Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровни сформированности учебно-познавательного интереса




Лекция 2.

Диагностика в процессе обучения

  1. Диагностика процесса и результатов обучения.
  2. Показатели обученности и обучаемости учащегося.
  3. Сущность «успеваемости» и «неуспеваемости» учащегося.
  4. Мотивация учения.
  5. Виды знаний, параметры знаний, этапы усвоения знаний.
  6. Виды, этапы и уровни усвоения учебных действий.

1. Диагностика процесса и результатов обучениявключает следующие действия и операции: проверка, контроль, учет, оценка результатов учебной деятельности, выставление отметок.

Функции диагностики: образовательная, стимулирующая, аналитико-корректирующая, воспитывающая и развивающая, контрольная.

Традиционные средства контроля, оценки и отметки

Контроль Самоконтроль Оценка Отметка
функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел; наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин. Контроль применительно к учебному процессу получил название педагогического контроля. осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний; функция самоуправления учебной деятельностью. это определение и выражение в баллах (отметке), а также оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися ЗУН, установленных программой; это процесс деятельности (или действия) оценивания, осуществляемое человеком это результат процесса оценивания, его условно-формальное отражение

Проверка – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.

Контроль – операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

Учет  - фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.

Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся. Оценка должна быть объективной, субъективной, систематичной, открытой (гласность и обоснованность оценки), действенной (содержать указания, советы по улучшению достижений).

Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Следует различать педагогический контроль, направленный на оценку результатов учебного процесса с целью повышения его эффективности, и педагогический контроль, направленный на оценку результатов учебной деятельности ученика с целью повышения качества его образования и определения конкурентоспособности, например, при поступлении в ВУЗ.

К традиционным средствам контроля относятся письменные или устные поурочные опросы, домашние задания и экзамены (содержание самостоятельно)

2. Обученность– 1) уровень овладения знаниями и способами их применения (умениями и навыками - когнитивная сфера); 2) уровень развития личности (речи, мышления, памяти, внимания, умения действовать в стандартных (типичных) и нестандартных ситуациях, мотивации (интереса, стремления к познанию), способностей (познавательных, коммуникативных, эмпатийных, творческих) - психологическая сфера); 3) уровень социальной адаптации (овладения нормами, нравственное и правовое самосознание, общественная активность, адаптированность в коллективе - социальная сфера). Уровни овладения материалом: ученик знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает, оценивает (Б. Блум). По определению В.Н. Максимовой, обученность – владение учеником системой знаний и умений, приобретенных за определенный период обучения. Уровни: различения, запоминания, понимания, простейших умений и навыков, переноса. По В.П. Беспалько: ученический уровень, алгоритмический, эвристический, творческий.

Обучаемость– способность к дальнейшему обучению (например, способность к адаптации в изменяющейся социальной среде). Показатели: фонд действенных знаний (тезаурус – законы, правила, алгоритмы и иные формы знания, которые ученик может использовать в своей деятельности), потенциальные возможности обучаемого (готовность к умственному труду и практической работе, восприимчивость к новым понятиям и действиям, обобщенность знаний и умений, способность к их переносу в новые ситуации и др.), темп продвижения в освоении нового материала (умения выделить и усвоить опорные факты, понятия, логику, доказательства, свойства памяти; выражается в количестве необходимых повторений и в конечном счете - в затратах времени для выхода на определенный уровень овладения по сравнению со средним или эталонным).

 

3.Основными показателями степени реализации образовательной функции обучения являются успеваемость учащихся и качество профессиональной деятельности учителя, т.е. его профессионализм. Успеваемость в дословном выражении обозначает способности ученика в учебной деятельности успевать или неуспевать усваивать учебный материал за то время, которое регламентировано в учебном плане или программе. Обычно учитель под успеваемостью понимает степень усвоения ЗУН, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, осознанности и прочности. Успеваемость находит свое внешнее выражение в оценочных баллах (отметках).

Причины неуспеваемости:

- социально-экономические: неблагополучие в семье, отсутствие должной заботы о ребенке, внимания и тепла, алкоголизм родителей, пед несостоятельность семьи, низкий уровень материального благосостояния, отрицательное влияние среды;

- физиологические и психические: наследственные заболевания, травмы, низкий уровень задатков, аномалии развития, приобретенные заболевания;

- педагогические или дидактические: следствие формализма, усредненного подхода, грубых педагогических ошибок.

       Показатели неуспеваемости: слабое развитие мышления, отрицательное отношение к учению; низкий уровень учебных навыков и неумение организовать труд; пробелы в знаниях; низкий уровень волевой воспитанности и недисциплинированность; слабое здоровье и быстрая утомляемость (Ю.К. Бабанский).

Виды и уровни мотивов учения

 

Познавательные мотивы Социальные мотивы
1. Широкие познавательные: принятие решения задач, обращение к учителю за доп. сведениями и др. 1. Широкие социальные: поступки, свидетельствующие о понимании учеником долга и ответственности и др.
2. Учебные познавательные: самостоятельная деятельность по поиску разных способов решения, вопросы учителю о сравнении разных способов работы и др.  2. Узкие социальные: стремление к контактам со сверстниками и в получении их оценок, оказание помощи товарищам и др.
3. Мотивы самообразования: обращение к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, реальные действия самообразования и др. 3. Мотивы социального сотрудничества: стремление к коллективной работе и осознанию рациональных способов ее осуществления.

 

Качества мотивов учения

 

Характеристика

содержательная динамическая
Осознанность Устойчивость
Самостоятельность Сила и выраженность
Обобщенность Эмоциональная окраска мотивов
Действенность

Переключаемость с одного мотива на другой и др.

Доминирование в общей структуре мотивации
Степень распространения на несколько учебных предметов и др.

Уровни сформированности учебно-познавательного интереса

Название уровня Основной диагностический признак Дополнительный диагностический признак
1 Отсутствие интереса Интерес практически не обнаруживается (исключение – положительные реакции на яркий и забавный материал) Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.
2 Реакция на новизну Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории) Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет.
3 Любопытство Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (не на способы решения). Оживляется и задает вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий, но интерес быстро пропадает.
4 Ситуативный учебный интерес Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач). Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается.
5 Устойчивый учебно-познавательный интерес Интерес возникает к общему способу решения задач (но не выходит за пределы изучаемого материала). Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу.
6 Обобщенный учебно-познавательный интерес Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы реше6ния системы задач. Интерес – постоянная характеристика ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить доп. сведения. Имеется мотивированная избирательность интересов. 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...