатов).

В указанный период в Российской Федерации была проделана определенная работа по утверждению судебной власти как самостоятельной ветви власти, независимой в своей деятельности от власти законодательной и исполнительной, способной обеспечить защиту и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека. К реальным результатам осуществления в России судебной реформы необходимо отнести прежде всего избрание в октябре 1991 года Конституционного Суда РФ, расширение судебной юрисдикции, расширение права на защиту, а также создание системы правовых и социальных гарантий независимости судей.

В связи с этим особо следует отметить принятие Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (июнь 1992 года), конституционного Федерального закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (июль 1994 года), направленных укрепление судебной власти и повышение авторитета суда. Действующая сегодня судебная система, представляющая в соответствии с Конституцией РФ 1993 года (ст. 10) самостоятельную ветвь государственной власти, включает в себя конституционные суды, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды. Каждый из названных видов судов обладает собственной компетенцией, определенной главным образом по типологии совершаемых нарушений.

Численный состав Конституционного Суда РФ равен 19 судьям. Судьи назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Главная роль в формировании персонального состава Конституционного Суда РФ принадлежит президенту и Совету Федерации. Возрастной ценз для занятия места судьи Конституционного Суда – 40 лет (ранее 35 лет). Существенное значение для эффективной работы Конституционного Суда имеет принцип обновления его состава. Закон 1991 года придерживался принципа несменяемости его членов, а предельный возраст пребывания в должности составлял 65 лет. Закон 1994 года предусматривает назначение на 12 лет и не допускает переизбрания судьи. Возрастной потолок судей Конституционного Суда – 70 лет, что обеспечивает реализацию принципа обновления его состава.

Конституционному Суду принадлежит важная роль в политической системе общества – определение границ власти среди различных государственных органов и между государством и частными лицами. Судьи Конституционного Суда РФ призваны формировать публичное право и публичную политику посредством толкования Конституции РФ, адаптировать ее к потребностям современной жизни.

С 1 января 1997 года вступил в силу закон «О судебной системе Российской Федерации». Предлагаемая судебная система страны – федеральные суды и местные – мировые и уставные – основана на действующей Конституции России. Закон создает единую систему судов в стране, не покушаясь на самостоятельность регионов, но укрепляя российскую государственность. Однако на практике не все так просто. Так, у суда присяжных были и есть как сторонники, так и противники.

Противники суда присяжных считают, что сегодня суд присяжных «громоздок, дорогостоящ, неэффективен, а главное – пристрастен и необъективен» (такие обобщения сделаны на основе изучения западного опыта). Его сторонники, доказывая демократичность суда присяжных, ссылаются на то, что он существует на Западе, а также на российский опыт, имея в виду судебную реформу 1864 года. По их мнению, введение суда присяжных освобождает судей от выполнения функции обвинителя, ответственного за исполнение недостатков следствия. По-видимому, противников у суда присяжных оказалось выше, поскольку он был введен в 1993 году только в качестве эксперимента в ряде регионов РФ.

Предусмотренный реформой институт мировых судей, которые единолично должны рассматривать большую часть гражданских дел и дела о преступлениях, не представляющих |значительную опасность, долгое время не имел соответствующего закона. Только в 1997 году был опубликован проект федерального Конституционного Суда «О мировых судьях в Российской Федерации».

Несмотря на проделанную работу, судебная система как самостоятельная ветвь власти еще не реализовалась. Пока удалось добиться лишь организационной независимости системы судебной власти, но практически отсутствует материально-финансовая гарантия ее независимой деятельности, т.к. финансирование находится в руках исполнительной власти. Положение судов общей юрисдикции по-прежнему остается критическим. Это констатировал Совет судей РФ, созданный в октябре 1994 года на первом съезде судей Российской Федерации. Больше того, в обращении «К гражданам России» (1996 год) подчеркивалось, что в результате крайне неудовлетворительного финансирования в Российской Федерации прекратилась нормальная работа судов, что привело к повсеместному и массовому нарушению конституционных прав граждан на судебную защиту. Совет судей оставил за собой право обратиться в Совет Европы с жалобой на нарушение в Российской Федерации ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей гражданам судебную защиту.

Сопротивление коммунистической номенклатуры, избранной на Съезд Советов РСФСР и в Верховный Совет РСФСР в 1990 г. в период монополии КПСС на власть, было главной причиной оттяжки принятия новой Конституции.

Первый Президент России Б..Н. Ельцин, избранный всенародным голосованием в 1991 году, и Правительство пытались найти компромисс со Съездом народных депутатов РСФСР. Однако Съезд цеплялся за власть любым путем, в том числе и провоцированием гражданской войны.

На всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г. о доверии Президенту Б.Н. Ельцину, об одобрении социально-экономического курса, о досрочных выборах Президента и Верховного Совета РСФСР абсолютное большинство россиян проголосовали за реформы. Однако коммунистическая номенклатура, господствовавшая на Съезде Советов, отказалась подчиниться итогам референдума.

5 июня 1993 г. во исполнение решений референдума Указом Президента РФ было открыто Конституционное совещание по подготовке проекта новой Конституции для вынесения его на всенародный референдум, но 24 июня 1993 г. Верховный Совет своим решением отказался сотрудничать с Конституционным Совещанием.

21 сентября 1993 г. Президент вынужден был своим Указом распустить Съезд народных депутатов и Верховный Совет и назначил референдум по принятию Конституции и выборы Парламента на 12 декабря 1993 г.

Сторонники Верховного Совета спровоцировали массовые беспорядки 3 –4 октября 1993 года, в результате которых имелись человеческие жертвы. Президент и Правительство вынуждены были применить силу для прекращения кровопролития,

12 декабря 1993 г. проект Конституции, выработанный Конституционным совещанием, был принят на всенародном референдуме абсолютным большинством голосов и в соответствии со ст. 1. Раздела второго проекта Конституции вступил в силу в день официального опубликования итогов референдума – 25 декабря 1993 г.

На выборах 1993, 1995,1999, 2003 гг. были избраны новые законодательные органы – Совет Федерации и Государственная Дума, составляющие верхнюю я нижнюю палаты Федерального Собрания – Парламента Российской Федерации.

Открылся новый этап в развитии российской государственности.

Показательны были скромные результаты «партии власти» – «Выбора России» демократа Е. Гайдара в 1993 г. и правоцентристского «Наш дом – Россия» В.Черномырдина в 1995 году, изобилие фракций в Думе, сильные позиции КПРФ (часто в блоке с националистами), конфликты Думы с Президентом и Верхней палатой – все это политизировало работу Думы и мешало принятию назревших законов. На президентских выборах летом 1996 г. ослабли позиции демократа Г. Явлинского и националиста В. Жириновского, провалилась кандидатура экс-президента СССР М. Горбачева. Однако успешно выступил генерал А. Лебедь. Победу на этих свободных выборах одержал Б. Ельцин (перевес 10 млн голосов над лидером коммунистов Г. Зюгановым). Но из 40 млн избирателей Ельцина многие видели в нем лишь меньшее зло в сравнении с «красной» угрозой. После досрочного добровольного ухода в отставку 31 декабря 1999 г. Президента Б.Н. Ельцина уверенную победу на президентских выборах 2000 и 2004 гг. одержал его преемник В.В. Путин.

На парламентских выборах 2003 г. коммунисты потерпели сокрушительное поражение, абсолютную победу одержала пропрезидентская «Единая Россия». Но острые проблемы России остаются открытыми.

Началась правовая реформа. Обострение экологических проблем вызывало потребность совершенствования экологического законодательства. В 1995 – 1996 гг. вступили в силу части I и II нового Гражданского кодекса, в 2002 г. – часть III, новый Семейный кодекс 1995 г. Рост уголовной преступности потребовал принятия нового Уголовного кодекса. Соответственно были приняты новый Уголовно-процессуальный кодекс, Налоговый кодекс, вступили в силу новый Трудовой кодекс, Административных правонарушений и др. В целом правовая реформа касается всех отраслей права.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...