Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. «Шизофрения и эпилепсия. Судебно-психиатрическая экспертиза».




ЛЕКЦИЯ

 

ТЕМА 1. ПРЕД­МЕТ И ЗА­ДА­ЧИ СУ­ДЕБ­НОЙ ПСИ­ХИ­АТ­РИИ. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.

Вре­мя - 2 ча­са

Ос­нов­ные во­про­сы лек­ции

        Введение.

1. Оп­ре­де­ле­ние су­деб­ной пси­хи­ат­рии как са­мо­стоя­тель­ной дис­ци­п­ли­ны, ее цель и за­да­чи.

2. Ис­то­ри­че­ский ас­пект раз­ви­тия су­деб­ной пси­хи­ат­рии.

3. Пра­во­вое по­ло­же­ние и ор­га­ни­за­ци­он­ные фор­мы су­деб­но-пси­хи­ат­ри­че­ской экс­пер­ти­зы.

4. Оформ­ле­ние ре­зуль­та­тов экс­пер­ти­зы. Ос­нов­ные раз­де­лы экс­перт­но­го за­клю­че­ния, его обос­но­ва­ние. Оцен­ка за­клю­че­ния след­ст­ви­ем и су­дом.

5. Ос­нов­ные по­ло­же­ния За­ко­на Российской Федерации "О психиатрической по­мо­щи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 ию­ля 1992 го­да (пра­во­вое по­ло­же­ние пси­хи­че­ски боль­ных, по­ка­за­ния к не­от­лож­ной гос­пи­та­ли­за­ции, во­про­сы дее­спо­соб­но­сти пси­хи­че­ски боль­ных и др.).

        Заключение.

 

Во­прос 1.

Су­деб­ная пси­хи­ат­рия эта ме­ди­цин­ская нау­ка, по­зна­ния ко­то­рой мо­гут при не­об­хо­ди­мо­сти быть ис­поль­зо­ва­ны в ус­та­нов­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке для рас­по­зна­ния, ле­че­ния пси­хи­че­ских рас­стройств, ор­га­ни­за­ции мер пре­ду­пре­ж­де­ния не­бла­го­при­ят­ных в свя­зи с этим по­след­ст­вий. Со­от­вет­ст­вен­но, круг во­про­сов, со­став­ляю­щихпред­мет су­деб­ной психи­ат­риимо­жет быть оп­ре­де­лен как:

1. су­деб­но-пси­хи­ат­ри­че­ская экс­пер­ти­за (ос­ви­де­тель­ст­во­ва­ние);

2. ор­га­ни­за­ция ле­че­ния лиц (ес­ли они ну­ж­да­ют­ся в при­ме­не­нии при­ну­ди­тель­ных мер ме­ди­цин­ско­го ха­рак­те­ра), при­знан­ных в за­кон­ном по­ряд­ке не­вме­няе­мы­ми, ли­бо лиц с пси­хи­че­ским рас­строй­ством, не ис­клю­чаю­щим вме­няе­мо­сти, ли­бо лиц, стра­даю­щих ал­ко­го­лиз­мом ли­бо нар­ко­ма­ни­ей;

3. пре­ду­пре­ж­де­ние об­ще­ст­вен­но-опас­ных дей­ст­вий пси­хи­че­ски боль­ных.

                          

Во­прос 2.

Сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние на три ос­нов­ных эта­па раз­ви­тия оте­че­ст­вен­ной су­деб­ной пси­хи­ат­рии - до­со­вет­ский, со­вет­ский и со­вре­мен­ный.

Впер­вые в России ука­за­ния на освобождение от уголовной ответственности ду­шев­но боль­ных за убий­ст­во и их не­спо­соб­ность вы­сту­пать сви­де­те­ля­ми при­во­дят­ся в "Но­во­указ­ных стать­ях" (Пол­ное со­б­ра­ние за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии, 1830). В России все­гда со­су­ще­ст­во­ва­ло на­уч­ное по­ни­ма­ние при­ро­ды пси­хи­че­ских бо­лез­ней с гу­ман­ным от­но­ше­ни­ем к пси­хи­че­ски боль­ным, с за­бо­той об ох­ра­не их прав, не­до­пу­ще­нии на­ка­за­ния пси­хи­че­ски боль­ных, ну­ж­даю­щих­ся в ле­че­нии.

Ор­га­ни­за­ци­он­но оте­че­ст­вен­ная су­деб­ная пси­хи­ат­рия сфор­ми­ро­ва­лась в го­ды со­вет­ской вла­сти - ос­нов­ные прин­ци­пы, фор­мы дея­тель­но­сти, на­уч­ные и тео­ре­ти­че­ские пред­по­сыл­ки. Не­об­хо­ди­мо об­ра­тить вни­ма­ние, что су­деб­ная пси­хи­ат­рия тес­но свя­за­на с уго­лов­ным и гра­ж­дан­ским пра­вом, под­вер­же­на влия­нию гос­под­ствую­щих в об­ще­ст­ве идео­ло­ги­че­ских ус­та­но­вок. По­это­му на­ря­ду с дос­ти­же­ния­ми в оте­че­ст­вен­ной су­деб­ной пси­хи­ат­рии со­вет­ско­го пе­рио­да при­зна­ют­ся и су­ще­ст­вен­ные упу­ще­ния, в ос­но­ве ко­то­рых ле­жа­ла идея па­тер­на­лиз­ма.Речь идет, в ча­ст­но­сти, о пре­тен­зии го­су­дар­ст­ва на "оте­че­скую" (лат. pater- отец) за­бо­ту о пси­хи­че­ски боль­ных, со­от­вет­ст­вен­но - о стрем­ле­нии в то­та­ли­тар­ном об­ще­ст­ве ре­шать про­бле­мы, иг­но­ри­руя ин­те­ре­сы пси­хи­че­ски боль­ных. Та­кой под­ход кри­ти­ко­вал­ся как ос­но­ва зло­упот­реб­ле­ний пси­хи­ат­ри­ей в по­ли­ти­че­ских це­лях.

Со­вре­мен­ный этап ха­рак­те­ри­зу­ет­ся но­вы­ми прин­ци­па­ми ока­за­ния пси­хи­ат­ри­че­ской по­мо­щи, иным пра­во­вым по­ло­же­ни­ем пси­хи­че­ски боль­ных, но­вым уго­лов­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом (в пер­вую оче­редь, вве­де­ни­ем про­грес­сив­ной пра­во­вой нор­мы ст. 22 УК РФ - воз­мож­ность при­зна­ния субъ­ек­та "ог­ра­ни­чен­но вме­няе­мым").

 

Во­прос 3.

При из­ло­же­нии пра­во­во­го по­ло­же­ния и ор­га­ни­за­ци­он­ных форм су­деб­но-пси­хи­ат­ри­че­ской экс­пер­ти­зы, как ос­нов­ной сфе­ры дея­тель­но­сти су­деб­но­го пси­хи­ат­ра, не­об­хо­ди­мо ссы­лать­ся, пре­ж­де все­го, на за­ко­но­да­тель­ные и нор­ма­тив­ные до­ку­мен­ты, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми эта экс­пер­ти­за про­во­дит­ся:

1) УПК РФ с уче­том Фе­де­раль­но­го за­ко­на "О вне­се­нии из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в Уго­лов­но-про­цес­су­аль­ный ко­декс РФ;

2) Уго­лов­ным ко­дек­сом Российской Федерации (1996);

3)"Ин­ст­рук­ция о про­из­вод­ст­ве су­деб­но-пси­хи­ат­ри­че­ской экс­пер­ти­зы в СССР" (1970);

4)"По­ло­же­ние об ам­бу­ла­тор­ной су­деб­но-пси­хи­ат­ри­че­ской экс­перт­ной ко­мис­сии (1985)".

Ме­то­ди­че­ски вы­год­но при из­ло­же­нии дан­но­го во­про­са лек­ции при­дер­жи­вать­ся по­ста­нов­ле­ния о на­зна­че­нии экс­пер­ти­зы, по су­ще­ст­ву (со ссыл­кой на за­ко­но­да­тель­ные до­ку­мен­ты) ком­мен­ти­руя его раз­де­лы: кто впра­ве на­зна­чать экс­пер­ти­зу, как из­ла­га­ет­ся фа­бу­ла де­ла, как из­ла­га­ют­ся ос­но­ва­ния для на­зна­че­ния экс­пер­ти­зы, ко­му по­ру­ча­ет­ся экс­пер­ти­за и дру­гие раз­де­лы по­ста­нов­ле­ния.

Долж­ны быть от­дель­но ого­во­ре­ны (с ука­за­ни­ем про­цес­су­аль­ных норм): круг во­про­сов, со­став­ляю­щих ком­пе­тен­цию экс­пер­та-пси­хи­ат­ра; его пра­ва и обя­зан­но­сти; ос­но­ва­ния и по­ря­док на­зна­че­ния экс­пер­ти­зы; тре­бо­ва­ния к ма­те­риа­лам уго­лов­но­го де­ла. При из­ло­же­нии ви­дов (ам­бу­ла­тор­ная, ста­цио­нар­ная, за­оч­ная, ком­плекс­ная и др.) су­деб­но-пси­хи­ат­ри­че­ских экс­пер­тиз не­об­хо­ди­мо ого­во­рить по­ка­за­ния к вы­бо­ру той или иной экс­пер­ти­зы, их пре­иму­ще­ст­ва и не­дос­тат­ки. 

Из­ла­га­ют­ся имен­но ор­га­ни­за­ци­он­но-про­цес­су­аль­ные ас­пек­ты про­ве­де­ния су­деб­но-пси­хи­ат­ри­че­ской экс­пер­ти­зы. Соб­ст­вен­но во­про­сы к экс­пер­ти­зе из­ла­га­ют­ся в сле­дую­щей лек­ции, по­сле ос­ве­ще­ния про­бле­мы вме­няе­мо­сти.

 

 Вопрос 4

Этот во­прос пред­по­ла­га­ет ос­ве­ще­ние струк­ту­ры экс­перт­но­го за­клю­че­ния ("ак­та су­деб­но-пси­хи­ат­ри­че­ской экс­пер­ти­зы"), прин­ци­пов оцен­ки обос­но­ван­но­сти вы­во­дов экс­пер­ти­зы.

Пра­виль­но оформ­лен­ный акт экс­пер­ти­зы дол­жен вклю­чать в се­бя вве­де­ние; анам­не­сти­че­скую часть (анам­нез - све­де­ния о жиз­ни и за­бо­ле­ва­нии об­сле­дуе­мо­го); ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния пси­хи­че­ско­го, пси­хо­ло­ги­че­ско­го, нев­ро­ло­ги­че­ско­го, со­ма­ти­че­ско­го со­стоя­ний субъ­ек­та; мо­ти­ви­ро­воч­ную часть (ана­лиз при­ве­ден­ных вы­ше све­де­ний - на­ли­чие/от­сут­ст­вие бо­лез­ни, вы­ра­жен­ность пси­хи­че­ских рас­стройств при их на­ли­чии); за­клю­чи­тель­ную часть, где да­ет­ся от­вет на ос­нов­ные во­про­сы (в ча­ст­но­сти, о вме­няе­мо­сти, не­об­хо­ди­мо­сти при­ме­не­ния мер ме­ди­цин­ско­го ха­рак­те­ра и др.).

Важ­но из­ло­жить прин­ци­пы оцен­ки след­ст­ви­ем экс­перт­но­го за­клю­че­ния.

Пре­ж­де все­го, акт дол­жен быть про­ана­ли­зи­ро­ван с точ­ки зре­ния пра­виль­но­сти его оформ­ле­ния, со­блю­де­ния про­цес­су­аль­ных тре­бо­ва­ний. Ин­фор­ма­ция об ис­пы­туе­мом долж­на быть из­ло­же­на объ­ек­тив­но, не­пред­взя­то - не мо­гут быть про­иг­но­ри­ро­ва­ны све­де­ния, ко­то­рые как бы не "ук­ла­ды­ва­ют­ся" в за­клю­че­ние (на­при­мер, по­ка­за­ния сви­де­те­лей о "стран­но­стях" субъ­ек­та, ко­то­ро­го экс­пер­ти­за при­зна­ет вме­няе­мым и на­обо­рот). Ин­фор­ма­ция долж­на быть яс­ной и с точ­ки зре­ния ис­точ­ни­ка по­лу­че­ния - уго­лов­ное де­ло (по­ка­за­ния сви­де­те­лей и др.), ме­ди­цин­ская до­ку­мен­та­ция, све­де­ния со слов са­мо­го субъ­ек­та. Из­ла­гае­мая ин­фор­ма­ция долж­на быть дос­туп­ной для по­ни­ма­ния, без из­лиш­ней ме­ди­цин­ской тер­ми­но­ло­гии. Рас­строй­ства, ко­то­рые есть у ис­пы­туе­мо­го, долж­ны быть не толь­ко ука­за­ны, но и убе­ди­тель­но опи­са­ны.

На­ко­нец, сле­до­ва­тель дол­жен оце­нить акт и с точ­ки зре­ния убе­ди­тель­но­сти его вы­во­дов, обос­но­ван­но­сти за­клю­че­ния.

 

Во­прос 5.

Ос­нов­ные по­ло­же­ния За­ко­на Российской Федерации "О психиатрической по­мо­щи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 ию­ля 1992 го­да. При из­ло­же­нии ма­те­риа­ла не­об­хо­ди­мо об­ра­тить вни­ма­ние слу­ша­те­лей на сле­дую­щие об­стоя­тель­ст­ва:

- по­доб­ный за­кон впер­вые при­нят в оте­че­ст­вен­ной прак­ти­ке;

- его по­ло­же­ния со­от­вет­ст­ву­ют ме­ж­ду­на­род­ным пра­во­вым нор­мам;

- ос­нов­ная идея за­ко­на - пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние пси­хи­ат­ри­че­ское по­мо­щи.

Ре­ко­мен­ду­ет­ся из­ло­жить струк­ту­ру за­ко­на - по раз­де­лам; в ка­ж­дом из них ос­та­но­вить­ся на ос­нов­ных по­ло­же­ни­ях - прин­ци­пы ока­за­ния пси­хи­ат­ри­че­ской по­мо­щи, пра­ва лиц, стра­даю­щих пси­хи­че­ским рас­строй­ством, ог­ра­ни­че­ния по про­фес­си­ям, во­про­сы со­гла­сия и от­ка­за от ле­че­ния. Де­таль­но сле­ду­ет из­ло­жить раз­дел IV За­ко­на - ви­ды пси­хи­ат­ри­че­ской по­мо­щи и по­ря­док ее ока­за­ния, об­ра­тив при этом вни­ма­ние на та­кие по­ло­же­ния как ос­ви­де­тель­ст­во­ва­ние, дис­пан­сер­ная по­мощь, ле­че­ние в ста­цио­на­ре; роль за­кон­но­го пред­ста­ви­те­ля; ока­за­ние пси­хи­ат­ри­че­ской по­мо­щи без со­гла­сия субъ­ек­та; осо­бен­но­сти в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном про­це­ду­ры ока­за­ния пси­хи­ат­ри­че­ской по­мо­щи без со­гла­сия па­ци­ен­та (в не­доб­ро­воль­ном по­ряд­ке) и ее от­ли­чие от при­ну­ди­тель­ных мер ме­ди­цин­ско­го ха­рак­те­ра.

В заключении преподавателемподводится промежуточный итог по рассмотренным вопросам, делаются выводы, даются ответы на поставленные вопросы и указания по организации самостоятельной работы, определяется основная и дополнительная литература.

 

 

ЛЕКЦИЯ

 

Тема 2. ОСНОВЫ ОБ­ЩЕЙ ПСИ­ХО­ПА­ТО­ЛО­ГИ. СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.

Вре­мя - 2 ча­са

 

Ос­нов­ные во­про­сы лек­ции

Введение

1. Строение нервной системы

2. Психофизиологические аспекты высшей нервной деятельности человека

3. Симптоматология психических нарушений

4. Классификация психических заболеваний

Заключение

 

Содержание лекции:

 

Введение.

Психическое заболевание — это результат сложных и разнообраз­ных нарушений деятельности различных органов и систем человека с преимущественным поражением головного мозга. Многочислен­ные исследования показали также и то, что на психическое состоя­ние, кроме того, влияют тип личности, индивидуальные черты харак­тера, уровень интеллекта, профессия, внешняя среда, состояние со­матического здоровья и даже такие особенности, как ритмичность естественных отправлений (т.е. функционирование желудочно-кишечного тракта, мочеполовой, эндокринной систем). Психическое здоровье человека всегда следует оценивать в целом с учетом биоло­гических и социальных закономерностей, оказывающих прямое и опосредованное влияние на состояние его психики.

Именно поэтому юристы, решая вопрос о криминальных или иных действиях граждан, должны учитывать состояние их психичес­кого здоровья, интересоваться соматическим благополучием, на­следственной отягощенностью, наличием вредных привычек и так далее.

Вопрос 1.

В процессе развития и становления психики человека именно нерв­ная система стала тем органом, который осуществляет связь организ­ма с внешней средой, устанавливает взаимодействие различных ор­ганов, регулирует и координирует функции организма.

Основным структурным и функциональным элементом нервной ткани является нервная клетка (нейрон) с ее отростками, обладаю­щая способностью получать, перерабатывать и передавать информа­цию посредством проведения нервных импульсов.

От каждой нервной клетки отходит один главный отросток, по которому нервные импульсы проводятся по направлению от тела нервной клетки к иннервируемому органу или к другой нервной клетке. Другие отростки нервной клетки, ветвящиеся подобно дереву и проводящие нервные импульсы с периферии к телу нервной клет­ки, называются дендритами.

Благодаря многообразному соединению нервных клеток, часто имеющих большое число разветвленных отростков, импульсы рас­пространяются по нервной системе в разнообразных направлениях и сочетаниях.

Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом и заключена в костные покровы — черепную коробку и позвоночный столб. Мозг покрыт тремя оболочками: твердой, пау­тинной и сосудистой (мягкой, прилежащей к мозговому веществу).

Головной мозг в свою очередь состоит из больших полуша­рий, мозгового ствола, включающего продолговатый, средний и про­межуточный мозг, а также мозжечка. Названные отделы головного мозга выполняют различные функции.

Периферическая нервная система — это нервы, отходящие от головного и спинного мозга. Двенадцать пар нервов отходят непо­средственно от головного мозга и носят название черепно-мозговых. В состав каждого периферического нерва входят нервные волокна, состоящие из отростков нервных клеток, передающих импульсы с периферии от воспринимающих концевых чувствительных образо­ваний (рецепторов) в центральную нервную систему. Это чувстви­тельные волокна нерва. По двигательным нервным волокнам рас­пространяются импульсы, направляющиеся от центральной нерв­ной системы ко всем органам и тканям. Это двигательные волокна нерва. В составе периферических нервов имеются также волокна и вегетативной нервной системы.

Вегетативная (или автономная, т.е. независимая от сознания) нервная система регулирует деятельность пищеварительного тракта (отделение соков железами пищеварительных органов, продвиже­ние пищи по пищеварительному каналу и другие), кровообращения (сужение и расширение кровеносных сосудов), слезных и потовых желез и желез внутренней секреции, а также других органов. Нерв­ные клетки вегетативной нервной системы заложены в определенных отделах центральной нервной системы: в головном и спинном мозгу, образуя центры вегетативной системы в периферических нервных узлах, расположенных в виде цепочек по обе стороны по­звоночника, а также в некоторых внутренних органах. Такие узлы и сплетения имеются в мышце сердца, железах внутренней и внешней секреции, стенках пищевода, желудка и кишечника, мочевом пузы­ре, матке и других органах.

Вопрос 2.

Современное учение о высшей нервной деятельности создано И.П. Павловым, который экспериментально обосновал и творчески развил идеи И.М. Сеченова. Последний в труде «Рефлексы головно­го мозга» еще в 1863 г. утверждал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Павлов, идя по пути материалистического естествознания, нашел способы и приемы, с помощью которых экспериментально доказал, что психические явления могут быть столь же точно изучены, как и явления, относимые к рефлекторным. Благодаря применению условнорефлекторного метода сложная психическая деятельность, иссле­довавшаяся ранее только с помощью субъективных методов, стала доступной для объективного изучения. Условный рефлекс стал для физиологии «центральным явлением», пользуясь которым оказалось возможным наиболее полное и точное изучение как нормальной, так и патологической деятельности больших полушарий.

В настоящее время установлено, что в основе деятельности нерв­ной системы лежат безусловные и условные рефлексы в их сложном взаимодействии. Анатомической основой рефлекса является реф­лекторная дуга.

Именно центральная нервная система и ее элементы участвуют в образовании безусловных и условных рефлексов. Рассмотрим это более детально.

Безусловные рефлексы это врожденные, передающиеся по на­следству, постоянные, однотипные, сразу же возникающие ответы организма на относительно немногие определенные раздражители. Раздражения, вызывающие рефлексы, в одних случаях могут исхо­дить из внешнего мира: звуковые, световые, осязательные, обоня­тельные раздражения, которые воспринимаются рецепторами — специальными приспособлениями в ухе, глазу, обонятельном органе, в коже воспринимающего. Воздействия, воспринимаемые рецепто­рами, передаются по чувствительным нервам в центральную нерв­ную систему (в спинной или головной мозг). Оттуда импульсы по нервным волокнам направляются к мышцам, железам и другим ор­ганам, отвечающим на воздействие. Это — путь безусловного рефлекса.

Безусловными рефлексами являются: мигание века в ответ на

Условный рефлекс это временный, появившийся в процессе индивидуальной жизни, сложный и вместе с тем нестойкий, быстро видоизменяющийся, не всегда одинаковой силы и разнообразный по характеру ответ организма на раздражение. Условные рефлексы вырабатываются при повтор­ном, иногда многократном совпадении во времени безусловного рефлекса с индифферентным раздражителем.

Установлено, что любые раздражители, всякие изменения в окру­жающем мире и в самом организме могут временно стать условными раздражителями. Условные рефлексы весьма чувствительны ко вся­кого рода изменениям во внешней и внутренней среде организма.

Необходимо рассмотреть основные закономерности высшей нервной деятель­ности. Она основана на процессах возбуждения и торможения, на­ходящихся между собой в постоянно изменяющихся соотношениях. Возбуждение, возникнув в определенной области центральной нерв­ной системы, распространяется дальше, захватывая новые участки коры мозга и ближайшую подкорку. Процесс возбуждения может и концентрироваться, то есть сосредоточиваться в определенном участке. Стойкие, временно господствующие в центральной нервной системе очаги возбуждения были названы доминантными.

Вопрос 3.

Психические заболевания качественно проявляются более чем в 300 наиболее часто встречающихся симптомах и синдромах. То есть как в отдельных качественных признаках психических расстройств, так и сочетающихся в определенных симптомокомплексах. Симптомы и синдромы имеют закономерные внутренние связи и в клинической картине встречаются в многочисленных вариантах и сочетаниях. При диагностике рассматривают нарушения (расстройства) психики больного человека, познания им реального мира, его восприятие, мышление, сознание, память, эмоции, волю. Эти нарушения встре­чаются у психически больных в различных сочетаниях и только комплексно. Они не существуют каждое само по себе и изолиро­ванно.

Необходимо разобрать основные качественные (нарушения) признаки психических заболеваний у больных в виде симптомов.

Вопрос 4.

Необходимо разобрать классификацию психических заболеваний. Она пред­ставлена следующими группами;

1. Группа эндогенных психических заболеваний. В их возникно­вении основное значение имеют внутренние (генетические и наслед­ственные) факторы. Это шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия и другие наследственно-дегенеративные заболе­вания, при которых страдает психика (болезнь Коновалова—Виль­сона, хорея Геттингтона, инволюционные психозы и т.д.).

2. Группа экзогенных психических болезней.В их происхождении основное значение имеют внешние факторы (прогрессирующий па­ралич при сифилисе мозга, последствия черепно-мозговой травмы и органических заболеваний головного мозга, перенесенные острые и хронические интоксикации, инфекции и т.д.), а также нарушения психики, возникающие вследствие психической травмы (так назы­ваемые психогенные стрессовые расстройства). В последнем случае из кратковременности психических нарушений заметной прогредиентности в течении психической патологии после психогенных и стрессовых состояний не будет, а психический дефект в виде слабоу­мия развиться не успевает. Такие лица практически выздоравли­вают.

Группы эндогенных и экзогенных заболеваний в основном объ­единяет определенное начало, развитие и исход психических рас­стройств, которые обнаруживают тенденции к процессу разрушения личности и появлению психического дефекта, приводящим к орга­ническим изменениям в головном мозге, несмотря на различные причины их возникновения.

3. Группа психических расстройств, обусловленных патологией развития психики. Среди них выделяют олигофрению (в основном страдает интеллект), психопатию (в основном страдает характер) и другие формы. Это непрогрессирующие формы психических нару­шений, то есть не имеющие видимой прогредиентности (нарастания) клинических проявлений.

4. Группа временных психических расстройств в виде исключи­тельных состояний выделена отдельно. Они возникают остро с бре­дом и галлюцинациями, как правило, у практически здоровых лиц (но чаще с органическими изменениями ЦНС), протекают быстро по времени и заканчиваются прострацией и сном, а затем и выздоров­лением. Прежде всего это патологическое опьянение, различные просоночные состояния с сумеречным нарушением сознания и аф­фективные реакции.

В данной лекции используется классификация психических за­болеваний, привносимая адаптированным вариантом ее междуна­родного аналога применительно к вопросам, решаемым отечествен­ной судебной психиатрией.

 

В заключении преподавателемподводится промежуточный итог по рассмотренным вопросам, делаются выводы, даются ответы на поставленные вопросы и указания по организации самостоятельной работы, определяется основная и дополнительная литература.

 

ЛЕКЦИЯ

ТЕМА 3. «СУ­ДЕБ­НО-ПСИ­ХИ­АТ­РИ­ЧЕ­СКАЯ ЭКС­ПЕР­ТИ­ЗА В УГО­ЛОВ­НОМ И ГРА­Ж­ДАН­СКОМ ПРО­ЦЕС­СЕ".

Вре­мя - 2 ча­са

                                                     

Ос­нов­ные во­про­сы лек­ции:

Введение

1. Проблема невменяемости и ее процессуальное решение

2. Недееспособность и ее правовое значение

3. Соотношение понятий недееспособности и невменяемости

Заключение

Содержание лекции:

 

Введение.

Основной теоретической проблемой судебной психиатрии является проблема невменяемости и недееспособности. Решение ее возможно лишь в тесной связи биологических, психологических и правовых положений с клиническими психиатрическими воззрениями на пси­хические (душевные) заболевания. Важнейшим условием решения проблемы невменяемости и недееспособности является материалис­тическое понимание психической деятельности человека, выражаю­щейся прежде всего в его волевых проявлениях, производимых и контролируемых им поступках и действиях. Не менее важно и гра­мотное применение норм уголовно-правового и гражданско-право­вого законодательства в отношении вышеупомянутой проблемы.

В практике современной судебной психиатрии теоретические предпосылки вменяемости – невменяемости и дееспособности – недееспособности легли в основу медицинской деятельности судебно-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессах. Но в любом случае их правильное понимание может служить уста­новлению истины, защите прав психически больных, предупрежде­нию повторных общественно опасных деяний и в целом медико-со­циальной реабилитации психически больных в обществе.

 

Во­прос 1.

Решение проблемы невменяемости является основным вопросом судебной психиатрии. Главным условием правильного ее решения является понимание психической деятельности человека и соответ­ствие трактовки невменяемости, установленной наукой и практикой, закону.

Невменяемость — юридическое понятие, отражающее болезнен­ное психическое состояние лица во время совершения противоправ­ных деяний, не позволяющее поставить ему эти деяния в вину. То есть вменяемость является предпосылкой вины. Все лица за совер­шенное противоправное деяние несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством. При этом сознательный характер поступков этих лиц делает их ответственными за то, что они совер­шают, а закон вправе требовать от них воздержания от противоправ­ных действий. Регулирование поведения психически здорового чело­века в соответствии с условиями внешнего мира, как и его внутрен­ними побуждениями, предопределяет его поступки при активной роли сознания и критическом отношении к реальности.

Следует указать, что зависимость поведения человека от условий как внешнего мира, так и внутренних его побуждений не предопре­деляет неизбежность этих действий вследствие активной роли созна­ния и способности человека регулировать свое поведение. Волевые качества всегда опосредованы сложной работой человеческого со­знания. Интеллектуальный процесс, включаясь в волевой акт, пре­вращает его в действие, опосредованное мыслью. Отсюда и вытекает сознательный характер волевых действий.

Отсюда и вытекает настоятельная необходимость судебной пси­хиатрии — постоянно совершенствовать судебно-психиатрическую оценку болезненных расстройств психики во время совершения оп­ределенной личностью конкретных поступков, то есть речь идет об установлении у испытуемого диагноза психических нарушений, воз­можности осознания им характера и общественной опасности своих действий (или, наоборот, бездействия) во время деликта либо руко­водить ими. Это означает стремление к возможно более точному анализу психопатологических расстройств, установлению тяжести психического заболевания на различных этапах его течения. В целом противоречия при рассмотрении проблемы невменяемости упира­ются в соотношение социального и биологического в поведении человека, в понимании природы его психической деятельности.

Современное законодательство в так называемой формуле невме­няемости дает определение и критерии невменяемости. Эксперты-психиатры выносят заключения, складывающиеся из распознавания психического заболевания и его оценки применительно к этим кри­териям.

.

Во­прос 2.

Необходимо отметить, что в практике судебно-психиатрической экспертизы гораздо чаще встречается необходимость решения проблемыдееспособнос­ти – недееспособности в гражданском судопроизводстве. Определе­ние недееспособности направлено на защиту прав и интересов и психически здоровых, и психически больных людей. В ст. 21 ГК РФ под дееспособностью понимается «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их». Закон признает за гражданином дееспособность с наступлением совершеннолетия, т.е. достижения восемнадцатилетнего возраста или (для не достигших этого возраста) со времени вступления в брак, т.е. достижения психической зрелости и приобретения жизненного опыта, которые достаточны, чтобы правильно понимать и регулировать свои поступки. Дееспособность в качестве обязательной предпосылки предполагает такое психическое состояние гражданина, которое обеспечивает ему способность понимать значение своих действий и руководить ими. В то же время наличие психического расстройства, и исключая в ряде случаев такую способность, указывает на отсутствие дееспособности. Критерии недееспособности, которыми руководст­вуется суд и применительно к которым должны давать судебно-психиатрическое заключение эксперты-психиатры, сформулированы в ч.1 ст. 29 ГК РФ. Для признания гражданина недееспособным также необходимо совпадение медицинского и юридического критериев. Последний в данном случае выражает определенную степень и глубину болезненного нарушения психической деятельности, которые имеют решающее значение в установлении недееспособности психически больных. То есть не само наличие психического расстройства (медицинского критерия), а глубина и тяжесть этого нарушения (юридический критерий) имеют определяющее значение в признании больного гражданина «дееспособным.

 

Во­прос 3.

Как было показано выше, понятие невменяемости относится к сфере уголовного законодательства, а понятие недееспособности — к сфере гражданского законодательства. И с этой точки зрения сопо­ставлять их вряд ли верно. Однако в реальной жизни одно и то же лицо может быть признано судом невменяемым в отношении совер­шенного им общественно опасного деяния (в уголовном процессе) и недееспособным, если оно вследствие психического расстройства не могло понимать значения своих действий или руководить ими (в порядке, установленном гражданским процессуальным законода­тельством). Решение вопросов о вменяемости — недееспособности отнесено законом к компетенции суда. Однако основу для такого решения составляет заключение эксперта — психиатра. Поэтому вопрос о соотношении понятий невменяемости и недееспособности следует рассмотреть более подробно.

Фактическим основанием постановки вопроса о вменяемости— невменяемости и дееспособности—недееспособности является на­личие обоснованных предположений о существовании у лица психи­ческих расстройств, лишающих его возможности осознавать свои действия либо руководить ими. Как следует из сопоставления текста ч. 1 ст. 21 УК РФ и ч. 1 ст. 29 ГК РФ, формула невменяемости весьма схожа с формулой недееспособности. Первая, однако, более подроб­но определяет психические нарушения, относя к ним хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие либо иное болезненное состояние психики. Во втором случае законодатель ограничивается общим понятием психического расстройства.

В заключении преподавателемподводится промежуточный итог по рассмотренным вопросам, делаются выводы, даются ответы на поставленные вопросы и указания по организации самостоятельной работы, определяется основная и дополнительная литература.

 

 

ЛЕКЦИЯ

 

Тема 4. «Шизофрения и эпилепсия. Судебно-психиатрическая экспертиза».

Вре­мя - 2 ча­са.

 

Ос­нов­ные во­про­сы лек­ции

Введение

 

1. Шизофрения. Судебно – психиатрическая оценка.

2. Эпилепсия. Судебно – психиатрическая оценка.

 

Заключение

Содержание лекции:

       Вопрос 1. В первом вопросе рассматривается ши­зоф­ре­ния, как заболевание наиболее часто встречающееся в практике, ее кли­ни­ка, фор­мы и те­че­ние.

Понятие хроническое душевное заболевание объединяет психические заболевания, протекающие длительно, имеющие тенденцию к прогрессированию, то есть к постоянному нарастанию и усложнению психических расстройств. К таким заболеваниям относится, в частности шизофрения и эпилепсия. Шизофрения – болезнь Блейлера. Причины возникновения заболевания разнообразные, но чаще имеет место наследственный характер. Классификация шизофрении в зависимости от темпа нарастания симптоматики. По­ня­тие о про­дук­тив­ной и не­га­тив­ной сим­пто­ма­ти­ке; об обо­ст­ре­нии и ре­мис­сии, о ши­зоф­ре­ни­че­ском де­фек­те. Дается су­деб­но-пси­хи­ат­ри­че­ская оцен­ка данным состояниям.

        Вопрос 2Рассматривая второй вопрос необходимо остановиться на эпи­леп­сии. Эпи­леп­сия как са­мо­стоя­тель­ное за­бо­ле­ва­ние. Эпилепсия – психическое заболевание, проявляющееся различными параксизмальными состояниями, психозами, специфическими изменениями личности, в тяжелых случаях приводящие к слабоумию. Клиника, течение и прогноз. Судебно-психиатрическая оценка. Возникновение эпилептической болезни ставится в зависимость от неблагоприятных воздействий на мозг плода во внутриутробном периоде и на ранних этапах жизни ребенка. К числу факторов, вызывающих эпилепсию, относятся родовая травма, ушибы головы, инфекционные заболевания, воспалительные процессы в головном мозгу и его оболочках, а также различные интоксикации. Определен­ную роль в происхождении ее играет наследственное предрасполо­жение. В некоторых случаях причина эпилепсии остается не выяс­ненной до конца.

        Необходимо также разобрать эпи­леп­ти­форм­ные син­дро­мы эпилепсии. Ос­нов­ные при­зна­ки бо­лез­ни (при­пад­ки, пси­хо­зы, на­рас­таю­щие из­ме­не­ния лич­но­сти), дается су­деб­но-пси­хи­ат­ри­че­ская оцен­ка. Бессудорожные пароксизмальные приступы: нарколептический, катаплексический, дисфории, сумеречное помрачнение сознания, амбулаторный автоматизм, особые состояния.

Необходимо также обратить особое внимание на эпилептические психозы к которым относятся острые, затяжные и хронические психозы. Дается развернутая судебно-психиатрическая оценка подобных психотических состояний.

 

В заключении преподавателемподводится промежуточный итог по рассмотренным вопросам, делаются выводы, даются ответы на поставленные вопросы и указания по организации самостоятельной работы, определяется основная и дополнительная литература.

 

 

ЛЕКЦИЯ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 404.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...