Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социологические аспекты Интернета.




В последнее десятилетие стало активно развиваться ещё одно средство коммуникации - Интернет. В настоящее время активно обсуждается проблема соотнесения Интернета и средств массовой коммуникации. Возникает ряд вопросов: относить или не относить Интернет к массовым коммуникациям, являющимся видом социальной деятельности, имеющей субъект, объект, определенную систему ценностей, лежащую в основе деятельности субъекта. Подобный анализ Интернета представляется довольно затруднительным. Тем не менее, в литературе, анализирующей деятельность массовых коммуникаций, высказываются позиции, относящие Интернет к средствам массовых коммуникаций на основании больших объемов циркулирующей информации, а также большой включенности массовой аудитории. 

Конец 1990-х гг. стал периодом активного развития Интернета в России. По различным оценкам количество россиян — пользователей Интернета составило в 1999 г. от 1,6 до 5,7 млн. человек. Подобные масштабы охвата позволяют говорить об Интернете как о значимом факторе, влияющем (или могущем повлиять в недалеком будущем) на многие стороны жизни российского общества.

Одним из последствий существования Интернета в России явилось появление виртуального сообщества. Его члены обладают чувством коллективной идентичности, основанной на использовании особого жаргона и коммуникативных норм, принятии общих ценностей. Члены сообщества имеют и отстаивают собственные интересы, связанные с использованием Интернета, который можно рассматривать в роли структуры-посредника, образующей в России корпоративное общество.

Интернет как средство коммуникации нового типа способен — при его всеобщей доступности — смягчить неравенство между людьми. Развитие новых видов электронных коммуникаций создает технические основания для трансформации политической системы. Появляется возможность оперативного доступа неограниченного количества людей к текстам законопроектов, а также максимальному объему аналитической информации. Практически любой член общества способен выступить в качестве создателя средства массовой информации. Так, посещаемость некоторых сайтов отдельных индивидов превышает посещаемость сайтов многих организаций и ряда национальных правительств.

Интернет вовлекает в политику рядовых граждан, давая им возможность выразить свои жалобы и ожидания. Коммуникативный процесс в Интернете, не признающий власти и доминирования, способен элиминировать неравенство между элитой и обычными людьми.

Однако указанные оптимистические ожидания в действительности не всегда оправдываются. В последнее время ученые все чаще и чаще фиксируют феномен так называемого цифрового раскола (digital divide). Речь идет о том, что значительная часть населения многих стран в силу расслоения общества (различий в доходах, в происхождении, в уровне образования и т. п.) не обладает полноценным доступом к Интернету. В результате материальные аспекты доступа к современным информационным и коммуникационным технологиям и часто сопровождающий их дефицит знаний усугубляют неравенство между людьми.

Интернет предоставляет широчайшие возможности для информационного воздействия на аудиторию. Речь идет, в частности, о транслировании стереотипов потребительского поведения, проведении пропагандистских кампаний в поддержку определенных политиков и политических партий. Воздействие при помощи Интернета осуществляется как на массовую аудиторию, так и на экспертов, принимающих ключевые решения.

Интернет нередко рассматривается как один из источников формирования нового, постмодернистского общества. При этом печатное общество (индустриальное) противопоставляется электронному. Электронное общество постепенно утрачивает резкое разделение ролей, характерное для печатного общества, и ощутимую роль в этом процессе играет Интернет. Анонимность и физическая непредставленность друг другу партнеров по Интернет-коммуникациям приводят к тому, что теряет свое значение целый ряд барьеров общения. Имеются в виду барьеры, обусловленные такими характеристиками партнеров по общению, как пол, возраст, социальный статус, внешность. Указанные особенности электронных коммуникаций придают новое качество общению. Субъект коммуникации становится более раскованным, появляется возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору.

Интернет выступает и в качестве транслятора норм и ценностей. Причем пользователь российского Интернета, как правило, владеет и другими языками, что приводит к столкновению нормативных ориентиров разных цивилизаций при его работе в сети. По-видимому, итогом такого столкновения является большая толерантность по отношению к нормам «чужого» общества, а также определенная независимость от общества при формировании собственных нормативных ориентиров.

Резкое снижение издержек коммуникации позволяет говорить о новом этапе в развитии разного рода организаций — их «транснационализации». Наблюдается быстрое распространение удаленной занятости (работы через Интернет в «виртуальном офисе» фирмы). В результате возрастает мобильность рабочей силы. Перспективы глобализации рынка квалифицированной рабочей силы наряду с развитием системы электронного образования позволяют говорить о возможности ускорения развития наиболее отсталых стран мира. Быстрый прогресс компьютерной и информационной техники наряду с ее удешевлением создает предпосылки для включения развивающихся стран в общемировое экономическое пространство.

Интернет, находя применение во многих областях человеческой практики, трансформирует деятельность человека и оказывает влияние на его психику. Последствия применения информационных технологий носят амбивалентный характер: любая деятельность в компьютерных сетях (игровая, коммуникативная, познавательная) может, как способствовать всестороннему развитию личности, так и вести к нежелательным последствиям. Следствием чрезмерного увлечения Интернетом может являться видоизменение мотивационно-личностной сферы субъекта, появление так называемой Интернет-зависимости.

Следует достаточно трезво оценивать социальные и психологические последствия применения Интернета. Наряду с позитивным значением для интенсификации процесса обмена мнениями между представителями различных стран и социальных групп, для социально-экономического развития регионов, а также для психического здоровья многих категорий пользователей (например, для переживших психологическую травму, одиноких людей или инвалидов) существуют данные и о негативных последствиях применения. Так, обнаружено, что активное применение компьютерных сетей не всегда ведет к демократизации процессов выработки и принятия решений в организациях. Получены данные, согласно которым интенсивное применение Интернета ведет к сужению социальных связей вплоть до одиночества, сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний. В силу сказанного, очевидно, что Интернет должен занять отведенную для него социальную нишу. Нередко встречающиеся попытки переоценить его значимость для человечества и для отдельного человека нуждаются в коррекции.

 

Ключевые понятия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...