Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Из всего многообразия определений понятия «организация» можно выделить следующие.




МЕНЕДЖМЕНТ

 

Тема 2. Содержание процесса управления организацией.

Занятие 1.Цели, задачи и сущность управления организацией.

Метод: устное изложение материала.

Время: 2 ч.

Учебно-познавательные и воспитательные цели:

- изучить учебный материал темы №2 согласно учебной программе;

- раскрыть структуру и содержание процесса управления производством в условиях рыночной экономики, показать основные детерминанты, определяющие особенности организации управления предприятием (фирмой);

- формировать теоретические, методологические основы управленческой подготовки будущих специалистов ФЭС ВС РФ;

- разъяснить специфические особенности управления финансово-хозяйственной деятельностью воинской части, роли, и места главного бухгалтера в организации экономической работы в части.

Литература:

1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: ТОО «Остожье», 2002.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Юрид. изд-во, 1995.

3. Виханский О.С. Менеджмент. Учебник. – М.: Экономистъ, 2003.

4. Коречков Ю.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Ярославль: ЯВВФУ, 1994.

Технические средства обучения: Лектор – 2000.

Учебные вопросы:

1. Сущность процесса управления предприятием. Особенности управления финансово-хозяйственной деятельности в воинских частях, соединениях, организациях и учреждениях МО РФ – 40 мин.

2. Внешняя и внутренняя среда предприятия – 40 мин.

 

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.

 

Общий или генеральный менеджментзаключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.п.

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

 

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

 

Различают общие(формирование целей, планирование, организация и контроль), технологические(решения и коммуникации) и социально-психологиче-ские (делегирование и мотивация) функции менеджмента.

Методы менеджмента – это система правил и процедур решений различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии. В менеджменте используются как общие методы и приемы (например, экспертизы, генерирования идей, оценки управленческих решений), применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.) так и специальные, отражающие специфику определенной сферы (инновационный, финансовый, персональный менеджмент и пр.).

Эффективность менеджмента определяется степенью реализации его принципов.

Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развития организации.

Важнейшие принципы эффективного менеджмента: целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации.

Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как целостной социально-экономической системы.

Иерархическая упорядоченность регламентирует уровень дифференциации процессов менеджмента в организации.

Целевая направленность постулирует приоритет целевой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента.

Научная обоснованность и оптимизация формулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленческих решений.

Сочетание централизации и децентрализации устанавливает требование рационального разделения управленческих процедур и решений на основе обоснованного делегирования полномочий и ответственности менеджеров.

Демократизацияпредполагает использование поведенческих инструментов менеджмента для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.

Выводы:

1. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии. В менеджменте используются как общие методы и приемы (например, экспертизы, генерирования идей, оценки управленческих решений), применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.) так и специальные, отражающие специфику определенной сферы (инновационный, финансовый, персональный менеджмент и пр.).

2. Эффективность менеджмента определяется степенью реализации его принципов.

 

Введение

 

В России накоплен огромный и полезный опыт в сфере управления производством, однако он в основном связан с крупномасштабным производством и государственным распределением в условиях планомерной организации экономики.

Постоянно возрастающая роль научно-технического прогресса в управлении производством имеет двоякое значение. С одной стороны, наблюдается тенденция отступления от старых традиционных форм организации управления. С другой стороны развитие научного и технического потенциала способствует появлению новых, более сложных форм организации управления.

Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда «менеджмент» как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово «организация» стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под организацией следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования.

Из всего многообразия определений понятия «организация» можно выделить следующие.

1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

2. Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

3. Организация как группа людей с общими целями.

Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям (рис. 1.):

1) наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;

2) наличие, по крайней мере, одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы,

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

 

 

 


Рис. 1. Элементы организаций

Учебные вопросы (основная часть):

1. Сущность процесса управления предприятием. Особенности управления финансово-хозяйственной деятельности в воинских частях, соединениях, организациях и учреждениях МО РФ

 

Важнейшим и сложнейшим объектом управления вступает производство, где основной формой организации выступает предприятие.

Под предприятиемпонимается обособленная специализированная производственно-хозяйственная единица, созданная на базе организованного по тому или иному принципу профессионального трудового коллектива, который на основе имеющихся материальных и финансовых средств производства изготавливает продукцию или оказывает необходимые обществу услуги.

Признаками предприятия как производственно-хозяйственной структуры являются: производственно-техническое единство, организационно-администра-тивная самостоятельность и полная или частичная хозяйственная обособленность.

Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия – правовые формы хозяйственной деятельности (см. рис. 2).

 


Рис.2. Классификация организаций по ОПФ

1. Хозяйственные товарищества и общества:

- полное товарищество;

- товарищество на вере (коммандитное товарищество);

- общество с ограниченной ответственностью;

- общество с дополнительной ответственностью;

- акционерное общество;

- дочерние и зависимые общества.

2. Производственные кооперативы.

3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия:

унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

4. Некоммерческие организации:

- потребительский кооператив;

- общественные и религиозные организации (объединения);

- учреждения;

- объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);

- фонды и учреждения.

Предприятием как объектом права признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещественных прав.

Основу производственно-технического единства составляет комплекс связанных и дополняющих друг друга производств, образующих вместе единое целое. Этот комплекс характеризуется общностью потребляемого сырья, материалов, технологических процессов, на основе взаимодействия которых создаются конечные продукты и услуги.

Суть организационно-административной самостоятельности состоит в том, что предприятие в лице своего руководства в пределах предоставленных ему полномочий независимо принимает или реализует решения, касающиеся механизма и результатов его функционирования.

Хозяйственная обособленность предприятия означает, что ему принадлежит определенной величины основной и оборотный капитал, что оно выявляет финансовые результаты своей деятельности – прибыль или убыток, имеет право распоряжаться финансовыми результатами (чистой прибылью, накопленными амортизационными отчислениями, кредитами), обладает расчетным счетом в банке (в том числе валютным), целостной системой бухгалтерского учета и отчетности.

Предприятие является хозяйственным комплексом, включающим ряд подразделений. Подразделения предприятия выделяются по двум направлениям: технологическомуиструктурно-организационному.

С технологической точки зрения предприятие может подразделяться на производства. Производство – это технически законченная ступень сложного производственного процесса, имеющая четкие границы, обусловленные особенностями технологии.

Основной структурно-организационной единицей предприятия является цех (исключение составляет предприятие с бесцеховой структурой управления).

Цех – обособленное в административном отношении звено, выполняющее часть производственного процесса.

Участок – это основное подразделение цеха.

Рабочее место является первичным, базовым звеном производственной структуры предприятия. Оно представляет собой часть трехмерного пространства производственного помещения, в котором располагается все необходимое для трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей, выполняющих одну работу (операцию).

Процессы производства во временном аспекте подразделяются на непрерывные(например, производство стали, чугуна, химических продуктов) и дискретные (прерывистые). Для непрерывного производства важно точное соблюдение технологических режимов, поддержание технологических переменных в заданных пределах в течение всего времени производства продукции; для дискретного производства необходима координация процессов производства деталей и узлов и своевременное поступление их на этап сборки в определенном количестве.

Производство, как управляемая система является объектом производственного менеджмента.

Производственный менеджмент – это термин, происходящий от английского Management Production, что означает управление производством.

Производственный менеджмент выступает как система взаимосвязанных элементов, характеризующих производство, его организацию, техническое обслуживание, а также управление стратегией, программой, производством в оперативном режиме, материальным обеспечением производства, качеством выпускаемой продукции, ценообразованием, расходами.

Объектами управления являются производственные подразделения, цеха как основные производственные единицы предприятия, а также производственный процесс как совокупность последовательно выполняемых частичных процессов по изготовлению изделий, протекающих во времени внутри цехов.

Если производственный процесс – это четко определенная во времени и пространстве последовательность стадий изготовления изделия, то регулирование этой последовательности определяется управлением, т.е. организационным воздействием на этот процесс. С этой целью создается управляющий орган, который в соответствии с разработанными конкретными целями и задачами производства воздействует на объект управления. Следовательно, в любой системе управления имеются взаимосвязанные «объект управления» и «управляющий орган».

Управляющий орган – это субъект управления, который находится в цепи обратной связи и корректирует состояние объекта управления, направляя его к поставленной цели.

Для выработки целенаправленных воздействий на объект управления управляющий орган должен знать цель управления, закономерности работы объекта управления, ограничения управляющих команд и учитывать изменения внешней среды.

Управляющий орган получает информацию в виде вектора значений выходных переменных, сопоставляет эти значения с целью выявления отклонений и принимает решения по их устранению.

Управление –это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Выработка управляющих воздействий включает сбор, обработку, передачу информации и принятие решений.

Процесс управления начинается с разработки политики и определения целей. Каждое предприятие зависит от состояния и уровня спроса на выпускаемую продукцию и ее цены. Поэтому на основе анализа состояния внешней среды и производственных возможностей на предприятии определяют цели. По степени важности цели делятся на стратегические и тактические. Стратегические ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих деятельность предприятия, например выход на международные рынки, повышение качества и обновление ассортимента, внедрение новых технологий. Тактические цели являются промежуточными по отношению к стратегическим, отражают отдельные этапы их достижения.

По содержанию цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические и социальные.

Управление производственными процессами, протекающими в подразделениях (цехах), осуществляется руководителями подразделений (цехов).

Независимо от форм и места протекания производственных процессов деятельность всех подразделений (цехов) координирует и соединяет их в единый целенаправленный поток аппарат управления предприятием.

Предприятие может иметь несколько уровней управления в зависимости от характера и сложности решаемых задач. Высший уровень управления определяет цели, стратегию, планы работы всего предприятия Средний уровень управляет отдельными функциями предприятия. Низший уровень управления организует работу производственных процессов, обеспечивает выполнение оперативных планов, графиков выпуска и реализации продукции определенного качества

Основная цель управления предприятием заключается в выработке и принятии решений, необходимых для эффективного функционирования всех производственных подразделений (цехов), применении моделей и количественных методов для ликвидации сбоя и любого незапланированного отклонения на этапе производственно-сбытового цикла.

Для реализации цели разработаны следующие требования: быстрая приспособляемость к новым условиям производственно-технологического цикла, оперативность принятия решения, рациональное использование производственных площадей, повышение технического обслуживания выпускаемой продукции, улучшение качества продукции, оценивание производственных и торговых издержек, улучшение процесса снабжения и сбыта продукции, создание новых типов объединений, базирующихся на адаптации мелкосерийного массового производства с низкими издержками и высокой производительностью труда.

Практическая реализация процесса управления выражается в периодически повторяющихся работах по формированию производственных программ цехам, оперативных сменно-суточных заданий участкам, бригадам и непрерывному контролю за их выполнением. Первая часть названных работ относится к планированию производства, вторая связана с контролем выполнения плановых задании, со сбором и использованием полученной информации для регулирования хода производства. Сложность заключается в обработке и регистрации разнообразной информации по форме и содержанию, поступающей лавинообразно, после завершения каждой контрольной операции технологического процесса.

С учетом рассмотренных позиций процесс управления производством можнорассматривать как совокупность последовательных действий управленческого персонала по определению целей для объектов управления и их фактического состояния на основе регистрации и об работки соответствующей информации, формированию и утверждению экономически обоснованных производственных программ и оперативных заданий.

Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений разрабатывается администрацией самостоятельно. При разработке организационной структуры управления необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом важно выполнение следующих условий:

- решение одних и тех же вопросов не должно находиться в велении разных подразделений,

- все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;

- на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом.

Структура управления может изменяться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления.

Между отдельными подразделениями могут быть вертикальные и горизонтальные связи.

Вертикальные связи - это связи руководства и подчиненных, которые возникают при наличии нескольких уровней управления, например связь между директором предприятия и начальником цеха.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми, например связь между начальниками цехов

В основу структуры управления положена определенная система. Известны следующие основные системы управления производством:

Ø линейная;

Ø функциональная;

Ø линейно-функциональная;

Ø штабная;

Ø дивизиональная;

Ø матричная,

Ø командно-бригадная.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...