Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рассмотрение дел об административных правонарушениях




Утверждаю

Начальник кафедры

финансово-хозяйственной деятельности

полковник полиции

Кузин Н.Н.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

 НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

По теме 7 «Нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и ответственность за их совершения»

для слушателей, курсантов, студентов по специальности:

080101.65 – экономическая безопасность

 

 

Разработал:

к.э.н., доцент,

лейтенант полиции Гладкова С.Б.

 

Обсуждено на заседании кафедры

Протокол №12 от 09.06.2015

 

 

Кафедра финансово-хозяйственной деятельности

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2015



ПЛАН

чтения лекции:

Учебные и воспитательные цели:

1.Исследовать рассмотрение дел об административных правонарушениях

2. Определить обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе.

3. Изучить обжалование решения налогового органа в арбитражном суде.

4. Воспитать у слушателей потребность в комплексном применении полученных знаний на практике

 

Учебные вопросы

Введение

1. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.

2. Обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе.

3. Обжалование решения налогового органа в арбитражном суде

Заключение

Литература:

Основная

1. Налоговый кодекс РФ: Части первая и вторая. М., Изд-во Омега-Л, 2015.

2. Закон РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»

3. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ»

4. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"

5. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250 "Вопросы организации полиции".

6. Голищева Л.Е., Налогообложение: планирование, анализ, контроль: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2012.

7. Дадашев А.З. , Пайзулаев И.Р., Налоговый контроль: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2012.

8.  Тарасова В.Ф., Владыка М.В., Сапрыкина Т.В., Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Кнорус, 2015.

Дополнительная

1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. 8-е изд. перераб. и доп., М.: Дашков, 2013.

2. Братухина О.А. Контроль и организация проверок налоговыми органами. Ростов н/д. Феникс, 2012.

3. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. М., Омега-Л, 2012.

4. Налоговое администрирование. Учебное пособие /Под ред. Л.И. Гончаренко. М., КНОРУС, 2015.

5. Нестеров Г.Г. Налоговый контроль, 2-е изд., перераб. и доп. М., Эксмо, 2009.

6. Овчинникова Н.О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов. М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.

7. Организация и методика налоговых проверок. Учеб. пособие, 2-е изд., доп. и перераб. /Под ред. А.Н. Романова. М., Вузовский учебник. 2013.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

В случаях, определенных Кодексом РФ об административных правонарушениях, налоговые органы наделены правом проводить проверки с целью выявления административных правонарушении, вести производство по делам об административных правонаруше­ниях и привлекать лиц к ответственности.

Административным правонарушением признается противоправ­ное виновное действие (бездействие) физического или юридиче­ского лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Россий­ской Федерации об административных правонарушениях установ­лена административная ответственность.

Дело об административном правонарушении считается возбуж­денным с момента составления протокола об административном правонарушении.      

Приказом ФНС России от 02.08.2005 г. № САЭ-3-06/354 утверж­ден Перечень должностных лиц налоговых органов Российской Фе­дерации, уполномоченных составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях:

1) в центральном аппарате ФНС России:

•  руководитель Федеральной налоговой службы (его замести­тель);

• начальник управления (его заместитель);

• начальник отдела (его заместитель);

•  должностные лица, уполномоченные проводить меро­приятия по контролю;

2) в межрегиональных инспекциях ФНС России:

•  руководитель межрегиональной инспекции (его замести­тель);

• начальник отдела (его заместитель);

• главный государственный налоговый инспектор;

• старший государственный налоговый инспектор;

• государственный налоговый инспектор;

•  должностные лица, уполномоченные проводить мероприя­тия по контролю;

3) в управлениях ФНС России по субъектам Российской Федера­ции:

• руководитель управления (его заместитель);

• начальник отдела (его заместитель);

• главный государственный налоговый инспектор;

• старший государственный налоговый инспектор';

• государственный налоговый инспектор;

•  должностные лица, уполномоченные проводить мероприя­тия по контролю;

4) в инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня:

• руководитель инспекции (его заместитель);

• начальник отдела (его заместитель);

• главный государственный налоговый инспектор;

• старший государственный налоговый инспектор';

• государственный налоговый инспектор;

• должностные лица, уполномоченные проводить мероприя­тия по контролю.

При выявлении в процессе выездной налоговой проверки адми­нистративных правонарушений должностное лицо налогового органа составляет протокол, в котором фиксируются:

• сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об ад­министративном правонарушении;

• сведения о свидетелях и потерпевших;

• время совершения и событие правонарушения;

• статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность, иные сведения, необходи­мые для разрешения дела (ст. 28.2 КоАП РФ).

Чтобы возбудить дело об административном правонарушении, необходимо доказать вину конкретного лица. Эта вина должна быть четко зафиксирована в протоколе. Если же по одному и тому же факту к ответственности привлекаются несколько лиц (например, юридическое лицо и должностное лицо), то должна быть определена и доказана вина каждого из них. При этом на каждое лицо должен быть составлен отдельный протокол об административном правона­рушении.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых уста­навливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответствен­ности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правиль­ного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, состав­ленным в соответствии с КоАП РФ, объяснениями проверяемого лица, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными до­кументами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При составлении протокола об административном правонаруше­нии лицам, в отношении которых возбуждено дело, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязан­ности, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола. Объяснения, данные в устной форме, запи­сываются и приобщаются к делу. Им вручаются копии протокола под расписку.

Протокол составляется немедленно после выявления админи­стративного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). При проведе­нии административного расследования он составляется в течение месяца с момента возбуждения дела и в исключительных случаях — продлевается еще на месяц.

Административные расследования проводятся при обнаружении правонарушений в области законодательства о налогах и сборах, про­изводства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей продукции. В этих случаях для установления факта правона­рушения и степени виновности конкретных лиц организуется экс­пертиза и иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (ст. 28.7 КоАП РФ). Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении администра­тивного расследования принимается должностным лицом, уполно­

моченным составлять протокол об административном правонаруше­нии, в виде определения. Определение составляется немедленно после выявления факта совершения административного наруше­ния.

Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с мо­мента составления протокола (вынесения постановления) об адми­нистративном правонарушении (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Следует учитывать, что по истечении сроков давности привлече­ния к административной ответственности производство по делу не может быть начато (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ).

Давность привлечения к административной ответственности уста­новлена в ст. 4.5 КоАП РФ. Дело не может быть начато по истечении двух месяцев со дня его совершения, а за совершение его в областях прямо перечисленных в этой статье (в том числе законодательства о налогах и сборах), — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При этом начало истечения срока давности определяется днем совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — днем его обнаружения1.

Статьей 23.5 КоАП РФ установлено, что налоговые органы рас­сматривают дела об административных правонарушениях преду­смотренных:

• ст. 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без при­менения контрольно-кассовых машин»;

• ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций»;

• ст. 15.2 «Невыполнение обязанностей по контролю за соблюде­нием правил ведения кассовых операций».

Если в ходе контрольной работы налоговым органом выявлены перечисленные выше правонарушения, то соответствующие прото­колы составляются его сотрудниками. Постановление о привлечении к административной ответственности выносится руководителем на­логового органа. Если такие нарушения выявлены сотрудниками МВД России или других уполномоченных органов, то составленные ими протоколы направляются в налоговую инспекцию для рассмот­рения и принятия решения о привлечении к административной от­ветственности.

Кроме того, должностные лица налоговых органов вправе состав­лять протоколы об административных правонарушениях в отношении правонарушений, предусмотренных ст. 15.3-15 9, 15.11, ч. 3 ст. 18.15, ч. 3 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ):

• нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

• нарушение срока представления сведений об открытии и закры­тии счета в банке или иной кредитной организации;

• нарушение сроков представления налоговой декларации;

• непредоставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

• нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

• нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);

• неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

• грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и пред­ставления бухгалтерской отчетности;

•  незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без граждан­ства;

•  несоблюдение установленных федеральным законом в отноше­нии иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;

•  неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;

•  невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуще­ствляющего государственный надзор (контроль);

•  непринятие мер по устранению причин и условий, способство­вавших совершению административного правонарушения;

•  непредставление сведений (информации) (табл. 1).

Таблица 1

Нарушения, в отношении которых составляется протокол об административных правонарушениях

Статья КоАП РФ Вид правонарушения Санкция
15.3 Нарушение установленного срока подачи заявле­ния о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда Штраф на должностных лиц —от 500 до 1000 руб.
  Нарушение установленного срока подачи заявле­ния о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без поста­новки на учет в этих органах Штраф на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб.
15.4 Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации Штраф на должностных лиц — от 10ОО до 2000 руб.
15.5 Нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета Штраф на должностных лиц — от 300 до 500 руб.
15.6 Непредставление в установленный срок либо отказ от представления в налоговые органы, та­моженные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установ­ленном порядке документов и (или) иных сведе­ний, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде Штраф: на граждан — от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.
  Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в непопном объеме или в искаженном виде Штраф — от 500 до 1000 руб.
15.7 Открытие банком или иной кредитной организа­цией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свиде­тельства о постановке на учет в налоговом органе Штраф на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.

 

Продолжение табл 1

Статья КоАП РФ

Вид правонарушения

Санкция

 

Открытие банком или иной кредитной организа- дией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового ор­гана либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица

итраф на должностных пиц — от 2000 до 3000 руб.

15.8

Нарушение кредитной организацией установлен­ного срока исполнения поручения налогоплатель­щика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или ор­гана государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответ­ствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (госу- паоственный внебюджетный фонд)

Штраф на должностных лиц —от 4000 до 5000 руб.

15.9

Осуществление банком или иной кредитной орга­низацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уппате налога или сбора либо иного платежного поручения, име­ющего преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, платель­щика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии реше­ния налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о поиостановлении операций по таким счетам

Штраф на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб.

15.11

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных доку­ментов (под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтер­ской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%)

Штраф на должностных лиц —от 2000 до 3000 руб.

15.11

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных доку­ментов

Штраф на должностных лиц —от 2000 до 3000 руб.

Статья КоАП РФ

Вид правонарушения

Санкция
18.15, ч.З

Неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без граждан­ства

Штраф: на граждан — от 2000 до 5000 руб.; на должностных лиц — от 35 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 400 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятель­ности на срок до 90 суток
18.17, ч.З

Несоблюдение иностранным юридическим лицом, его филиалом или представительством установ­ленных ограничений на осуществление отдельных видов деятельности

Штраф — от 800 000 до 1 млн руб. либо администра­тивное приостановление деятельности на срок до 90 суток
19.4, ч. 1

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогового ор­гана, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанно­стей

Предупреждение или нало­жение административного штрафа: на граждан — от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.
19.5,4.1

Невыполнение в установленный срок законного предписания [постановления, представления, решения) налогового органа (должностного лица) об устранении нарушений законодательства

Штраф: на граждан — от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
19.6

Непринятие по постановлению [представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовав­ших совершению административного правонару­шения

Штраф на должностных лиц —от 300 до 500 руб.
19.7

Непредставление или несвоевременное представ­ление в государственный орган (должностному лицу) сведений, представление которых преду­смотрено законом и необходимо для осуще­ствления ими законной деятельности, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф: на граждан — от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.; на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб.
         

В вышеперечисленных случаях протокол об административных нарушениях составляется должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, и направляется в орган, уполномоченный рассматривать дела по этим статьям. Они должны рассматриваться мировыми судьями (ст. 23.1 КоАП РФ).

Рассмотрение дела об административном правонарушении про­водится в соответствии с гл. 29 КоАП РФ. При подготовке к рассмот­рению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют следующие вопросы:

• относится ли к их компётенции рассмотрение данного дела;

• имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рас­смотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

• правильно ли составлены протокол об административном пра­вонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

• имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

• достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмот­рения по существу;

• имеются ли ходатайства и отводы.

В случае необходимости определяются обстоятельства, исключа­ющие возможность рассмотрения дела об административном право­нарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, оно может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. В случае проведения административного расследования дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении ограничен 15 днями со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об администра­тивном правонарушении и других материалов дела. В случае поступ­ления ходатайств от участников производства по делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рас­сматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, за совершение ко­торого может быть назначено административное наказание в виде приостановления деятельности и применен временный запрет дея­тельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с

момента фактического прекращения деятельности филиалов, пред­ставительств, структурных подразделений юридического лица, про­изводственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятель­ности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятель­ности.

В процессе рассмотрения дела об административном правонару­шении:

• объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рас­смотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

• устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

• проверяются полномочия законных представителей физиче­ского или юридического лица, защитника и представителя;

• выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участ­ников производства по делу и принимается решение о рассмот­рении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рас­смотрения дела;

• разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

• рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

• выносится определение об отложении рассмотрения дела в слу­чаях: поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, должностного лица, рассматривающих дело, специалиста, экс­перта или переводчика, если указанный отвод препятствует рас­смотрению дела по существу; необходимости явки лица, участ­вующего в рассмотрении дела; истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

• выносится определение о приводе лица, участие которого при­знается обязательным при рассмотрении дела;

• выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

При продолжении рассмотрения дела об административном пра­вонарушении оглашается протокол, а при необходимости — и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение экс­

перта, исследуются иные доказательства, а в случае участия проку­рора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

По результатам рассмотрения дела об административном право­нарушении может быть вынесено постановление о назначении ад­министративного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

• должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших по­становление, их адрес;

• дата и место рассмотрения дела;

• сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

• обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

• статья федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответствен­ность за совершение правонарушения, либо основания прекра­щения производства по делу;

• мотивированное решение по делу;

• срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу о правонарушении также должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая для заполнения расчетных доку­ментов на перечисление суммы административного штрафа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 135.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...