Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ»




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

Кафедра «Финансы и экономическая безопасность»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИНАНСОВЫЕ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЕ

МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ»

для студентов направления подготовки

38.04.08 «Финансы и кредит»

профиля «Финансы и кредит»,

 

Донецк - 2017


1ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ (ЛЕКЦИЯ 1)

 

1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики

2. Причины государственного регулирования экономики

1. Государство во все времена в какой-либо форме вмешивалось в экономическую жизнь. Такое вмешательство не было регулярным, постоянным, поскольку государство стремилось в первую очередь увеличить сбор налогов и платежей для роста поступлений в казну либо протекционистскими методами защитить национальный рынок. Лишь в конце XIX– начале ХХ ст. государство начинает активно использовать процесс экономического регулирования в своих интересах.

Вмешательство государства в экономику является необходимостью для любого правительства, независимо от типа экономики – рыночной или планово-распределительной. В плановой, централизованной экономике все функции, связанные с производством и распределением товаров, услуг принимает на себя государство, поэтому регулировать по сути нечего. В условиях рыночного хозяйства государство не может свободно распоряжаться капиталом, ресурсами частных товаропроизводителей, оно не является непосредственным организатором производства и распределения ресурсов. Однако в этих условиях исключительную роль начинают приобретать регулирующие функции. Развитие общества, усложнение хозяйственных связей меняет формы и объём деятельности государства в сфере экономики. Для обеспечения эффективного формирования рыночных отношений такое воздействие на социально-экономические процессы осуществляется с помощью определенных рычагов и методов.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, осуществляющих воздействие на все сферы социально-экономической жизни, включая производство, обмен, распределение и потребление произведенной продукции.

В условиях рыночной экономики государственное регулирование экономики – это целенаправленное воздействие на макро- и микроэкономические процессы развития экономики для поддержания её стабильности либо изменения в нужном для общества направлении.

Рыночная система хозяйствования призвана установить равновесие в экономике и обеспечить её поступательное развитие. Вместе с тем с дальнейшим развитием рыночной экономики все больше проявляются и недостатки этой системы, которые заключаются в следующем:

1. Рыночный тип экономики не может самостоятельно обеспечить производство общественных товаров для всех членов общества, включая и неимущие слои. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, которые потребляют все члены общества (оборона, государственное управление, энергетическая система и др.) в основном поровну.

2. Рыночная система хозяйствования не способствует сохранению и рациональному использованию невоспроизводимых и невозобновляемых ресурсов, не решает проблему воспроизводства рабочей силы.

3. Основываясь только на рыночном механизме, нельзя осуществить глубокие структурные изменения в экономике, прорывы в научно-технической сфере, решении межгосударственных и региональных проблем, организации денежного обращения.

4. Возникла потребность в значительных инвестициях, не привлекательных с точки зрения частного капитала, но необходимых обществу для обеспечения процесса воспроизводства.

Существующие недостатки и несовершенства, присущие рыночной системе хозяйствования, требуют активного вмешательства государства в экономические процессы для их устранения. Необходимость регулирования экономики государством обусловлена влиянием целого ряда факторов, связанных с разрешением тех или иных проблем в экономике.

В современных условиях государство выступает необходимым субъектом любой экономики, даже в странах, экономическая система которых преимущественно ориентирована на свободный рынок. Сочетание в разумных пределах государственного регулирования и механизма рынка способствует решению важных социально- экономических проблем.

Без вмешательства государства в экономику невозможно развитие самой рыночной системы. Исходя из этого, государство принимает на себя активную регулирующую роль в целях обеспечения экономической стабильности, сглаживания циклических колебаний в экономике, достижения макроэкономического равновесия, ограничения монополизма и развития конкуренции, поддержки малого и среднего бизнеса, обеспечения правовой основы и благоприятного социального климата.

Следовательно, вмешательство государства в экономическую сферу является объективной необходимостью независимо от экономического строя и типа экономики. Объективная же возможность регулирования государством экономики реально появляется лишь при достижении определенного уровня развития экономики.

Масштабы вмешательства государства в экономику зависят как от экономических факторов (уровень экономической активности и экономического развития), так и национальных особенностей страны (роль государства в обществе). Минимально необходимые границы государственного регулирования экономики определяются производством общественно необходимых товаров и услуг, организацией денежного обращения. Максимальный уровень допустимых границ государственного регулирования экономики обусловлен обеспечением определенного уровня занятости, перераспределением доходов, борьбы с монополизмом и инфляцией, реализацией национальных интересов на мировом рынке, развитием фундаментальных научных исследований и др. Любые перекосы могут привести к негативным последствиям, поэтому вмешательство государства в рыночную эко- номику должно быть экономически обоснованным, оправданным и допустимым в таких пределах, которые способствовали бы росту эффективности экономики.

Вмешательство государства в экономику, являясь важной составной частью воспроизводственного процесса, позволяет решать такие важные задачи, как создание благоприятных условий для экономического роста и оптимальной занятости, поддержка предприятий, ориентированных на экспорт конкурентоспособной продукции, стимулирование структурных сдвигов отраслевой и региональной экономики. При этом конкретные направления, формы, методы такого вмешательства и регулирования зависят от существующих социально-экономических проблем в стране в каждый конкретный временной период.

Система государственного регулирования рыночной экономики прошла длительный этап становления и развития. Впервые регулирование использовали развитые страны в период I мировой войны. Необходимость этих мер была связана с потребностями милитаризации экономики. Однако данный этап оказался непродолжительным. После окончания войны масштабы вмешательства государства в экономику резко сократились. Благоприятная экономическая конъюнктура 1920-х гг. на Западе сделала непопулярными идеи о регулировании государством экономики. Но ситуация резко изменилась в 1929-1933 гг., в период Великой депрессии, когда глубокий системный кризис поставил на повестку дня вопрос об активном вмешательстве государства в экономику и формировании системы государственного регулирования экономики.

В 1930-е гг. начинается второй этап в становлении системы государ- ственного регулирования экономики. Он, в частности, связан с политикой нового курса Ф. Рузвельта в США, с созданием жесткой системы государственного регулирования экономики в фашистской Германии. Третий, современный этап развития системы государственного регулирования экономики начался после Второй мировой войны и продолжается по сей день. Именно на этом этапе сформировалась современная система государственного регулирования экономики, на практике использованы различные инструменты, подтвердившие свою эффективность.

Отношение к процессу вмешательства государства в экономику значительно отличалось на разных этапах её развития. В истории экономической мысли сформировались следующие основные концепции государственного регулирования экономики, где в экономических теориях значительное место занимали исследования роли и функций государства в экономике.

Меркантилизм

В период формирования рыночной системы хозяйствования в XVII-XVIII вв. преобладала теория меркантилизма, которая признавала безусловную необходимость государственного регулирования с целью развития промышленности и торговли.

Его основоположники, как представители первой экономической школы, были активными сторонниками вмешательства государства в экономику, выступали за политику протекционизма. Они считали, что без поддержки государства процесс первоначального накопления капитала был бы невозможен. Основу конкуренции видели во внешней торговле, являлись идеологами торгового капитала. Мало заботились о развитии сельского хозяйства, практически не принимали его в расчет.

Физиократы

Представители этого направления выдвинули принцип свободы торговли. С их точки зрения, главной заботой государства должна стать защита частной собственности. Источником богатства считали сельское хозяйство, и регулирование со стороны государства видели в пользу сельского хозяйства.

Классическая школа политэкономии

Развитие рыночных отношений способствовало и пересмотру взглядов на процесс вмешательства государства в экономику, рассматривая такое вмешательство как препятствие на пути развития предпринимательства. Теория получила развитие в период промышленного переворота и потому выражала интересы нарождавшейся промышленной буржуазии. Её основные представители А. Смит и Д. Рикардо считали экономическую политику государства состав- ным звеном и необходимым элементом рыночной системы. А. Смит утверждал, что рыночная система обладает способностью к саморегулированию, поскольку в её основе лежит стремление к получению прибыли, а потому она будет тем эффективнее функционировать, чем меньше будет ее регулирование государством.

С точки зрения А. Смита, вмешательство государства в деятельность частных лиц должно быть минимальным, поскольку невозможно изменить законы, на которых она основана. А. Смит допускал возможность вмешательства государства в экономику в порядке исключения, «когда государственная деятельность целесообразнее частной». Под такой деятельностью он подразумевал расходы государства на строительство железных дорог, публичные сооружения, народные школы и т. п.

Современные экономические теории государственное регулирование рыночных процессов трактуют довольно неоднозначно. На сегодняшний день на основе основных экономических направлений – кейнсианства, монетаризма и институционализма, сложилось несколько основных теорий, которые по-разному объясняют формы, методы и цели регулирования государством экономики.

Кейнсианский подход

Основоположником концепции о необходимости государственного вмешательства в экономику был Дж. Кейнс, который сформулировал теорию эффективного спроса, положенную в основу теории государственного регулирования. Он утверждал, что для увеличения покупательной способности населения и стимулирования приобретения предпринимателями новых средств производства, необходимо увеличивать объём государственных инвестиций в производство и наращивать социально-экономические расходы за счёт выпуска де- нег в обращение и налогового механизма. Поэтому с точки зрения Кейнса государственное регулирование экономики должно заключаться в стимулировании спроса на основе денежно-кредитных и финансовых инструментов.

На основе идей кейнса сформировался также неоклассический подход, представителями которого (И. Самуэльсон, дж. Тобин, Дж. Хикс и др.) была разработана система мер для антикризисного регулирования экономики.

Сторонники неоклассического подхода первоначально исходили из того, что макроэкономическая стабильность может быть обеспечена в основном методами саморегулирования, основанными на свободном ценообразовании и либеральной денежно-кредитной политике. С учетом этого ими была разработана теория рыночного равновесия, обосновывающая саморегулирование рыночной системы. Вмешательство государства они считали вредным, способным принести вред её эффективному функционированию. Неоклассики, следовательно, выступали за политику государственного невмешательства в экономику.

Однако в конце XIX – начале ХХ в. с развитием быстрыми темпами производства, ростом товарных сделок, обострением конкурентной борьбы сторонники теории вынуждены были признать, что в условиях рыночной экономики возможны сбои, с которыми рынок не может справиться самостоятельно. Это привело к усилению поддерживающих и корректирующих мер со стороны государства. Эти меры предполагали манипулирование доходами и расходами бюджета исходя из изменений конъюнктуры рынка, а кроме того, использование налогового регулирования и платежей по социальному страхованию. Наряду с фискальными и денежно-кредитными методами воздействия предлагалось использовать движение цен и рыночные условия для развития конкуренции.

Монетаризм

Монетаристы (М. Фридман, Ф. Найт, Г. Саймонс, Ф. Хайек и др.) полагали, что государственное регулирование должно быть ограниченным и заключаться в стимулировании свободы экономической деятельности, ограничении социальных расходов, регулировании массы денег в обращении, использовании кредитных инструментов. Объектом регулирования, по их мнению, должно быть предложение факторов производства, увеличивающееся по мере стимулирования предпринимательства. Функцию регулирования они оставляли за рынком, а единственной сферой, которая допускает вмешательство государства, считали денежно-кредитную сферу. Поэтому главной задачей экономической политики государства является контроль за массой денег в обращении и поддержание стабильности денег. Они выступают за активное вмешательство государства в экономику и утверждают, что с помощью государственных расходов можно влиять на развитие экономики в необходимом направлении. Основными методами регулирования признаются: контроль за экспортом и импортом, регулирование учетной ставки процента и курса национальной валюты, снижение уровня налогов, сохранение значительной доли госсектора в экономике, регулирование роста цен и заработной платы, ослабление воздействия профсоюзов.

Монетарный подход к государственному регулированию экономики предполагает: максимальное сокращение расходов государственного бюджета, существенное сокращение государственного сектора, либерализацию системы цен, либерализацию финансовой и денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности. Антиинфляционная политика также должна осуществляться монетарными методами.

Институционализм

Представители этого направления (Дж. Кларк, Дж. Гэлбрейт и др.) необходимость государственного регулирования экономики обосновывали исходя из несовершенства рыночного механизма и его неспособности решать проблемы современного общества. Сторонники этого подхода роль государства в экономике сводят к созданию благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Государство должно выработать «правила игры» и осуществлять контроль за их соблюдением.

Так, Дж. Кларк выступает за систему общественного контроля над бизнесом как на уровне отдельной корпорации или региона, так и на общегосударственном уровне. Эти меры включают контроль за деятельностью крупных корпораций, контроль за механизмом конкуренции и ценообразования.

Дж. Гэлбрейт необходимость государственного регулирования рынка обосновывает тенденцией ускорившейся концентрации производства и капитала, а также усилением влияния роли крупнейших корпораций на финансовых и товарных рынках. Гэлбрэйт утверждает, что современная экономика основана на двух крупных системах – рыночной системе, которая включает мелкие предприятия, и планирующей системе, объединяющей крупные корпорации, взаимодействующие с государством, в результате чего возрастает государственное влияние на экономику.

Однако не все представители этого подхода согласны с этой точкой зрения, поскольку она не учитывает действие рыночных сил в корпоративном секторе экономики, что находит проявление в обострении конкуренции между корпорациями внутри самой «планирующей» системы и не отражает реальные процессы, происходящие в экономике.

Л. Тароу и Р. Хейлбронер отмечают тенденцию усиления государственного вмешательства в рыночную экономику, основой которого выступает укрепление экономической базы государственного регулирования. Это приводит к созданию модели «контролируемого общества», при которой значительно сокращается роль традиционных признаков капитализма – частной собственности и механизма рыночного регулирования и появляются различные институты, осуществляющие регулирование процессов, происходящих в рыночной системе экономики.

2. Чем же можно объяснить усиление государственного регулирования экономических процессов? Для ответа на этот вопрос следует выявить предпосылки и основные причины этого процесса.

Активное вмешательство государства в экономическую жизнь обусловлено как минимум тремя группами причин:

Во-первых, наличием конкуренции как главной движущей силы рыночного механизма. Следствием развития конкуренции является монополизация экономики, в свою очередь, развитие монополий подрывает конкурентные начала, снижает эффективность общественного производства, негативно воздействует на макроэкономические параметры. Поэтому монополизации рынка должна противостоять антимонополистическая деятельность государства, регулирующая структуру производства.

Во-вторых, существованием видов производств, функционирование которых невозможно в рамках рыночного механизма, поскольку они обеспечивают интересы всех членов общества и обойтись без этих производств нельзя. Как правило, это низкорентабельные или убыточные производства, с большим сроком окупаемости, высоким уровнем риска, при этом оценить результативность их функционирования с точки зрения быстрого экономического эффекта не- возможно. Это такие сферы, как обеспечение обороноспособности страны, фундаментальная наука, таможенный контроль, денежное обращение, содержание нетрудоспособных граждан, охрана правопорядка и др.

В-третьих, ограниченными возможностями рыночных саморегуляторов, не позволяющих в полной мере обеспечить рыночное равновесие экономической системы, обеспечение полной занятости и др.

Более подробное исследование в качестве основных наиболее важных объективно существующих причин, определяющих необходимость усиления регулирования государством экономических процессов, следует выделить следующие:

1. Усложнение существующих хозяйственных связей и развитие общества в целом усиливают процессы интеграции в экономической, социальной и других сферах. Для удовлетворения все возрастающих в процессе интеграции общества потребностей государство должно управлять этим процессом, поскольку это вытекает из его функций.

2. Развитие производства и углубление степени общественного разделения труда.

Научно-технический прогресс, структурные преобразования в экономике, промышленная революция привели к тому, что возрастает технологичность производства и усложняется выпускаемая продукция. Кроме того, в процессе изготовления этой продукции принимают участие десятки, сотни, а иногда и тысячи различных производителей, зачастую расположенных даже в разных странах, однако связанных друг с другом единой технологической цепочкой и передающих части производимого товара друг другу. Для осуществления сложных технологических процессов возникает необходимость интеграции этих разрозненных субъектов хозяйствования и регулирования их деятельности. В роли активного регулятора и должно выступить государство, взяв на себя взаимодействие между участниками технологических цепочек, между различными отраслями, регионами. При этом роль государственного регулирования экономики возрастает тем сильнее, чем сложнее становится экономика, глубже разделение труда, специализация и кооперация.

3. Возрастание неспособности рынка эффективно осуществлять антикризисное регулирование экономических процессов.

До определенного этапа рыночные отношения позволяли нормально осуществлять регулирующие функции и устанавливать баланс между спросом и предложением, производством и потреблением. Однако уже с середины XIX в. в функционировании рыночного механизма довольно регулярно стали происходить сбои, проявляющиеся в циклически повторяющихся кризисах, в основном кризисах перепроизводства. Связано это с тем, что с усложнением экономики регулировать ее становится все труднее, ведь рынок основан на саморегулировании, на мотивации обособленных частных товаропроизводителей, а в условиях интеграции усложняется их взаимодействие, возрастают риски принятия неверного управленческого решения. это может привести, в свою очередь, к диспропорциям экономического развития и сбоям в работе рыночного механизма. Государственное регулирование позволяет снизить эти риски, поддерживать оптимальные пропорции и темпы развития экономики.

Возрастание монополизации экономики.

По мере развития и усложнения рыночной экономики, при отсутствии системы её регулирования из центра, неизбежны процессы монополизации, негативно влияющие на экономические процессы. Это проявляется в том, что разрушаются нормальные пропорции развития между производством и потреблением, деформируется система инвестиционного обеспечения экономики, стимулируется инфляция. Для ограничения монополизма государство активизирует свои регулирующие функции. Не случайно в начале ХХ в. широкую популярность приобретают воззрения Кейнса о необходимости государственного регулирования экономики, т. е. замены чисто рыночного механизма на систему встроенного в рыночную экономику государственного регулирования.

4. Возрастание проблем, связанных с неспособностью рынка решать проблемы социального характера.

С развитием общества растет уровень благосостояния граждан и необходимость более полного удовлетворения их социальных потребностей. Однако реализация этих потребностей вступает в противоречие с рыночным характером экономики, нацеленной прежде всего на получение прибыли, а не на реализацию социальных потребностей и развитие социальной сферы. Тем не менее это не означает возможности определенной коммерциализации социальной сферы, в некоторой степени она целесообразна и полезна, когда речь идёт об удовлетворении так называемых сверхнормативных социальных потребностей. Государство через механизм регулирования должно взять на себя функции социальной защиты и социального обеспечения граждан в рамках некоей социальной нормы на нерыночной основе.

5. Усиление интернационализации экономики.

Происходящие процессы интернационализации – это объективный процесс, связанный с тем, что на определенном этапе национальные границы становятся тесными для дальнейшего развития экономики. Государство способно сыграть активную роль в процессе интеграции национальной экономики в систему международной ин- теграции. Роль государства в этом процессе двояка. С одной стороны, государство должно помочь выйти национальным товаропроизводителям на международный рынок, для чего необходимо предусмотреть различные преференции таким производителям, особенно если речь идет об инновационной продукции (налоговые льготы, льготные кредиты и т. д.). С другой стороны, государство призвано защитить национальный рынок от проникновения на него агрессивных зарубежных инвесторов и товаропроизводителей для того, чтобы сделать национальную продукцию конкурентоспособной.

6. Необходимость усиления контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в связи с ростом масштабов их экономической деятельности.

Государство призвано защищать общество от агрессивного воздействия субъектов хозяйствования, прежде всего естественных монополистов, на социальные процессы и разработку природных ресурсов. Во многих странах наметились тенденции огосударствления естественных монополий, активизация участия государства в их деятельности и регулировании.

7. Необходимость гармонизации всех интересов общества.

Чем более развито общество, тем больше возникает интересов, а значит, тем острее противоречия между ними и сложнее задачи государства по достижению гармонии между этими интересами. Речь идет в первую очередь о согласованности между собой интересов отдельной личности, коллектива, общества и мирового сообщества в целом.

Таким образом, в качестве основных объективных причин, способствующих усилению вмешательства государства в экономические процессы, можно выделить: предоставление общественных благ; наличие как общественного, так и частного характера производства; существование проблем, не решаемых рыночной системой хозяйствования; влияние научно-технического прогресса; тенденция к монополизации; усиление международной конкуренции.

Вместе с тем, наряду с объективными, следует отметить и субъективные предпосылки, определяющие необходимость усиления государственного регулирования экономики. к ним можно отнести:

1. Тип экономической системы страны.

В условиях рыночной экономики государственное регулирование экономики занимает важное, но не господствующее положение, поскольку на равных правах, взаимно дополняя друг друга, существует как рыночное управление, так и государственное регулирование экономики. При этом основой выступает рыночное регулирование, а государственное регулирование встраивается в рыночное для преодоления противоречий рыночной экономики.

В условиях централизованной, плановой экономики государственное регулирование выступает преобладающей, господствующей формой регулирования экономики. Рыночное регулирование, если оно существует, носит преимущественно поверхностный, формальный характер.

2. Стадия экономического цикла, на которой находится экономика страны.

Интенсивность вмешательства государства в экономику зависит от стадии экономического цикла. Так, если экономика находится в кризисном состоянии, то меры государственного регулирования будут направлены на выход её из кризиса. В случае активного, динамичного развития экономики, государство менее активно вмешивается в регулирование экономических процессов. Свидетельством этого является и изменение доли бюджетного финансирования. чем сложнее ситуация в экономике, тем выше доля расходов бюджета в финансовой системе, и наоборот, чем активнее развивается экономика, тем уровень расходов бюджета в структуре финансирования меньше.

3. Уровень научно-технического развития страны.

На начальном этапе развития научно-технического прогресса обычно роль государства в экономике значительно возрастает (выполнение функций инвестора, регулирующего субъекта и др.). Лишь после того, как новые направления, отрасли, проекты начинают при- носить доход, к ним проявляют интерес частные инвесторы и доля государственного воздействия снижается.

4. Соотношение политических сил в стране и их влияние на экономику и уровень государственных расходов.

В ряде стран в силу традиций высоко государственное вмешательство в экономику и, соответственно, государственные расходы занимают высокую долю в системе финансирования (скандинавские страны, страны Юго-Восточной Азии). другие страны не имеют сложившихся традиций глубокого вмешательства в экономику (США).

Подводя итог, можно отметить, что рыночная экономика, несмотря на существующие достоинства, вместе с тем не в состоянии решить многие актуальные социально-экономические проблемы. Экономическая система страны не сможет развиваться нормально, если государство не создаст для этого соответствующие условия. Следовательно, решение наиболее важных проблем должно взять на себя государство. В первую очередь это касается обеспечения правопо- рядка и национальной безопасности страны как основы развития предпринимательства.


2 ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ (ЛЕКЦИЯ 2)

 

1. Цели и задачи государственного регулирования экономики (ГРЭ)

2. Субъекты и объекты государственного регулирования экономики

3. Инструменты и методы регулирования экономики

 

1. Современная экономика являет собой синтез элементов государственного регулирования и рыночного механизма. При этом основные формы и объём вмешательства государства с развитием общества и усложнением хозяйственных связей тоже меняются. ГРЭ, выступая составной частью воспроизводственного процесса, способствует решению многих социально-экономических проблем.

Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве – это целенаправленное воздействие государства на макро- и микроэкономические процессы, происходящие в экономике с целью обеспечения её стабильности или изменения в необходимом для общества направлении.

Генеральная цель ГРЭ заключается в обеспечении экономической и социальной стабильности, укреплении и совершенствовании существующего строя как внутри страны, так и за рубежом, адаптации его к изменяющимся условиям. Высшая цель должна обеспечить достижение максимального благосостояния всех членов общества.

Конкретные (прикладные) цели непосредственно связаны с объектами ГРЭ, среди них:

— экономический рост;

— совершенствование структуры народного хозяйства;

— выравнивание экономического цикла;

— обеспечение полной занятости;

— стабилизация системы денежного оборота;

— стимулирование развития конкурентных отношений;

— стабилизация цен и тарифов;

— устойчивость национальной валюты;

— обеспечение внешнеэкономического равновесия;

— защита окружающей среды;

— социальный мир.

 

Требования к целям ГРЭ. Следует определить:

— как поставленная цель будет согласовываться, сочетаться со всеми другими целями, не будет ли она вступать с ними в противоречие;

— является ли поставленная цель предварительной, опосредованной или промежуточной, в какую более общую цель она входит;

— какие побочные последствия может иметь достижение этой цели в краткосрочном и долгосрочном периоде;

— является ли поставленная цель экономически целесообразной, каково количественное соотношение положительного и отрицательного эффекта.

 

Принципы разработки целей ГРЭ:

— соответствие данной прикладной (конкретной) цели укреплению и совершенствованию существующего общественно-экономического порядка;

— научная обоснованность и практическая необходимость реализации цели;

— постановка и осуществление любой цели государственного регулирования не должны наносить ущерба другим объектам, в случае возникновения ущерба он должен быть полностью компенсирован;

— постановка и достижение цели должны взаимодействовать с остальными целями с учетом ее места в системе приоритетов целей;

— поставленная цель должна быть обеспечена достаточными финансовыми, материальными, организационными и иными ресурсами;

— поставленная цель должна быть четко сформулированной, ясной и понятной широкому кругу пользователей, населению.

 

Главная задача ГРЭ заключается в разработке долгосрочной стратегии социально-экономического развития с выделением конечных, промежуточных и текущих (конкретных) целей, этапов её осуществления и приоритетов.

Задачи ГРЭ:

— создание рынков там, где их не было, либо они были недостаточно развиты;

— корректировка или дополнение рыночного механизма, который может приводить к сбоям;

— облегчение передачи рыночных сигналов и содействие координации действий субъектов рынка;

— стимулирование спроса на товары и услуги, инвестиции и занятость в период депрессий и кризисов;

— изменение структуры общественного хозяйства.

 

Основные направления ГРЭ:

1. Формирование системы обеспечения развития и функционирования предпринимательства, направленной на создание системы нормативно-законодательного обеспечения развития предпринимательства, исключающей противоречия между законодательными актами, предусматривающей механизм их реализации, гарантии прав и ответственность предпринимателей.

2. Формирование системы регулирования процесса финансовой поддержки предпринимательства, предусматривающей совершенствование политики налогообложения, страхования, кредитования, финансирования, инвестирования и пр.

3. Разработка и проведение антициклической политики.

Задача этой политики осуществлять стимулирование спроса на товары и услуги, занятость, капитальные вложения, особенно в периоды кризисов и депрессий, и, напротив, сократить спрос и инвестиции во время длительного подъема для уменьшения будущего спада производства.

4. Разработка и реализация государственной структурной политики. Поддержка в виде государственных инвестиций оказывается тем видам производства, отраслям и регионам, от которых может за- висеть будущее развитие отраслевой и национальной экономики. В качестве составной части этой политики может выделяться анти- монопольная политика и политика поддержки малого предпринимательства.

5. Формирование и осуществление научно-технической и инновационной политики государства.

Реализация такой политики требует финансирования фундаментальной науки, которая не приносит дохода, но необходима для развития прикладной науки, роста научно-технического потенциала. Основной задачей при этом является формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций, которые в первую очередь должны использоваться на развитие инновационных процессов.

6. Осуществление экологической политики, направленной на уменьшение вредного воздействия производителей на окружающую среду и сохранение природных ресурсов для будущих поколений.

7. Регулирование занятости.

Это направление позволяет решать как экономические, так и социальные задачи, обеспечивая оптимальное соотношение между спросом и предложением рабочей силы. Нарушение такого соотношения чревато негативными экономическими и социальными последствиями (рост безработицы, снижение спроса, уменьшение поступления налогов и сборов в бюджет, рост государственных расходов в виде пособий, дотаций).

8. Реализация денежно-кредитной и антиинфляционной политики, которая регулирует денежное обращение, влияет на уровень цен.

Следовательно, ГРЭ охватывает такие направления жизни общества, которые имеют важное значение для обеспечения макроэкономического равновесия, пропорционального развития и экономического роста.

 

2. В экономических изданиях под субъектом государственного регулирования экономики традиционно понимается государство. СубъектамиГРЭ выступают исполнительные, законодательные, судебные органы власти[1].

Кроме того к субъектам ГРЭ относятся: региональные, местные институциональные образования, а также негосударственные союзы и объединения.

 

Негосударственные субъекты ГРЭ представлены различными объединениями, выражающими интересы определенных групп и слоев граждан, – союзы предпринимателей, профессиональные союзы и др. Определенную роль в части социальных аспектов играют культурные и религиозные учреждения. Функции негосударственных субъектов заключаются в выражении групповых интересов и закреплении их в рамках экономической политики.

Кроме государственных институтов, которые непосредственно принимают участие в осуществлении государственного регулирования экономических процессов, следует назвать также институты и группы, которые способны оказывать косвенное воздействие на принятие тех или иных решений в области проводимой экономической политики. Речь идет прежде всего о политических партиях и организациях, средствах массовой информации, экспертных советах, влиятельных политиках и ученых, общественном мнении. Данная группа субъектов оказывает косвенное воздействие на формы и методы регулирования экономики.

В современных условиях к субъектам регулирования следует отнести надгосударственные, политические и международные организации, которые ставят определенные условия при выдаче кредитов, займов. Поэтому государства вынуждены считаться с негосударственными структурами как в политической, так и в экономической сфере.

 

Функции ГРЭ:

— воздействие государства на распределение доходов в обществе;

— создание нормативно-законодательной основы развития и функционирования экономической системы; обеспечение устойчивости и стабильности национальной валюты;

— активизация предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности.

 

Субъектами государственного регулирования экономики могут выступать носители, выразители, а также исполнители экономических интересов.

Носители экономических интересов представлены социальными группами, которые отличаются друг от друга рядом признаков (уровнем доходов, видами деятельности, профессией, региональными и отраслевыми интересами). к ним относятся наемные работники и владельцы предприятий, собственники земли и фермеры, крупные, средние и мелкие предприниматели, акционеры, государственные служащие и др. Носители хозяйственных интересов выражают свои интересы, обращаясь с просьбами, пожеланиями, предложениями в соответствующие государственные учреждения, регулирующие эти вопросы, а также через СМИ.

Носители экономических интересов могут объединяться в различные союзы, ассоциации (союзы предпринимателей, банковские ассоциации, торговые палаты) и другие объединения, и тогда они являются выразителями хозяйственных интересов. Влияние этих объединений на деятельность органов государственного регулирования осуществляется посредством советов, консультаций, рекомендаций. Выразителями политических, культурных, социально-экономических, экологических интересов выступают политические партии, которые выражают общенациональные интересы.

Исполнители хозяйственных (экономических) интересов – это субъекты государственного регулирования экономики, которые представлены органами федерального, регионального и местного управления, а также центральным банком страны. через их деятельность происходит трансформация частных экономических интересов.

В последнее время зачастую происходит объединение субъектов государственного регулирования и частной экономической политики, что приводит к созданию новых регулирующих органов. Так, к примеру, создаются органы, объединяющие представителей исполнительной власти, союзов предпринимателей, профсоюзов с целью регулирования тарифных соглашений между трудящимися и предпринимателями. могут создаваться советы, комитеты по поддержке и развитию отдельных отраслей, включающие представителей министерства и отраслевых союзов предпринимателей.

Кроме того, в качестве государственно-частных органов регулирования экономики могут образовываться советы по определенным сферам деятельности (научно-технической, военно-промышленной, региональной политики, образования и др.). В отличие от отраслевых советов в их состав входят как представители правительственных органов, так и эксперты банков, различных фондов, производственных структур, общественных движений и др. Их рекомендации касаются направлений расходования средств бюджета, различных фондов.

ОбъектыГРЭ представляют собой социально-экономические процессы, регионы, отрасли, сферы, на которые государство направляет свою регулирующую деятельность с целью создания условий для эффективного функционирования национальной экономики. Иными словами, объектами выступают те регионы, сферы, отрасли, явления и условия социально- экономической жизни общества, где возникли либо могут возникнуть сложности и проблемы, которые не могут быть разрешены автоматически в текущем периоде и в отдаленном будущем, тогда как устранение этих проблем позволяет обеспечить нормальное функционирование экономики и социальную стабильность в обществе.

С точки зрения объектов воздействия регулирование экономики государством означает деятельность, связанную с регулированием трех взаимосвязанных частей процесса воспроизводства:

· регулированием ресурсов;

· регулированием производства;

· регулированием финансов.

Исходя из иерархии уровней государственного регулирования, оно осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

кроме того, объекты государственного регулирования могут отличаться друг от друга уровнем решаемых задач. это могут быть следующие уровни:

— уровень отдельной фирмы;

— уровень региона;

— уровень отрасли или сектора экономики (промышленность, сфера услуг, сельское хозяйство и др.);

— уровень экономики в целом (экономический цикл, уровень цен, денежное обращение); глобальный уровень (экологические проблемы, социальные отношения и др.);

— наднациональный уровень (процессы интеграции, экономические и политические отношения с зарубежными странами).

 

Наиболее значимые объекты ГРЭ:

1. Экономический цикл, воздействие на хозяйственную конъюнктуру. Регулирование хозяйственной конъюнктуры или проведение государственной антициклической политики заключается в том, что государство старается стимулировать спрос на товары и услуги, инвестиции и занятость в период кризисов и депрессий. Для частного бизнеса в этот период предоставляются различные финансовые льготы, возрастают государственные расходы и капитальные вложения. Периоды длительного активного экономического подъема в стране могут привести к возникновению негативных явлений – сокращению товарных запасов, росту импорта, ухудшению состояния платежного баланса, повышению спроса на рабочую силу над ее предложением, а значит, и к необоснованному росту заработной платы и цен. В этих условиях государственное регулирование направлено на то, чтобы затормозить рост спроса, инвестиций и производства и за счет этого уменьшить продолжительность и глубину возможного спада производства, инвестиций и спроса в будущем периоде.

2. Секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства. Регулирование государством отраслевой, региональной и секторальной структуры экономики осуществляется обычно с помощью финансовых рычагов и стимулов, а также государственных инвестиций, которые обеспечивают преференции (льготные условия) от- дельным регионам, отраслям, секторам экономики. Такая помощь и поддержка оказывается чаще всего в виде поощрения развития новых отраслей или видов производств, которые способны привести к прогрессивным изменениям структуры внутри отраслей, между отраслями, во всем народно-хозяйственном комплексе, повышению его конкурентоспособности и эффективности. Однако наряду с этим могут применяться меры к сдерживанию чрезмерной концентрации производства.

3. Условия накопления капитала. Накопление капитала выступает важным объектом государственного регулирования. Государство, поощряя накопления, в первую очередь отвечает интересам субъектов хозяйствования, поскольку получение и капитализация прибыли являются главной целью их хозяйственной деятельности. Одновременно государственное регулирование накопления оказывает воздействие и на другие объекты регулирования. к примеру, формируя дополнительные возможности и стимулы в разные периоды времени всем инвесторам или их от- дельным группам по территориям или отраслям, государство воздействует на структуру экономики и экономический цикл.

4. Занятость. Государственное регулирование занятости предполагает поддержание оптимального соотношения спроса и предложения рабочей силы, призванного удовлетворять потребность экономики в квалифицированных кадрах, мотивированных к труду заработной платой. Вместе с тем соотношение между спросом и предложением не должно способствовать опережающему росту оплаты труда, что негативно может сказаться на конкурентоспособности национальной рабочей силы. Нецелесообразно также и резкое сокращение занятости, так как это может привести к росту безработицы, уменьшению платежеспособного и потребительского спроса, снижению поступления налогов и сборов, росту расходов на дотации, пособия и другие социальные выплаты.

5. Денежное обращение является объектом пристального внимания органов государственного регулирования. Основным направлением регулирования денежного обращения является борьба с инфляцией, которая негативно отражается на состоянии экономики. Оказывая регулирующее воздействие на денежное обращение, государство опосредованно влияет и на другие объекты — цены, условия накопления капитала, социальные процессы.

6. Платежный баланс. Состояние платежного баланса страны показывает степень развития международных кредитных отношений страны и выступает объективным показателем экономического «здоровья» государства. Платежный баланс традиционно является одним из объектов государственного регулирования экономики, что обусловлено следующими причинами:

– неуравновешенностью платежных балансов, которая проявляется в крупном и хроническом дефиците балансов у одних стран и слишком большом активным сальдо у других стран;

— отказом от механизма стихийного выравнивания платежных балансов за счет ценового регулирования, что требует от государства проведения целенаправленных мероприятий;

— интернационализацией и усложнением хозяйственных связей, повышающих необходимость государственного регулирования.

Государство осуществляет такое регулирование постоянно, воз- действуя на экспорт и импорт, движение капитала, изменение курса национальной валюты, участие в международном разделении тру- да и кооперации. для того чтобы заинтересовать экспортеров в вы- возе товаров, освоении международных рынков, государство может предоставлять целевые экспортные кредиты, осуществлять страхование политических и экономических рисков экспортеров, применять льготный режим амортизации основных фондов, предоставлять определенные финансово-кредитные льготы с обязательством реализовывать определенную экспортную программу.

7. Цены. Динамика и структура цен характеризует состояние экономики страны. Однако и сами цены оказывают влияние на условия инвестирования капитала, устойчивость национальной валюты, структуру хозяйства, социальную сферу.

8. Условия конкуренции. Государство изучает и совершенствует законы, направленные на соблюдение и развитие конкуренции, ограничение монополизации экономики.

9. Инновационные разработки и научные идеи, основанные на проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Государственное регулирование предполагает финансирование наиболее значимых исследований, использование системы грантов, других форм поддержки организаций, ориентированных на использование инноваций и повышение конкурентоспособности производимой продукции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...