Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Макарий «Великие Минеи Четьи» (середина XVI в.)




1. тексты богословско – догматического, исторического, антропологического, космологического, естественно – научного содержания => т.е. сведения почти во всех областях знания

- середина XVI в. => (?) об отношении к церковной собственности=>

нестяжатели     Нил Сорский работы «Устав», «Предание», Вассиан Патрикеев («Собрание некоего старца на воспомнание своего обещания опровержения мира»), Максим Грек (работы: «Сказание о известном иноческом жительстве», «Повесть страшна и достопамятна о совершенном иноческом жительстве», Матвей Башкин, старец Артемий, Феодосий Косой — жили и трудились в монастырях нестяжателей иософляне    Иосиф Волоцкий доктрина «Просветитель» (ПР: псковский монах Филофей, популяризатор концепции московского митрополита Зосимы «Москва — Третий Рим»), митрополит Даниил («О святых божественных церквах»)
- духовное и политическое течение реформаторско-гуманистического толка; выступали против «стяжания» (взятие у крестьян) церковью земель и другого имущества - монахи должны отречься от мира - «против» внешней религиозной обрядности -отстаивали консервативную позицию, требовали реформирования церкви; выражали интересы крупного монастырского землевладения - настаивали на жестоком наказании вероотступников и еретиков - приверженцы строгих религиозных правил
  на соборе 1503 иосифляне осудили нестяжателей, отстаивая монастырское землевладение. Иван III перешёл на их позиции и созвал собор 1504, на котором нестяжатели и «жидовствующие» были преданы анафеме, последовали расправы
  официальные идеологи православной церкви и монархической власти => предлагали образы «официальной святости» - нормы этики
противопоставляли духовный и плотский планы бытия => проповедь умеренного аскетизма теологическое обоснование возникновения государства и «божественного происхождения» царской власти; преемственность Русского государства как единственного оплота православия после падения Константинополя в 1453
онтология – принцип несущности (отсутствия) материального гносеология – сочетание элементов сенсуализма и психологического анализа внутреннего мира человека
отрешение от мира политики и культуры союз между светской и духовной властью «есть брак по расчету»
труд – жертва Богу, польза обществу  
монашество – не есть способ изоляции от мира принцип отшельничества и общежития без слуг, земельных владений и т.д.

Ростовский архиепископ Вассиан Рыло «Послание на Угру» (1481)

1. патриотизм в свержении монголо – татарского ига

2. (!) идеологическая (= мировоззренческая) победа христиан над иноземным злом иноверия

 

Монах  Филофей  «Послание дьякону Мисюрю Мунехину»

1. концепция «Москва — третий Рим» (тезисы этой концепции воспроизводятся и в других посланиях Филофея) => как ответ немецкому врачу и астрологу Николаю Булаеву, считавшего первенство христианского мира за Римом =>

2. Москва – третий Рим, т.к. 2-ва уже пали => культурное наследие -> к России

3. историософское видение: 1) Древний Рим, 2) Византия, 3) Москва

4. провиденциализм => линейный процесс мировой истории ограничивается Страшным судом

5. первенство церкви над государством

 

Иван Пересветов «Малая и большая челобитная», «Сказание о Магомет – Салтане», «Повесть об основании и взятии Царьграда», «Сказание о царе Константине», «Предсказание философов и докторов» - в 1549 г. передал все Ивану IV(проекты реформ)

1. социально – философские идеи сильной державной власти на основе справедливых законов

2. принцип превосходства службы над происхождением

3. принцип свободы воли человека, даруемый ему еще при рождении Богом

4. «за» = между согражданами

5. принципы рационалистического превосходства правды над верой => (!) вне теологическое толкование истории

 

псковский монах Еразм 1540-1560-е гг. передалИвану IV проекты государственных реформ

1. «за» сильную самодержавную власть

2. (!) предлагал царю облегчить труд крестьян, заменить денежные подати натуральными, т.к. могут быть социальные противоречия

3. свобода воли, принцип всеобщего =

 

Иван IV (переписка с А. Курбским) отражены принципы развития неограниченного самодер­жавия как в практике и трудах самого царя, так и в работах А. Курбского => анализ отношений между церковью и государством

создание Киево – Могилянской академии (Украина, 1632), Московская Славяно - греко – латинская академия (Москва, 1687) => образование академическое

 

Симеон Полоцкий «Рифмология», «Обед душевный» (1629 – 1680)

1. идеи томизма

2. разделил философию на три вида: 1) «разумительная» - логика, 2) «естественная» - натурфилософия, 3) этика, которая включает: «монастику» - учение о добродетелях индивида, политику, экономику

3. гносеология ----> эмпиризм (ПР: воспитание ребенка)

 

Сельвестр Медведев «Созерцание краткое», «Записки о стрелецком бунте» (1680/1690)

1. идеи Аристотеля на сотворение мира:

причина творящая ----> причина материальная ----> причина образующая (=форма)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 145.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...