Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности интеллектуального формирования философской мысли




XI – XVII вв.

1. мировоззренческая идея славяно – русского язычества

2. мифология – как форма осознания человеком своего места в мире (пантеистический взгляд)

3. крещение Руси и его отражение в мировоззрении древнерусского общества

 

Становление философской мысли на Руси принято связывать с сочинением первого древнерусского философа — киевского митро­полита Иллариона (XI в.)«Слово о законе и благодати»:

1. глубокие размышления о судьбе России => патриотизм

2. размышления о высоком предназначении русского народа,

3. размышления о предназначении русского государства в мире,

4. сопоставляются Ветхий и Новый Заветы (закон и благодать),

5.проблема взаимодействия 3-х религиозных систем: иудаизма (=> национально замкнутое образование), христианства (=> космополитическая религиозная общность), язычества

6.обосновывается богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включилась в про­цесс творчества божественного света.

 

«Слово о полку Игореве» XIIв.(события неудачного похода на половцев 1185г.)

1. соединение языческих и христианских образов и понятий (ПР: фразы: «поганые», «душа», «воскреснуть», «дети бесовые», «поборая за христианы на поганые полки» и т.д.)

2. три уровня постижения действительности (= 3-ри уровня познания): эмпирический, художественный, символический

3. (?) о единстве основ бытия

4. пантеизм преобладает

5. концепция времени: время «дедов» - «отцов» - «внуков»

 

Никифор «Послание Мономаху о посте» (1104 – 1121)

1.византийская образованность => платонизм (т.е. гармонизация бытия) => интеллектуальное богословие

2. пост – как тема для философско – богословских рассуждений об онтологии, гносеологии, психологии, этики и т.д. => власть духа над телом

3.мысл о двойственности бытия: «духовное», «плотское»

4. «духа» взаимодействует с миром посредством 5-ти телесных органов: очи, слух, обоняние, осязание, «вкушение»

5. (?) о рационализме веры

6. учение о 3-х частной душе (от Платона): 1) «высшая сила» представлена «словесным» началом (= ум) => руководит поведением человека

2) «яростное (= чувственное)» начало = это страсти и влечения

3) «желанное» начало – это воля

 

Кирик Новгородец «Учение о числах» (1110 – 1156/1158)

1. философское понимание категории времени => линейная хронология

2. натурфилософский циклизм (т.е. обновление природных стихий каждые 80 лет)

 

Кирилл Туровский «Повести о белоризце и мнишестве», «Слово о премудрости» (XII в.)

1.тело человека (= «град») => эмпирически человек бессилен

2. разум – орудие раскрытия истины => «за» познание истины

3. «за» единение веры со знанием

 

Нестор «Чтении о житии погубленных Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского» (XII в.)

1. нравственно – деятельностный тип мудрости => образы подвижнечества (=> представления об истине жизни)

2. смирение перед смертьюкак преодоление страха тленного и временного при приобщении к высшему идеалу => монашество как идеальный образ жизни => аскеза

 

«Изборник 1076 года»

1. вольное обращение со святоотеческими текстами (ПР: их сокращение, добавление, правка)

2. добрые дела – путь нравственного спасения

3. вера – как право выбора жизненного пути

 

Владимир Мономах «Поучение» (между 1117 – 1125гг.)

1. «правила практиче­ской философии», (+) этика

2. «русская историософия» как теория «казней Божих»

3. христианская концепция свободы воли

4. Бог = судья, карающий за отступление от нравственных норм христианства

Вывод: отсутствие са­мостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения

II –ой приод -  средневеково-русский (куль­тура Московской Руси) период

Особенности интеллектуального формирования философской мысли

XIV – XVI вв.

1. развитие идеи сильной государственности (после монголо – татарского ига)

=> патриотизм => единодержавие

2. взаимодействие церковных и светских властей и их обеих с Константинопольской патриархией (пал в 1453) => преемственность

3. монастыри и города – центры духовной культуры и интеллектуальных достижений

(!) монастыри – роль учебных заведений на Руси; и роль «смирения»

4. появление ересей (ПР: ересь «жидовствующих» - Феодосий Косой, Матвей Башкин, ересь «стригольников» - Новгород, Псков (XIVв.))

5. наряду с произведениями религиозного жанра и переводной литературой, распространение получила внерелигиозная публицистика (исторические концепции (Ермолай – Еразм, Иван Пересветов)

 

распространены «Ареопагитики» (XIV – XVвв.) - это литература, религиозная по форме и философская по содержанию

1.входило 4 –ре трактата: «О божественных именах», «О таинственном богословии», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии»

2. платоновская теория соотношения материи и формы

3. бог (= благо, жизнь, премудрость, сила) – пребывает во всем

 

Филипп Пустынник «Диоптра» (XIV в.)

1. человек един в: «духовном» и «плотском» начале

2. «плоть» из 4-х элементов: кровь, мокрота, слизь, желчь (+ качества «теплого») => их сочетание в теле зависит от физического состояния и от времени года

3. идея зависимости духовных проявлений от плотских начал

4.ум ----> в мозге: память, мечтание, размышление

5. тело = чувства; ум = внутреннее зрение

 

исихазм  (молчание, уединение, тишина)традиция священно безмолвия; мистико – аскетическая традиция в монашестве, сложилась в IV – VI вв.; переживание несовместимости духовного/материального => отрицала все мирское (ПР: византийский богослов Григорий Палама).

1.возможность прижизненного обожествления человека – «фаворский свет»

2. не считали тело источником греха => «дух» = «тело»

3. причастность богу – энергетический (=символический) характер

------ на Руси исихазм распространился благодаря деятельности митрополитов Киприяна и Фотия, Нила Сорского

1. на Руси уединение от мира предполагало возврат к нему через любовь =>

2. затворничество – средство совершенствования ради служения миру

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 137.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...