Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Уровни сформированности учебно-познавательного интересаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция 2. Диагностика в процессе обучения
1. Диагностика процесса и результатов обучениявключает следующие действия и операции: проверка, контроль, учет, оценка результатов учебной деятельности, выставление отметок. Функции диагностики: образовательная, стимулирующая, аналитико-корректирующая, воспитывающая и развивающая, контрольная. Традиционные средства контроля, оценки и отметки
Проверка – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения. Контроль – операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами. Учет - фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых. Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся. Оценка должна быть объективной, субъективной, систематичной, открытой (гласность и обоснованность оценки), действенной (содержать указания, советы по улучшению достижений). Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности. Следует различать педагогический контроль, направленный на оценку результатов учебного процесса с целью повышения его эффективности, и педагогический контроль, направленный на оценку результатов учебной деятельности ученика с целью повышения качества его образования и определения конкурентоспособности, например, при поступлении в ВУЗ. К традиционным средствам контроля относятся письменные или устные поурочные опросы, домашние задания и экзамены (содержание самостоятельно) 2. Обученность– 1) уровень овладения знаниями и способами их применения (умениями и навыками - когнитивная сфера); 2) уровень развития личности (речи, мышления, памяти, внимания, умения действовать в стандартных (типичных) и нестандартных ситуациях, мотивации (интереса, стремления к познанию), способностей (познавательных, коммуникативных, эмпатийных, творческих) - психологическая сфера); 3) уровень социальной адаптации (овладения нормами, нравственное и правовое самосознание, общественная активность, адаптированность в коллективе - социальная сфера). Уровни овладения материалом: ученик знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает, оценивает (Б. Блум). По определению В.Н. Максимовой, обученность – владение учеником системой знаний и умений, приобретенных за определенный период обучения. Уровни: различения, запоминания, понимания, простейших умений и навыков, переноса. По В.П. Беспалько: ученический уровень, алгоритмический, эвристический, творческий. Обучаемость– способность к дальнейшему обучению (например, способность к адаптации в изменяющейся социальной среде). Показатели: фонд действенных знаний (тезаурус – законы, правила, алгоритмы и иные формы знания, которые ученик может использовать в своей деятельности), потенциальные возможности обучаемого (готовность к умственному труду и практической работе, восприимчивость к новым понятиям и действиям, обобщенность знаний и умений, способность к их переносу в новые ситуации и др.), темп продвижения в освоении нового материала (умения выделить и усвоить опорные факты, понятия, логику, доказательства, свойства памяти; выражается в количестве необходимых повторений и в конечном счете - в затратах времени для выхода на определенный уровень овладения по сравнению со средним или эталонным).
3.Основными показателями степени реализации образовательной функции обучения являются успеваемость учащихся и качество профессиональной деятельности учителя, т.е. его профессионализм. Успеваемость в дословном выражении обозначает способности ученика в учебной деятельности успевать или неуспевать усваивать учебный материал за то время, которое регламентировано в учебном плане или программе. Обычно учитель под успеваемостью понимает степень усвоения ЗУН, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, осознанности и прочности. Успеваемость находит свое внешнее выражение в оценочных баллах (отметках). Причины неуспеваемости: - социально-экономические: неблагополучие в семье, отсутствие должной заботы о ребенке, внимания и тепла, алкоголизм родителей, пед несостоятельность семьи, низкий уровень материального благосостояния, отрицательное влияние среды; - физиологические и психические: наследственные заболевания, травмы, низкий уровень задатков, аномалии развития, приобретенные заболевания; - педагогические или дидактические: следствие формализма, усредненного подхода, грубых педагогических ошибок. Показатели неуспеваемости: слабое развитие мышления, отрицательное отношение к учению; низкий уровень учебных навыков и неумение организовать труд; пробелы в знаниях; низкий уровень волевой воспитанности и недисциплинированность; слабое здоровье и быстрая утомляемость (Ю.К. Бабанский). Виды и уровни мотивов учения
Качества мотивов учения
Уровни сформированности учебно-познавательного интереса
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |