№
| Название уровня
| Основной диагностический признак
| Дополнительный диагностический признак
|
1
| Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности
| Не может выполнять учебные действия, может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом или копировать внешнюю форму действия.
| Не осознает содержание учебных действий и не может дать отчета о них; не способен выполнять учебные действия; навыки образуются с трудом и оказываются неустойчивыми.
|
2
| Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем
| Содержание действий и их операционный состав осознается, приступает к выполнению действий, однако довести их до конца не может; с учителем работает успешно.
| Может дать отчет о своих действиях, но затрудняется в их практическом воплощении; работает при пооперационном контроле, самостоятельные учебные действия отсутствуют.
|
3
| Неадекватный перенос учебных действий
| Применяет усвоенный способ действия к решению новой задачи, однако не способен внести в него даже небольшие изменения, чтобы приспособить их к условиям конкретной задачи.
| Усвоенный способ применяет «слепо», перестройку действия может осуществлять лишь с помощью учителя, при неизменности условий способен успешно выполнять действия самостоятельно.
|
4
| Адекватный перенос учебных действий
| Умеет обнаружить несоответствие новой задачи и усвоенного способа решения, пытается перестроить известный способ, но делает это только с помощью учителя.
| Достаточно полно анализирует условие задачи и четко соотносит их с известными способами; принимает помощь учителя; осознает причины затруднений и новый способ действия.
|
5
| Самостоятельное построение учебных действий
| Решая новую задачу, самостоятельно строит новый способ действия или модифицирует известный, делает это постепенно и без какой-либо помощи извне правильно решает задачу.
| Критически оценивает свои действия на всех этапах решения задачи; нахождение нового способа осуществляется медленно, но на всех этапах решения действует самостоятельно.
|
6
| Обобщение учебных действий
| Опирается на принципы повторения способов действия и решает новую задачу «сходу», выводя новый способ из этого принципа, а не из модификации известного.
| Овладевает новым способом, осознает не только его состав, но и принципы его построения, сходство между различными модификациями и их связи с условиями задач.
|