Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III – ие – эстетические ценности и искусство




эстетика(от греч. «эстезис» - ощуще­ние, чувственное восприятие)-часть философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего, в искусстве

- философия изучает сферу эстетического как специфи­ческое проявление ценностного отношения человека к миру =>

- человек познает мир не только логически (в понятиях), но и чувственно (в обра­зах) =>

- любой деятельности человека присуща художественная сторона

- предмет эстетики - человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира

- художественное (образное) мышление присуще любой деятельности человека

- 3-ри сферы духовного мира человека (XVIII в. А. Г. Баумгартен выделил (вслед за Лейбницем)

1) разум (изучается логикой и этикой)   

2) воля (изучается логикой и этикой)      

3) чувство (изучается эстетикой)

этические проблемы в истории философии

антич ность - эстетика складыва­лась под влиянием философии
средневе ковье - религиозная деятельность (богосло­вие) влияла на эстетику
новое время - художественная практика влияла на эстетику - XVIII в.эстетика утвер­дилась как самостоятельная и необходимая часть философии
новейшая филосо фия - искусство - форма эстетической деятельности => эстетика изучает художествен­ное творчество, классификацию искусства, художественные направления, стили - пользуется специальными понятиями, эстетически­ми категориями («прекрасное»/ « безобразное», «возвышенное»/ «низменное», «трагическое»/  «комическое»)

- «эстетическое» -  универсальная категория

1) объективные состояния (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое);

2) духовно-практическое освоение мира (эстетический идеал, эсте­тический вкус, эстетическое чувство);

3) мир субъекта социальной жизни (искусство, художественный об­раз, творчество)

- категория «прекрасное» = «совершенное» = «гармоническое»

- эстетическийидеал - категория, в которой выражена социальная и духовная сущность человека (исторически конкретный образ совершенной жизни че­ловека и природы)

- искусство, художественный образ (и творчество)- отражает мир субъекта социальной жиз­ни (творческая способность чело­века)

- предмет искусства---> человек, существующий в един­стве социальной и духовной жизни (эмоциональное, интеллектуальное, физическое бытие)

- (!) в предмете искусства человек выступает как целостность  => социальное значение искусства ---> целостное, универсальное воздей­ствие на человека

- художественный образ- эстетическая категория, в которой отражена объективная действительность через законы искусства и художе­ственного творчества

 

 

Выводы:

три главные ценности

сфера жизнедеятельности человека главная ценность
1. практическая жизнь добро
2. чувственно-эстетическая жизнь красота
3. научная деятельность истина

философия о добре

эпоха идеалы добра добродетели человека
антич ность благо мудрость, справедли­вость, мужество
средне вековье Бог вера, любовь, надежда, совесть
новое время - рассудочный свободный человек (Локк, Руссо) - абсолютный нравствен­ный закон (Кант) - общество без эксплуата­ции (Маркс) - сверхчеловек (Ницше) - рассудочность, свобода (Локк, Руссо) - разумность, свобода (Кант)   - преданность делу (Маркс)   - воля к власти (Ницше)
XX в. - положительные ценности (феноменология) - достижение единства с сущим, с сущностью ве­щей (герменевтика) - умение посредством ана­лиза языка учитывать последствия поступков (аналитики) - деконструкция лого- и других центризмов (постмодернизм) - умение пользоваться фе­номенологическим мето­дом, адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему - быть последовательным в своих действиях   - умение «рассеивать» ус­тоявшиеся ценности

- ценность - то, что значимо для человека

- ценность - субъект выража­ет свои предпочтения

- ценность можно измерить

- эстетическое (художественное) - это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необхо­димой степени совершенства

- красота есть эстетическая интерпретация

- многообразию философий соответствует многообразие эсте­тик

- практика есть деятельность человека по достижению цели

- ценность практики определяется в процессе ее нравствен­ной интерпретации

- добродетели человека понимаются в свете нравственных иде­алов

- многообразию философий соответствует многообразие этик

- добро = ценность поступка

- ответственность - это наиболее емкое современное пони мание добра










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...