Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Франческо Петрарка (1304—1374)




- с его именем связывают начало гуманизма в Европе, т.к. он поставил задачу поворота философии к новой системе ценностей, где центром внимания явился внутренний мир человеческой личности в ее земном существовании, в активной творческой деятельности.

- работы: «Книга песен»,  «Моя тайна» (1342—1343), трактаты «Об уединенной жизни»(1346), «О монашеском досуге» (1347), «Инвектива против врача» (1352—1353), «Старческие письма» (1361), «Книга о делах по­вседневных» (1366) и т.д.

- отрицание схоластики как метода «тогдашней» диалектики

- «за» научное знание, опирающееся на опыт и практику

- философия – это наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого обще­ства (истоки такой философии Петрарка видит в диалогах Пла­тона).

- пустые силлогизмы не дают истинного знания и понимания смысла жизни

- схоластика уводит человека от христианства, т. е. ведет к безбожию

-нужно  отка­заться и  от модного в то время аверроизма (от имени Аверроэса — арабского мыслителя средневековья), т.к. он поверхностно изучает природу

- (?) - Кому нужна философия?

Ответ: путь философии лежит через знания о человеке к знанию о мире

- знание имеет источником Бога, знание идет от Бога, но источники мудрости не только в христианских книгах, но и в античном (языческом) знании и в трудах мусульманских ученых

- утверждал ценность человеческой культуры, человеческого знания, способного из­менить мир к лучшему

- главное в человеке — его добродетель, активное проявление добрых начал

- подлинное благородство не в происхождении, а в добродетельной душе

 

Пьетро Помпонацци (1462—1525)

- «профессор» Падуанского, затем Болонского университетов. Помпонацци выходит за рамки схоластики как в решении классических философских вопросов эпох средневековья и возрождения.

 Он считает, что Аристотель, как любой чело­век, мог ошибаться, и опыт Аристотеля гораздо важнее, чем его авторитет. «Доказывает опыт, а не Аристотель»

-труды: «Трактат о бессмертии души» (1516), «О причинах сверхъестественных явлений или о чаро­действе»(1520), «О фатуме, свободе воли и предопределении» (1520)

- идея человека-«микрокосмоса», «малого мира»

- человек - особый мир

- человек  может придать себе любые качества и свойства (ПР: свой­ства добродетели, интеллекта; и, в тоже время, и низменные свойства - же­стокость, коварство и пр.

- человеку присуща особая нравственность, несводимая к явлениям в мире живот­ных. Эту нравственность следует изучать. Но соблюдать принципынравственности тяжело, почти невозможно для большинства людей. И здесь Помпонацци делает  вывод, утверждая, что нравственная жизнь больше сочетается с признанием смертности души, чем ее бессмертия

- верил в бессмертие души, которая есть истина веры (но не разума!)

-  идея о 2-х истинах:

                   1. абсолютные истины  (истины веры, истины Бога, непознаваемые разумом)

                   2. истины разума, основанные на данных чувств

 = последние, это истины, которые вскрываются в процессе познания человеком реальности

- главное в человеке – душа, но душа смертна (если человек умирает, душа этого человека сливается со всеобщим духом — Божеством, становится моментом надындивидуального разума

- человек уникален телом и душой

- недопустимо дробление личности на душу и тело

- существует Бог и божественное проведение

- Бог ответственен за зло, творимое в мире

- вместе с тем, в мире существует природная необходимость и Бог не должен ей мешать (он сам и есть эта необходимость)

- зло существует ради «Блага Вселенной». Зло — часть гармонии целого, зло носит частный характер, и Бог, получается, в конечном счете, не ответственен за зло

-  он также считал, что Бог есть безличное начало, являющееся гарантом при­родного закона

Никколо  Макиавелли (1469—1527)

- политический философ Европы

- работы: «Государь» (1503—1515), «История Флоренции» (1520— 1525), «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия» (1513—1519)

- философию истории он дополнил философи­ей человека, формированием новых методов и принципов ис­следования основ управления государством

-  государство имеет в качестве материала человека

- обыч­ный человек имеет ряд качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец (ПР: эти качества, к сожалению, не­гативные: жадность, мстительность, изменчивость и т. д.)

- «человек толпы» и определяет суще­ствование государства

- опоры государства:

                        1. сила

                        2. культ личности (=государя)

                        3. сильный бюрократический аппарат и т. д.

- государство должно строиться с уче­том реальных фактов и явлений

                                 1. главный факт - чем больше у государя власти, тем сильнее угроза ее поте­рять (ПР: абсолютного властителя легко заменить на другого тако­го же. Парламент заменить куда сложнее)

                              2.политический компромисс, устра­ивающий всех, невозможен, поскольку интересы людей слиш­ком различны. Значит, власти всегда угрожают те, чьи интере­сы задеты больше всего

- религия и мораль - инструменты политики (но жить государство по правилам религии или морали не может)

- политическая жизнь и политические решения должны при­ниматься только исходя из анализа самих политических фак­тов

- у политики свои законы, государь не частное лицо, и то, что недопустимо в личной жизни, в семье (ложь, насилие, жестокость, вероломство), — вполне допустимо в политике

 

Томас  Мор (1478—1535)

- политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529 г.), историк и философ. Выступив против реформации в Англии, был казнен королем Генрихом VIII. Как страдалец, принявший смерть за католическую религию, папой Пием XI в XX в. Т. Мор был провозглашен святым.

- работы: «История Ричарда III» (1512), «Утопия» (1516)

- слово «утопия» дословно переводится с греческого как место, которого нет

- столица  Утопии называется «Амаурото», переводится как «исчезающая»

- этими названиями Мор подчеркивает нереальность наилучшего идеального государства

- главная идея - отсутствие частной собственности, т.к. собственность только разобщает людей, а общность имущества объединяер их

- в  идеальном государстве нет социального неравенства - все одинаково трудятся по шесть часов в день, остальное время посвящено семье, учебе, развлечениям и отдыху

-  разрешены любые религиозные культы, но запрещен атеизм, т.к. он ведет к безнравственности

- производить важнее, чем потреблять

- «за»  уравнительный подход везде, даже в сфере быта (одна и та же одежда, еда и т.д.)

-    значение духовности

-  го­сударство определяет воспитание детей, брак, религию, досуг, цель

                     1. цель - свободное развитие граждан (интеллектуальных и артистических способностей, совер­шенствование собственных знаний и умений)

-  у добродетельных граждан есть рабы (преступники, поставленные обществом на тяжелые работы)

- рабы необходи­мы как отрицательный пример для подрастаю­щих поколений   

                        2. сча­стье (в удовольствии творчества, познания, удовольствиях здорового тела. Пьянство, разврат, леность отвергаются обществом, а некоторые из них наказуемы как пороки)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...