Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обжалование решения налогового органа в арбитражном суде




 

После выполнения налогоплательщиком требования досудебного порядка урегулирования спора путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган и если решение налогового органа вступило в за­конную силу, у него появляется право в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК подать заявление об обжаловании решения налогового органа, вынесенного по итогам рассмотрения материалов налоговой про­верки. Законодателем при этом установлен трехмесячный срок со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении прав и законных интересов на подачу такого заявления.

В случае если трехмесячный срок на обжалование решения в су­дебном порядке был пропущен, лицо может подать ходатайство о восстановлении срока и обосновать уважительные причины про­пуска.

В судебном порядке также предусмотрен механизм приостанов­ления исполнения решения налогового органа. Аналогично тому, как подается ходатайство о приостановлении в вышестоящий налоговый орган, может быть подано ходатайство в суд вместе с иском налого­плательщика.

Как указал КС РФ в Определении от 18.11.2004 г. № 367-0, уста­новление сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) — незаконными обусловлено необходимо­стью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.

Подведомственность судебного обжалования актов налоговых органов зависит от правового статуса заявителя.

Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуаль­ными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным про­цессуальным законодательством (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в по­рядке административного судопроизводства возникающие из адми­нистративных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятель­ности:

• об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринима­тельской и иной экономической деятельности, если федераль­ным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбит­ражного суда;

• об оспаривании ненормативных правовых актов органов госу­дарственной власти Российской Федерации, органов государ­ственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправ­ления, решений и действий (бездействия) государственных ор­ганов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

• о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих пред­принимательскую и иную экономическую деятельность, обяза­тельных платежей, санкций, если федеральным законом не пре­дусмотрен иной порядок их взыскания;

• об административных правонарушениях, если федеральным за­коном их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

• другие дела, возникающие из административных и иных пуб­личных правоотношений, если федеральным законом их рас­смотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В ч. 3 ст. 198 АПК РФ установлено, что заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и дей­ствий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение не отнесено к компетенции других судов.

Согласно ст. 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездей­ствия) незаконными должно соответствовать требованиям, преду­смотренным ч. 1, пп. 1,2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, устанавлива­ющим общие требования к форме и содержанию искового заявления. Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается истцом или его представителем.

Обязательными элементами искового заявления являются:

• наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

• наименование истца, его место нахождения. Если истцом явля­ется гражданин — его место жительства, дата и место его рожде­ния, место его работы или дата и место его государственной ре­гистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

• перечень прилагаемых документов.

Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, ко­пии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. Зет. 125 АПК РФ).

В ст. 199 АПК РФ установлено, что в заявлении о признании не­нормативного правового акта недействительным, решений и дей­ствий (бездействия) налогового органа незаконными должны быть указаны:

• наименование органа или лица, которые приняли оспарива­емый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездей­ствие);

• название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

• права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, на­рушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездей­ствием);

• законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мне­нию заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

• требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) не­законными.

К заявлению прилагаются следующие документы:

• уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий иско­вого заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

• документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

• документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

• копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

• доверенность или иные документы, подтверждающие полномо­чия на подписание искового заявления;

• копии определения арбитражного суда об обеспечении имуще­ственных интересов до предъявления иска;

• документы, подтверждающие соблюдение истцом претензион­ного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен фе­деральным законом или договором;

• проект договора, если заявлено требование о понуждении за­ключить договор.

Вопрос о принятии искового заявления к производству арбитраж­ного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.

Арбитражный суд обязан принять к производству исковое заяв­ление, поданное с соблюдением всех требований к его форме и со­держанию. О принятии искового заявления арбитражный суд выно­сит определение, которым возбуждается производство по делу. В опре­делении указывается на подготовку дела к судебному разбирательству, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения. Копии определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вы­несения.

Дело рассматривается арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу (ст. 152 АПК РФ). Судебное разбирательство проводится в полном соответствии с гл. 19 АПК РФ. По итогам разбирательства выносится решение. При его принятии арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, при­веденные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установ­лены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению. При принятии решения арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения; при необходимости уста­навливает порядок и срок исполнения решения; определяет даль­нейшую судьбу вещественных доказательств, распределяет судебные расходы, а также решает иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства. Арбитражный суд, признав при принятии решения необходимым дополнительно исследовать доказательства или про­должить выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, во­зобновляет судебное разбирательство, о чем выносит определение.

В решении должны быть указаны мотивы его принятия, и оно должно быть изложено языком, понятным для лиц, участвующих в деле, и других лиц. Решение подписывается судьей, а в случае кол­легиального рассмотрения дела — всеми судьями, участвовавшими в принятии решения, в том числе судьей, имеющим особое мнение. Исправления должны быть оговорены и удостоверены подписями всех судей в совещательной комнате до объявления решения. Реше­ние арбитражного суда выполняется в одном экземпляре и приоб­щается к делу.

Решение арбитражного суда должно состоять из вводной, описа­тельной, мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть решения должна содержать наименование арбит­ражного суда, принявшего решение; состав суда, фамилию лица, которое вело протокол судебного заседания; номер дела, дату и место принятия решения; предмет спора; наименования лиц, участвующих в деле, фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании, с ука­занием их полномочий.

Описательная часть решения должна содержать краткое изложе­ние заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части решения должны быть указаны:

• фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбит­ражным судом;

• доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоя­тельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и воз­ражений доводы лиц, участвующих в деле;

• законы и иные нормативные правовые акты, которыми руко­водствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В мотивировочной части решения должны содержаться также обоснования принятых судом решений. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом. Также могут содержаться ссылки на постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики.

Резолютивная часть решения должна содержать выводы об удов­летворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каж­дого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования реше­ния.

При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается денеж­ная сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.

Если арбитражный суд установил порядок исполнения решения или принял меры по обеспечению его исполнения, на это указыва­ется в резолютивной части решения.

Заключение

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу, или за­конному представителю физического лица, или законному предста­вителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постанов­ления. Копия вынесенного судьей постановления направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об ад­министративном правонарушении, при установлении причин пра­вонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных при­чин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмот­реть представление об устранении причин и условий, способствовав­ших совершению административного правонарушения, в течение

месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшим представление.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии постановления. Жалоба рассматривается в 10-дневный срок со дня ее поступления уполномоченными лицами. Жалоба подается:

1) на постановление, вынесенное судьей, — в вышестоящий суд;

2) на постановление, вынесенное должностным лицом налого­вого органа, — в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

3) на постановление по делу об административном правонаруше­нии, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществля­ющим предпринимательскую деятельность без образования юриди­ческого лица, — в арбитражный суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

• после истечения срока, установленного для обжалования поста­новления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротесто­вано;

• после истечения срока, установленного для обжалования реше­ния по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжа­ловано или опротестовано, за исключением случаев, если реше­нием отменяется вынесенное постановление.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...