Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Советский государственный аппарат в конце 20-х – 30-х гг. XX в.
На рубеже 20 – 30-х гг. в стране формируется тоталитарная система власти. Предпосылкой ее возникновения стала монополия РКП (б) – ВКП (б) на власть, возникшая еще летом 1918 г., когда в стране оставалась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции ее власть становится бесконтрольной. В 30-е годы сложился культ личности Сталина, режим его личной диктатуры. Сталин еще в 1928 году обосновал тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения страны к социализму. Между тем не было никаких социальных предпосылок для усиления классовой борьбы. Если в 1928 году общая численность населения СССР составляла 152,4 млн, то в 1939 году 170 млн. Буржуазия составляла в 1928 году – 4,6%, в 1939 году их уже нет, индивидуалы – крестьяне, кустари в 1928 году – 74,9%, в 1939 году – 2,6% рабочие и служащие в 1928 году – 17,6%, в 1939 году – 50,2%, колхозники и кооперативные кустари: в 1928 году – 2,9%; в 1939 году – 47,2%.
Признаки советского общества: – огосударствление всех сфер жизни. В сложившейся административно-командной системе государственные и хозяйственные органы действовали под жестоким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Сформировался привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, советских, военных, хозяйственных, репрессивных и иных органах. – жесткая вертикаль власти с харизматическим лидером. Партийная власть быстро срасталась с властью государственного аппарата, и в 1939 г. И. Сталин отметил: «Кадры партии – это командный состав партии, а так как наша партия стоит у власти – они являются также командным составом руководящих государственных органов». Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. Партия милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей: «партия – орден меченосцев». – репрессии и внеэкономическое принуждение в обществе. Власть была готова к проведению массовых репрессий. Установившийся режим личной власти Генерального секретаря партии, ставшего одновременно главой государства, будет характерным признаком советской политико-государственной системы вплоть до середины 50-х гг. Уже в 1929 г. И. Сталин назывался самым «выдающимся теоретиком ленинизма», «Лениным наших дней». – отрицание опыта Запада; – закрытость страны. Сложилась аномальная, противоестественная, но исторически оказавшаяся неизбежной, модель нового общественного строя – авторитарно-мобилизационный социализм с тоталитарными извращениями (Ю.П. Титов).
Функционирование высших государственных органов
Еще в 1927 году был реорганизован аппарат ВСНХ: вместо единого центрального управления государственной промышленностью (с его директорами – отделами) были созданы отраслевые главные управления. На них опиралось в своей деятельности Планово-экономическое управление. Сложилась трехзвенная система управления: главк – трест – предприятие. Директор предприятия действовал по доверенности и от имени треста, участвовал в работе треста по составлению производственных планов. С1929 года центр оперативного управления перемещается с треста на предприятие. Расширились пределы заводского и цехового хозяйствования (по положению 1927 года хозрасчетным был только трест). Система синдикатов упразднялась, вместо них создавались отраслевые (союзные и республиканские) объединения, (областные) тресты и (районные) промышленные комбинаты. ВСНХ продолжал руководить общесоюзной и республиканской (через республиканские СНХ) промышленностью, кустарной промышленностью, осуществлял регулирование снабжения и сбыта, планирование. XVII съезд партии в начале 1934 года сформулировал основные задачи по реконструкции хозяйственного и управленческого аппарата в новых условиях: разукрупнение наркоматов, чистка госаппарата и партии, разукрупнение профсоюзных объединений. Была ликвидирована функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливался производственно-территориальный принцип управления, при котором усиливалось влияние отраслевых центральных ведомств. Вывод: Формирование командно-административной системы оказалось сложным и длительным процессом, который нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции (централизация – децентрализация, ужесточение регулирования – либерализация и т.п.). Основными итогами ее становления стали: сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики. Централизация правоохранительной системы В конце 1933 года было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. Регламентировались функции Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР. На прокуратуру СССР возлагались обязанности: – по надзору за соответствием всех постановлений, принимаемых центральными и местными органами власти и управления, положениям Конституции; – за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями; – за законностью действий органов милиции, ОГПУ; – по поддержанию обвинения в суде. С 1936 года все прокурорские органы стали подчиняться Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения наркомюстов республик.
Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 году созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется и создается Особое совещание, орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительные трудовые лагеря. В состав Особого совещания входил Прокурор СССР, имевший право опротестовывать решения Особого совещания в Президиум ЦИК СССР. На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930 г.
Судебная реформа 1938 года 17 ноября 1938 года постановление ЦК ВКП(б) и СПК СССР «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия»прекратило «большой террор» в стране. В нем говорилось о необоснованности многих арестов, фальсификации дел органами НКВД, слабости прокурорского надзора и т.п., вина за которые была возложена на руководство НКВД. В декабре 1938 года был смещен с поста наркома В.Д. Ежов и его место занял Берия. Ежов и многие его ближайшие помощники, заместители и начальники управлений НКВД краев и областей, руководители отделов наркомата, начальники тюрем и лагерей, были расстреляны, выполнив роль своеобразных «козлов отпущения» за преступления режима. Но приговоры по этим фальсифицированным делам остались в силе и дела не пересматривались, что является ярким свидетельством того, что борьба с фальсификаторами носила чисто пропагандистский характер. В августе 1938 г. принимается Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифицированная судебная система. Состав судов всех инстанций стал включать судью и двух народных заседателей. Первой инстанцией являлся народный суд. В качестве судов второй инстанции (в составе коллегий по уголовным и гражданским делам) выступали: краевой, областной, окружной суды и суд автономной области. Высшими судебными инстанциями были: Верховный Суд автономной республики, Верховный суд союзной республики и Верховный суд СССР. Наряду с общими судебными инстанциями сохранялись специальные суды: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта. Самой серьезной новеллой нового положения стало введение выборности судей населением.Народные судьи и народные заседатели народных судов отныне избирались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Судьи и народные заседатели областных, краевых, верховных республиканских судов – соответствующими советами. Члены Верховного суда СССР и народные заседатели этого суда избирались Верховным Советом СССР. Провозглашался демократический принцип: судьи независимы и подчиняются только закону, что несколько усилило гарантии против необоснованных смещений судей местными властями. Закон гласил, что судьи и народные заседатели могут быть освобождены от должности досрочно только по отзыву избирателей или по приговору суда. Для возбуждения уголовного дела против народного судьи требовалась санкция прокурора и Президиума Верховного Совета союзной республики. Однако краткие сроки полномочий (для народных судей 3, для членов остальных судов – 5 лет), право их отзыва избирателями, жесткий контроль за их деятельностью прокуратуры и Верховного суда, который мог истребовать любое дело из любого суда и внести протест на его приговор или решение, делали суды весьма «управляемыми». Судьями могли быть, как правило, только члены ВКП (б), что давало партийным инстанциям возможность влиять на их решения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |