Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 5. «Алкоголизм и алкогольные психозы».
Время - 2 часа.
Основные вопросы лекции ПЛАН Введение
1. Клинические формы алкоголизма и их интерпретация в судебной психиатрии 2. Особенности судебно-психиатрической диагностики алкогольных психозов
Заключение
Содержание лекции:
Введение Алкоголизм для современного общества является одной из самых актуальных медицинских и социальных проблем. Достаточно сказать, что по заключению Всемирной организации здравоохранения алкоголь (этиловый спирт, этанол), как психоактивное вещество, признан «сильнейшим наркотиком». Алкоголизму соответствует и клиника наркомании (привыкание к веществу, необходимость увеличения дозы для получения эффекта, эйфоризирующее действие, абстинентные явления при отмене алкоголя, соматическая, психическая и социальная деградация личности и т.д.), во многом определяющая поведение пьющих алкоголь людей, несомненно сказывающаяся на социальной обстановке, морально-нравственных устоях общества и здоровье населения.
Вопрос 1.В первом вопросе рассматривается алкоголизм как проблема медицинская, социальная и юридическая. Алкоголизм – прогредиентное заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам, развитием абстинентного синдрома, а далеко зашедших случаях – стойкими соматоневрологическими расстройствами и деградацией. В отличие от медицинских исследований, которые возникают после продолжительного злоупотребления спиртными напиткам, социальные последствия, могут формироваться уже на ранних этапах. Это связано с психотропным воздействием алкоголя и вызываемым им опьянением. В основу современной классификации алкоголизма положен клинико-диагностический принцип. В нашей стране принята классификация, выделяющая 3 стадии алкоголизма. К важнейшим симптомам алкоголизма относятся: первичное патологическое влечение; снижение количественного контроля; рост толерантности и алкогольные амнезии. Следует особо обратить внимание слушателей на изменчивость основных симптомов хронического алкоголизма в зависимости от стадии развития заболевания. Вопрос 2. Хронический алкоголизм в ряде случаев (на высоте запоя или при вынужденном воздержании от употребления алкоголя и его суррогатов) является также причиной таких самостоятельных психических заболеваний, значимых в судебной психиатрии, как алкогольные психозы. Это алкогольный делирий (белая горячка), алкогольный галлюциноз, алкогольный параноид и так называемый корсаковский психоз. Рассмотрим их более подробно. Алкогольный делирий (белая горячка) возникает у хронических алкоголиков на фоне отмены алкоголя, иногда при присоединившемся остром соматическом заболевании, чаще всего после некоторых предвестников, а нередко и сразу, большей частью в сумерках вечером или ночью. Длится он несколько дней, сопровождается обильными, выразительными и яркими зрительными, слуховыми и тактильными галлюцинациями, протекающими на фоне помраченного сознания и отсутствия ориентировки во времени, месте и окружающем, с выраженным моторным беспокойством и бессонницей. Алкогольный галлюциноз по клиническим особенностям близок к белой горячке. Клинические симптомы одного и другого состояния часто переплетаются между собой и в процессе болезненного течения переходят и изменяются. Поэтому отграничивать алкогольный галлюциноз от белой горячки не всегда возможно, особенно если последняя принимает затяжной характер. Неоспоримым различием между алкогольным делирием и алкогольным галлюцинозом является то, что белая горячка протекает обычно при сумеречном помраченном сознании, из-за чего больной не в состоянии разобраться в обильных по числу и по содержанию переживаниях, в то время как алкогольный галлюциноз, как правило, протекает все-таки при «суженном» сознании. Поведение такого лица в состоянии алкогольного галлюциноза носит более планомерный и менее хаотический характер и находится в соответствии с идущим впереди процессом бредообразования. Алкогольный параноид возникает только у хронических алкоголиков и характеризуется бредовой интерпретацией окружающего, тревогой и страхами. В судебной психиатрии чаще всего он проявляется остро, в виде психоза как алкогольный бред ревности. Наибольшие диагностические трудности при рассматриваемом психозе связаны с отграничением бреда ревности от обычной ревности, не носящей болезненный характер. Последняя наблюдается не только у психически здоровых людей, но и у лиц, злоупотребляющих алкоголем. Корсаковский психоз возникает как осложнение хронического алкоголизма. Это заболевание довольно редко в судебно-психиатрической практике (Т.П. Печерникова, 1997). Имеет прогредиентное (медленно прогрессирующее) течение с неблагоприятным прогнозом. Отличительной особенностью его является довольно часто констатируемое воспаление периферических нервов (полиневрит), чаще нижних конечностей, и всегда глубокое расстройство памяти, преимущественно на текущие события, при ее относительной «сохранности» на события прошлые, с заполнением пробелов памяти ложными воспоминаниями (конфабуляциями, псевдореминисценциями). Для них характерны конфабуляции обыденного содержания и астенические нарушения (например, повышенная утомляемость, истощаемость, раздражительная слабость).
В заключении преподавателемподводится промежуточный итог по рассмотренным вопросам, делаются выводы, даются ответы на поставленные вопросы и указания по организации самостоятельной работы, определяется основная и дополнительная литература.
ЛЕКЦИЯ
Тема 6. СУДЕБНО - ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СИМУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ. Время - 2 часа Основные вопросы лекции Введение 1. Симуляция психических нарушений здоровыми лицами 2. Симуляция психических расстройств, возникающая на патологической почве 3. Распознавание симуляции психических заболеваний при проведении экспертного исследования Заключение Содержание лекции: Вопрос 1. В начале лекции следует остановиться на некоторых общих положениях, характеризующих защитные установки субъекта в психогенно травмирующей ситуации привлечения к уголовной ответственности. Кроме того, излагая материал, важно систематизировать его с учетом таких моментов как: кто может симулировать; какие варианты симуляции различают в зависимости от временного фактора; какие бывают способы симуляции и что наиболее часто симулируют в судебно-психиатрической практике. В зависимости от временного фактора различают предварительную (превентивную) симуляцию (еще до совершения запланированного преступления), симуляцию в момент совершения преступления и симуляцию после совершения преступления. На практике чаще встречается последний вариант симуляции. Различают следующие способы симуляции: 1) симуляция анамнеза - т.е., сообщение о якобы имевшихся психических расстройствах (в некоторых случаях, непосредственно в момент совершения преступления). Например: заявление о якобы имевших место в прошлом психозах, о "голосах", велевших совершить кражу, об отсутствии нормального восприятия окружающего в момент совершения убийства и др. 2) симулятивное поведение в соответствии с представлениями субъекта об особенностях поведения психически больного (например, отказ разговаривать, принимать пищу и др.); 3) симулятивные высказывания - "бредовые" (чаще всего о преследовании), жалобы на "голоса" и т.п. 3. Возможности распознавания симуляции зависят от двух основных обстоятельств: 1) насколько правдоподобно симулянт изображает психическое заболевание; 2) насколько профессионально подготовлен эксперт. Для "удачного" (для симулянта) исхода необходимо, чтобы симулянт: - знал проявления заболевания, которое он симулирует; - выбрал индивидуально для него наиболее "подходящий" вариант психического расстройства (которое ему легче изобразить); - у него была бы мотивация к симуляции - (угроза возможного серьезного наказания). Для распознавания важны выявление дифференцированного поведения симулянта - изображение болезни при медицинском наблюдении за ним и обычное адекватное поведение вне непосредственного наблюдения; клиническая неправдоподобность высказываний и жалоб на психическое здоровье симулянта (что окончательно тем не менее может быть определено лишь психиатром-экспертом); несоответствие сведений, излагаемых симулянтом о своем состоянии, объективным данным.
Вопрос 2. Защитные тенденции, стремление облегчить свою участь свойственны нормальным людям. Поэтому их желание расположить к себе, вызвать сочувствие, преуменьшить степень своей вины, подчас - установки на отрицание содеянного свидетельствуют об обеспокоенности ситуацией, о реальной ее оценке. Симуляция не столь распространенное явление, как это представляется. Чаще встречается аггравация- сознательное стремление субъекта усилить реально имеющиеся у него расстройства - например, нарушения памяти и др. Симуляция представляет собой сознательное притворное поведение, заключающееся в изображении психического расстройства с целью избежать наказания. Если симулирует психически здоровый человек, говорят об истиннойсимуляции. Сама по себе симуляция не исключает у субъекта психической болезни; другими словами, симулировать может и психически больной (так называемая, сюрсимуляция). Например, больной шизофренией симулирует олигофрению. В судебной практике наиболее часто симулируют психопаты, обвиняемые с интеллектуальной недостаточностью, лица с криминальным прошлым.
В заключении преподавателемподводится промежуточный итог по рассмотренным вопросам, делаются выводы, даются ответы на поставленные вопросы и указания по организации самостоятельной работы, определяется основная и дополнительная литература.
ЛЕКЦИЯ
Тема 7. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХИАТРИЯ. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ.
Время - 2 часа
Основные вопросы лекции: Введение.
1.Понятие общественной опасности психически больных и вопросы мотивации их действий. 2. Правовые основы применения мер медицинского характера 3. Принципы проведения принудительного лечения, порядок его назначения, осуществления, изменения, прекращения. 4. Существующая система мероприятий медицинских и правоохранительных органов и учреждений по предупреждению общественно-опасных действий психически больных.
Заключение.
Содержание лекции:
Вопросы 1-3, предполагающиеся к изложению в данной лекции, тесно взаимосвязаны, поэтому они излагаются как бы в одном контексте - общественной опасности лиц, страдающих психическим расстройством. Проблема оценки этой опасности может возникнуть у лиц с психическим расстройством, не привлекаемых к уголовной ответственности, и тогда это происходит в соответствии с нормами Закона Российской федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании " от 2 июля 1992 года - так называемое оказание психиатрической помощи в недобровольном порядке. Закон предусматривает, что без согласия лица либо его законного представителя такое лицо может быть освидетельствовано (ст.23 Закона) в случаях, если обследуемый совершает действия, дающее основание предполагать о наличии у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, б) его беспомощность, т.е., неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, в)существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будут оставлено без психиатрической помощи. Эти же обстоятельства являются основанием и для недобровольной госпитализации больного в психиатрический стационар (ст.29 Закона). Вторая правовая ситуация, когда оценивается общественная опасность лица с психическим расстройством - это в отношении лиц, признанных невменяемыми. При изложении данной темы прежде всего следует сослаться на статью 21 УК РФ, где оговаривается невменяемость. При этом необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что законодатель в отношении невменяемых пользуется термином не "преступление", а "общественно опасное деяние". Таким образом, к виновным в совершении преступленияприменяется наказание; невменяемым, совершившим общественноопасное деяние, назначается принудительное лечение. Оно назначается в тех случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ст.97 УК РФ). Надо обратить внимание слушателей, что на практике при судебно-психиатрической оценке общественная опасность в каждом конкретном случае складывается из особенностей его психического состояния в соответствии со ст.97 УК РФ (например, склонность к совершению агрессивных действий, отсутствие критического отношения к болезни, своему поведению и др.) и, конечно, тяжести содеянного. Следует подчеркнуть, что адекватная оценка общественной опасности психически больного, признанного невменяемым, предполагает конечно учет в первую очередь его болезни. В лекции необходимо детально рассмотреть все положения раздела VI статьи 15 - "Принудительные меры медицинского характера". В существующих комментариях к УК РФ эти вопросы дополнены и могут быть взяты за основу лекции.
Вопрос 4. При изложении существующей системы мероприятий медицинских и правоохранительных органов и учреждений по предупреждению общественно-опасных действий психически больных следует вновь пользоваться положениями Закона РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О психиатрической помощи...", УК РФ, обращая внимание слушателей на предусмотренные Законом возможности недобровольного и принудительного оказания психиатрической помощи, преемственность (в частности, при проведении принудительного лечения), возможности контроля со стороны как вышестоящих ведомственных организаций, так и со стороны прокурорского надзора, судей. Необходимо обратить внимание на заложенную в законодательстве норму о мерах обеспечения безопасности при оказании психиатрической помощи (ст.30 Закона), об обязанности сотрудников милиции содействовать в этом отношении медицинским работникам (Закон РСФСР "О милиции").
В заключении преподавателемподводится промежуточный итог по рассмотренным вопросам, делаются выводы, даются ответы на поставленные вопросы и указания по организации самостоятельной работы, определяется основная и дополнительная литература.
ЛЕКЦИЯ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 160. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |