Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика философии Возрождения: неоплатонизм, натурфилософия, теософия, пантеизм.




 1.  Неоплатонизм- одна из форм греческой философии, которая возникла в результате смешения учения Платона, Аристотеля, стоического, пифагорейского и др. с восточной и христианской мистикой и религией.

Основные идеи неоплатонизма:

- мистически-интуитивное познание высшего

- существование ряда ступеней при переходе от высшего к материи

- освобождение человека, материально обремененного, для чистой духовности с помощью экстаза и аскетизма

Ренессанс использует неоплатонизм для развития философской мысли. От античного неоплатонизма перенял эстетическое внимание ко всему телесному,   природному, восхищение человеческим телом. От средневекового неоплатонизма унаследовано понимание человека как духовной личности.

2. Натурфилософия- это совокупность философских попыток толковать и объяснять природу.

Цели натурфилософии:

- обобщение и объединение общего знания о природе

- выяснение основных естественно-научных понятий

- познание связей и закономерностей явлений природы

Натурфилософия Ренессанса носила пантеистиский характер, т.е., прямо не отрицая существование  Бога, она отождествляла его с природой.

Натурфилософские взгляды философов Ренессанса соединяются с элементами стихийной диалектики которая во многом исходит из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, они утверждали, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты - в моря. Человек - часть природы, а его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышаются над  миром.

3. Теософия - мудрость от Бога; высшее знание о Боге и божественном, которое достигается непосредственным созерцанием и пере­живанием, благодаря чему становится доступной тай­на божественного творения (Николай Кузанский).

4.  Пантеизм— учение, которое обожествляет Все­ленную, природу.

Пантеизм существует в четырех формах:

 1 ) теомонистический  - наделяет существова­нием только Бога, лишая мир самостоя­тельного бытия;

2) физиомонистический - утверждает, что существует только мир, природа, которую сторон­ники этого направления называют Богом, лишая тем самым Бога самостоятельного существова­ния;

3) мистический пантеизм;

4)имманентно-трансцендентный - Бог осуществляется в вещах

 Сторонники пантеизма в эпоху Ренессанса возве­личивали личность через Бога.

 

Вопрос    2.                     Мишель де Монтень (1533—1592)

- французский дворя­нин, мэр г. Бордо, сторонник короля Генриха IV. При­держивался философии скептицизма, которая, ему казалось, отражает дух эпохи.

- работа:  «Опыты» (1580) - его единственный шедевр, который он переделывал от издания к изданию всю жизнь; кладезем жизненной муд­рости и наблюдений над тайнами человеческой души.

- писал свою работу на французском языке, порвав традицию использования латинского языка как единственно при­емлемого и общепринятого языка науки того времени. Монтень хотел приблизить философию к человеку и его проблемам, к жизни в целом. Он противопоставляет свою «веселую» жизненную философию схоластическому мудрствова­нию. Схоластика не может научить ни жить, ни умереть. Истин­ная философия учит жить достойно, а значит, и умереть достой­но. Философия учит свободе; человек свободен тогда, когда следует законам природы, пото­му что он — природное существо

- человек — часть природы. Сам себя человек считает венцом творения и любимцем Бога.

- в человеке есть искра разума — искра Божия

- человек чаще ошибается, чем позна­ет истину

- величие человека в том, чтобы осознать себя не господином, а частью природы, суще­ствующей в гармонии с миром

- в центре философии – мораль (наука о добре и зле)

- мораль релятивна, т.е.  зависит от куль­туры, воспитания человека, эпохи, в которой он живет, и пр.

- идея естественного равенства людей

- идеализировал «естественное состояние» человечества, полагая, что счастливая жизнь и обусловлена отсутствием сословного и имущественного не­равенства; но все это с развитием циви­лизации утрачено

-  (?) - в чем состоит добродетель?

Ответ: добро­детель состоит в жизни, согласной с законами природы

- надо стремиться к любви и счастью, к покою души, к ком­форту тела. Поскольку смерть неизбежна, а бессмертие души проблематично, не стоит из-за догм веры жертвовать полнотой жизни

- нельзя быть жестоким ни к другим, ни к самому себе

- жизнь включает страдание, не следует его умножать искусственно, но не следует его страшиться, жить по таким пра­вилам - значит жить достойно

- скептицизм Монтеня не означал принижения разума, или атеизм (в Бога Монтень верил, но знания божественных ис­тин не допускал)

- вера выше разума:  вера вне разума, а философия не служанка теологии, а самостоя­тельное знание

- разум человека велик. Разум выше авторитета и догм церкви, выше обычаев. Но разум не всемо­гущ:

         1. разум ограничен верой

         2. разум ограничен органами чувств

          3. познание человека огра­ничено эпохой

- сомне­ваться в своих знаниях — нормальное состояние ученого («Что я знаю?» - лозунг Монтеня)

- скептицизм – как символ неуспокоенности ума, творческих исканий

- знание - процесс, а не догма

- там, где есть догмы, нет науки, но возможно открове­ние и вера

- сомнение должно пронизывать человека; без скепсиса, знание будет «самоуверенным»

- человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы, которым в определенной степени под­чинены жизнь и деятельность людей в контексте социального бытия

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...