Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II. Расчет учебного времени




Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ   Учебные вопросы: 1. Коррекция великих реформ («контрреформы») в 80 – 90-х гг. XIX века. 2. Новое Земское положение (1890 г.) и Городовое положение (1892 г.). 3. Основные тенденции в российском праве второй половины XIX века. 4. Новеллы в гражданском и уголовном праве России во второй половине XIX в. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ      10   160     40   40   40   40   10

III. Литература

Основная

23. Власов В.И. История государства и права России: конспект лекций. Ростов н/Д.: Феникс. 2004.

24. Дрожжин В.А., Карпикова И.С., Сальников В.П. Схемы по истории государства и права. Ч.2 Л., 1989.

25. Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие. М.: Проспект, 2012.

26. История государства и права России. Учебник / Под. ред. Ю.П. Титова. М.. 1999.

27. История отечественного государства и права. Ч 1:Учебник/ Под ред. О.И. Чистякова. – 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристь, 2010.

28. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997.

Дополнительная

29.  Административные реформы в России XVIII – XIX вв. в сравнительно-исторической перспективе. М., 1990.

30. Ерошкин В.В. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

31.  Ключевский В.О. Русская история. Полн. курс лекций. Тт. 2,3. М., 1993.

32.  Рикман В.Ю. Дворянское законодательство Российской Империи. М., 1992.

33.  Российское законодательство Х – ХХ вв. Тт. 4,5,6. - М., 1986, 1987, 1988.

34.  Великие реформы в России: 1856-1874. М., 1992.

35.  Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969.           

36.  Дружинин М.Н. Русская деревня на переломе. 1861-1880 гг. М., 1978.

37.  Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1960.

38.  История полиции дореволюционной России. Под ред. В.М.Курицына. М., 1981.

39.  Курицын В. М. Буржуазные реформы государственного аппарата и развитие права России в 60-е-80-е годы XIX века. М., 1992.

40.  Казанцев С.М. Суд присяжных в России. М., 1991.

41.  Мулукаев Р.С. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России. М., 1964.

42.  Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь: «Кавказский край», 1993.

43.  Устройство государства Российского. Л., 1991.

44.  Шумилов М.М. Местное управление и центральная власть в России в 50-х-начале 80-х годов XIX века. М.,1991.

 

IV. Учебно-материальное обеспечение

 

1.Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

2. Слайды.

 

V. Текст лекции

 

Вводная часть

Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет тему №15.1 «Эволюция государства и права Российской империи в пореформенный период»

 

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Коррекция великих реформ («контрреформы») в 80 – 90-х гг. XIX века.

2. Новое Земское положение (1890 г.) и Городовое положение (1892 г.).

3. Основные тенденции в российском праве второй половины XIX века.

4. Новеллы в гражданском и уголовном праве России во второй половине XIX в.

 

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

 

Учебные вопросы

 

Вопрос 1. Коррекция великих реформ («контрреформы») в 80 – 90-х гг. XIX в.

Во второй половине 60-х годов XIX века ослабевают реформаторские тенденции и усиливаются позиции консервативно настроенных кругов. Непоследовательность реформ вызывает активизацию леворадикальных сил. В ответ на крайний радикализм и терроризм укрепляется реакционная группировка в правительстве. Обострение политической борьбы приводит к ужесточению политического режима. Принято считать, что на рубеже 80-х годов в России складывается вторая революционная ситуация.

В начале 70-х годов правительство отказывается от дальнейшего проведения реформ и начинает наступать на полномочия вновь созданных демократических учреждений.

Существо нового политического режима было отражено в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 года.

Разработкой проекта «Положения…» занималась комиссия под председательством М.С. Каханова, утвержденная в мае 1881 года. После убийства Александра II предполагалось подвести твердое законодательное основание под те мероприятия, которые проводились с 1879 года, а именно:

– наделение чрезвычайными полномочиями генерал-губернаторов;

– расширение прав полиции.

Комитет министров утвердил «Положение…» сроком на три года, хотя по смыслу российского законодательного процесса утверждать этот документ должен был Государственный совет. В дальнейшем действие «Положения…» пролонгировались вплоть до 1917 года.

Документ предполагал установление режимов усиленной и чрезвычайной охраны. Характеристика признаков, позволяющих вводить тот или иной особый режим, была крайне неопределенной. Это давало возможность использовать их практически неограниченно.  

Положение было введено в действие 4 сентября 1881 года. Одновременно на территории десяти губерний и в ряде городов вводился режим усиленной охраны.

Другим направлением внутриполитического курса правительства было проведение контрреформ.

Судебная контрреформа

Новый суд стал более репрессивным, в большей степени защищал права подданных государства, в нем не было такой волокиты, как в дореформенных судах. Но новый суд оказался действительно независимым, неуправляемым с точки зрения административных властей. Наиболее ярко это проявилось по делам о государственных преступлениях. Поэтому уже с 70-х годов основные положения судебной реформы начинают пересматриваться 

В судебной сфере принимается ряд узаконений, означавших отступление от принципов буржуазного права. На местах только приступили к созданию новых судебных учреждений, как последовали различные изъятия, дополнения, разъяснения, ограничивающие сферу их деятельности. В 1866 году судебные чиновники фактически были поставлены в зависимость от губернаторов: они были обязаны являться к чиновнику по первому вызову и подчиняться его «законным требованиям». С 1867 года вместо следователей стали назначать «исправляющих должность следователя», на которых принцип несменяемости не распространялся.

Основные направления контрреформы:

1) ограничение прогрессивных принципов судебной реформы (независимости суда от администрации, несменяемости судей (Закон от 20 мая 1885 года учредил дисциплинарное присутствие Сената, которое могло смещать судей), гласности (Закон от 12 февраля 1887 года позволял практически безмотивно проводить закрытые судебные заседания) и т.д.).

Наступление на гласность началось задолго до 1881 г. В интересах конфиденциаль­ности допрос высших должностных лиц с 1869 года мог производиться на дому. Указом 12 февраля 1887 года министру юстиции предоставлялось право запрещать, если он сочтет необходимым, публичное рассмотрение любого дела в суде. Суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным». В 1891 году резко сужается гласность гражданского судопроизводства.

2) сужение сферы деятельности суда присяжных заседателей (наиболее четко это проявилось в Законе от 7 июля 1889 года, который изъял из ведения присяжных большое количество дел);

3) ликвидация мирового суда. Закон от 12 июля 1889 года ликвидировал большинство мировых судов, функции которых стали исполнять назначаемые исключительно из дворян земские начальники, обладавшие судебно-полицейскими полномочиями.

Еще в 1866 году у суда присяжных были изъяты дела о печати, административные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов.

Но наиболее полно судебная контрреформа была проведена в отношении расследования и рассмотрения дел по политическим преступлениям. Закон от 19 мая 1871 года передал расследование дел по политическим преступлениям корпусу жандармов. Собранные материалы долж­ны были передаваться министру юстиции, который мог направить их в судебные инстанции, а мог принять меры к решению дела в адми­нистративном порядке без судебного рассмотрения. В 1872 году было создано Особое Присутствие Правительствующего Сената, которому были переданы на рассмотрение наиболее важные дела по государственным (политическим) преступле­ниям с участием сословных представителей.

В 1874 году из ведения общих судов изымаются дела о «противозаконных сообществах» и участии в них. Законом от 9 мая 1878 года из ведения суда присяжных были изъяты дела против порядка управления, а Закон от 8 апреля 1879 года положил начало практике передаче дел, имеющих политическое звучание (дела о противодействии или сопротивлении влас­тям и о покушениях на должностных лиц), в ведение военных судов.

Стал систематически нарушаться принцип несменяемости судей. Указом 20 мая 1885 года учреждалось Высшее дисциплинарное присутствие Сената, правомочное по представлению министра юстиции перемещать и даже смещать судей.

Указом 7 июля 1889 года ограничилась роль присяжных заседателей в суде путем изъятия из их юрисдикции ряда дел. В 1889 году был упразднен мировой суд, а 12 июля введен институт земских начальников. Вступает в действие Положение о земских участковых начальниках, разрушившее идею о раздельности судебной и админи­стративной властей. Они назначались из потомственных дворян, отвечающих требованиям земельного, служебного и образовательного цензов. Допускалось назначение лиц, не имеющих ценза, в случае недостатка кандидатов на эту должность.

В компетенцию земских начальников входили исполнительно-распорядительные функции в сфере крестьянского управления и судебные полномочия. Земские начальники контролировали состояние мирских капиталов, судо-сберегательных товариществ, касс. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. Они должны были стать своеобразными опекунами крестьян, «оберегая» их хозяйственное благополучие и нравственность. Функции попечительства у земских начальников сочетались с правом наложения без формального производства административных взысканий за неисполнение сделанных ими распоряжений и требований. Высшими инстанциями для земского начальника были Уездный съезд и Губернское присутствие.

Этим актом, прежде всего, был нанесен серьез­ный удар по системе мировых судов, их число существенно сократи­лось, а затем вплоть до 1913 года они исчезают вовсе. К началу XX века институт земских начальников существовал в 43 губерниях России. Слишком широкие полномочия и отсутствие нормативной базы, регламентирующей данный институт, привели к многочисленным злоупотреблениям со стороны земских начальников и недовольству крестьян.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...