Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аксиология - философское учение о ценностях и их природе




- ценности, обеспечивающие жизнь человека: здоровье («девять десятых нашего счастья основаны на здоровье» Шопенгауэр), бе­зопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способ­ствующие самореализации личности и свободе ее выбора

- духовные ценности: нравственные, правовые, политиче­ские, религиозные, эстетические => единое целое -----> бы­тие человека в культуре

=>смысл жизниче­ловек определяет индивидуально, но в основе его лежат глав­ные жизненные цели личности, связанные с теми потребностями, которые им выбраны

=> человек реализует свою сущность в деятельности, в целенаправлен­ной активности => свобода воли

 - cвобода- основанная на познании необходимости способность выбора и дея­тельность с учетом этой необходимости =>

из категории «свобода» -----> категория «ответственность» (за свои действия, поступки и т. д.)

-  ответственность -социальное отношение к общественным цен­ностям; осознание ответственности - средство управ­ления поведением личности со стороны общества через ее сознание

I – ые - нравственные (= моральные) ценности

- становление личности невоз­можно без соблюдения нравственных законов

- мораль (= нравственность) - совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни

ПР: «человеческая мораль» не едина в культурном и этническом отношении => в  разное вре­мя, у разных народов, у разных социальных слоев существовали свои представления о добре и зле

- этика - философское учение о морали (нравственности) и различных системах ее обоснования

ПР:правила нравственности содержались в мифологических, религи­озных системах любого общества (Будда - учение «о жизни как страдании и путях освобождения от него») => этика

этические концепции в истории философии

антич ность 1) этический рационализм -человеку достаточно знания о том, что есть добро, а что зло, для того чтобы он поступал нравственно => неморальное поведение = незнание 2) гедонизм  -стремление к удовольствию как смысл человеческой жизни (Эпикур) 3) стоицизм -про­поведовали презрение к богатству и славе, учили равнодушию к судь­бе и стойкости
средне веко вье 1) христианство  - любовь к Богу и приготовление души к вечной жизни
новое время 1) гуманизм - человек и его творческая самореа­лизация в качестве высшей ценности 2)И. Кант ---> «категорический императив» (= моральный закон) «поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеобщего законодательства»

Вывод: любое видоизменение общества обязательно предпо­лагает и изменение моральных ценностей => этические категории: добро/зло, долг, совесть, честь, смысл жизни, счастье

 

вопрос о происхождении морали

1-ый - мораль дана человеку свыше (= космос, Бог)

2-ой эволюционное происхождение морали

3-ий общественно-историческая природа морали

ПР: (!) оценка обще­ственных явлений и человеческого поведения с точки зрения добра/зла => «Как моральное совершенство человека связано с его отношением к другим людям?»

 

характеристики морали

1. мораль - общественная (человеческая) форма, делающая возможны­м отношения между людьми во всем их конкретном многообразии

2. мораль ---> единство свободы воли и всеобщности (объективности, общезначимости, необ­ходимости)

3. мораль  - мыслима только при допущении свободы воли (= она есть автономия воли)

4. мораль  - самозаконодательна

ПР: И. Кант ---> «в морали человек подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству»

- в морали реализуется ценностное отношение человека к миру

- моральные ценности ориентируют человека в его поведении

     1) добро- это то, что при­ближает к идеалу

     2) зло- то, что отдаляет от идеала

     3) долг -следо­вание моральным ценностям =>

      4) вина -неисполнение долга

II – ые – религиозные ценности

- религия - система представлений, на основе которых группа верую­щих объясняет то, что находит сверхъестественным и священным

-религия - од­на из форм ценностного отношения к миру

- религия - система представлений, на основе которых группа верую­щих объясняет то, что находит сверхъестественным и священным

- религия - культурная универсалия => встречается в любом обществе => выполняет разнообразные функции

функции религии

1) способ понимания и объяснения природы – общества - человека

2) объединяет людей => формирует религиозно-нравственные ценности, определяющие поведение людей

3) психологический компонент ---> (смысл  жизнь, конечность бытия)

2-ва типа религии

 

политеизм (многобожие) монотеизм
- исторически 1-ый тип религиозного мировоззрения - 3-ри монотеистических религии являются миро­выми: буддизм (IV –V вв. до н. э., Будда), христианство (I в. н. э., Христос), ислам (VII в. н. э., Мухаммед)

 

- (?) доказательства существования Бога =>

1) доказательства от причины (Ф. Аквинский - идея Бога необходима как первопричина всех явлений)

2) онтологический аргумент (А. Кентерберийский - «если Бог существует в уме как идея совершенного Сущего, то он должен суще­ствовать и в реальности»)

3) аргумент от замысла (Вселен­ная столь совершенна, что является про­изведением создателя)

концептуальная роль религии в XIX - XX вв.

И. Кант - (!)---> логически невоз­можно доказать бытие Бога, так же как логически невозможно его оп­ровергнуть => научные и философские теории не имели бы смысла без идеи Бога, поэтому люди нуждаются в ве­ре
К.Маркс – «религия орудие классового господства» => религия иллюзия и миф
З. Фрейд - пси­хотерапевтическая роль религии
М. Вебер - роль религии в обществе (этика в формировании капиталистической эко­номики, буржуазных отношений)
А.Тойнби - религия - сокровенная основа культуры => религиозный принцип ---> в основе теории локальных цивили­заций
XX – XXI вв. - секуляризация -религиозные верования и ритуалы ставятся под сомнение, а религия утрачивает свое социальное влияние

Вывод:«экуменизм» - сотрудничество и взаимопо­нимание между различными конфессиями и вероучениями; процесс секуляризации параллелен с модернизацией

принципы

1) свободы со­вести

2) свободы вероисповедания

3) отделения церкви от государства

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...