Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековой




Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное  пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

Дополнительная

1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.

2. Антология философской мысли. — М., 1993.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2009.

4. Ильин В.История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2003.

5. Каратини Р.Введение в философию. — М., 2003.

6. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003.

7. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 1998.

9. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010.

10. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998.

12. Современный философский словарь. — М.,2010.

12. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.

13. Философия. Конспект лекций / Под ред. В. В. Трушкова. — М., 2001.

14. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов . - CПб., 2006.

15. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. — М., 1984.

16. Александров Г.Ф., История западноевропейской философии. М. – Л., 1946

17. Гонфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М. , 1980

18. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков, М., 1984

Вопрос   1.       Философия эпохи возрождения: общая характеристика

 

Эпоха Возрождения - с XIV по XVI вв. -  (или Ренессанса, прежде всего в Италии) -  получила название из-за начавшегося в этот период воз­рождения важнейших принципов культуры античности. Эпоха Возрождения являет собой не узкоев­ропейское, но мировое явление. Возрождение подготовило интенсивное развитие философских достижений Нового времени.

 

Особенности философии эпохи Возрождения (с XIV по XVI вв.)

Эпоха Возрождения (или Ренессанса) -  получила название из-за начавшегося в этот период воз­рождения важнейших принципов культуры античности.

1. эпоха Возрождения - ориентирована на искусство (центральное место занимает культ художника-творца).  Худож­ник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству.

2. Человек начинает искать точку опоры в себе самом — в своей душе, теле, телесности (культ красоты — Боттичелли, Леонар­до, Рафаэль). Разносторонность развития и дарования особенно почи­тались в эту эпоху.

3. идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Происходит  «секу­ляризация» — освобождение от церковного влияния

- проблемы государства, морали, науки перестают рассмат­риваться сквозь призму теологии - эти области бытия обретают самостоятельное существование, их законы мо­гут изучаться светскими науками

4. наряду с авторитетом Святого писания признается авторитет античной мудрости; происходит возрождение «истинной» христианской духовности;

ПР: переосмысливается христианская традиция, появляются ревнители христианства -  мо­нах Савонарола во Флоренции (1452—1498), резко протестую­щие против роскоши папства, извращения учения Христа кли­ром

5.по мере перехода к городскому образу жизни, развитию промышленности выявляется значимость человека, его твор­ческой активности. В центре внимания философии Возрождения ока­зывается человек - антропо­центризм

ПР: в целом, 2-ва центра – Бог и человек

 возникла новая система ценностей:  1-ое место - человек и природа; 2-ое место - религия   

6. мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно        различая (как это делали схоласты) категории. Они стремятся осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (опре­делениях)

7. опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение;

8. технические изобретения и научные открытия: (появи­лась самопрялка, был усовершенствован ткацкий станок, изобретена доменная металлургия и т. д.). Применение пороха и создание огне­стрельного оружия; возникновение книгопечатания - способствовало развитию гума­нитарной культуры в Европе; использование компаса увеличивало возможности мореплавания. Возникли первые мануфактуры как ступень перехода от ремесла к капиталистическому способу производства.

Вывод: предпосылками для возникновения философии и культу­ры эпохи Возрождения являлись:

-  кризис феодализма

- совершенствова­ние орудий труда и производственных отношений

- развитие ремесел и торговли

- повышение уровня образованности

- кризис церкви и схола­стической философии

- географические и научно-технические открытия

9. в философии началось ее отделение от теологии (ре­лигия отделяется от науки, политики и морали)

10. начинается эпоха становления опытных наук (их роль признается как единственная, да­ющая истинное знание о природе)

11. в эпоху Возрождения было вырабо­тано новое философское мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов: Н. Коперника (гелиоцентрические идеи), Н. Кузанского (пантеистическая фи­лософия), Дж. Бруно (развил гелиоцентрические идеи Копер­ника, открыл существование множества миров), Г. Галилея (к истине могут вести только научные методы, включающие в себя эксперимент; деистический взгляд на природу), Л. Баллы, П. делла Мирандола, Т. Кампанеллы, Т. Мора, Н. Макиавелли, Эр. Роттердамского, Ф. Петрарке (родоначальник идеологии гуманизма)и др.

 

Направления в философии эпохи Возрождения:

1) гуманистическое (ХIV-ХV вв.) — решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы цер­кви (Ф. Петрарка, Л. Балла);

2) неоплатоническое (ХV-ХVI вв.) — с позиций идеализма пыта­лись познать явления природы, Космос, проблемы человека, разви­вали учение Платона (Н. Кузанский, П. Мирандола, Парацельс);

3) натурфилософское (XVI — нач. XVII вв.) — опираясь на научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить пред­ставление об устройстве Вселенной, Космосе и основе мирозда­ния (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей);

4) реформационное (XVI-XVII вв.) — попытка пересмотра церков­ной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Э. Роттердамский, Ж. Кальвин, М. Лютер, Т. Мюнцер, Усенлиф);

5) политическое (XV-XVI вв.) — связано с проблемами управления государством (Н. Макиавелли);

6) утопическо-социалистическое (XV-XVII вв.) — поиски идеаль­ного общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собствен­ности (Т. Мор, Т. Кампанелла).

 

Различия в философии античности, средневековья и Возрож­дения

античность средневековье возрождение
Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос на место Единого Блага ставился Бог, а в соответствии с этим стали понимать Мировой Ум как Иисуса Христа, Миро­вую Душу как Святой Дух  
нет четкого деления на субъект и природу два принципа: идея творения и идея откровения Бог понимается как имманентный всему природному
в античном мировоззрении - универсализм, космоцентризм, политеизм в средневековом мировоззрении -  теоцентризм и монотеизм в мировоззрении эпохи Возрождения - пантеистические идеи
  при переходе от античности к средневековью произошел суще­ственный сдвиг в сторону субъекта; субъективное - оце­нивалось по принципу абсолютной личности – т.е. Бога сделав еще один шаг в сторону субъективного, эпоха Возрожде­ния пришла к антропоцентризму, т. е. в центр мироздания был поставлен человек

 

Философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековой

философии по ряду оснований:

1) в гносеологии происходит разрушение религиозной парадигмы и формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить потребности зарождающихся новой машинной ма­териально-технической базы и новых общественных отношений;

2) в этике имеет место переход от теоцентризма к антропоцентризму;

3) в натурфилософии геоцентрическая концепция Вселенной сме­няется гелиоцентрической.

Вывод: основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...