Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современная финансовая политика РФ




 

В рамках финансовой политики мы рассмотрим прежде всего бюджетную политику.

Бюджет начиная с 2001 года носит профицитный характер (однако когда мы говорим о сбалансированном бюджете, это не означает, что нет дефицита или профицита).

Начиная с 2006 года бюджет составляется в рамках единого перспективного плана на 3 года. В последние годы он становится более социально ориентированным, поскольку увеличивается доля расходов на здравоохранение, социальную политику и др. нужны граждан (47% от расходов).

Возрастающее превышение доходной час­ти бюджета по сравнению с его расходной частью привело к заметному росту профицита федерального бюджета РФ. На этом фоне Правительство под­держивает курс на расширение внутреннего государственного долга и со­кращение внешнего государственного долга.

Нововведением стало создание стабилизационного фонда как отдельного фонда и инвестиционного фонда в рамках бюджета.

Бюджетную политику можно охарактеризовать как достаточно консервативную, поскольку каких-либо существенных изменений структуры доходной и расходной части бюджета по сравнению с законом о федеральном бюджете и факти­ческим исполнением за 2005 г. не предполагается.

На фе­деральном уровне продолжают действовать устоявшиеся в течение послед­них нескольких лет каналы финансовой поддержки региональных бюджетов – межбюджетные трансферты в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субвенции и субсидии из Фонда компенсаций, межбюджет­ные трансферты из Фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных финансов, прочие виды межбюджетных перечислений, которые распределялись на основании ранее одобренных принципов. На фоне роста доходов федерального бюджета в реальном выражении финансовое состоя­ние субнациональных бюджетов с учетом получаемой федеральной финансо­вой помощи можно охарактеризовать как стабильно устойчивое.

Однако совокупность решений, принятых и/или вступивших в силу в 2005 г. позволяет сделать вывод о том, что в России постепенно сформиро­валась национальная модель корпоративного федерализма. Отличительной чертой корпоративного федерализма является значительная централизация ряда важнейших полномочий и финансовых ресурсов в руках федерального центра. Федеральное правительство обладает широкими полномочиями, ус­танавливает единообразное законодательство по всем важнейшим вопросам, обеспечивает единство налоговой системы для всей федерации. При­мером такой системы может служить Федеративная Республика Германия. Однако в Германии субнациональные власти через партийную систему и Бун­десрат имеют возможность оказывать значительное влияние на формирова­ние политики федерального центра. В России же централизация полномочий и финансовых ресурсов в руках федерального центра дополняется админист­ративно-политическим контролем за субнациональными властями.

Российская модель межбюджетных отношений из-за доминанты феде­рального центра становится все более унитарной. Отчасти это можно объяс­нить неразвитостью партийной системы. В российской системе федеральный центр отвечает за стратегию экономи­ческого и политического развития страны, а субнациональные власти имеют в основном организационно-исполнительские полномочия. Муниципальный же уровень власти, призванный, опять-таки по мнению федерального центра, отражать локальные интересы граждан и способствовать развитию демокра­тии снизу, пока находится в зачаточном состоянии.

В последние го­ды явно замедляется начатый в 1997–1998 гг. процесс реформирования межбюджетных отношений. Но в отличие от других областей экономики в сфере меджбюджетных отношений все же продолжаются реформы, направ­ленные на создание более эффективной и прозрачной системы финансовых отношений между различными уровнями власти. Так, в 2005 г. вступили в силу поправки к Бюджетному и Налоговому Кодексу, разработана и принята Концепция и методика формирования меж­бюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Фе­дерации на 2006 г. и на среднесрочную перспективу.

Реформа принципов распределения федеральной фи­нансовой помощи, как показывает практика последних лет, остается нерешенной, т.к. существующая система является недостаточно прозрачной, что не позволяет сделать выводы о ее эффективности, а также дает основания предполагать возможность создания с ее помощью негативных стимулов для бюджетной политики региональных и местных властей.

Фискальная политика носит мягкий характер. Налоговая нагрузка на частный бизнес и население в сопоставлении с развитыми странами небольшая. Во многих регионах существуют льготные режимы налогообложения. Вместе с тем собираемость налогов находится также на низком уровне.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...