Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековойСтр 1 из 4Следующая ⇒
Литература Основная 1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008. 2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007. 3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001. Дополнительная 1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. — М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2009. 4. Ильин В.История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2003. 5. Каратини Р.Введение в философию. — М., 2003. 6. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003. 7. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 1998. 9. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010. 10. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998. 12. Современный философский словарь. — М.,2010. 12. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995. 13. Философия. Конспект лекций / Под ред. В. В. Трушкова. — М., 2001. 14. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов . - CПб., 2006. 15. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. — М., 1984. 16. Александров Г.Ф., История западноевропейской философии. М. – Л., 1946 17. Гонфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М. , 1980 18. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков, М., 1984 Вопрос 1. Философия эпохи возрождения: общая характеристика
Эпоха Возрождения - с XIV по XVI вв. - (или Ренессанса, прежде всего в Италии) - получила название из-за начавшегося в этот период возрождения важнейших принципов культуры античности. Эпоха Возрождения являет собой не узкоевропейское, но мировое явление. Возрождение подготовило интенсивное развитие философских достижений Нового времени.
Особенности философии эпохи Возрождения (с XIV по XVI вв.) Эпоха Возрождения (или Ренессанса) - получила название из-за начавшегося в этот период возрождения важнейших принципов культуры античности. 1. эпоха Возрождения - ориентирована на искусство (центральное место занимает культ художника-творца). Художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. 2. Человек начинает искать точку опоры в себе самом — в своей душе, теле, телесности (культ красоты — Боттичелли, Леонардо, Рафаэль). Разносторонность развития и дарования особенно почитались в эту эпоху. 3. идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Происходит «секуляризация» — освобождение от церковного влияния - проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться сквозь призму теологии - эти области бытия обретают самостоятельное существование, их законы могут изучаться светскими науками 4. наряду с авторитетом Святого писания признается авторитет античной мудрости; происходит возрождение «истинной» христианской духовности; ПР: переосмысливается христианская традиция, появляются ревнители христианства - монах Савонарола во Флоренции (1452—1498), резко протестующие против роскоши папства, извращения учения Христа клиром 5.по мере перехода к городскому образу жизни, развитию промышленности выявляется значимость человека, его творческой активности. В центре внимания философии Возрождения оказывается человек - антропоцентризм ПР: в целом, 2-ва центра – Бог и человек возникла новая система ценностей: 1-ое место - человек и природа; 2-ое место - религия 6. мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) категории. Они стремятся осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (определениях) 7. опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение; 8. технические изобретения и научные открытия: (появилась самопрялка, был усовершенствован ткацкий станок, изобретена доменная металлургия и т. д.). Применение пороха и создание огнестрельного оружия; возникновение книгопечатания - способствовало развитию гуманитарной культуры в Европе; использование компаса увеличивало возможности мореплавания. Возникли первые мануфактуры как ступень перехода от ремесла к капиталистическому способу производства. Вывод: предпосылками для возникновения философии и культуры эпохи Возрождения являлись: - кризис феодализма - совершенствование орудий труда и производственных отношений - развитие ремесел и торговли - повышение уровня образованности - кризис церкви и схоластической философии - географические и научно-технические открытия 9. в философии началось ее отделение от теологии (религия отделяется от науки, политики и морали) 10. начинается эпоха становления опытных наук (их роль признается как единственная, дающая истинное знание о природе) 11. в эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов: Н. Коперника (гелиоцентрические идеи), Н. Кузанского (пантеистическая философия), Дж. Бруно (развил гелиоцентрические идеи Коперника, открыл существование множества миров), Г. Галилея (к истине могут вести только научные методы, включающие в себя эксперимент; деистический взгляд на природу), Л. Баллы, П. делла Мирандола, Т. Кампанеллы, Т. Мора, Н. Макиавелли, Эр. Роттердамского, Ф. Петрарке (родоначальник идеологии гуманизма)и др.
Направления в философии эпохи Возрождения: 1) гуманистическое (ХIV-ХV вв.) — решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Ф. Петрарка, Л. Балла); 2) неоплатоническое (ХV-ХVI вв.) — с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека, развивали учение Платона (Н. Кузанский, П. Мирандола, Парацельс); 3) натурфилософское (XVI — нач. XVII вв.) — опираясь на научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить представление об устройстве Вселенной, Космосе и основе мироздания (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей); 4) реформационное (XVI-XVII вв.) — попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Э. Роттердамский, Ж. Кальвин, М. Лютер, Т. Мюнцер, Усенлиф); 5) политическое (XV-XVI вв.) — связано с проблемами управления государством (Н. Макиавелли); 6) утопическо-социалистическое (XV-XVII вв.) — поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Различия в философии античности, средневековья и Возрождения
Философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековой философии по ряду оснований: 1) в гносеологии происходит разрушение религиозной парадигмы и формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить потребности зарождающихся новой машинной материально-технической базы и новых общественных отношений; 2) в этике имеет место переход от теоцентризма к антропоцентризму; 3) в натурфилософии геоцентрическая концепция Вселенной сменяется гелиоцентрической. Вывод: основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |