Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 1.           Проблема человека в истории философии.




Тема –          Философская антропология: проблема человека

Учебные цели –  уяснить и закрепить основные понятия философской антропологии; обозначить смысл проблем, занимавших мыслителей; проследить постоянное изменение взглядов философов в пони­мании человека; познакомить с современными философскими теориями, посвя­щенными проблеме личности; развить способность к пониманию другого человека.

Цели модуля– ознакомить учащихся с особенностями развития философско - антропологической проблематики, научить различать типы философских позиций в понимании отношений личности и общества, понимать причины изменений представлений о человеке, знать сферы аксиологической направленности человеческой жизнедеятельности

Воспитательные цели – способствовать формированию культуры понимания соотношения в человеке биологического и социального начал, а следовательно и ценностных позиций в социокультурной жизнедеятельности человека (умению осознавать себя, понимать смысл собственной жизни, выстраивать отношения в другими людьми).

Вопросы учебного занятия

1. Проблема человека в истории философии.

2. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственностъ.

3. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

4. Смысл жизни.

5. Ценности человеческого существования и их значение.

 

                                                        Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007.

3. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992

4. Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 2012

Дополнительная

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2009

2. Гуревич П. С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. М., 1995., № 8. - С. 92 - 102.

3. Бережной  Н. М. К проблеме комплексного изучения человека // Философские науки. М., 1991., № 1. - С. 17 - 30

4. Зинченко В. П. Размышления о душе и ее воспитании (час души) // Вопросы философии. М., 2002., № 2. - С. 119 - 136.

5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003.

6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010

7. Вальверде  К. Философская антропология. М., 2011.

8. Современный философский словарь. — М., 2010

9. Некрасова Е. Н. Живая истина: метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М., 2012

10. Григорьян  Б. Т. Философская антропология: критический очерк. М., 2011

11. Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 2009

12. Евлампиев И. И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека //

13. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. В кн.: Трубецкой Е. Н. Избранные произведения., Ростов на Дону, 1998. - С. 17- 336

14. Франк С. Л. Смысл жизни. В кн.: Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. - С. 147 – 216

 

Вопрос 1.           Проблема человека в истории философии.

- «В философии есть три вопроса, на которые она призвана ответить: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?», «Что я должен делать?». И все они перекрываются одним вопросом: «Что есть человек?» (И.Кант)

 

- «Человек – есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» (Ф.М. Достоевский)

Проблема человека: грань дисциплинарной зоны

- антропология – исследует естественно – историческое происхождение человека и человеческих рас

- социология – рассматривает социальные особенности человеческого существования

- педагогика – наука о воспитании человека

- психология – особенности индивидуального поведения

- философия – исследует проблемы человеческого бытия

Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности:

1.фило­софия стремится к постижению целостности человека и пытается выработать собственные средства познания сущности человека

2.сущность и существование человека, соот­ношение в его природе биологического и социального, происхождение человека (антропогенез), социализация личности, бытие человека в культуре

3. преемственность взглядов на сущность человека (!)

проблемы человеческого бытия в философии

1. антропосоциогенез – происхождение человека и человеческого общества, смысла существования как вида и смысла жизни отдельной личности, свободы и необходимости человеческих действий.

2. «экзистенциональная проблематика» - вопросы о смысле жизни и ценности человеческого существования (XIX – XX вв.)

ПР: испанский философ X. Ортега-и-Гассет --->  философия оправдана тем, что выходит за преде­лы очевидности (в том числе и в исследовании че­ловека)

 

 

Проблема человека в истории философии: преемственность взглядов

эпоха понимание проблемы человека
антич ность микрокосмос => ПР: «душой» обладает не только человек, но и животное, и растение (Аристотель относит науку о «душе» -  психоло­гию, к биологии) Сократ: «Познай самого себя» - антропоцентрический «переворот» в понимании бытия - человек = душа + тело - душа – есть проявление идей (Платон) - душа – это форма человека (Аристотель) - «человек – политическое животное» (Аристотель) Вывод: образ человека космоцентричен
средне веко вье - 2-ве ипостаси взаимосвязаны: «дух» (возвышенное) / тело (низменное) =>  качественно противоположные духовность + душа (бессмертна) + тело (смертно);  (Августин) духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести ПР: Ф. Аквинский «человек - существо промежуточное между ангелами и животными» - идеален челове­к ---> образ святого - вместо разума ---> сердце - главный признак человечности ---> лю­бовь к Богу Вывод: образ человека теоцентричен
новое время - существо разумное и действующее по законам разума (Дж. Локк, И. Кант) - проявление общественных отношений (К. Маркс) - существо волевое и страстное (Ф. Ницше) - (+) натуралистические исследо­вания природы человека => - (+) первостепенность разума - познание - главная сфера человеческой деятельности - рефлексия  - главный метод по­знания - мир (законы) = разум человека (за­коны)   - (!) Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек теперь верит в себя Вывод: образ человека антропоцентричен («духовная сущность человека»)
духовное начало в человеке, сущность которого отождествля ется с рациональным (Гегель) духовное начало в человеке, сущность которого отождествляя ется с иррациональ­ным (Шопенгауэр, Ницше) марксизм - человек «предметное существо» => всегда имеет дело с предметами => нельзя сводить деятельность человека лишь к мышлению (сознанию) - опредмечивание (превращение деятельностных спо­собностей человека в свойства предмета) - распред­мечивание (превра­щение характеристик предмета в деятельностные способности человека)

 

новей шая философия (с 1917/18 гг.) - существо осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль «школа феноменологии») - существо бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний: забота, страх, надежда (Хайдеггер «школа феноменологии») - существо границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин «школа аналитиков») - существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразия (Деррида, Фуко «школа постмодернизма») - существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и «неофрейдисты») Вывод: образ человека культурного, социального,  «открытого» миру

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...