Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовое регулирование советской властью экономических реформ 20-х гг. XX в.




 

К концу Гражданской войны (ноябрь 1920 года) экономическое и политическое положение в стране были очень сложными. Политика «военного коммунизма», которая позволила большевикам максимально сосредоточить в руках государства материальные ресурсы и победить в Гражданской войне, себя окончательно изжила. Тотальная национализация и политика продразверстки привели экономику страны в тупик. Большевики начинают терять свою социальную базу, в первую очередь это касается крестьянства.

После окончания гражданской войны и прекращения в основном военной интервенции политика военного коммунизма уже не удовлетворяла крестьянство. Громадная часть крестьянства была ею недовольна. В 1920 году общая продукция сельского хозяйства составляла около половины довоенной. Ширились выступления крестьян против Советской власти. Крестьянское хозяйство, разоренное войнами и подорванное неурожаем, находилось к весне 1921 года в тяжелом положении. По всей стране в конце 1920 – начале 1921 годов вспыхивали многочисленные восстания (самые известные – антоновское движение, Кронштадский мятеж). Требовались срочные меры, чтобы поднять производительные силы деревни.

В еще худшем положении находилась промышленность. Продукция тяжелой промышленности в 1920 году составляла около 1/7 довоенной. В стране не хватало самых необходимых предметов: хлеба, одежды, мыла. Хозяйственная разруха оказала влияние и на рабочий класс, стояли многие фабрики и заводы. Рабочие от голода бросали их и уходили в деревню; занимались кустарничеством, мешочничеством. Стала ослабевать классовая база диктатуры пролетариата. Рабочий класс распылялся, деклассировался. На почве голода и усталости проявлялось недовольство части рабочих.

Нужны были срочные, новые экономические мероприятия государства по выходу из кризисного положения экономики.

Новая экономическая политика (новая по отношению к «военному коммунизму») была провозглашена Ленинской резолюцией X съезда РКП(б) в марте 1921 г.

В соответствии с решениями съезда 21 марта 1921 года ВЦИК издал декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом».

Согласно Декрету разверстка продовольствия, сырья и фуража заменялась натуральным налогом. При определении суммы налога власти руководствовались классовым принципом: часть бедноты освобождалась от налога, середняки облагались умеренным налогом, кулацкие хозяйства – в повышенном размере. Налог исчислялся по схеме прогрессивного исчисления: чем больше произвел – тем больше налог. Все излишки продуктов после выполнения налоговых обязательств находились в полном распоряжении крестьян и могли ими использоваться как для улучшения своего хозяйства, так и для обмена и торговли через кооперацию на рынке.

Таким образом, были установлены размеры налога в 2 раза меньше продразверстки. Вместо 423 миллионов пудов зерновых продуктов по продразверстке налог устанавливал 240 миллионов пудов. Декрет был опубликован до начала посевных работ, что стимулировало крестьян увеличить посевы;

 

СНК СССР разрешил свободный обмен, продажу и покупку продуктов сельского хозяйства. В 1924 году натуральные налоги были заменены денежными. Введение такого налога стимулировало у крестьян материальную заинтересованность в развитии хозяйства.

Постепенно товарно-денежные отношения были распространены на все отрасли народного хозяйства. Этому способствовало принятие в мае-июне 1921 года СНК декретов «Об обмене», «О кооперации», «Об отмене ограничений денежного обращения и мерах к развитию вкладной и переводной операций» и других нормативных актов.

 

Цели НЭПа:

– политические – снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян;

– экономические – предотвратить разруху, выйти из кризиса и восстановить хозяйство;

социальные – не дожидаясь мировой революции, обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества;

внешнеполитические – преодолеть международную изоляцию и восстановить политические и экономические отношения с другими государствами.

Таким образом, тактической целью НЭПа стал выход из кризиса путем укрепления построения социализма. Достижение этих целей привело к постепенному свертыванию НЭПа во второй половине 20-х годов.

  

Суть НЭПа – при сохранении режимом командных высот (политической власти, крупной промышленности, собственности на зем­лю) возврат в экономической сфере ко многим дореволюционным структу­рам и механизмам: рынку, частному предпринимательству, хозяйственно­му договору, налоговой системе и пр.

 

Меры НЭПа:

1. НЭП начинался с замены продразверстки продналогом. Необходимо было повернуть лицом к советской власти крестьянина, полностью раз­очаровавшегося в ней в предшествующие годы. В. И. Ленин понимал, что поднять страну из разрухи мог только «предприимчивый мужик». Продо­вольственный налог был в 2 раза меньше заданий по продразверстке, из­вестен заранее, взимался дифференцированно, что создавало стимулы для крестьянского предпринимательства.

2. Разрешалась частная торговля. Сначала крестьянам, излишками сво­ей продукции в обмен на потребительские товары, затем частная торговля вообще, заменившая натуральный обмен.

3. В сфере производства промышленных товаров разрешалось частное предпринимательство, в связи с чем проведена денационализация мелких и части средних предприятий.

4. Разрешена аренда земли и наем рабочей силы – батраков, а в городах в связи с отменой трудовой повинности открыты биржи труда.

5. Часть советских предприятий передавалась в аренду частным лицам или сдана в концессию иностранцам. Стал развиваться такой сектор эко­номики, как государственный капитализм.

6. Замена натурального обмена свободной торговлей вызвала коренные изменения в финансовой политике. На предприятиях вводился хозрасчет, промысловый налог, налог с оборота. В октябре 1921 г. открылся Госу­дарственный банк, а в 1922 г. – промбанк, банк потребительской коопе­рации, муниципальные, а затем и частные банки. В 1922 г. введена устой­чивая валюта в виде червонца, обеспеченная золотом, облигациями и дру­гими ценными бумагами.

7. Замена натуральной зарплаты денежной и отмена всеобщей трудовой повинности.

8. Найм рабочей силы и платность всех услуг.

 

Декреты СНК:

– «Об оплате за перевозки по железным дорогам и водным путям» от 9 июля 1921 года;

– «О таксах за услуги, оказываемые Народным комиссариатом почт и телеграфов» от 18 июля 1921 года;

– «О взимании платы за товары, отпускаемые для частного хозяйства» от 5 августа 1921 года

вводили принцип платности услуг, оказываемых государственными предприятиями, а также договорную форму взаимоотношений госпредприятий как с частными лицами, так и между собой.

 

Проведение НЭПа привело к улучшению положения в народном хозяйстве. В 1925 году посевная площадь почти достигла довоенного уровня – 99,3%. Валовая продукция крупной промышленности составила 75,5% к довоенному уровню. Производство электроэнергии превзошло довоенный уровень почти в полтора раза.

В экономике вводилось плановое начало.

 

Это были основные параметры НЭПа, вызвавшие серьезные изменения и гражданско-правовой сфере. Однако нэп продержался недолго и, несмот­ря на некоторые успехи (крестьянам, в частности, удалось накормить страну), был сломан, когда утвердившийся в стране сталинский тотали­тарный режим перешел в 1927–1928 гг. к форсированному строительству основ социализма.

Для продолжения нэпа надо было идти вперед и в политике, развивать демократию, ослаблять и снимать государственный контроль над частным сектором экономики. Необходимо было снимать ограничения в правах для нэпманов, которые были лишены избирательных прав и не могли быть членами профсоюза. Надо было развивать органы самоуправления, вовлекая народные массы в общественную жизнь. Да и в экономике тре­бовалось вести более гибкую политику, прежде всего, в области цеп, лик­видируя возникшие «ножницы» между заготовительными ценами на хлеб и ценами на промышленные товары. Первые были чрезвычайно низкими, что не способствовало росту покупательной способности деревни и вызы­вало кризис в сбыте промышленных товаров.

Оценка НЭПа советской наукой: НЭП как политика построения социализма в условиях многоукладной экономики; временное допущение капиталистических элементов в целях поднятия экономики при сохранении командных высот в экономике в руках государства. Сущность НЭПа – особая политика пролетарского государства, целью которой была ликвидация капиталистических элементов и построение социализма с использованием разных форм собственности, рынка и торговли. Считалось, что НЭП закончился в середине 30-х годов с построением основ социализма в стране.

В последние годы многие исследователи полагают, что Сталин и его окружение свернули НЭП в конце 20-х годов и перешли к административным методам руководства экономикой, игнорируя экономические законы.

 

Воплощение в жизнь принципов НЭПа потребовало изменения организационных форм управления экономикой, ликвидации централизованной системы «главкизма» и проведения трестирования и синдицирования промышленности. Предприятия получают определенную хозяйственную самостоятельность.

9 августа 1921 года «Наказ Совета народных комиссаров о проведении в жизнь начал новой экономической политики»– предприятиям предоставлялось право реализации части своей продукции; самостоятельно решать вопросы снабжения сырьем, в том числе приобретая его за границей. Ранее все это осуществляли главки ВСНХ.

Постановлением Совета Труда и Обороны от 12 августа 1921 года наиболее крупные, технически оборудованные и обеспеченные сырьем, материалами и рабочей силой предприятия объединялись в тресты. Это позволяло в определенной степени децентрализовать оперативные функции по руководству отдельными предприятиями. Они были наделены правами планирования, распределения средств, расстановки кадров, проведения торговых операций.

В Декрете ВЦИК и СНК РСФСР «О трестах» от 10 апреля 1923 года определялся правовой статус данного вида предприятий. Трест – государственное предприятие и юридическое лицо, обладавшее широкой хозяйственной автономией и действовавшее на основе коммерческого расчета с целью извлечения прибыли. Государство оставляло за собой право верховного распоряжения имуществом трестом и общего руководства его деятельностью.

Одними их характерных признаков НЭПа стали концессии или предприятия, основанные на договорах между государством и иностранными фирмами. Данный тип договоров был закреплен в ст. 323 ГК 1922 года, согласно которой концессионер пользовался государственным имуществом, вкладывал в него деньги, а преимущественное право на покупку продукции по четко оговоренным ценам принадлежало государству.

 

В то же время товарно-денежные отношения в советской экономике периода НЭПа применялись под строгим контролем государства и в определенных рамках. Не случайно именно в этот период были созданы Госплан, плановые комиссии при наркоматах и местные экономические совещания, призванные планировать и направлять развитие народного хозяйства.

Декабрь 1920 годаYIII Всероссийский съезд Советов одобрил план ГОЭЛРО.

Декабрь 1921 года – план ГОЭЛРО утвержден IX Всероссийским съездом Советов. Это был первый перспективный план развития народного хозяйства.

1921 год– для работы по планированию народного хозяйства была создана Государственная плановая комиссия.

Разграничивались функции и компетенция:

Госплана –На Государственную общеплановую комиссию возлагалась задача по выработке общехозяйственного плана.

Совета труда и обороны –осуществлять общее руководство экономической политикой.

ВСНХ –орган (на правах комиссариата), проводящий в жизнь утвержденные Советом труда и обороны планы и общехозяйственные директивы в области промышленности.

В 1923 годуотраслевые главки в ВСНХ были ликвидированы и вместо них созданы два главных управления: Главное экономическое управления (регулирующий и планирующий орган для всей промышленности) и Центральное управление государственной промышленностью (орган оперативного управления).

В целом преобразования 20-х годов характеризовались острыми противоречиями, отсутствием целостности подходов и решительной схваткой между экономическими и административными методами управления. Главной задачей государства было установление верных пропорций между тем, что оно могло «переварить», подчиняя своему прямому воздействию, и тем, что такому воздействию поддавалось слабо или не поддавалось совсем, относясь к стихии рынка.

 

 

Образование СССР

ОБРАЗОВА́НИЕ СССР, процесс образования единого союзного государства на территории бывшей Российской империи после Октябрьской революции 1917. Окончательной датой создания советского государства считается 30 декабря 1922, когда I Съездом Советов СССР была утверждена Декларация об образовании Союза ССР.
В 1913 будущий глава первого социалистического государства В. И. Ленин будучи унитаристом как Маркс и Энгельс писал, что централизованное крупное государство «есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всех стран». В период от февраля к октябрю 1917 многовековое государственное единство России рухнуло — на ее территории возник ряд буржуазно-националистических правительств (Центральная Рада на Украине, казачьи круги на Дону, Тереке и в Оренбурге, Курултай в Крыму, национальные Советы в Закавказье и Прибалтике и др.), стремившихся обособиться от традиционного центра. Угроза резкого сокращения территории социалистического пролетарского государства, утрата надежд на скорую мировую революцию вынудили лидера партии, пришедшей к власти в России, пересмотреть свою точку зрения на ее государственное устройство — он стал яростным сторонником федерализма правда, на этапе перехода «к полному единству». Лозунгу «единой и неделимой России», исповедовавшемуся лидерами белого движения был противопоставлен принцип права всех наций на самоопределение, что привлекло лидеров национальных движений.

Курс на создание федеративного государства был обозначен уже Декларацией прав народов России, провозгласившей равенство и суверенность народов, право на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельного государства, отмену национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств. В январе 1918 третий Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и постановление «О федеральных учреждениях Российской республики», закрепивших образование первой республики на значительной части бывшей Российской империи — РСФСР.
В этих документах оговаривались и добровольность вхождения в состав нового государства, «коренные начала» федерации, и самостоятельное решение каждой нации об участии в федеральных учреждениях, и недопустимость нарушения прав «отдельных, вступивших в федерацию областей». Однако Конституция РСФСР 1918 была шагом назад от подлинной федерации, поскольку в ней форма государственного устройства России только декларировалась (не было предусмотрено даже представительство будущих членов федерации в органах власти центра), фактически провозглашалось унитарное государство, созданное сверху по инициативе правящей партии путем присоединения отвоеванных в ходе Гражданской войны территорий. Разграничение полномочий между федеральными органами и местными в Российской Федерации строилось на принципах исключительной компетенции первых и остаточной — вторых. По Конституции 1918 практически всеми властными полномочиями наделялись Всероссийский Съезд Советов и ВЦИК.
Изначально декларированное право каждой нации создавать свое государственное образование соблюдено не было, хотя в основу их построения был положен национальный принцип. Первые внутрироссийские национальные границы появились в конце 1918 — начале 1919 с образованием Трудовой коммуны области немцев Поволжья и Башкирской АССР, к концу 1922 в РСФСР было уже 19 автономных республик и областей, а также 2 трудовые коммуны, созданные по национальному принципу. Национально-государственные образования соседствовали с административно-территориальными единицами, и те и другие обладали весьма слабо выраженной самостоятельностью.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...