Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Франческо Петрарка (1304—1374) ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
- с его именем связывают начало гуманизма в Европе, т.к. он поставил задачу поворота философии к новой системе ценностей, где центром внимания явился внутренний мир человеческой личности в ее земном существовании, в активной творческой деятельности. - работы: «Книга песен», «Моя тайна» (1342—1343), трактаты «Об уединенной жизни»(1346), «О монашеском досуге» (1347), «Инвектива против врача» (1352—1353), «Старческие письма» (1361), «Книга о делах повседневных» (1366) и т.д. - отрицание схоластики как метода «тогдашней» диалектики - «за» научное знание, опирающееся на опыт и практику - философия – это наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого общества (истоки такой философии Петрарка видит в диалогах Платона). - пустые силлогизмы не дают истинного знания и понимания смысла жизни - схоластика уводит человека от христианства, т. е. ведет к безбожию -нужно отказаться и от модного в то время аверроизма (от имени Аверроэса — арабского мыслителя средневековья), т.к. он поверхностно изучает природу - (?) - Кому нужна философия? Ответ: путь философии лежит через знания о человеке к знанию о мире - знание имеет источником Бога, знание идет от Бога, но источники мудрости не только в христианских книгах, но и в античном (языческом) знании и в трудах мусульманских ученых - утверждал ценность человеческой культуры, человеческого знания, способного изменить мир к лучшему - главное в человеке — его добродетель, активное проявление добрых начал - подлинное благородство не в происхождении, а в добродетельной душе
Пьетро Помпонацци (1462—1525) - «профессор» Падуанского, затем Болонского университетов. Помпонацци выходит за рамки схоластики как в решении классических философских вопросов эпох средневековья и возрождения. Он считает, что Аристотель, как любой человек, мог ошибаться, и опыт Аристотеля гораздо важнее, чем его авторитет. «Доказывает опыт, а не Аристотель» -труды: «Трактат о бессмертии души» (1516), «О причинах сверхъестественных явлений или о чародействе»(1520), «О фатуме, свободе воли и предопределении» (1520) - идея человека-«микрокосмоса», «малого мира» - человек - особый мир - человек может придать себе любые качества и свойства (ПР: свойства добродетели, интеллекта; и, в тоже время, и низменные свойства - жестокость, коварство и пр. - человеку присуща особая нравственность, несводимая к явлениям в мире животных. Эту нравственность следует изучать. Но соблюдать принципынравственности тяжело, почти невозможно для большинства людей. И здесь Помпонацци делает вывод, утверждая, что нравственная жизнь больше сочетается с признанием смертности души, чем ее бессмертия - верил в бессмертие души, которая есть истина веры (но не разума!) - идея о 2-х истинах: 1. абсолютные истины (истины веры, истины Бога, непознаваемые разумом) 2. истины разума, основанные на данных чувств = последние, это истины, которые вскрываются в процессе познания человеком реальности - главное в человеке – душа, но душа смертна (если человек умирает, душа этого человека сливается со всеобщим духом — Божеством, становится моментом надындивидуального разума - человек уникален телом и душой - недопустимо дробление личности на душу и тело - существует Бог и божественное проведение - Бог ответственен за зло, творимое в мире - вместе с тем, в мире существует природная необходимость и Бог не должен ей мешать (он сам и есть эта необходимость) - зло существует ради «Блага Вселенной». Зло — часть гармонии целого, зло носит частный характер, и Бог, получается, в конечном счете, не ответственен за зло - он также считал, что Бог есть безличное начало, являющееся гарантом природного закона Никколо Макиавелли (1469—1527) - политический философ Европы - работы: «Государь» (1503—1515), «История Флоренции» (1520— 1525), «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия» (1513—1519) - философию истории он дополнил философией человека, формированием новых методов и принципов исследования основ управления государством - государство имеет в качестве материала человека - обычный человек имеет ряд качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец (ПР: эти качества, к сожалению, негативные: жадность, мстительность, изменчивость и т. д.) - «человек толпы» и определяет существование государства - опоры государства: 1. сила 2. культ личности (=государя) 3. сильный бюрократический аппарат и т. д. - государство должно строиться с учетом реальных фактов и явлений 1. главный факт - чем больше у государя власти, тем сильнее угроза ее потерять (ПР: абсолютного властителя легко заменить на другого такого же. Парламент заменить куда сложнее) 2.политический компромисс, устраивающий всех, невозможен, поскольку интересы людей слишком различны. Значит, власти всегда угрожают те, чьи интересы задеты больше всего - религия и мораль - инструменты политики (но жить государство по правилам религии или морали не может) - политическая жизнь и политические решения должны приниматься только исходя из анализа самих политических фактов - у политики свои законы, государь не частное лицо, и то, что недопустимо в личной жизни, в семье (ложь, насилие, жестокость, вероломство), — вполне допустимо в политике
Томас Мор (1478—1535) - политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529 г.), историк и философ. Выступив против реформации в Англии, был казнен королем Генрихом VIII. Как страдалец, принявший смерть за католическую религию, папой Пием XI в XX в. Т. Мор был провозглашен святым. - работы: «История Ричарда III» (1512), «Утопия» (1516) - слово «утопия» дословно переводится с греческого как место, которого нет - столица Утопии называется «Амаурото», переводится как «исчезающая» - этими названиями Мор подчеркивает нереальность наилучшего идеального государства - главная идея - отсутствие частной собственности, т.к. собственность только разобщает людей, а общность имущества объединяер их - в идеальном государстве нет социального неравенства - все одинаково трудятся по шесть часов в день, остальное время посвящено семье, учебе, развлечениям и отдыху - разрешены любые религиозные культы, но запрещен атеизм, т.к. он ведет к безнравственности - производить важнее, чем потреблять - «за» уравнительный подход везде, даже в сфере быта (одна и та же одежда, еда и т.д.) - значение духовности - государство определяет воспитание детей, брак, религию, досуг, цель 1. цель - свободное развитие граждан (интеллектуальных и артистических способностей, совершенствование собственных знаний и умений) - у добродетельных граждан есть рабы (преступники, поставленные обществом на тяжелые работы) - рабы необходимы как отрицательный пример для подрастающих поколений 2. счастье (в удовольствии творчества, познания, удовольствиях здорового тела. Пьянство, разврат, леность отвергаются обществом, а некоторые из них наказуемы как пороки)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 218. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |