Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Международное положение СССР после окончания второй мировой войны и изменения в государственном аппарате.
После войны государству и обществу было необходимо решить сложную задачу – восстановить разрушенную экономику. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 – 1950гг. Ставилась основная цель: восстановить пострадавшие районы, достичь довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах. План успешно выполнялся. Уже в 1948 г. был достигнут и превзойден довоенный уровень промышленного производства. Рабоче-Крестьянская Красная Армия в 1946г. была переименована в Советские Вооруженные Силы, ВКП(б) — в Коммунистическую партию Советского Союза. Параллельно со старыми партийными органами создавались новые структуры, подконтрольные только председателю Совета Министров маршалу Сталину. Возросла роль Секретариата ЦК и Управления кадров ЦК партии. В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР (соответственно были переименованы СНК союзных республик). В феврале 1947г. создаются комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета. После окончания войны в местностях, где ранее существовало военное положение, восстанавливались обычная подсудность военных трибуналов и обычный порядок их деятельности. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 г. установил ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями. Эти коллегии были образованы при областных, краевых, Верховных Судах СССР, союзных и автономных республик, военных трибуналах округов, флотов и приравненных к ним специальных судов. В 1945 – 1947 гг. военные трибуналы разбирали дела военных преступников, бывших военнослужащих германской армии, которые совершили массовые убийства, истязания гражданского населения и военнопленных, угон мирных советских граждан в Германию и другие злодеяния. Во время войны выборов в Советы не было. После ее окончания в феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а через год — в Верховные Советы союзных и автономных республик. При этом был повышен возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР до 23 лет, а для депутатов Верховных Советов союзных и автономных республик — до 21 года. В декабре 1947 г., в январе-феврале 1948 г. прошли выборы в местные Советы во всех союзных республиках. После принятия Конституции СССР 1936 г. изменились наименование, структура, компетенция ряда государственных органов. Поэтому Верховный Совет СССР в марте 1946 г. создал Редакционную комиссию для выработки предложений об изменении Конституции. В марте 1946 г. количественный состав Президиума Верховного Совета СССР был сокращен на 9 человек (из прежних 42) с целью превращения его в более оперативный орган. В феврале 1947 г. была несколько расширена компетенция Президиума Верховного Совета СССР, к его ведению было отнесено денонсирование международных договоров СССР, установление почетных званий СССР, воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий. В резолюции Президиума Верховного Совета СССР от 6 августа 1951 г. отмечалось, что он объединяет работу Совета Союза и Совета Национальностей. По окончании войны были упразднены чрезвычайные и другие органы, вызванные потребностями военного времени (в то же время в системе НКВД продолжали действовать неконституционные структуры, которые «приговаривали» тысячи невиновных людей к самым суровым мерам, вплоть до расстрела). В 1946 г. произошли дальнейшие изменения в высших органах управления СССР, союзных и автономных республик. В марте этого года Верховный Совет Союза принял закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР совнаркомов союзных и автономных республик в соответствующие Советы Министров, а наркоматов – в министерства. Поиски лучшей организации управления народным хозяйством привели к разукрупнению ведомств, созданию новых отраслевых органов. В феврале 1947 г. в стране уже имелось 36 общесоюзных и 22 союзно-республиканских министерства. Однако вскоре этот процесс сменяется обратным. В 1948-1949 гг. происходит объединение ряда министерств. В результате к марту 1949 г. их количество уменьшилось до 28 общесоюзных и 20 союзно-республиканских. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, о государственных пенсиях, о расширении прав республик, о перестройке управления промышленностью, о реорганизации МТС и др. В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах. В области управления промышленностью отраслевой принцип в 1957 г. был заменен территориальным, были созданы экономические административные районы, управленческими органами в которых стали советы народного хозяйства (совнархозы). Однако тенденция к децентрализации управления не смогла развиться, в ноябре 1962 г. число совнархозов было сокращено, в марте 1963 г. централизованная система управления вновь воссоздается: образуется Высший совет народного хозяйства, вставший над всей системой органов управления экономикой (включая Госплан, Госстрой и другие комитеты, заменившие в 1957 г. упраздненные министерства). В сфере сельского хозяйства в послевоенный период были проведены две важнейшие реформы. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче сельхозтехники в собственность колхозов. Быстрая и немедленная передача (за выкуп) техники колхозам связывалась с повышением ими закупочных цен в 1953—1954 гг. Еще в августе 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс на хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственными закупками, а закупочные цены повышены. Вторая важная реформа осуществила очередное укрупнение колхозных хозяйств, создание «колхозных союзов», способных эффективно развивать индустриальную базу. Это преобразование позже стало производиться в рамках идеологии «сближения города и деревни». В связи с этим стоит реформа структуры правящей партии, органы которой в 1962 г. были разделены по территориальному признаку на городские (занимающиеся делами промышленности) и сельские. Реформа упразднила районные партийные организации, чьи полномочия переносились на «производственные зоны». Партийная реформа оказалась в явном противоречии с идеей «сближения города и деревни» и единства экономической системы. Пленум ЦК КПСС в декабре 1957 г. принял также решения о переориентации работы профессиональных союзов, их включение в производственный процесс (конкретные задачи были определены: «борьба за экономию», проверки выполнения коллективных договоров, активизация производственных совещаний на предприятиях, контроль за сферой «соцбыта» и охраной труда). Партийно-советская система управления, трансформированная в военных условиях, после войны приобретает новые черты и вырабатывает новые механизмы. Существует монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, идейные оппоненты рассматриваются как политические враги. Мораль подчиняется политической целесообразности. Практикуется масштабный государственный террор, используемый для достижения социального единообразия и единомыслия, а также как средство управления и контроля. В результате применения чрезвычайных мер в стране фактически были задушены все ростки политической оппозиции - не только реальные, но и потенциальные. Из письма в прокуратуру: «Пишет Ощепкова Ирина Павловна, 1932 года рождения, проживает в Омске: в ноябре 1937 года мой отец был арестован по ст.58 и был отправлен в деревню Верхняя-Чебула. Дальнейшая его судьба неизвестна. Нас было четверо у мамы и она была беременна пятым ребенком. В конце ноября нас выгнали из дома на улицу. Потом арестовали мать и ребенка она родила уже в тюрьме. Добрые люди помогали нам. Меня определили в няньки. Младших взяли в детдом. Я пыталась поступить в фабрично-заводское обучение, но меня дважды не брали из-за отца. Мне пришлось поменять тогда фамилию и имя. В настоящее время я пытаюсь восстановить правду о своем отце. Помогите мне в этом». Справка: Каюрин Павел Александрович, 1895 года рождения, отец, приговорен 17.10.37г. постановлением тройки УНКВД Новосибирской области, по ст.58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы, реабилитирован посмертно. В послевоенный период в сфере правового регулирования экономики договор вновь становится одним из важнейших стимулов, делаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 года Совет Министров СССР принял постановление «О заключении хозяйственных договоров», в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями; локальные – между предприятиями. Договоры должны были содержать ряд обязательных положений: количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки исполнения и формы ответственности сторон. Колхозное право. Новый устав сельхозартели 1956 года разрешил колхозникам самим определять размеры приусадебного участка, количество скота, находящегося в личной собственности, минимум трудодней, а обязательные поставки и натуроплаты заменил закупом. Изменились и принципы оплаты труда в колхозах: вводилось ежемесячное авансирование и форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда. Наследственное право Последующие изменения в порядке наследования произошли уже в 1945 году после указа 14 марта «О наследниках по закону и по завещанию».Наследниками по закону были признаны дети, супруг и нетрудоспособные родители умершего, а также другие нетрудоспособные, состоявшие на его иждивении не менее одного года до его смерти (1 ряд). Если кто-либо из детей умирал раньше наследодателя, то наследственная доля их переходила к их детям (то есть к внукам наследодателя), в случае смерти последних – к их детям (правнукам). При отсутствии указанных наследников право наследования переходило к трудоспособным родителям (2 ряд), а при их отсутствии – к братьям и сестрам умершего (3 ряд). Завещатель мог распоряжаться имуществом и по своей воле, он только не мог лишить наследственной доли несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных лиц. Таким образом государство, взяв на себя функции социального обеспечения, вновь переложило их часть на самих трудящихся.
Уголовное право Главные изменения в уголовном праве в послевоенный период происходили в связи с отменой чрезвычайных положений закона. В июле 1945 года проведена амнистия «в связи с победой над гитлеровской Германией», в ходе которой освободились от наказания или получили смягчение лица, осужденные за менее тяжкие преступления (до 3 лет). С многих лиц была снята судимость и административная ответственность. В мае 1947 года произошла отмена смертной казни, правда, вскоре, уже в 1950 году она вновь (по просьбам трудящихся) была восстановлена «в исключительных случаях». С начала 1960-х годов смертная казнь применялась для борьбы с экономическими преступлениями, в том числе в отношении лиц, осужденных за взяточничество. Уголовная ответственность по целому ряду преступлений, однако, и в 1940-1950-е годы продолжала усиливаться. Увеличились сроки наказания за хищения государственного и общественного имущества (до 25 лет), за изготовление и продажу самогона, за изнасилование и др. Принятые в декабре 1958 года новые Основы уголовного законодательства Союза СССР провозглашали в качестве основной задачи «охрану советского государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан». Охрану эту осуществлял мощный разветвленный репрессивный аппарат, значение которого и в послевоенное время продолжало увеличиваться. Заключительная часть В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку: 1. Изучить самостоятельно следующие вопрос: Конституция РСФСР 1937 года. 2. Доработать конспект. 3. Повторить материал лекции. Подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Основные тенденции развития тоталитарной политической системы СССР в 30-е гг. XX в. 2. Общая характеристика советской судебной системы и органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны. 3. Основные тенденции в развитии советского гражданского, семейного, трудового и колхозного права Великой Отечественной войны. 4. Советское уголовное и процессуальное право в годы Великой Отечественной войны. Разработал: Доцент кафедры теории и истории государства и права кандидат исторических наук А.А. Смирнова
Лист регистрации изменений
УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры теории и истории государства и права подполковник внутренней службы С.Б. Немченко
«_____»_______________________2013 года
ЛЕКЦИЯ по дисциплине «История отечественного государства и права» для обучающихся по специальности 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности КВАЛИФИКАЦИЯ (степень) «СПЕЦИАЛИСТ»
Тема № 22.1. Советское государство и право в годы «оттепели» (1953 – 1964 гг.)
СМК-УМК-4.4.2-47-2013
Санкт-Петербург 2013
I.Учебные цели 1. Лекция составляет основу теоретического обучения и должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. 2. Подготовка квалифицированных сотрудников МЧС России, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками в области международного сотрудничества в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 3. Воспитание у обучающихся таких профессиональных качеств как умение выступать перед аудиторией и логически последовательно, убедительно и грамотно излагать свои мысли, защищать свое мнение.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 353. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |