Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эстетотерапия как педагогическое средство сохранения здоровья школьников




Забота о формировании культуры здоровья детского населения в настоящее время яв­ ляется актуальной педагогической задачей и предполагает систематическую работу как в направлении изучения влияния образовательного процесса на здоровье детей, так и в направлении изучения педагогических средств, способствующих формированию у детей устойчивых ценностных ориентаций на здоровье, физическую культуру, что позволит из­ бежать приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность в двигательной активности, укрепить растущий организм. В связи с этим особую актуальность приобретают меры по совершенствованию су­ ществующих и созданию новых эффективных методов профилактики и реабилитации, повышающих резервные возможности организма человека. Наши исследования показали, что наиболее эффективными средствами здоровьесберегающей деятельности в школе яв­ ляется интеграция в учебный процесс различных видов творческой деятельности, в част­ ности эстетотерапии — использования в образовательном процессе всех видов искусства. Прежде чем применять методы эстетотерапии, необходимо знать правила здоровье­ сберегающей педагогики и методики проведения коррекционных мероприятий. Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Использование элементов арттерапии в групповой работе стимулирует воображение учащихся, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участника­ ми группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься. Показаниями для проведения арттерапии являются: - трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций; - эмоциональная депривация детей, переживание ребенком эмоционального отверже­ ния и чувства одиночества; - наличие конфликтных межличностных отношений, неудовлетворенность внутрисе­ мейной ситуацией, ревность к другим детям в семье; - повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; - негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низ­ кая степень самоприятия; - некоординированное подергивание различных мышц (нервный тик);

- асимметричные, некоординированные, резкие движения; - тремор (дрожание) пальцев рук; - дисгармоничная, адиалогичная, косноязычная речь, в том числе различные дисар­ трические нарушения (заикание и др.). Сочетание на занятиях методов арттерапии с игровыми моментами и имаготерапией является наиболее оптимальным вариантом в коррекционной работе с детьми. При этом каждый педагог должен учитывать, что в основе данной работы лежит це­ лая система побуждений ребенка: - стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме; - потребность вступить в коммуникацию с другими детьми, используя продукты сво­ ей деятельности; - потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе; - стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй, различных поделок и т.д. При использовании арттерапии необходимо учитывать возраст ребенка. Поскольку в возрасте от 3 до 5 лет дети еще только овладевают способами изобразительного искус­ ства, а символическая деятельность у них находится в начале своего развития, примене­ ние арттерапевтических методов оказывается недостаточно эффективным. Здесь должны преобладать игровые методы коррекционной работы, а изобразительное и другие виды искусства — органически включаться в контекст игровых заданий. В среднем школьном и подростковом возрасте потребность в самовыражении, а за­ тем потребность в самопознании и утверждении своей личности приобретают особую значимость. Благоприятные возможности для реализации этих потребностей предостав­ ляет арттерапия, которая может стать оптимальной формой проведения коррекционной работы в этом возрасте.

Используя арттерапевтические методы в художественно-прикладной деятельности, нужно иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диа­ пазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительный материал к каждому занятию в соответствии с его задачами и индивидуально-психологическими особенностями детей, педагог может в какой-то мере управлять активностью ребенка. Например, при организации занятий ри­ суночной терапией, лепкой, вязанием, моделированием одежды и т.д. с гиперактивными и расторможенными детьми, особенно с детьми с проявлениями агрессивности в пове­ дении, не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, лаки, глина, пласти­ лин, вязальные крючки, иглы и др. Эти материалы стимулируют несконструированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение, а также вести к травматизму ребенка. Более уместно предложить таким детям листы бумаги, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования сво­ ей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением дей­ ствия. Вместе с тем нужно знать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага может рваться и т.д. Поэтому для таких детей нуж­ но предусмотреть специальные игры и упражнения, позволяющие осуществить эмоцио­ нальное отреагирование и снять излишнюю напряженность. Подбор музыкальных произведений должен производиться так, чтобы первой зву­ чала мелодия, которая в какой-то мере отвечала бы душевному состоянию слушателя. Например, если человека мучает меланхолия, навязчивая идея, страх, то первой предлагается для прослушивания грустная мелодия. Звучание второго произведения должно противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализовать ее. В данном случае это должна быть светлая лирическая музыка. Третье произведение выбирается с таким рас­ четом, чтобы его звучание обладало определенной силой эмоционального воздействия, вызвало у слушателя то чувство или настроение, которое необходимо для оздоровления его душевного состояния. Это должна быть динамичная музыка, вселяющая уверенность в себе, мужество, твердость духа. Кроме соблюдения этих несложных принципов при подборе, необходимо отдавать предпочтение именно простым произведениям, так как в сложном музыкальном произ­ ведении, дающем бурную смену настроений, его суммарное, итоговое воздействие труд­ но или невозможно предугадать. Музыкальные произведения должны подбираться так, чтобы они могли вызвать необходимый строй образных ассоциаций и переживаний. При условии профессионального использования музыки педагогами, соблюдения определен­ ного дозирования, меры музыкальное искусство способно благотворно влиять на орга­ низм ребенка. Специальные музыкальные упражнения могут быть использованы педагогами на групповых занятиях с детьми среднего и старшего школьного возраста с целью создания благоприятной атмосферы. Эти упражнения имеют релаксационное значение и позволя­ ют проводить профилактику психоэмоциональных расстройств ребенка. Некоторые му­ зыкальные упражнения используются только в форме индивидуальных занятий с детьми. Данный музыкальный материал используется для коррекции того или иного психоэмо­ ционального состояния человека. Введение этих упражнений в структуру занятий воз­ можно только после диагностики психического здоровья человека, а также учитывая его индивидуальные особенности [6]. Так, например, первое произведение рекомендуется для создания позитивного на­ строения при астено-невротических состояниях: Бах. Соната Соль минор, 2.1; Шопен. Соната № 3, с. 4; Рахманинов. 1-й концерт, 2.1.

Второе произведение — из числа более драматических композиций с целью стиму­ лирования переживания: Шопен. Ноктюрн си-бемоль мажор, соч. 9, № 2; Шуберт. 7-я симфония до мажор, 2.2; Чайковский. «Времена года. Февраль». Третье произведение рекомендуется для снятия возникшего напряжения: Лист. Ноктюрн № 3; Моцарт. 25-я симфония, 2.2; Шопен. Вальс № 2. При депрессивных состояниях показаны следующие виды музыкальных компози­ ций: 1-е произведение: Глазунов. Антракт из балета «Раймонда»; Шопен. «Фантазия-экспромт»; Понсе. «Эстреллита»; Дебюсси. «Лунный свет». 2-е произведение: Фибих. «Поэма»; Чайковский. «Сладкие грезы»;

Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика». 3-е произведение: Сибелиус. «Грустный вальс»; Шуберт. «Аве Мария»; Чайковский. «Времена года. Февраль»; Вивальди. «Анугама. Классическая фантазия». Включение в само занятие или в перемены между занятиями физкультурных пауз является обязательным. Детям, эмоционально «зажатым», фрустрированным, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений всего тела, а не толь­ ко области кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах или на конторках, глину, пластилин, рисование мелом. В это время может звучать соответствующая музыка для активизации психоэмоционального фона. Успешность арттерапии оценивается по применению ребенком цветовой гаммы. Цвета в художественно-прикладной деятельности необходимо рассматривать как психо­ физиологический фактор. Различные цвета по-разному влияют на психоэмоциональный фон ребенка. Педагогу необходимо знать, что голубой, салатный, зеленый, желтый и ро­ зовый цвета благоприятно влияют на психоэмоциональное состояние детей. В том случае, если ребенок использует эти цвета в своем художественном творчестве или начинает отдавать им предпочтение перед темными тонами (коричневым, черным), сле­ дует говорить о восстановлении психосферы и правильно выбранном методе арттерапии. Наряду с этим занятие прикладной деятельностью способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движений, их точности и целенаправленности. Вследствие установления баланса в коре головного мозга между процессами возбужде­ ния и торможения у детей исчезает резкость, угловатость движений. Вместе с тем из­ вестно, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию интеллекта и речевой активности. Поэтому очень опасно переутомление нервных центров мелкой моторики, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, которым че­ рез 15—20 минут письма, рисования, бисеронизания, занятия музыкой и т.д. необходимо делать перерыв и вводить в само занятие элементы здоровьесберегающей педагогики (упражнения для пальцев рук, сохранения осанки, зрения и т.д.)

Применение арттерапевтических методов в коррекционной работе позволяет полу­ чить следующие позитивные результаты: 1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы. 2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориен­ тированных на общение детей. 3. Даёт возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттера­ пии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологической защите. 4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к са­ морегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятель­ ность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей. 5. Оказывает дополнительное влияние на осознание учеником своих чувств, пережи­ ваний и эмоциональных состояний. Использование кинезотерапии — различных движений (спорт, хореография, аэроби­ ка) для оздоровления человека, тренировка его выносливости и силы со времен древней Эллады и Спарты до наших дней является одним из основных методов терапии.

К каждому занятию с применением кинезотерапии должны быть предъявлены опре­ деленные требования как с точки зрения его художественной ценности, так и в отно­ шении здоровья детей. Это прежде всего касается величины физической нагрузки, ее соразмерности возрастно-половым показателям ребенка. Дети нуждаются в частой смене движений. Длительное сохранение статического положения для тела детей крайне уто­ мительно. В то же время движения детей еще недостаточно организованы, плохо коорди­ нированы, запас целенаправленных двигательных навыков у них невелик, они нуждают­ ся в его пополнении и усовершенствовании [10]. Относительная слабость мускулатуры и гибкость костей из-за большой прослойки хрящевых тканей могут привести к образованию плохой осанки и искривлению позво­ ночника. Двигательный аппарат ребенка еще не достаточно окреп, что вызывает необ­ ходимость очень внимательного отношения к дозировке физических упражнений. Уста­ новлено также, что через 60 минут усиленной работы в мышцах могут блокироваться ферментные системы и биохимические процессы из-за перегревания. Механизмы термо­ регуляций особенно не совершенны у детей младшего школьного возраста, вследствие чего может возникнуть срыв этих адаптационных систем. Поэтому занятие различными видами танцевального искусства не может продолжаться более 45 минут. Проведенные исследования показали, что дети в нашей стране в настоящее время страдают от выра­ женного гиповитаминоза, вследствие чего у них не происходит к нужному времени око­ стенения фаланг пальцев. У многих детей младшего школьного возраста пальцы рук и ног имеют мягкую консистенцию из-за преобладания хрящевой ткани. Таким детям даже 45-минутные занятия будут чрезмерными, нервно-мышечное и психическое утомление у них развивается уже на 15—20 минуте. Однако некоторые педагоги строят свои занятия без учета их соответствия физиоло­ гическим возможностям детей. Поэтому нередки случаи растяжения мышц, связок, вы­ вихи суставов и даже переломы костей, смещение позвонков, не говоря уже о нарушении осанки. Эти случаи наиболее вероятны на занятиях аэробикой, спортивными танцами, где используются резкие движения, в отличие от классического (например, бального) танца. Для проведения кинезотерапии прежде всего необходимо составить план мероприя­ тий, который может быть представлен следующим образом: - диагностика и определение показаний к коррекции нарушений опорно-двигательной системы ребенка; - постановка коррекционных задач, решаемых преимущественно средствами кинезо­ терапии; - подбор средств и методов, выбор оптимальных форм и приемов коррекционных мероприятий; - составление индивидуального плана коррекционных мероприятий (для каждого ре­ бенка) с его утверждением на валеологическом совете; - валеологический контроль за проведением коррекционных мероприятий и оценка эффективности применяемых методов. В профилактических целях возможно проведение одноразовых танцевальных мара­ фонов. Оптимальный количественный состав группы — 5—12 человек. Дискуссионным является вопрос о характере музыкального сопровождения занятий. Одни руководители предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и (или) танцевальной музыки, другие — собственное (или своих ассистентов) импровизирован­ ное музыкальное сопровождение. Во всех случаях подчеркивается, что индивидуальнокультурная значимость предлагаемой для ребенка музыки не должна перекрывать зна­чимости и удовольствия от собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать незнакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания, физиологи­ ческие, ориентированные ритмы, способствующие формированию трансовых состояний сознания. Нами изучено влияние эстетотерапии на физическое, психическое и социальное здо­ ровье детей, а также проведена оценка эффективности комплексной системы укрепления здоровья детей дошкольного возраста посредством кинезо- и музыкотерапии [6, 7, 9, 10]. Объектом исследования являлись дошкольники в возрасте от 4,5 до 6,5 лет детского дошкольного учреждения: 1-я группа — экспериментальная включала 98 воспитанников детского сада, дополнительно получающих весь комплекс оздоровительных мероприя­ тий в системе дополнительного образования посредством эстетотерапии, 2-я группа — контрольная, состояла из воспитанников детского сада, занимающихся по традиционной системе обучения и воспитания, в количестве 102 ребенка. Группы были однородны по возрасту и полу. Продолжительность оздоровительных занятий у детей экспериментальной груп­ пы составляла 90 минут два раза в неделю, из них 10—15 минут отводилось занятиям по формированию культуры здоровья детей, 20—25 минут — музыкальным занятиям, остальное время (40—45 минут) приходилось на хореографические занятия, продол­ жительность перерывов между занятиями составляла 10 минут. Кроме того, педагоги вводили в структуру занятия дополнительные релаксационные паузы продолжительно­ стью 5 минут, что позволяло равномерно распределять динамическую нагрузку на ор­ ганизм ребенка. В структуру занятия введены обязательные оздоровительные элемен­ ты, такие как дыхательная гимнастика, точечный массаж биологически активных точек, гимнастика для глаз и т.д. В то же время в контрольной группе релаксационные паузы и физкультминутки проводились нерегулярно. Оценивая структуру динамических за­ нятий, которые включали физкультурные занятия в контрольной группе и музыкальнохореографические занятия в экспериментальной, мы пришли к выводу, что последние обладают большим набором средств физического воспитания: массаж, музыкальное со­ провождение, хореографические упражнения, ритмика, — что способствует гармониза­ ции физиологического и психоэмоционального состояния организма ребенка, а также оптимизации его двигательной активности.

По окончании проведенной нами трехлетней работы по реализации модели эстетоте­ рапии нами были выявлены следующие результаты. Установлено, что такие антропологические показатели, как длина, масса тела, окруж­ ность грудной клетки дошкольников экспериментальной группы, существенно отлича­ лись от таковых в контрольной: рост был достоверно выше, масса тела ниже, окружность грудной клетки выше у детей экспериментальной группы, чем у их сверстников из кон­ трольной группы. Показано, что в ходе реализации технологии эстетотерапии у дошкольников экспе­ риментальной группы отмечается более высокий процент детей с гармоничным физиче­ ским развитием (на 50% по сравнению с контрольной), в возрасте 6,5 лет нормосомный тип телосложения имели 75% дошкольников экспериментальной и 37,5% дошкольников контрольной группы. Сравнительный анализ нервно-психического развития показал, что в возрасте 6,5 лет в экспериментальной группе наблюдается преобладание дошкольников с высоким уровнем памяти в 2,5 раза, внимания — в 3,3 раза, наглядно-образного мышления — в 10 раз по сравнению с контрольной, оптимальный уровень познавательной активности дошкольников экспериментальной группы по таким критериям, как интересы, умения, поведение, в возрасте 6,5 лет превышал таковые у детей контрольной группы в 1,4; 1,3; 1,4 раза соответственно [11]. Таким образом, применение учителем эстетотерапии позволяет осуществлять учет своеобразия деятельности и возможностей каждого ребенка, индивидуализировать об­ разовательный маршрут воспитанников, выявить динамику их личностных достижений. Оптимизация физического развития способствует гармонизации нервно-психического развития учащихся, что в свою очередь интенсифицирует их познавательную активность. Развитие интереса, мотивации, произвольности познавательных процессов и поведен­ ческих реакций в ходе всего комплекса мероприятий по эстетотерапии способствует формированию предпосылок к более успешному обучению и воспитанию в общеобра­ зовательных учреждениях, свидетельствуя об эффективности эстетотерапии в системе образования.

     3. Социальная терапия

В процессе осуществления социальной диагностики и постановки социального диагноза выявляется тот комплекс причин, которые обуславливают существование и функционирование проблемного комплекса конкретного человека, группы или организации. На уровне повседневного, обыденного сознания наличие какого-либо диагноза предполагает осуществление процедур и мероприятий, которые мы называем лечением. Аналогичная ситуация складывается и вокруг социального диагноза. Его наличие предполагает, что необходимо осуществить «социальное лечение». Это направление деятельности в теории и практике социальной работы получило название социальная терапия. Социальная терапия, являясь особой процедурой технологии социальной работы, с помощью присущих ей методов оказывает воздействие на социальное поведение граждан, а значит, и на определенную социальную ситуацию, явление. Социальная терапия - это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект. Исходя из многоуровневой структуру общества, можно предложить следующую структуру социально-терапевтической деятельности как целостного явления: - макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия; - мезоуровень, связанный с решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.; - микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов. Социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников может быть успешно организована и осуществлена именно на микроуровне её организации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализации социальной политики. Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них: - исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта; - предупреждение дисфункций; - обеспечение нормального развития субъекта; - самоутверждение личности субъекта. Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов. Безусловно, конкретная проблема, требующая своего решения, предъявляет собственные требования и к тому, как именно она будет решаться. При этом большинство социальных и личностных проблем позволяют использовать для своего решения хорошо известные и давно зарекомендовавшие себя как эффективные и результативные методы и подходы, основные из которых: 1. Административные. Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.). Во-вторых, система административных методов социальной терапии построена на принципах социальной иерархии, господства и подчинения. Наиболее эффективно эти методы могут применяться в практике государственных, судебных и административных органов и учреждений. Использование административных методов предполагает выработку субъектом определённых решений, их точную формулировку, выдачу соответствующих команд или указаний, а также отслеживание процесса их выполнения нижестоящими структурами и подразделениями. Примерами использования административных методов в практике социальной терапии является принятие главой администрации решения об установлении опеки над несовершеннолетним ребёнком, судебное решение о лишении родительских прав и т.п. 2. Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические санкции. Эффективность экономических методов социальной терапии значительно возрастает, когда их использование сопровождается применением и ряда других методов. 3. Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов. Характерной особенностью этой группы методов является то, что они обладают «отложенным эффектом», т.е. результаты их применения на практике становятся видны далеко не сразу. К указанным методам относятся убеждение, воспитание, психологическая коррекция и т.п. Эти группы методов социальной терапии по-разному используются субъектами социальной деятельности, в том числе и социальными работниками, в зависимости от характера и содержания конкретного социального диагноза. Социальная терапия, ее психотерапевтические возможности активно используются в социальной работе, в деятельности различных социальных учреждений. Способы психотерапевтической помощи применяются в работе со многими категориями населения, семьями, группами лиц, нуждающимися в социальном оздоровлении, социальной коррекции, реабилитации. По этой причине вполне обосновано выделять такие направления социальной терапии, как терапия социальных отклонений, социальная терапия пожилых, семейная терапия, терапия кризисной личности и др. Различие характера терапевтического воздействия служит критерием выделения следующих трех групп методов психотерапии: методы личностно-ориентированной (реконструктивной) терапии; методы суггестивной терапии, ориентированные на эффект внушения и изменения устойчивых характеристик психической жизни человека; методы поведенческой (условно-рефлекторной) терапии. Методы личностно-ориентированной терапии имеют широкое распространение не только в психотерапевтической практике, но и в практической психологии, в социально-педагогической работе, в деятельности специалистов по социальной работе. К числу этих методов можно отнести: психотерапевтическую беседу, разговорную терапию; психотерапевтические тренинги; трудотерапию, терапию физической культуры; библиотерапию, сказкотерапию; эстетотерапию, смехотерапию; гештальтотерапию. Использование методов суггестивной терапии предполагает активное применение техник внушения путем целенаправленного воздействия на уровни сознания и подсознания. Для работы с такими методами в профессиональной деятельности психолог должен иметь медицинское образование или осуществлять это терапевтическое воздействие совместно с врачом-психотерапевтом. К числу суггестивных методов терапии относят: метод медитации; плацеботерапию (имитацию лекарственного воздействия); внушение в состоянии гипнотического сна, и др. Целенаправленное терапевтическое воздействие на характер поведения социального объекта отличают поведенческие методы психотерапии. В их число включают: метод систематической десенсибилизации, метод оперативного обусловливания и др. В первом случае путем ограничения влияния действий раздражителей специалисты добиваются устранения страхов. Второй метод сориентирован на изменение поведения с помощью стимулирующего воздействия. В практической социальной работе могут быть использованы и некоторые другие методы групповой терапии. К ним, прежде всего, следует отнести: метод групповой дискуссии, ролевую игру, проективный рисунок, психогимнастику и др. Учитывая специфичность многих методов социальной терапии, их психотерапевтическую направленность, в социономической практике их необходимо применять осмотрительно, дозировано, отдавая предпочтения тем из них, которые хорошо зарекомендовали себя в той или иной сфере социальной работы. Что касается суггестивных методов, то их целесообразно применять совместно с психотерапевтом. При всем своеобразии профилактического, адаптационного, реабилитационного и терапевтического воздействия на социальные объекты в этих процессах есть много общего. Они нередко взаимовлияют друг на друга. Некоторые терапевтические методы активно используются в адаптации, реабилитации и даже в профилактике. Адаптация может служить одним из средств реабилитации. С иной позиции, реабилитационные методы используются в ходе адаптации. И все это направлено на достижение общей цели - оказание социальной помощи путем восстановления, сохранения или улучшения способности к социальному функционированию и обеспечению социального оздоровления. А социальное здоровье граждан, благополучие семей является необходимым условием стабильного и прогрессивного развития страны. Индивидуальная психотерапия является такой ее организационной формой, в которой выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает а диаде врач - пациент. В организационном аспекте индивидуальная психотерапия рассматривается в качестве альтернативы групповой (где инструментом лечебного воздействия выступает и психотерапевтическая группа), коллективной и семейной психотерапии. Используется в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии, которые и определяют специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом, длительность и другие переменные индивидуальной психотерапии. Индивидуальная психотерапия проводится одним психотерапевтом, редко двумя (биполярная терапия) или несколькими котерапевтами. Часто является элементом комплексной терапии в сочетании с другими формами психотерапии, фармако-, физио- или социотерапией. Выделяют также комбинированную терапию, совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент проходит индивидуальную психотерапию у одного психотерапевта и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов. Методологически индивидуальная психотерапия наиболее близка психотерапии в группе пациентов, использующей механизмы «заражения» и взаимообучения пациентов в индивидуальных целях (аутогенная тренировка, гештальт-терапия и др.). Сочетание с групповой психотерапией, центрированной на групповой динамике, или семейной психотерапией, фокусирующейся на семейной микрогруппе как целостном субъекте системного психотерапевтического вмешательства, может предлагаться пациенту только после тщательной проработки психотерапевтических целей, учитывающей как лечебный потенциал разных форм психотерапии, так и их возможный антагонистический эффект. История становления и развития индивидуальной психотерапии предшествует возникновению других организационных форм психотерапии, к примеру, групповой или семейной, независимо от их направления, и связана с общей историей психотерапии. Выделение общих факторов лечебного действия индивидуальной психотерапии в значительной степени определяется теоретическими взглядами исследователей. Так, Мармор при наблюдении за психотерапевтами различных направлений (психоанализ, терапия поведения, гештальт-терапия и др.) отметил восемь основных факторов, присущих всем психотерапевтическим методам в той или иной степени: 1) хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом как основа, на которой строится психотерапия; 2) первоначальное ослабление напряжения, основанное на способности пациента обсуждать проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь; 3) познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта; 4) оперантная модификация поведения больного за счет одобрения или осуждения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с психотерапевтом; 5) приобретение социальных навыков на примере психотерапевта; 6) убеждение и внушение - явное или скрытое; 7) применения или репетирование более адаптивных методик при условии эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта. Индивидуальная психотерапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные Социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности, как пациента, так и психотерапевта, помимо собственно психотерапевтической техники и условий ее реализации. При индивидуальной психотерапии особенно важна роль психотерапевта. Согласно исследованиям Бютлера и др., характеристики психотерапевта, влияющие на процесс психотерапии, могут разделяться на объективные: возраст, пол, этнические особенности, профессиональная основа, терапевтический стиль, психотерапевтические техники, и субъективные: личностные и копинговые особенности, эмоциональное состояние, ценности, отношения, убеждения, культурные взаимоотношения, терапевтические взаимоотношения, характер социального влияния, ожидания, философская терапевтическая ориентация. По срокам проведения индивидуальная психотерапия может условно делиться на краткосрочную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий. По мнению большинства исследователей, психотерапия длительностью до 20 (реже до 40) занятий относится к краткосрочной. Современной тенденцией почти всех концептуальных и методических направлений является стремление к краткосрочности, интегративности психотерапии, конкуренции в снижении материальных затрат без снижения эффективности. В некоторых случаях краткосрочность служит одним из принципов, страхующих пациентов от «психотерапевтического дефекта», «бегства в психотерапию» и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта. Долговременные формы индивидуальной психотерапии наиболее характерны для психодинамической (психоаналитической) психотерапии, которая может продолжаться до 7 - 10 и более лет при средней частоте психотерапевтических занятий 2 - 3 раза в неделю. Продолжительность лечения зависит, в частности, от числа конфликтных зон, которые должны быть проработаны в ходе лечебного процесса (краткосрочная психодинамическая психотерапия фокусируется на разрешении главного конфликта). Частые встречи с пациентом позволяют психотерапевту проникнуть в его внутреннюю жизнь, ведут к более полному развитию переноса, а также поддерживают больного на протяжении всего периода лечения. В ходе долговременной психотерапии расширяется самопознание пациента, выявляются и разрешаются внутриличностные бессознательные конфликты, формируется понимание механизмов психической деятельности, что позволяет завершить процесс лечения. Урсано, Зонненберг, Лазар выделяют следующие критерии окончания терапии. Пациент: 1) чувствует ослабление симптомов, которые воспринимаются как чуждые; 2) осознает свои характерные защитные механизмы; 3) способен принять и признать типичные для себя реакции переноса; 4) продолжает самоанализ в качестве метода разрешения своих внутренних конфликтов. Вопрос о завершении лечения поднимает пациент, но его может поставить и психотерапевт в результате анализа рассуждений и переживаний пациента по этому поводу. Дата завершения лечения устанавливается заранее по взаимному согласию психотерапевта и пациента. Долговременная индивидуальная психотерапия используется в рамках и других направлений, помимо психодинамического. Так, при наличии сложной, множественной симптоматики или выраженных личностных нарушений наиболее склонная к краткосрочности поведенческая психотерапия может продолжаться до 80 - 120 занятий в попытках достижения желаемого эффекта. Не редкостью является длительность лечения при психотерапии экзистенциально-гуманистической направленности, представители которой иногда считают необходимым оказывать пожизненную помощь и поддержку пациентам. При проведении длительной психотерапии необходимо иметь в виду зависимость скорости улучшения состояния пациентов от числа психотерапевтических занятий. Как показали современные, выполненные на большом материале исследования Ховарда, в общем, скорость такого улучшения быстро нарастает лишь до 24-го занятия, а затем резко замедляется. Психотерапевт должен быть готов к такой динамике и при необходимости последовательно продолжать выполнение намеченных и обоснованных психотерапевтических планов. Выбор конкретных форм и методов психотерапии для индивидуальной помощи пациенту является непростой задачей. Не прекращаются споры о преимуществах и возможностях того или иного психотерапевтического направления или «школы». Современные научные достижения позволяют рассматривать психотерапию не просто как собрание методов, основанных на личных свидетельствах или системе убеждений, созданной той или иной «школой», что больше характерно для религиозных культов, чем научного подхода. Создаются критерии научности психотерапии, а научный анализ позволяет реально предсказывать эффективность конкретного метода психотерапии при той или иной патологии, требующей психотерапевтического вмешательства. Так, по мнению Пере, показателями научной обоснованности того или иного метода психотерапии являются прежде всего: 1) доказательства эффективности; 2) обоснование предположениями, которые не противоречат современным научным данным. При выборе методов психотерапии целесообразно учитывать данные Граве и соавторов. Примеʜᴎᴛельно к индивидуальной психотерапии, метаанализ эффективности различных видов психотерапии показал, что многие методы не исследовались научно приемлемым образом, а эффективность других существенно различается. Отсутствие современной научной оценки результативности касается аналитической психологии Юнга, логотерапии, нейролингвистического программирования, трансцендентальной медитации, индивидуальной психологии Адлера, трансактного анализа, которые в настоящее время находят применение в нашей стране, а также многих других, более редко встречающихся методов индивидуальной психотерапии. Авторами не рекомендуется применять гипноз как монотерапию, а дается совет использовать его с основной психотерапией. Немногочисленные исследования гештальт-терапии свидетельствуют о ее эффективном действии на широкий спектр нарушений. Терапевтические эффекты раскрывающей, долговременной психотерапии оказались намного хуже, чем были предсказаны психотерапевтами. Долговременным психоанализом хорошие результаты достигались лишь у 40% пациентов и умеренное улучшение - у 20%. Однако, хорошие результаты были получены другими методами со значительно (в 10 - 20 раз) меньшими затратами. Краткосрочный психоанализ обычно уменьшал симптоматику у пациентов со слабовыраженными невротическими и личностными расстройствами. Отношения с окружающими улучшались, но в результате групповой, а не индивидуальной психотерапии. Плохо поддавались психоаналитической психотерапии пациенты с фобиями и психосоматическими расстройствами. Достаточно убедительными были результаты интерперсональной психотерапии Клермана и Вейсман у пациентов с депрессией и нервной булимией. Клиент-центрированная психотерапия Роджерса эффективна при невротических расстройствах, а также показана для лечения алкоголизма и даже шизофрении, при этом часто в комбинации с методами поведенческой психотерапии. Высокую эффективность, но при ограниченном спектре патологии, показали методы когʜᴎᴛивно-поведенческого направления. Специфические фобии хорошо поддаются лечению систематической десенсибилизацией. При полиморфных фобиях, включавших и панические атаки, наиболее эффективными оказались методики конфронтации с ситуациями, которых боялись пациенты. Когнитивная психотерапия Бека была успешной при лечении депрессий, а также страхов и личностных расстройств. Из числа отечественных, наиболее научно обоснованной и подтвердившей свою широкую клиническую эффективность индивидуальной формой психотерапии является личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, основанная на теории отношений Мясищева, представленная Карвасарским. По современным данным Бергина и Гарфилда в мире используются более 400 психотерапевтических техник для взрослых пациентов и более 200 для детей и подростков. Большинство из них применяется в индивидуальной психотерапии. Лишь в многотомных энциклопедических изданиях возможно краткое знакомство с ними. Общие особенности психотерапевтической техники и ведущие механизмы лечебного действия представлены в главах, посвященных описанию основных психотерапевтических направлений. Главные различия между отдельными психотерапевтическими направлениями можно получить при описании психотерапевтического контакта, поскольку при индивидуальной психотерапии такой контакт создает оптимальные условия лечения и служит ведущим инструментом психологического влияния, способного приводить к позитивным переменам в чувствах, представлениях, отношениях и поведении пациента. Психотерапевтический контакт содержит следующие лечебные компоненты: удовлетворение ожиданий и потребностей, выслушивание (с отреагированием или «вентиляцией» эмоционального напряжения), эмоциональная поддержка, обратная связь, при раскрытии своих мыслей, переживаний и поведения. Психотерапевтический контакт формируется на основе развития взаимопонимания, коммуникации между психотерапевтом и пациентом. Важнейшей задачей врача при этом является создание устойчивых, доверительных отношений с больным. Психотерапевт проявляет уважение к пациенту, принимает его без морального осуждения и критики, проявляет желание помочь. Взаимопонимание между психотерапевтом и пациентом, необходимое для оптимального психотерапевтического контакта, достигается обоюдными вербальными и невербальными средствами общения. Невербальное поведение врача (поза, мимика, жесты, интонация) нередко оказывается для пациента более значимым, чем его высказывания. Стоит отметить, что для понимания невербального поведения важен учет таких его признаков, как дистанция между собеседниками, направленность корпуса тела, степень контакта взглядом и др. Теплое, эмпатическое отношение психотерапевта выражается короткой дистанцией, прямым взглядом, улыбкой, обращенностью к пациенту позы, свободным и непринужденным положением рук, доброжелательными и уверенными интонациями голоса и т.п. Сдержанное, эмоционально нейтральное, а иногда и «холодное» отношение психотерапевта к пациенту проявляется в направленности взгляда и корпуса в сторону, в небрежности или скованности позы, наличии преграды (например, стола) между ними, отсутствии улыбки, в невыразительных или официальных интонациях голоса и др. Аналогичные признаки невербального поведения отмечаются у пациента при его положительном или отрицательном отношении к психотерапевту. При хорошем психотерапевтическом контакте пациент вербально и невербально стремится к синхронности с поведением психотерапевта. Невербальный аккомпанемент открытого словесного выражения эмоционального отношения друг к другу может нейтрализовать его, подчеркивать или производить противоположное воздействие. После установления первоначального контакта между психотерапевтом и пациентом их общение приводит к созданию определенных взаимоотношений, которые сохраняются в ходе психотерапии или изменяются на разных ее этапах. Ташлыков выделяет два основных типа ролевого взаимодействия в психотерапевтическом контакте: руководство и партнерство. Руководство как выражение авторитета специалиста отражает традиционную медицинскую модель отношений «врач - пациент», при которой врач доминирует, занимает ведущую позицию, берет на себя ответственность за решение основных задач в период лечения, а пациент остается подчиненным, сравнительно малоактивным или пассивным объектом терапии. Такой психотерапевт наделяется магическими качествами и больные особенно восприимчивы к его суггестивным влияниям, что может иметь положительное значение при выборе симптоматических методов индивидуальной психотерапии или при слабой первичной мотивации пациента к лечению. Партнерство как модель неавторитарного сотрудничества, терапевтического союза предполагает активное участие больного в психотерапевтическом процессе, развитие ответственности и самостоятельности, умение делать выбор между альтернативными решениями. Психотерапевт эмпатическим подходом создает безопасную атмосферу общения, в которой пациент может свободно говорить о тягостных переживаниях и открыто выражать свои чувства. Современные, наиболее эффективные методы индивидуальной психотерапии осуществляется на основе формирования терапевтического союза. - Подробнее на Referatwork.ru: http://referatwork.ru/social_work_manual/section-15.html










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 462.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...