Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 2. Новое Земское положение (1890 г.) и Городовое положение (1892 г.).




Волна контрреформ захватила в 80–90-е гг. и сферу органов местного      самоуправления.

12 июня 1890 года император утверждает новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Формально оно сохранило принципы бессословности и выборности земств, однако реализация этих принципов существенно ограничивается. В этом и заключался смысл земской контрреформы. Сохранив куриальную систему выборов, правительство отказалось от принципов предста­вительства по первой (землевладельческой) курии. Если раньше по ней могли баллотироваться землевладельцы всех сословий, то теперь в нее могли входить исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах, в дворянской курии снижался имущественный ценз.

Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось.

Крестьяне фактически лишались выборного представительства: теперь они выбирали только кандидатов в земские гласные, список которых рассматривал уездный съезд земских начальников, и по представлению этого съезда губернатор утверждал гласных.

Духовенство лишалось избирательных прав.

Обеспечивая решительное преобладание дворян в земствах, земская контрреформа ограничивает права этого по существу «дворянского» органа. Теперь губернатор полностью контролировал деятельность земских учреждений. Он мог отменить любое постановление земств и поставить на обсуждение «свой» вопрос. Кроме того, учреждается новое административное учреждение – губернское по земским делам присутствие, которое рассматривало «правильность» проведения выборов в земства и проверявшее «законность» и «целесообразность» постановление земств.

Дальнейшее наступление на полномочия органов местного самоуправления произошло при проведении городской контрреформы.

11 июня 1892 года было принято новое «Городовое положение». Если прежде к выборам в органы самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то согласно новому закону в число выборщи­ков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежащего им имущества). Тем самым были урезаны избирательные права основной массы городского населения. От участия в городском самоуправлении теперь устранялись не только трудящиеся, но и мелкая буржуазия (мелкие торговцы, приказчики и пр.).

Губернатор не только контролировал, но и направлял всю деятельность городских дум и городских управ. Городские головы и члены городских управ отныне стали считаться состоящими на государственной службе чиновниками, а не избранными представителями городского населения.

Таким образом, основные изменения сводились к усилению контроля губернаторов над этими учреждениями и увеличению доли дворянства и крупной буржуазии в составе гласных.

Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и государственного развития России. С помощью мер ужесточения политического режима и проведения курса контрреформ удалось стабилизировать ситуацию в стране и на некоторое время сохранить незыблемым самодержавие. Однако политика откладывания назревших изменений на будущее привела к политическому взрыву первых русских революций.

 

Исторический анекдот: у Александра III был день рождения. А один генерал-губернатор забыл поздравить царя-батюшку. Вспомнил, когда уже прошло три дня. Что делать? Виноватым быть не хочется. Прислал царю телеграмму следующего содержания: «третий день пьем за ваше здоровье». Царь посмотрел и написал резолюцию – «не пора ли остановиться».

 

Вопрос 3. Основные тенденции в российском праве второй половины XIX века.

 Развитие права во второй половине XIX в. нашло отражение в россий­ском законодательстве. Продолжал действовать Свод законов Российской империи, который при переизданиях пополнялся новыми узаконениями.

Однако развитие буржуазных отношений в экономике и реформы 60-80-х годов вызвали необходимость внесения существенных дополнений в законодательство.

Опубликовано второе и третье издания Полного свода законов, появился XYI том Свода законов Российской империи, в который вошли Судебные уставы 1864 года. X том Свода со временем был дополнен Вре­менными правилами о волостном суде, Положением о земских начальни­ках 1889 г. и другими новеллами.

С 1863 года под контролем Сената начинается периодическое издание «Собрания узаконений и распоряжений правительства».Оно обобщало се­натскую практику, вбирало в себя текущие постановления министров, по­мещало уставы акционерных обществ, кредитных учреждений и т.п.

В практике волостных судов существенную роль играло обычное право.

Церковные суды руководствовались каноническим правом. В национальных регионах применялись местные правовые норм (Прибалтика – немецкое право, Средняя Азия и Северный Кавказ – адаты и шариат).

Проведение реформ 60-80-х годовприблизило российское право к одному из достижений человеческой цивилизации – принципу равенства всех граждан перед законом. Тем не менее, оставались ограничения прав по сословному, религиозному и половому признакам. Особенно ярко правовое неравенство проявлялось в административном праве (паспортный режим и детальная регламентация всех сторон жизни граждан).

В качестве действующего переиздавалось и «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года. Проведение крестьянской и судебной реформ потребовало внесения изменений в Уложение – новая редакция 1866 года. В новой редакции более четко разграничена административная и уголовная ответственности, устранены наиболее грубые различия по сословному принципу, исключены телесные наказания из общего перечня наказаний, преодолена излишняя казуичность и громоздкость (число статей сокращено с 2304 до 1711), введено положение, предоставлявшее суду право переходить к низшим наказаниям, учитывая обстоятельства совершения преступления.

Особое значение имеет последнее пе­реиздание 1885 года, свидетельствующее о том, что уголовное право в России превратилось в сложную и емкую отрасль права, уровень которого соот­ветствовал уровню и достижениям мировой юридической науки.

Эти источники дают возможность судить об изменениях в праве и про­цессе, происшедших в стране после реформ 1860-х гг.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...