Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности интеллектуального формирования философской мысли данного периодаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Литература Основная 1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008. 2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007. 3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001. Дополнительная 1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. — М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2009 4. Кантор В. Западничество как проблема «русского пути» // Вопросы философии. — 1993. — № 4. 5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003. 6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010 7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998. 8. Современный философский словарь. — М., 2010 9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995. 10. Зеньковский В. В. История русской философии. — Л.,2007. 11. Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века. — M., 1992. 12. КарасевЛ. В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии - 1992. - № 8. 13. История философии. В 6-ти т. М.,1957-1965 14. Сухов А. Д. Русская философия. — М., 1995. 15. Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1991. 16. Франк С. Л. Духовные основы общества. — М., 1992. 17. Взгляд на русскую философию // Вопросы философии. — 1994. — № 1. 18. Милюков П. И. Очерки по истории русской культуры. — М., 1992. 19. Русская философия. Словарь / Под ред. М. А. Маслина — М., 1995. 20. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. — 1994. — № 1.
Вопрос 1. Основные этапы развития и характерные черты русской философии. - русская философия - частью мировой философии, но имеет свои характерные особенности (глубина, всесторонность, специфичность изучаемых проблем) Этапы развития русской философии. 1. Становление русской философии в ХI-ХVII вв. 2. Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв. 3. Русская философия XIX — первой половины XX вв. Характерные черты русской философии 1. идеал цельности (целостности) - в единстве духовных сил человека: чувственных, эстетических, нравственных, религиозных и рациональных (славянофилы, В. С. Соловьев, братья С. Н. и Е. Н. Трубецкие, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский и др.). 2. историософичность русской мысли, т. е. постоянная обращенность к вопросам о смысле истории, конце истории (А.Н. Радищев, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев). 3. антропоцентризм - тема человека, его судьбы, смысла и цели жизни. 4. «панморализм» - доминирование моральной установки (М.Ф. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.). 5. соборность- приоритет нравственных ценностей и единство людей на основе их любви к Богу в качестве основы для развития политических и правовых воззрений (славянофилы, почвенники, представители течения «русской религиозной философии» в XIX – начале XX вв.). 6. российские мыслители XIX в. стремились придать философским идеям «прикладной характер» - использовать их для быстрейшего преобразования российской действительности, что говорит о невозможности «разделить» теоретическую и практическую сферы (Н.Н. Страхов, Л.Н. Толстой, Н.И. Лобачевский, П.А. Флоренский и т.д.).
7. соединение теоретического и нравственно-религиозного опыта - т. е. сближение истинности с праведностью (славянофилы, В.С. Соловьев, П.Д. Юркевич, Н.Ф. Федоров, В.В. Зеньковский, И. Ильин и др.).
(?) о влиянии на русскую философию - проходя путь ученичества под влиянием византийской и западно-европейской философии, русская философия приобретала свою специфику В. В. Зеньковский: «Понятие "влияния" может быть применимо лишь там, где имеется налицо хоть какая-нибудь доля самостоятельности и оригинальности — без этого невозможно говорить о влиянии: нельзя же влиять на пустое место». - русская философия как наука начинается лишь после и на основе петровских преобразований - с середины XVIII в. - период «русского Просвещения» => создало самобытную национальную философию, и обеспечило быстрый взлет философии XIX в - реформы Петра I способствовали более полному ознакомлению с философией Западной Европы => («вольтерьянство», немецкий идеализм Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, продолжались поиски философской сути христианства) - появление оригинальных философских концепций и философских школ - вторая четверть XIX в. - философская мысль (религиозное течение) конца XIX — начала XX вв. получила название русского религиозно-философского ренессанса - в XX в. русская философия уже не только развивается рядом с западноевропейской философией, но начинает постепенно выходить на путь мирового влияния
Вопрос 2. Становление философской мысли на Руси в XI – XVII веках Особенности интеллектуального формирования философской мысли данного периода 1. 988 г. – принятие христианства (=>обретение письменности) => изменение мировоззренческих основ => нужна философия (!!!), т.к. изменяется тип культуры, которая становится религиозно – православной и книжной 2. византийский вариант христианства => русская философия стала развиваться под влиянием византийской философии => преобладали теоцентрические тенденции (ПР: до реформ Петра I русская философия развивалась в русле теоцентрических представлений) 3. традиционные идеи получают письменную фиксацию (Илларион (XI в.) «Слово о законе и благодати») 4.стремление к всеобъемлющему охвату действительности 5.отсутствуют произведения чисто философской литературы – мысли и фрагменты философского содержания рассеяны в самых разнообразных по тематике и жанровой принадлежности сочинениях (ПР: «Поучение» князя Владимира Мономаха (1053-1125), переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, «Домострой» и т.д.) 6.развитие отечественной культуры и формирование философской мысли по существу можно рассматривать как единый процесс 7. традиционный для философии круг проблем формировался древнерусскими мыслителями не на языке науки, а на языке художественных образов и понятий (ПР: фрески А. Рублев «Троица», храмовая архитектура – собор Василия Блаженного и т.д.) Е. Трубецкой: «мировоззрение в красках» 8. в более или менее чистом виде философская проблематика присутствует в переводных с греческого текстах (Иоанн Болгарский «Шестоднев», «Изборник 1073 года»; Иоанн Дамаскин «Источники знания»; Филипп Пустырник «Диоптра» и т.д.) 9.онтологические вопросы – в произведениях, затрагивающих основы бытия и раскрывающих природу материального (природного) и духовного (божественного) начал 10. представления об иерархической сущности бытия: Бог – ангел – душа, причем сам принцип небесной иерархии перенесен на природу: человек – животное – неорганический мир 11.смягченная (по сравнению с Византийской) противоположность материального и идеального начал бытия 12. стремление к гармонизации бытия 13.человек – связующее звено материального и духовного начал; равно присущ и греху и благодати 14.в философском идеализме Руси «небесное» не вытесняло из поля зрения конкретного переживания бытия – натурфилософское переживание действительности 15. центры духовной жизни – монастыри 16.гносеология (теория познания) исходила из двуединой природы человека: плоть = чувствование духа = разумное начало = способность к абстрагированию 17.требование – доводы разума не должны идти вразрез с христианскими догмами 18.допускался теологический рационализм – т.е. индивидуальные особенности восприятия и возможность различного толкования одних и тех же положений религиозных текстов 19.соотношение глобального хода истории с историей различных стран и народов (от сотворения мира к его концу) 20.мыслители не ограничивались описанием событий, а стремились к их обобщению 21.древнерусские мыслители позволяли себе недопустимое с точки зрения религиозного канона прославление языческих князей 22.воздействием византийской культуры в религиозно-философских трактатах затрагивались вопросы добродетели, объяснение христианства, попытки соединения его с язычеством, проблемы государства, права, природы (В. Мономаха, Сильвестра, Смолятича, Саровского, Филофея) 23. мыслители особое внимание уделяли выяснению скрытого (символического) и полезного (прагматического) значения исторических явлений 24. философия на Руси не была сформирована как самостоятельная наука, но необходимость осмысления исторических событий, развитие православия, становление российской государственности и русской национальности заставили разллариона общественную мысль
«древняя русская философия», «подготовительный период» или «пролог» - 2 –ва периода: 1) древнерусский (культура Киевской Руси) 2) средневеково-русский (культура Московской Руси)
I –ый период – древнерусский (культура Киевской Руси) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 142. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |