Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Косвенные (экономические) методы регулирования.




Экономические методы имеют ряд неоспоримых преимуществ, которые обусловлены тем, что они не ограничивают свободу предпринимательского выбора и адекватны природе рыночного хозяйства. Они создают предпосылки к тому, чтобы экономические субъекты при самостоятельном выборе предпочитали варианты, которые наиболее соответствуют целям проводимой ими хозяйственной политики.

Свобода экономического выбора связана с тем, что уменьшение учетной ставки либо снижение налогов на предприятия направлено на стимулирование инвестиционной активности предприятий и рост объемов производства. Товаропроизводители наращивают объем инвестиций и производства не в силу того, что не имеют другого выхода, а потому, что это становится им выгоднее, чем раньше.

Адекватность экономических методов природе рынка связана с тем, что они непосредственно влияют на рыночную конъюнктуру, а через нее косвенным образом на производителей и потребителей товаров, работ и услуг. если увеличить трансфертные платежи, то это изменит конъюнктуру на рынке потребительских товаров, создаст дополнительный спрос, что приведет к повышению цен и будет способствовать увеличению объема производства и предложения товаров.

Косвенные регуляторы экономических процессов основаны преимущественно на товарно-денежных рычагах, которые определяют условия функционирования («правила игры») и влияют на интересы субъектов хозяйствования в экономике. данные методы регулирования позволяют в широком объеме использовать средства и возможности финансовой и денежно-кредитной сферы.

К косвенным (экономическим) методам относятся:

— система налогообложения, уровень, ставки обложения налогами, налоговые льготы;

— регулирование цен и тарифов, уровень и соотношение цен;

— платежи за кредитные ресурсы, процентные ставки за кредит и льготы по кредитам;

— курсы валют, условия обмена валют, таможенное регулирование импорта и экспорта.

 

Формы ГРЭ:

1) Государственное предпринимательство

Государство выступает в качестве крупного предпринимателя в основном в тех сферах и отраслях, где высоки сроки окупаемости проектов и капиталоемкость. Прежде всего, это такие сферы, как энергетика, связь, транспорт, отрасли добывающей промышленности, т. е. отрасли с невысокой рентабельностью и, следовательно, не- достаточно привлекательные для частного бизнеса. Они и государственными становятся потому, что малоэффективны для вложения частного капитала.

2) Государственные целевые программы. Основные задачи социально- экономического развития государство стало формировать в виде государственных целевых программ на определенный временной интервал.

3) Планирование и прогнозирование. Экономическое, или рекомендательное (индикативное), планирование ориентирует государство на развитие общественного производства исходя из предусмотренного варианта социально-экономического развития.

4) Моделирование ситуаций.

 

Вся совокупность косвенных (экономических) методов ГРЭ используется в процессе:

— формирования и реализации бюджетной политики посредством регулирования расходов государства, осуществления государственных закупок, поддержки государственного предпринимательства, выпуска государственных внутренних займов;

— проведения денежно-кредитной политики через регулирование учетной (ключевой) ставки процента, проведение операций на валютном рынке, установление нормативов обязательного резервирования для коммерческих банков, регулирование денежной массы;

— осуществления фискальной политики, направленной на регулирование системы налогообложения доходов и имущества юридических и физических лиц;

— исполнения социальной политики с помощью установления минимальных размеров пенсий, ставок оплаты труда, пособий по безработице и других выплат.

Свое влияние на экономику государство осуществляет по двум направлениям: через государственный сектор и через воздействие на функционирование частного сектора с применением различных экономических инструментов.

Инструменты государственного регулирования экономики – это прежде всего промышленная, структурно-инвестиционная, научно-техническая, финансовая, денежно-кредитная политика. К инструментам регулирования следует отнести:

— административно-правовые инструменты;

— государственный заказ;

— государственную собственность;

— фискальную (налогово-финансовую) систему;

— денежно-кредитную систему государства.

Механизм ГРЭ продолжает постоянно развиваться и совершенствоваться. Несмотря на то, что применение различных методов и инструментов имеет определенные границы, государство в процессе регулирования стремится не разрушить и не ослабить саморегулируемый механизм рынка.

 


3ТЕМА 2 ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ (ЛЕКЦИЯ 1)

1. Место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного регулирования

2. Понятие финансового регулирования экономики и предпосылки его осуществления. Органы финансового регулирования

1. Система регулирования государством социально-экономических процессов в современных условиях представляет собой достаточно сложный механизм, включающий множество компонентов, каждый из которых имеет определенное конкретное действие, направленное на достижение поставленных целей, и одновременно работающий как слаженная целостная система, выступающая инструментом реализации государственной социально-экономической политики.

Осуществляя такое регулирование, государство использует совокупность различных форм, методов, средств и инструментов воздействия на экономические процессы. Важное место в этой системе занимают финансовые методы и инструменты регулирования экономики.

Экономика любой страны – это сложный народно-хозяйственный комплекс, не все звенья и сектора которого развиваются равномерно и пропорционально. Это связано с тем, что потребности общества существенно изменяются с течением времени, и производство, естественно, стремится приспособиться к этим изменениям.

Взаимодействие между разными отраслями, секторами экономики обеспечивается за счет государственного регулирования, в первую очередь на основе перераспределения финансовых ресурсов, в результате чего создаются необходимые предпосылки для осуществления структурных сдвигов в экономике. кроме того, расширенное воспроизводство предполагает непрерывное возобновление и расширение основных фондов производства, рабочей силы, рост ВВП и национального дохода, что также связано с использованием товарно- денежных и финансово-кредитных отношений.

для корректировки развития общественного производства в желаемом направлении применяется государственное финансовое регулирование. Система хозяйствования, существующий экономический строй формируют систему финансовых отношений, входящих в сферу регулирования государства и его органов. В условиях проведения рыночных преобразований в экономике происходит трансформация всей системы финансовых отношений.

Государство имеет возможность воздействовать на сферу финансовых отношений с помощью налоговой политики, регулирования финансового рынка, системы государственной поддержки. Помимо этого, свое воздействие на процесс воспроизводства государство осуществляет посредством финансирования отдельных предприятий и отраслей экономики, социальных мероприятий.

Сферой непосредственного государственного управления является лишь сфера государственных финансов, включающая те отношения, которые связаны с формированием части финансовых ресурсов, мобилизуемых государством в виде централизованных фондов денежных средств (бюджетных и внебюджетных), средств государственных предприятий. Государство, по сути дела, не управляет финансами, а воздействует через финансы на экономику в процессе реализации финансовой политики.

Формирование централизованных фондов денежных средств на государственном и территориальном уровне позволяет обеспечить как потребности расширенного воспроизводства на макроэкономическом уровне, так и перераспределение ресурсов для выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных территорий.

Система государственных финансов способна обеспечить структурную адаптацию экономики к рынку, ускорение инновационного развития на основе достижений научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, рост уровня и качества жизни населения.

В рыночных условиях роль финансовых регуляторов существенно возрастает. Это связано с тем, что в расходы на воспроизводство рабочей силы входит не только оплата труда, но и затраты на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и пр. Увеличение социальных расходов объясняется постоянным изменением профессиональной структуры рабочей силы, а значит, и ростом расходов на подготовку и переподготовку кадров.

Регулирование экономики в условиях рынка происходит, как известно, в большей мере на основе саморегулирования, т. е. свободы субъектов хозяйствования в выборе контрагентов и форм взаимоотношений с ними. Рыночный механизм обеспечивает саморегулирование, благодаря чему возникает возможность быстро и свободно перераспределять финансовые ресурсы между разными подразделениями. Активное вмешательство государства в экономику определяется тем, что в условиях существования монополий и сильного влияния профсоюзов механизм автоматического саморегулирования рынка не работает, не все проблемы он способен решить, и тогда на экономику оказывается государственное воздействие.

Значительна роль финансов и финансового регулирования в расширенном воспроизводстве организаций разных форм собственности и хозяйствования, поскольку именно ими создается ВВП и осуществляется его первичное распределение и последующее перераспределение.

Необходимость вмешательства государства в экономику, с целью регулирования ее финансовыми методами, обусловлена решением следующих задач:

— обеспечением финансовыми ресурсами серьезных сдвигов в структуре экономики;

— поддержкой приоритетных направлений социально-экономического развития страны;

— усложнением и совершенствованием объектов производственной и социально-бытовой инфраструктуры.

Свое регулирующее воздействие государство проявляет посредством использования разнообразных финансовых регуляторов. С этой целью могут использоваться государственные инвестиции, амортизационная, налоговая, бюджетная политика и др. При этом в таком регулировании принимают участие разные звенья и сферы финансовой системы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, страхование, финансы организаций.

В условиях функционирования рыночного механизма роль финансовых методов регулирования экономики принципиально меняется. Они становятся ведущими факторами экономического развития при ограниченном вмешательстве государства в деятельность субъектов экономики. При этом в реальной жизни механизм финансового вмешательства в экономику не является чем-то застывшим, неизменным, он динамично развивается: меняются формы, методы, набор используемых инструментов.

Однако следует учитывать, что вмешательство государства в экономические процессы имеет объективные границы, связанные с тем, что чрезмерная поддержка государством отдельных организаций или социальных групп может лишить их мотивации развиваться дальше, породить иждивенчество, разрушив основополагающие принципы рыночного хозяйства — индивидуальную ответственность и риск. Финансовую помощь и поддержку государство должно оказывать не слабым, а, напротив, экономически сильным субъектам хозяйствования.

Следовательно, финансовое регулирование экономики является не единственным, но важным элементом системы государственного регулирования экономики, с помощью которого осуществляется перераспределение финансовых ресурсов в наиболее значимые сектора экономики и социальной сферы.

 

2. Финансовое регулирование представляет собой вмешательство в социально-экономические процессы, ориентированное на устранение существующих или предотвращение возможных диспропорций, создание условий для развития современных технологий, обеспечения социальной стабильности в обществе с помощью концентрирования финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения их увеличения в других сегментах и секторах экономики. Стало быть, государственное финансовое регулирование экономики предполагает использование для корректировки параметров воспроизводства всех видов и форм финансовых отношений.

Государственное финансовое регулирование основано на целенаправленном и последовательном применении форм и методов финансового воздействия на хозяйствующих субъектов с целью достижения макроэкономического равновесия и развития экономики на каждом конкретном этапе.

Цель финансового регулирования заключается в установлении таких пропорций распределения и накопления, которые обеспечивали бы удовлетворение потребностей на макроэкономическом и микроэкономическом уровне.

Воздействие финансов на экономику довольно многообразно, однако можно выделить три его основных направления:

1. Обеспечение финансами потребностей расширенного производства, которое заключается в покрытии осуществляемых затрат за счет собственных и заемных финансовых ресурсов.

2. Регулирование финансовыми методами социально-экономических процессов.

Такое регулирование осуществляется посредством перераспределения финансовых ресурсов между отраслями, сферами деятельности, регионами.

3. Создание финансовых стимулов для эффективного использования экономических ресурсов.

Финансовое стимулирование можно обеспечить через эффективное финансирование; создание различных поощрительных фондов; использование финансовых, бюджетных, налоговых стимулов и санкций.

Вмешательство государства в экономику целесообразно с целью:

— создания общих условий жизнедеятельности и правового обеспечения принятых экономических решений (развитие и поддержка эффективной конкуренции; поддержание правового режима по защите прав собственности и развитию личности);

— реализации мероприятий по стабилизации экономики (регулирования темпов экономического роста, уровня инфляции и занятости, стимулирование прогрессивных сдвигов в структуре экономики);

— перераспределения ресурсов на социальные цели (организации тех необходимых обществу производств, которые не выгодны частному сектору, гарантирования минимальной оплаты труда, пенсий, пособий, индексации доходов).

Предпосылками для осуществления финансового регулирования экономики со стороны государства являются:

1. Необходимость учета проявления объективных экономических законов общественного развития.

Процесс финансового регулирования происходит в рамках намеченных направлений финансовой политики и механизма ее реализации на практике.

мероприятия, осуществляемые в рамках этой политики и механизма, будут тем более действенными и отвечать интересам экономики, чем более полно в них удастся учесть интересы хозяйствующих субъектов, нашедшие отражение в действующих законах экономики и соответствующих экономических категориях. В случае игнорирования этих интересов будет происходить отторжение форм, методов и инструментов финансового регулирования и финансового механизма в реальной хозяйственной практике.

2. Разработка стратегии социально-экономического развития общества, научно обоснованной и глубоко проработанной, отражающей интересы всех его членов.

Такая стратегическая программа должна представлять собой направление развития на долгосрочную перспективу, обеспечивающее государственные нормативно-законодательные акты и допускающее корректировки тактики в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

3. Создание демократической системы, позволяющей свободно изъявлять интересы всем группам и слоям населения и представляющим их демократическим институтам.

Существование авторитарной формы правления порождает волюнтаризм в принятии решений, непринятие их обществом, искажает эффективность работы государственных органов, обрекает общество на застой и деградацию.

4. Формирование в стране законодательной системы, своевременно и адекватно реагирующей на отступление от действующих правил и норм ведения хозяйственной деятельности.

Результат от использования финансового регулирования можно достичь при соблюдении определенных условий его осуществления:

— перестройки структуры экономики и постепенного создания диверсифицированной экономики;

— демонополизации экономических структур и процессов во всех формах хозяйствования и на всех уровнях управления;

— развития конкуренции и предпринимательства, обеспечивающих равноправие субъектов хозяйствования всех форм собственности;

— возможности свободного перемещения между отраслями, территориями, государствами факторов производства.

Основными субъектами, осуществляющими финансовое регулирование, являются государственные структуры.

Объекты финансового регулирования включают доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Такими участниками выступают, исходя из регулирующего воздействия, финансы предприятий (организаций), государственные финансы, страховые отношения.

В качестве основных объектов финансового регулирования могут выступать отраслевая структура народного хозяйства, ее территориальные пропорции, социальная структура общества.

Важной задачей на среднесрочный период, поставленной Правительством, является изменение отраслевой структуры экономики. В этой связи необходимо всячески содействовать наращиванию доли перерабатывающих и обрабатывающих производств, в противовес добывающим секторам экономики.

В процессе регулирования отраслевых пропорций используются финансы предприятий и государственный (федеральный) бюджет. Государство оказывает воздействие на отраслевую структуру, используя для этого бюджет, внебюджетные средства, политику цен и тарифов, амортизационную и таможенную политику. Предприятия ищут сферу для наиболее выгодного инвестирования средств. Важное значение в механизме финансового регулирования отраслевых пропорций играют как платежи в бюджет, так и финансирование из бюджета.

Для развития полноценной конкурентной среды, внедрения инноваций во всем мире оказывается государственная финансовая поддержка субъектам малого бизнеса. В свою очередь развитие малого бизнеса меняет отраслевую структуру народного хозяйства.

Финансовое регулирование необходимо для выравнивания уровня социально-экономического развития территорий в силу различий в неравномерности размещения природных ресурсов, климатических условий, влияния других факторов. Регулирование территориальных пропорций осуществляется в основном при участии государственных и местных финансов, частично финансов предприятий. Регулирование включает предоставление дотаций, кредитов и др. и предполагает развитие предпринимательства, инвестирование средств в развитие населенных пунктов, их инфраструктурное обустройство.


4  ТЕМА 2 ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ (ЛЕКЦИЯ 2)

 

1. Виды и типы финансового регулирования экономики

2. Инструменты и методы финансового регулирования экономики

3. Эффективность и границы использования финансовых регуляторов

 

1. Мировая практика, исходя из применяемых регуляторов, выделяет две сложившиеся модели финансового регулирования – кейнсианскую и неоклассическую. Модель, в которой преобладают финансовые методы регулирования, называют кейнсианской экономической политикой. Политика, основанная на денежно-кредитном механизме регулирования, получила название монетаризма.

1. Кейнсианская концепция утверждает, что для рыночной экономики не характерно рыночное равновесие, способное обеспечить полную занятость. Это объясняется склонностью к сбережению части доходов и преобладанию совокупного предложения над совокупным спросом. Поскольку преодолеть склонность к сбережению не реально, государство вынуждено регулировать экономику для воздействия на совокупный спрос посредством увеличения денежной массы, снижения процентных ставок, стимулирования инвестиционной деятельности. Недостаточный спрос компенсируется бюджетным финансированием и общественными работами.

Основные идеи теории Кейнса заключаются в следующих положениях:

— Проблемы расширенного воспроизводства должны обеспечиваться не предложением ресурсов, а расширением спроса, который обеспечивал бы реализацию этих ресурсов.

— Рыночная экономика не способна к саморегулированию, а потому вмешательство государства – это неизбежность.

— Проблемы макроэкономического равновесия для избегания кризисов перепроизводства необходимо решать путем обеспечения равновесия между потребителем и производителем, между занятостью и доходом.

— Основным инструментом регулирования признается бюджетная политика, призванная обеспечить занятость рабочей силы и производственного оборудования.

Была выстроена следующая логическая цепочка. В случае сокращения покупательского спроса происходит и сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства приводит к разорению мелких производителей, массовых увольнений работников крупными предприятиями, масштабной безработице. В свою очередь, безработица способствует снижению доходов населения как основных покупателей. А это усиливает дальнейшее снижение спроса на товары и услуги, что приводит к хронической депрессии.

В качестве выхода из этого замкнутого круга и оживления национальной экономики Кейнс настаивал на необходимости вмешательства государства, поскольку массовый потребитель не в состоянии этого сделать. В случае если государство предъявит и оплатит крупный заказ предприятиям, то они наберут дополнительную рабочую силу, что приведет к росту потребительских расходов и росту совокупного покупательского спроса. Это будет способствовать росту совокупного предложения товаров и услуг и общему оздоровлению экономики.

Идеи Кейнса получили широкое распространение и признание. Э. Хансен (США) использовал коэффициент мультипликатора в теории экономического цикла, сформулировав вывод, что, увеличивая расходы в периоды спада производства в период кризиса и сокращая их в периоды «перегрева экономики», государство может влиять на экономику и сглаживать циклические колебания занятости и производства.

Придерживаясь этой теории, развитые страны строили свою экономическую политику на протяжении 25 лет вплоть до середины 1970 гг., когда начался нефтяной кризис.

Однако последний мировой финансовый кризис 2008 года показал, что, несмотря на отрицание или игнорирование некоторых положений кейнсианства, меры, предпринятые большинством стран для его урегулирования, были преимущественно кейнсианскими.

2. Сущность теории монетаризма заключается в том, что темп роста денежной массы определяет уровень производства, цен, безработицы и другие экономические параметры.

Представители монетаризма считают наиболее эффективным воздействие на экономику через финансовую политику. Они утверждают, что частная собственность, как изначально более стабильная, должна противостоять решениям правительств, как основному источнику нестабильности экономики, посредством устойчивых правил финансовой политики. Значительное место в высказываниях представителей монетаризма занимает теория рациональных ожиданий, обосновывающая, что инфляционные ожидания выступают серьезным фактором ускорения инфляции.

Основные положения монетаризма заключены в следующих положениях:

1. Роль государства в регулировании экономики должна быть ограничена лишь контролем над денежной массой и денежным обращением.

2. Рыночное хозяйство является саморегулирующей системой, поэтому все диспропорции связаны с избыточным вмешательством государства в экономику.

3. денежная масса воздействует на расходы потребителей, предприятий. Рост массы денег увеличивает рост производства, а при полной загрузке мощностей приводит к росту цен и инфляции.

4. Инфляцию следует подавлять всеми возможными средствами, даже и за счет сокращения социальных программ.

5. Темп роста цен должен происходить в зависимости от уровня ожидаемой инфляции и темпа прироста общественного продукта.

6. диспропорции в рыночном хозяйстве возникают в результате внешнего вмешательства.

7. число государственных регуляторов следует сократить до минимума, снизив или исключив налоговые, бюджетные регуляторы.

8. В качестве главного регулятора используются «денежные импульсы», т. е. регулярная денежная эмиссия, объем которой должен соответствовать темпу прироста ВВП.

9. Отказ от проведения краткосрочной денежно-кредитной политики в пользу долгосрочной, рассчитанной на постоянное воздействие на экономику.

Согласно этой теории динамика ВВП определяет спрос на деньги, тогда как функция спроса на деньги остается стабильной. Предложение денег не является стабильным, так как зависит от действий правительства, которые сложно предсказать. В долгосрочном периоде реальный объем ВВП остановит свой рост, и потому при изменении предложения денег это не будет никак на него влиять, кроме как влияния на уровень инфляции. Этот принцип получил название нейтральности денег.

Данный принцип был закреплен в монетаристском правиле, которое гласит, что предложение денег должно увеличиваться с такой же скоростью, с какой растет и реальный ВВП. С точки зрения представителей монетаризма постоянно растущее предложение денег будет поддерживать расширяющийся спрос, не увеличивая при этом инфляцию. Соблюдение этого правила позволит устранить непредсказуемое воздействие антициклической денежно-кредитной политики.

это правило вызвало серьезные возражения со стороны оппонентов – кейнсианцев, которые считали, что не следует отказываться от проведения активной денежно-кредитной политики в силу того, что скорость денег не стабильна, а постоянный рост предложения денег может вызвать значительные колебания совокупных расходов, оказывая дестабилизирующее воздействие на экономику.

Практика использования этих моделей финансового регулирования показала, что наиболее эффективным является сочетание двух этих моделей регулирования экономики. Особенности того или иного периода и стоящие задачи определяют применение либо монетарной либо кейнсианской модели финансового регулирования экономики. Если экономика находится в состоянии замедления роста и депрессии, дополняющейся массовой безработицей и социальной напряженностью в обществе, то используется кейнсианская модель регулирования, позволяющая провести структурные изменения в экономике. Если же экономика находится в состоянии инфляции или стагфляции, нестабильности денежного обращения и национальной валюты, хронического бюджетного дефицита, то преобладает неоклассическая (монетарная) модель регулирования. Однако кризис в экономике обычно приводит к смене моделей регулирования, т. е. им присуща циклическая взаимозаменяемость.

Следовательно, финансовое регулирование государством экономики зависит от колебаний конъюнктуры. При этом при кейнсианской модели осуществляется воздействие на совокупный спрос и предложение в зависимости от фазы экономического цикла, в то время как монетаристская модель предполагает борьбу с экономическим циклом как единым целым.

Формами финансового регулирования принято обозначать процессы, которые протекают в перечисленных видах. Так, в бюджетном виде регулирования формой является финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом виде формами выступают прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом – внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг. Выделяют три формы финансового регулирования:

1. Прямая (административная) форма регулирования, т. е. прямое воздействие, которое осуществляется посредством нормативно- законодательных актов, ограничений, лимитов и прочих мер.

При прямом финансовом регулировании предусматривается непосредственное воздействие на конкретный объект. К примеру, субъектам малого предпринимательства и индивидуальным предпринимателям предусмотрены налоговые льготы в рамках программ поддержки малого предпринимательства или осуществление государственных и муниципальных заказов некоммерческим организациям.

Прямое воздействие на экономические процессы осуществляется посредством: взимания прямых федеральных налогов; финансирования расходов за счет средств бюджета развития; применения сниженных или повышенных ставок налогов и платежей, уплачиваемых в бюджет или внебюджетные фонды; изменения размеров нормативов государственных расходов; штрафов, пени за нарушение финансовой дисциплины. Все это воздействует на доходы субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка.

2. косвенная (экономическая) форма регулирования, т. е. непрямое, косвенное воздействие с использованием финансовых регуляторов, направленных на создание соответствующих условий для функционирования субъектов экономики.

Косвенные формы регулирования включают косвенное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Косвенное финансовое регулирование осуществляется опосредованно, через воздействие на другие объекты. Например, для оказания финансовой поддержки сельхозпроизводителям в налоговом законодательстве могут предусматриваться более низкие ставки налогов для финансово-кредитных институтов, обслуживающих фермеров и сельхозпроизводителей.

Может использоваться и перекрестное субсидирование, когда эффект от государственной помощи получает субъект хозяйствования, не являющийся объектом финансового регулирования. В частности, в рамках мер поддержки государством сельхозпроизводителей им выделяются субсидии из бюджета для приобретения на льготных условиях сельхозоборудования. машиностроительные предприятия при этом включают сумму субсидии в цену своей продукции, в результате поддержка оказывается не сельхозпроизводителям, а изготовителям оборудования для сельского хозяйства.

3. Смешанная форма регулирования.

К смешанным формам финансового регулирования относят: местные налоги и сборы, неналоговые платежи в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности, нормативы формирования и использования внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций. Конкретные виды доходов и расходов государства, методы аккумулирования и распределения вместе с процедурой предоставления характеризуют приемы финансового регулирования, а конкретные принципы взимания средств и предоставления финансирования определяют характер этого влияния. Финансовое законодательство и органы, уполномоченные осуществлять регулирование, обеспечивают организационные возможности для проведения финансового регулирования.

В составе типов финансового регулирования выделяют такие составные части, как финансовые, ценовые, кредитные, валютные, оплата труда.

К видам финансового регулирования относят следующие:

— налоговое;

— бюджетное;

— государственно-кредитное;

— таможенно-тарифное;

— валютно-финансовое;

— внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т. д.).

 

2. Наибольшее значение имеют методы финансового регулирования, которые могут значительно отличаться в рамках отдельных форм либо, наоборот, применяться в нескольких формах. Методы подразделяются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее изменяющимися, подвижными элементами в системе финансового регулирования экономики.

Как и во всей системе государственного регулирования в процессе осуществления финансового регулирования используют две группы методов: методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого финансового регулирования реализуются с использованием нормативно-законодательных актов различного уровня, а методы косвенного воздействия через все сферы и звенья финансовой и денежно-кредитной системы. Если для плановой системы хозяйствования характерно использование преимущественно прямых методов регулирования, то в условиях рыночной системы резко возрастает значение косвенных методов финансового регулирования.

Прямые методы чаще всего применяются в процессе управления объектов государственной и муниципальной собственности. К методам прямого регулирования относятся: финансовая поддержка государства отдельных предприятий, банкротство и убыточность которых могут иметь негативные последствия для экономики страны; разработка и финансирование научно-технических, экономических и других целевых государственных программ, направленных на изменение структуры экономики; финансирование социальной сферы; введение социальных стандартов, обязательных для исполнения.

Косвенные методы применяются преимущественно в отношении объектов негосударственной формы собственности.

В рыночном хозяйстве предпочтительными являются косвенные методы воздействия, так как они более гибкие и демократические рычаги регулирования. Важнейшими из них являются: налогово- бюджетная политика, денежно-кредитная, политика регулирования доходов, социальная политика. Методы косвенного государственного регулирования включают преимущественно налогово-бюджетное и денежно-кредитное регулирование.

В рыночных условиях государственный бюджет выполняет не столько фискальную функцию, сколько активную перераспределительную функцию, которая направлена на регулирование социально- экономических процессов. Налоговая система также превращается в активный инструмент государственного регулирования, особенно система применяемых льгот.

Границы между ними довольно условны, и потому некоторые методы носят смешанный характер.

В рыночных условиях государство устанавливает для всех участников экономического процесса общие правила и условия деятельности. Вместе с тем для приоритетных отраслей и сфер деятельности предусматриваются определенные преференции, т. е. льготные условия, в том числе: ставки налогов, размеры отчислений, субвенции, дотации, льготные тарифы, фиксированные цены, нормативы регулирования валютного, таможенного, денежно-кредитного и иного регулирования. В свою очередь, на основе этих методов регулирования разрабатываются и используются вторичные, рыночно ориентированные элементы регулирования, включая: валютный курс, процентные ставки по вкладам и кредитам, свободные цены, нормативы формирования и использования различных фондов субъектов хозяйствования.

В системе финансового регулирования экономики и социальных процессов наибольшее распространение получили налоговые методы воздействия на экономику в виде декларирования доходов, имущества, активов, авансовые платежи по налогам, льготы и санкции при налогообложении, а также бюджетные методы регулирования, включающие различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии, методы финансирования дефицита бюджета, нормирование расходов и пр.

Использование косвенных методов регулирования может дополняться прямыми, директивными методами воздействия государства, особенно в случае нежелательного отклонения от намеченной стратегии развития. Финансово-кредитная система и действующая практика накопила достаточно большой опыт использования финансовых и денежно-кредитных методов регулирования.

Основными финансовыми регуляторами выступают:

— налоговые и неналоговые платежи в бюджеты разного уровня;

— финансовые санкции и льготы;

— доходы и расходы государственных учреждений;

— субсидии при использовании государственных заказов;

— текущие расходы бюджетных учреждений и организаций;

— доходы и расходы внебюджетных фондов.

Для каждого объекта государственного финансового регулирования используются определенные методы. Состав и структура используемых методов определяются формой собственности объектов регулирования.

При осуществлении государством финансового регулирования отраслевых пропорций используются следующие методы:

— налоговое регулирование (регулирование состава налогов, ставок налогов, состава налогоплательщиков, налогооблагаемой базы и пр.);

— политика амортизации, оказывающая влияние на налогообложение прибыли и имущества организаций, включая политику ускоренной амортизации;

— государственная поддержка организаций, субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в различных формах, в том числе: государственные инвестиции, государственный заказ, сдача в аренду государственного имущества, государственные гарантии, субсидии, субвенции, дотации, бюджетные кредиты;

— льготное кредитование и страхование, которое обеспечивает более низкие ставки по кредитам банков и тарифы страховых организаций за счет бюджетного субсидирования.

При этом отдельные методы финансового регулирования можно использовать не по отдельности, а в комплексе. Так, государственные инвестиции в проект, реализуемый на основе государственно- частного партнерства, может рассматриваться частными инвесторами как определенная государственная гарантия.

Финансовое регулирование региональных (территориальных) пропорций осуществляется посредством финансирования целевых программ, программ поддержки и развития отдельных регионов, механизма межбюджетного регулирования и выравнивания (различные виды финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня, регулирующие доходы и пр.).

Воздействие с помощью финансовых методов на территориальную структуру может осуществляться и в связи с изменением налогового законодательства. К примеру, изменение порядка зачисления налога на добычу полезных ископаемых по уровням бюджетов и перераспределение его значительной доли в пользу федерального бюджета привело к тому, что бюджеты многих регионов, осуществляющих добычу полезных ископаемых, оказались дотационными.

В процессе регулирования валютной сферы воздействие направлено на валютный курс, процентные ставки на денежный капитал, методы страхования и хеджирования валютных рисков, курсы ценных бумаг и международных платежных средств.

Регулирование денежно-кредитной сферы проводится центральным банком страны и включает следующие основные методы: изменение учетной (ключевой) ставки, изменение нормы резервирования для коммерческих банков, операции с валютой и государственными ценными бумагами.

При использовании финансового регулирования социальной структуры общества используется система налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц, система льготного налогообложения физических лиц, различные социальные льготы и выплаты.

Финансовые методы воздействия на социальные процессы включают:

1) финансирование денежных выплат гражданам, гарантированных государством (пособия, стипендии, пенсии, субсидии, компенсации);

2) финансирование предоставляемых отдельным категориям граждан льгот, при оплате ими товаров и услуг;

3) финансовую поддержку со стороны государства жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на выпуск товаров потребительского назначения и услуг первой необходимости;

4) налоговое регулирование доходов физических и юридических лиц через дифференциацию налоговых ставок, налоговые льготы;

5) финансирование из бюджета организаций социальной сферы, т. е. учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, социального обслуживания, а также оказание государственной поддержки другим некоммерческим организациям, действующим на рынке аналогичных услуг;

6) стимулирование финансовыми методами создания новых рабочих мест, финансирования общественных работ, организации индивидуальной предпринимательской деятельности и самозанятости населения;

7) финансовое регулирование государством рынка жилья через реализацию целевых программ доступного жилья для отдельных категорий, групп и слоев населения;

8) регулирование развития финансового рынка и разработку механизма защиты интересов инвесторов, вкладчиков, страхователей.

Финансовое регулирование социальных процессов осуществляется как за счет бюджетов разных уровней, так и внебюджетных фондов. Эти источники позволяют финансировать выплаты в виде социальных трансфертов, к которым относятся:

— жилищные субсидии;

— стипендии студентам, включая социальные стипендии студентам из малоимущих семей;

— пенсии по возрасту, инвалидности, потере кормильца, по выслуге лет;

— пособия на детей, по безработице, при временной нетрудоспособности, вынужденным мигрантам;

— материальная помощь для малоимущих граждан.

Значительную долю социальных выплат регулирует федеральное законодательство, тогда как сами выплаты зачастую производятся непосредственно по месту жительства или работы получателей или через исполнительные органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Государство в целях воздействия на экономику использует всю совокупность финансовых инструментов, включая налоги, государственные расходы, учетную ставку, денежную массу, установление предельных цен, регулирование и контроль и др., причем как по отдельности, так и в комбинациях друг с другом.

Так, налоги могут стимулировать либо ограничивать предпринимательскую деятельность и личное потребление. Государственные расходы создают условия для предприятий и работников по производству определенных видов товаров и услуг, а также социальные выплаты, поддерживающие определенный уровень дохода у некоторых слоев населения. Установление предельных цен на отдельные товары и услуги касается преимущественно деятельности естественных монополий. Регулирование и контроль осуществляется с помощью принятия соответствующих нормативно-законодательных актов, регулирования определенных видов экономической деятельности, включая запрет на некоторые из них.

Увеличивая объем расходов в виде государственных капитальных вложений, государство стимулирует повышение спроса, расширение инвестиций, рост объемов промышленного производства. Увеличивая расходы на военные цели, государство увеличивает спрос не только на военную технику, но и продукцию промышленности, сельского хозяйства, оборудование, сырье, стимулирует научные исследования и разработки.

через финансирование инфраструктуры государство сокращает издержки частных компаний. С помощью налогов оно может ограничить потребление отдельных видов товаров (алкогольной, табачной продукции) и т. д.

При этом если необходимо достичь краткосрочного макроэкономического равновесия, то преобладают немонетарные финансовые инструменты – налоги, государственные расходы. Если же экономическая политика направлена на устранение угроз инфляционных процессов, вызванных сбоем в монетарной сфере, то ставка делается на денежные инструменты.

для обеспечения бездефицитного бюджета применяются немонетарные инструменты, при этом государственные расходы сокращаются, а доходы государства растут. Сокращение расходов – непопулярная мера, но данная проблема встает практически перед каждой страной, и связано это с реорганизацией производства и разрастанием госсектора до размеров неэффективного функционирования. Другое направление балансирования бюджета – повышение эффективности сбора налогов и сборов. С этой целью необходимо проведение индексации налогов и отказ от произвольного освобождения от уплаты налогов. Кроме того, необходима политика в области курса обмена национальной валюты. При установлении, например, валютного коридора и заранее объявленной девальвации национальной валюты субъекты экономики смогут заранее прогнозировать объем производства, свои доходы и объем налоговых платежей.

Однако в условиях стагфляции, когда инфляция развивается параллельно со спадом производства, использование только финансового регулирования оказывается недостаточным и зачастую неэффективным. Исходя из этого, наряду с финансовым регулированием возникает необходимость использования и других регуляторов, в первую очередь денежно-кредитных.

Проведение монетарной политики основано на необходимости регулирования процентных ставок с тем, чтобы рост номинальных ставок процента опережал темп инфляции. При проведении жесткой рестрикционной политики наблюдается дефляционный эффект, темпы инфляции снижаются, однако и объемы производства падают, растет безработица.

Практика использования финансового инструментария развитыми странами показывает возможность гибкого маневрирования им.

Использование финансовых инструментов характеризуется следующими чертами:

— иерархией использования монетарных и немонетарных инструментов регулирования экономики;

— многовариантностью финансовой политики в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

— целевой направленностью финансового инструментария, ориентированного на антиинфляционное и бездефицитное развитие.

Следовательно, государство с помощью финансовых рычагов и инструментов оказывает воздействие на экономику через регулирование поведения субъектов хозяйствования, развитие отдельных территорий и отраслей.

 

3. Эффективность системы государственного финансового регулирования экономики определяется многими факторами и подходами к финансовой стратегии развития общества. Современная ситуация свидетельствует о необходимости усиления регулирующего воздействия государства через финансовый сектор. Главными проблемами, требующими решения в финансовой сфере, являются: обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов внебюджетных фондов; оптимизация состава и структуры государственных расходов; дальнейшее совершенствование системы налогообложения: обеспечение более тесной взаимосвязи финансовой и денежно-кредитной политики; расширение масштабов инвестиционного финансирования; стабилизация курса национальной валюты; регулирование процентных ставок; повышение эффективности управления объектами государственной собственности и др.

Для решения этих первоочередных задач необходимо:

— способствовать обеспечению сбалансированности бюджетов всех уровней и их разработке и утверждению на основе реальных прогнозных показателей;

— разработать и реализовать меры по наращиванию налогооблагаемой базы; расширить операции центрального банка с государственными ценными бумагами;

— способствовать стабилизации курса национальной валюты, создавать условия для конвертации иностранной наличной валюты физических лиц в активы, представленные в национальной валюте;

— создать систему доверительного управления собственностью, принадлежащей государству в России и за рубежом;

— повысить эффективность казначейской системы исполнения бюджета, расширив границы ее применения;

— при разработке денежно-кредитной политики в качестве основной цели определить инфляционное таргетирование, дополнив его другими методами и формами регулирования.

Важно, чтобы в рамках финансового регулирования экономики использовались формы, методы, инструменты, позволяющие согласовывать действия финансовой, денежно-кредитной, социальной политики.

Следует также принять во внимание определенную ограниченность финансового регулирования как метода государственного воздействия на экономику. Это обусловлено прежде всего такими объективными ограничителями, как объем ВВП и темпы его роста, влияние других (нефинансовых) регуляторов, границы максимального уровня государственных изъятий. кроме того, условия для получения положительного эффекта формирует как политическая ситуация в стране, так и текущая и долгосрочная социально-экономические стратегии развития государства.

При выборе конкретных методов и инструментов финансового регулирования экономических процессов в качестве критериев следует обращать внимание на их способность:

- обеспечивать формирование оптимальных пропорций общественного воспроизводства, комплексное решение стратегических задач социально-экономического развития;

— обеспечивать гарантированные законом объемы мер по социальной защите граждан;

— способствовать развитию инициативы и предприимчивости всех субъектов хозяйствования.

Финансовые методы регулирования экономических процессов должны способствовать росту конечных результатов деятельности производителей товаров и услуг и отдельных работников. Государство при этом должно осуществлять контроль за экономической обоснованностью соотношения между доходами, остающимися в распоряжении хозяйствующих субъектов и граждан, и доходами, направляемыми на формирование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств.

Изменение пропорций перераспределения денежных ресурсов между обществом и государством предусматривает пересмотр всей совокупности средств и способов регулирования для совершенствования системы финансового перераспределения, исходя из анализа финансовых выгод и затрат от применения различных систем перераспределения, их соотношения с общественными потерями и компенсацией этих потерь.

Государство должно также обеспечить относительное экономическое равенство и добровольность использования производителями различных форм и методов финансового регулирования. С этой целью необходимо:

— создание на законодательном уровне условий для возмещения ущерба хозяйствующими субъектами при нарушении своих обязательств в виде штрафных санкций и других форм;

— разработка системы льгот при налогообложении, финансировании определенных мероприятий либо условий хозяйствования при добровольном выборе производителями вида деятельности, дающего право на льготы;

— использование прямых финансовых взаимоотношений организаций с бюджетом, единых ставок налогов и принципов бюджетного финансирования для унификации финансовых отношений и обеспечения равных условий хозяйствования для субъектов разных форм собственности;

— создание условий для высокого участия производителей на добровольной основе в целевых программах местного, регионального и федерального уровней.

Важным условием эффективного использования финансовых регуляторов является опора на экономическую заинтересованность субъектов хозяйствования. Законодательно государство должно фиксировать лишь те перераспределительные отношения, которые в текущем периоде и на перспективу выступают для общества в качестве наиболее важных и жизненно необходимых. Высокая результативность и эффективность используемых финансовых регуляторов определяется следующими условиями:

— нормативно-правовой базой, отвечающей состоянию финансовых отношений;

— рациональным и эффективным финансовым механизмом;

— политической стабильностью в стране.

Повышение эффективности финансового регулирования экономики и социальной сферы требует от государства осуществления следующих мероприятий:

— совершенствования форм организации финансовых отношений для усиления их воздействия на воспроизводство;

— своевременной аккумуляции денежных средств, необходимых для удовлетворения потребностей воспроизводственного процесса;

— выявления наиболее важных направлений рационального расходования финансовых ресурсов и оценки эффективности их использования (экономической, социальной, экологической и пр.);

— выявления причин отклонений фактически складывающихся пропорций в формировании и использовании средств централизованных фондов денежных средств от потребностей экономики в нормальном развитии и разработки мер для их устранения;

— осуществления действенного контроля за процессом финансового перераспределения стоимости.

Формирование эффективной системы финансовых регуляторов требует от государства создания и постоянного обновления определенного набора базовых индексов, т. е. показателей, позволяющих оценивать и своевременно корректировать состояние экономики. Однако встает вопрос об осуществлении точных расчетов, которые позволяли бы предвидеть последствия законодательных и иных решений, принимаемых сегодня. Такие расчеты могут быть обеспечены на основе применения методов государственного программирования, позволяющего использовать в комплексе необходимые для финансового регулирования средства и исключить несогласованность и противоречивость регулирующих действий. При этом основные программные документы должны содержать четко сформулированные цели и пути их достижения, позволяющие увеличить финансовые ресурсы и эффективность их использования.


5 ТЕМА 3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ (ЛЕКЦИЯ 1)

 

1. Денежно-кредитное регулирование как составная часть финансовой политики государства

2. Роль и место Центрального банка в реализации денежно-кредитной политики

1. Свои функции государство реализует посредством экономической политики, основу которой составляет финансовая политика. Финансовая политика по традиции рассматривается в качестве одного из важных элементов государственного регулирования экономики, который связан с централизацией и концентрацией финансовых ресурсов для экономических преобразований и достижения целей и задач экономической политики. Финансовая политика направлена на решение приоритетных задач социально-экономического характера.

Финансовая политика – это часть общей экономической политики, которая посредством соответствующих рычагов и методов активно участвует в регулировании финансовых процессов.

Финансовая политика государства – это деятельность, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование, исходя из действующего финансового законодательства.

Финансовая политика представляет собой особую сферу деятельности государства, связанную с формированием и использованием финансовых ресурсов как на макро-, так и на микроуровне с целью экономического и социального развития.

В основе финансовой политики лежат финансовые отношения между государством и субъектами хозяйствования по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования.

Главная цель финансовой политики заключается в обеспечении социально-экономической стабильности в стране на основе обеспечения роста экономики.

Другие цели финансовой политики предполагают:

— наиболее полную мобилизацию финансовых ресурсов и наращивание государственных финансов для удовлетворения потребностей общества;

— повышение уровня дохода на душу населения;

— рост показателя бюджетной обеспеченности жителей;

— выполнение социальных стандартов, повышение жизненного уровня населения.

Благодаря финансовой политике государство может оказывать прямое воздействие на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, определение приоритетных направлений развития страны.

Финансовую политику можно классифицировать по различным признакам.

С позиции возможности и степени вмешательства государства в экономику различают следующие типы финансовой политики:

1. Классическая финансовая политика.

Она не предполагает вмешательство государства в экономику, используется механизм рынка для регулирования хозяйственных процессов, сохранения свободы конкуренции. Результатом ее реализации является сокращение государственных расходов и налогов.

2. Регулирующая финансовая политика.

Регулирующая финансовая политика основана на концепции Кейнса, в соответствии с которой государство должно активно вмешиваться в развитие экономики с помощью финансово-кредитных методов и инструментов (налогов, бюджета, процентных ставок и пр.).

3. Планово-директивная финансовая политика.

Она проводится в странах с административно-командной системой управления и основана на планово-распределительных функциях государства и предусматривает жесткое выполнение утвержденных плановых показателей. Данная политика основана на использовании внутренних ресурсов, без привлечения международного капитала.

В современных условиях редко используется какой-либо один вид политики, чаще всего наблюдается их определенное сочетание.

В зависимости от стадии экономического цикла, на котором находится экономическая система страны, используют следующие виды финансовой политики:

- стабилизационная (стабилизирующая) политика — она охватывает стадии спада и депрессии в экономике и направлена на стимулирование деловой активности субъектов экономики за счет снижения налогов, роста государственных расходов для поддержки стратегических и социально значимых отраслей экономики;

— сдерживающая политика, которая проводится на стадии экономического оживления и подъема, направлена на снижение государственных расходов и ужесточение налогового бремени.

В составе общей финансовой политики выделяют несколько наиболее важных ее составных частей: бюджетную, налоговую, денежно-кредитную.

Бюджетная политика представляет собой стратегию и тактику выработки форм финансовых отношений, с помощью которых осуществляется мобилизация доходов в государственный бюджет для выполнения функций государства. Она предполагает распределение централизованного фонда денежных средств и дальнейшее его использование по целевому, отраслевому, территориальному назначению и направлена на достижение сбалансированного бюджета по доходам и расходам, на преодоление бюджетного дефицита.

Налоговая политика представляет собой стратегию и тактику государства по выработке форм финансовых отношений, позволяющих осуществлять прямое изъятие части доходов у субъектов экономики и населения в бюджет. Осуществление налоговой политики основано на фискальной и стимулирующей функции налогов. С налоговой политикой тесно переплетается ценовая политика, т. е. стратегия и тактика государства, связанная с регулированием ценообразования и выработкой форм финансовых отношений для получения доходов в бюджет государства.

Денежно-кредитная политика, регламентируя функционирование денежно-кредитной системы страны, направлена на регулирование хозяйственной конъюнктуры и достижение стратегических целей экономического развития государства, улучшение благосостояния населения.

Неотъемлемой составной частью денежно-кредитной политики и всей финансовой политики является денежно-кредитное регулирование, благодаря которому государство получает возможность воздействовать на экономические процессы.

Денежно-кредитное регулирование – можно определить как совокупность мероприятий государства, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы и сферы денежного обращения, рынок ссудных капиталов и кредитов, порядок организации и осуществления безналичных расчетов в целях воздействия на экономику.

Основными целями денежно-кредитного регулирования являются:

— обеспечение устойчивых темпов экономического роста;

— поддержание стабильного уровня цен;

— достижение высокого уровня занятости населения;

— обеспечение устойчивого состояния внутреннего валютного рынка, различных сегментов финансового и кредитного рынков;

— поддержание устойчивости уровня ссудного процента на внутреннем денежном рынке.

денежно-кредитное регулирование как неотъемлемая составная часть денежной системы направлено:

— на разработку механизмов, позволяющих нивелировать влияние инфляционных процессов на денежную сферу;

— удовлетворение потребностей, защиту интересов, сокращение издержек участников денежного оборота, повышение эффективности их деятельности и качества предоставляемых им услуг;

— создание привлекательных условий для привлечения инвестиций;

— формирование конкурентных отношений в денежно-кредитной сфере;

— расширение количества и качества услуг, предоставляемых банковскими учреждениями.

Основными направлениями денежно-кредитного регулирования в настоящее время являются: укрепление номинального курса и повышение привлекательности национальных валют; встраивание экономик отдельных стран в систему мирового хозяйства в результате процессов глобализации.

механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой совокупность нормативно-правовой регламентации, инструментов и методов денежно-кредитного регулирования, порядок и условия их использования.

В составе механизма денежно-кредитного регулирования можно выделить следующие элементы:

стратегическое планирование и прогнозирование, которое предполагает определение на перспективу пропорций, темпов и приоритетных направлений развития экономики, выявление изменений состава и структуры денежного оборота в целом;

— методы и инструменты воздействия, направленные на регулирование денежно-кредитных отношений в обществе.

Основным органом денежно-кредитного регулирования является центральный банк страны, который регламентирует в своих нормативных документах специфику использования этого механизма.

С помощью денежно-кредитного регулирования и воздействия на коммерческие банки через спрос и предложения на кредит государство может достичь определенных целей: устойчивого развития экономики, укрепления денежного обращения, создания режима преференций для национальных экспортеров на внешнем рынке. Эти меры позволяют обеспечить решение стратегических задач развития экономики в целом.

Осуществление текущих мероприятий в денежно-кредитной сфере не требует от центральных банков длительных процедур согласования с органами государственного управления и принятием специальных распоряжений. Высокая степень независимости центральных банков развитых стран позволяет им достаточно успешно противостоять политическому давлению в том случае, если краткосрочные политические цели правительства противоречат претворению в жизнь стратегической линии денежно-кредитной политики.

В странах с развитыми рыночными отношениями центральные банки, как правило, обладают значительной независимостью от решений и действий правительства и потому могут оперативно корректировать свои действия в рамках проводимой денежно-кредитной политики в зависимости от изменения экономической ситуации.

Денежно-кредитное регулирование должно обеспечить предсказуемость и прогнозируемость динамики денежного оборота. Срок действия денежных параметров должен согласовываться с периодом регулирования, установленным на федеральном и региональном уровнях.

Следует отметить, что в процессе денежно-кредитного регулирования центральные банки активно взаимодействуют как с государственными органами, так и другими органами денежно-кредитного регулирования, учитывая опыт центральных банков других стран в монетарной сфере. При этом конечный результат функционирования системы денежно-кредитного регулирования необходимо рассматривать как часть общей системы экономического регулирования в стране.

 

2. В России денежно-кредитное регулирование осуществляет Центральный эмиссионный банк (Банк России), созданный в 1990 г. на базе бывшего Госбанка СССР.

Центральный банк является проводником государственной денежно-кредитной политики, используя для этого преимущественно экономические методы и в редких случаях – административные.

Конституция Российской Федерации, Закон о Центральном банке и другие федеральные законы определяют статус Банка, его задачи и функции, принципы деятельности.

Главная задача Центробанка — поддержание стабильности и устойчивости национальной денежной единицы, денежного обращения в стране и денежно-кредитной системы.

Правовой статус центральных банков закрепляется в правовых документах: законах о центральных банках, законах о банковской и кредитной деятельности, законах о валютном законодательстве. Обычно главным правовым документом, регламентирующим деятельность центрального банка, выступает закон о центральном банке, который определяет его полномочия как эмиссионного института страны.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...