Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности интеллектуального формирования философской мысли
XI – XVII вв. 1. мировоззренческая идея славяно – русского язычества 2. мифология – как форма осознания человеком своего места в мире (пантеистический взгляд) 3. крещение Руси и его отражение в мировоззрении древнерусского общества
Становление философской мысли на Руси принято связывать с сочинением первого древнерусского философа — киевского митрополита Иллариона (XI в.) — «Слово о законе и благодати»: 1. глубокие размышления о судьбе России => патриотизм 2. размышления о высоком предназначении русского народа, 3. размышления о предназначении русского государства в мире, 4. сопоставляются Ветхий и Новый Заветы (закон и благодать), 5.проблема взаимодействия 3-х религиозных систем: иудаизма (=> национально замкнутое образование), христианства (=> космополитическая религиозная общность), язычества 6.обосновывается богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включилась в процесс творчества божественного света.
«Слово о полку Игореве» XIIв.(события неудачного похода на половцев 1185г.) 1. соединение языческих и христианских образов и понятий (ПР: фразы: «поганые», «душа», «воскреснуть», «дети бесовые», «поборая за христианы на поганые полки» и т.д.) 2. три уровня постижения действительности (= 3-ри уровня познания): эмпирический, художественный, символический 3. (?) о единстве основ бытия 4. пантеизм преобладает 5. концепция времени: время «дедов» - «отцов» - «внуков»
Никифор «Послание Мономаху о посте» (1104 – 1121) 1.византийская образованность => платонизм (т.е. гармонизация бытия) => интеллектуальное богословие 2. пост – как тема для философско – богословских рассуждений об онтологии, гносеологии, психологии, этики и т.д. => власть духа над телом 3.мысл о двойственности бытия: «духовное», «плотское» 4. «духа» взаимодействует с миром посредством 5-ти телесных органов: очи, слух, обоняние, осязание, «вкушение» 5. (?) о рационализме веры 6. учение о 3-х частной душе (от Платона): 1) «высшая сила» представлена «словесным» началом (= ум) => руководит поведением человека 2) «яростное (= чувственное)» начало = это страсти и влечения 3) «желанное» начало – это воля
Кирик Новгородец «Учение о числах» (1110 – 1156/1158) 1. философское понимание категории времени => линейная хронология 2. натурфилософский циклизм (т.е. обновление природных стихий каждые 80 лет)
Кирилл Туровский «Повести о белоризце и мнишестве», «Слово о премудрости» (XII в.) 1.тело человека (= «град») => эмпирически человек бессилен 2. разум – орудие раскрытия истины => «за» познание истины 3. «за» единение веры со знанием
Нестор «Чтении о житии погубленных Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского» (XII в.) 1. нравственно – деятельностный тип мудрости => образы подвижнечества (=> представления об истине жизни) 2. смирение перед смертью – как преодоление страха тленного и временного при приобщении к высшему идеалу => монашество как идеальный образ жизни => аскеза
«Изборник 1076 года» 1. вольное обращение со святоотеческими текстами (ПР: их сокращение, добавление, правка) 2. добрые дела – путь нравственного спасения 3. вера – как право выбора жизненного пути
Владимир Мономах «Поучение» (между 1117 – 1125гг.) 1. «правила практической философии», (+) этика 2. «русская историософия» как теория «казней Божих» 3. христианская концепция свободы воли 4. Бог = судья, карающий за отступление от нравственных норм христианства Вывод: отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения II –ой приод - средневеково-русский (культура Московской Руси) период Особенности интеллектуального формирования философской мысли XIV – XVI вв. 1. развитие идеи сильной государственности (после монголо – татарского ига) => патриотизм => единодержавие 2. взаимодействие церковных и светских властей и их обеих с Константинопольской патриархией (пал в 1453) => преемственность 3. монастыри и города – центры духовной культуры и интеллектуальных достижений (!) монастыри – роль учебных заведений на Руси; и роль «смирения» 4. появление ересей (ПР: ересь «жидовствующих» - Феодосий Косой, Матвей Башкин, ересь «стригольников» - Новгород, Псков (XIVв.)) 5. наряду с произведениями религиозного жанра и переводной литературой, распространение получила внерелигиозная публицистика (исторические концепции (Ермолай – Еразм, Иван Пересветов)
распространены «Ареопагитики» (XIV – XVвв.) - это литература, религиозная по форме и философская по содержанию 1.входило 4 –ре трактата: «О божественных именах», «О таинственном богословии», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии» 2. платоновская теория соотношения материи и формы 3. бог (= благо, жизнь, премудрость, сила) – пребывает во всем
Филипп Пустынник «Диоптра» (XIV в.) 1. человек един в: «духовном» и «плотском» начале 2. «плоть» из 4-х элементов: кровь, мокрота, слизь, желчь (+ качества «теплого») => их сочетание в теле зависит от физического состояния и от времени года 3. идея зависимости духовных проявлений от плотских начал 4.ум ----> в мозге: память, мечтание, размышление 5. тело = чувства; ум = внутреннее зрение
исихазм (молчание, уединение, тишина)–традиция священно безмолвия; мистико – аскетическая традиция в монашестве, сложилась в IV – VI вв.; переживание несовместимости духовного/материального => отрицала все мирское (ПР: византийский богослов Григорий Палама). 1.возможность прижизненного обожествления человека – «фаворский свет» 2. не считали тело источником греха => «дух» = «тело» 3. причастность богу – энергетический (=символический) характер ------ на Руси исихазм распространился благодаря деятельности митрополитов Киприяна и Фотия, Нила Сорского 1. на Руси уединение от мира предполагало возврат к нему через любовь => 2. затворничество – средство совершенствования ради служения миру
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 137. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |