Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 4. «Шизофрения и эпилепсия. Судебно-психиатрическая экспертиза».Стр 1 из 3Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. Время - 2 часа Основные вопросы лекции Введение. 1. Определение судебной психиатрии как самостоятельной дисциплины, ее цель и задачи. 2. Исторический аспект развития судебной психиатрии. 3. Правовое положение и организационные формы судебно-психиатрической экспертизы. 4. Оформление результатов экспертизы. Основные разделы экспертного заключения, его обоснование. Оценка заключения следствием и судом. 5. Основные положения Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 года (правовое положение психически больных, показания к неотложной госпитализации, вопросы дееспособности психически больных и др.). Заключение.
Вопрос 1. Судебная психиатрия эта медицинская наука, познания которой могут при необходимости быть использованы в установленном законом порядке для распознания, лечения психических расстройств, организации мер предупреждения неблагоприятных в связи с этим последствий. Соответственно, круг вопросов, составляющихпредмет судебной психиатрииможет быть определен как: 1. судебно-психиатрическая экспертиза (освидетельствование); 2. организация лечения лиц (если они нуждаются в применении принудительных мер медицинского характера), признанных в законном порядке невменяемыми, либо лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости, либо лиц, страдающих алкоголизмом либо наркоманией; 3. предупреждение общественно-опасных действий психически больных.
Вопрос 2. Следует обратить внимание на три основных этапа развития отечественной судебной психиатрии - досоветский, советский и современный. Впервые в России указания на освобождение от уголовной ответственности душевно больных за убийство и их неспособность выступать свидетелями приводятся в "Новоуказных статьях" (Полное собрание законов Российской империи, 1830). В России всегда сосуществовало научное понимание природы психических болезней с гуманным отношением к психически больным, с заботой об охране их прав, недопущении наказания психически больных, нуждающихся в лечении. Организационно отечественная судебная психиатрия сформировалась в годы советской власти - основные принципы, формы деятельности, научные и теоретические предпосылки. Необходимо обратить внимание, что судебная психиатрия тесно связана с уголовным и гражданским правом, подвержена влиянию господствующих в обществе идеологических установок. Поэтому наряду с достижениями в отечественной судебной психиатрии советского периода признаются и существенные упущения, в основе которых лежала идея патернализма.Речь идет, в частности, о претензии государства на "отеческую" (лат. pater- отец) заботу о психически больных, соответственно - о стремлении в тоталитарном обществе решать проблемы, игнорируя интересы психически больных. Такой подход критиковался как основа злоупотреблений психиатрией в политических целях. Современный этап характеризуется новыми принципами оказания психиатрической помощи, иным правовым положением психически больных, новым уголовным законодательством (в первую очередь, введением прогрессивной правовой нормы ст. 22 УК РФ - возможность признания субъекта "ограниченно вменяемым").
Вопрос 3. При изложении правового положения и организационных форм судебно-психиатрической экспертизы, как основной сферы деятельности судебного психиатра, необходимо ссылаться, прежде всего, на законодательные и нормативные документы, в соответствии с которыми эта экспертиза проводится: 1) УПК РФ с учетом Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ; 2) Уголовным кодексом Российской Федерации (1996); 3)"Инструкция о производстве судебно-психиатрической экспертизы в СССР" (1970); 4)"Положение об амбулаторной судебно-психиатрической экспертной комиссии (1985)". Методически выгодно при изложении данного вопроса лекции придерживаться постановления о назначении экспертизы, по существу (со ссылкой на законодательные документы) комментируя его разделы: кто вправе назначать экспертизу, как излагается фабула дела, как излагаются основания для назначения экспертизы, кому поручается экспертиза и другие разделы постановления. Должны быть отдельно оговорены (с указанием процессуальных норм): круг вопросов, составляющих компетенцию эксперта-психиатра; его права и обязанности; основания и порядок назначения экспертизы; требования к материалам уголовного дела. При изложении видов (амбулаторная, стационарная, заочная, комплексная и др.) судебно-психиатрических экспертиз необходимо оговорить показания к выбору той или иной экспертизы, их преимущества и недостатки. Излагаются именно организационно-процессуальные аспекты проведения судебно-психиатрической экспертизы. Собственно вопросы к экспертизе излагаются в следующей лекции, после освещения проблемы вменяемости.
Вопрос 4 Этот вопрос предполагает освещение структуры экспертного заключения ("акта судебно-психиатрической экспертизы"), принципов оценки обоснованности выводов экспертизы. Правильно оформленный акт экспертизы должен включать в себя введение; анамнестическую часть (анамнез - сведения о жизни и заболевании обследуемого); результаты исследования психического, психологического, неврологического, соматического состояний субъекта; мотивировочную часть (анализ приведенных выше сведений - наличие/отсутствие болезни, выраженность психических расстройств при их наличии); заключительную часть, где дается ответ на основные вопросы (в частности, о вменяемости, необходимости применения мер медицинского характера и др.). Важно изложить принципы оценки следствием экспертного заключения. Прежде всего, акт должен быть проанализирован с точки зрения правильности его оформления, соблюдения процессуальных требований. Информация об испытуемом должна быть изложена объективно, непредвзято - не могут быть проигнорированы сведения, которые как бы не "укладываются" в заключение (например, показания свидетелей о "странностях" субъекта, которого экспертиза признает вменяемым и наоборот). Информация должна быть ясной и с точки зрения источника получения - уголовное дело (показания свидетелей и др.), медицинская документация, сведения со слов самого субъекта. Излагаемая информация должна быть доступной для понимания, без излишней медицинской терминологии. Расстройства, которые есть у испытуемого, должны быть не только указаны, но и убедительно описаны. Наконец, следователь должен оценить акт и с точки зрения убедительности его выводов, обоснованности заключения.
Вопрос 5. Основные положения Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 года. При изложении материала необходимо обратить внимание слушателей на следующие обстоятельства: - подобный закон впервые принят в отечественной практике; - его положения соответствуют международным правовым нормам; - основная идея закона - правовое регулирование психиатрическое помощи. Рекомендуется изложить структуру закона - по разделам; в каждом из них остановиться на основных положениях - принципы оказания психиатрической помощи, права лиц, страдающих психическим расстройством, ограничения по профессиям, вопросы согласия и отказа от лечения. Детально следует изложить раздел IV Закона - виды психиатрической помощи и порядок ее оказания, обратив при этом внимание на такие положения как освидетельствование, диспансерная помощь, лечение в стационаре; роль законного представителя; оказание психиатрической помощи без согласия субъекта; особенности в соответствии с законом процедуры оказания психиатрической помощи без согласия пациента (в недобровольном порядке) и ее отличие от принудительных мер медицинского характера. В заключении преподавателемподводится промежуточный итог по рассмотренным вопросам, делаются выводы, даются ответы на поставленные вопросы и указания по организации самостоятельной работы, определяется основная и дополнительная литература.
ЛЕКЦИЯ
Тема 2. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОПАТОЛОГИ. СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ. Время - 2 часа
Основные вопросы лекции Введение 1. Строение нервной системы 2. Психофизиологические аспекты высшей нервной деятельности человека 3. Симптоматология психических нарушений 4. Классификация психических заболеваний Заключение
Содержание лекции:
Введение. Психическое заболевание — это результат сложных и разнообразных нарушений деятельности различных органов и систем человека с преимущественным поражением головного мозга. Многочисленные исследования показали также и то, что на психическое состояние, кроме того, влияют тип личности, индивидуальные черты характера, уровень интеллекта, профессия, внешняя среда, состояние соматического здоровья и даже такие особенности, как ритмичность естественных отправлений (т.е. функционирование желудочно-кишечного тракта, мочеполовой, эндокринной систем). Психическое здоровье человека всегда следует оценивать в целом с учетом биологических и социальных закономерностей, оказывающих прямое и опосредованное влияние на состояние его психики. Именно поэтому юристы, решая вопрос о криминальных или иных действиях граждан, должны учитывать состояние их психического здоровья, интересоваться соматическим благополучием, наследственной отягощенностью, наличием вредных привычек и так далее. Вопрос 1. В процессе развития и становления психики человека именно нервная система стала тем органом, который осуществляет связь организма с внешней средой, устанавливает взаимодействие различных органов, регулирует и координирует функции организма. Основным структурным и функциональным элементом нервной ткани является нервная клетка (нейрон) с ее отростками, обладающая способностью получать, перерабатывать и передавать информацию посредством проведения нервных импульсов. От каждой нервной клетки отходит один главный отросток, по которому нервные импульсы проводятся по направлению от тела нервной клетки к иннервируемому органу или к другой нервной клетке. Другие отростки нервной клетки, ветвящиеся подобно дереву и проводящие нервные импульсы с периферии к телу нервной клетки, называются дендритами. Благодаря многообразному соединению нервных клеток, часто имеющих большое число разветвленных отростков, импульсы распространяются по нервной системе в разнообразных направлениях и сочетаниях. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом и заключена в костные покровы — черепную коробку и позвоночный столб. Мозг покрыт тремя оболочками: твердой, паутинной и сосудистой (мягкой, прилежащей к мозговому веществу). Головной мозг в свою очередь состоит из больших полушарий, мозгового ствола, включающего продолговатый, средний и промежуточный мозг, а также мозжечка. Названные отделы головного мозга выполняют различные функции. Периферическая нервная система — это нервы, отходящие от головного и спинного мозга. Двенадцать пар нервов отходят непосредственно от головного мозга и носят название черепно-мозговых. В состав каждого периферического нерва входят нервные волокна, состоящие из отростков нервных клеток, передающих импульсы с периферии от воспринимающих концевых чувствительных образований (рецепторов) в центральную нервную систему. Это чувствительные волокна нерва. По двигательным нервным волокнам распространяются импульсы, направляющиеся от центральной нервной системы ко всем органам и тканям. Это двигательные волокна нерва. В составе периферических нервов имеются также волокна и вегетативной нервной системы. Вегетативная (или автономная, т.е. независимая от сознания) нервная система регулирует деятельность пищеварительного тракта (отделение соков железами пищеварительных органов, продвижение пищи по пищеварительному каналу и другие), кровообращения (сужение и расширение кровеносных сосудов), слезных и потовых желез и желез внутренней секреции, а также других органов. Нервные клетки вегетативной нервной системы заложены в определенных отделах центральной нервной системы: в головном и спинном мозгу, образуя центры вегетативной системы в периферических нервных узлах, расположенных в виде цепочек по обе стороны позвоночника, а также в некоторых внутренних органах. Такие узлы и сплетения имеются в мышце сердца, железах внутренней и внешней секреции, стенках пищевода, желудка и кишечника, мочевом пузыре, матке и других органах. Вопрос 2. Современное учение о высшей нервной деятельности создано И.П. Павловым, который экспериментально обосновал и творчески развил идеи И.М. Сеченова. Последний в труде «Рефлексы головного мозга» еще в 1863 г. утверждал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Павлов, идя по пути материалистического естествознания, нашел способы и приемы, с помощью которых экспериментально доказал, что психические явления могут быть столь же точно изучены, как и явления, относимые к рефлекторным. Благодаря применению условнорефлекторного метода сложная психическая деятельность, исследовавшаяся ранее только с помощью субъективных методов, стала доступной для объективного изучения. Условный рефлекс стал для физиологии «центральным явлением», пользуясь которым оказалось возможным наиболее полное и точное изучение как нормальной, так и патологической деятельности больших полушарий. В настоящее время установлено, что в основе деятельности нервной системы лежат безусловные и условные рефлексы в их сложном взаимодействии. Анатомической основой рефлекса является рефлекторная дуга. Именно центральная нервная система и ее элементы участвуют в образовании безусловных и условных рефлексов. Рассмотрим это более детально. Безусловные рефлексы — это врожденные, передающиеся по наследству, постоянные, однотипные, сразу же возникающие ответы организма на относительно немногие определенные раздражители. Раздражения, вызывающие рефлексы, в одних случаях могут исходить из внешнего мира: звуковые, световые, осязательные, обонятельные раздражения, которые воспринимаются рецепторами — специальными приспособлениями в ухе, глазу, обонятельном органе, в коже воспринимающего. Воздействия, воспринимаемые рецепторами, передаются по чувствительным нервам в центральную нервную систему (в спинной или головной мозг). Оттуда импульсы по нервным волокнам направляются к мышцам, железам и другим органам, отвечающим на воздействие. Это — путь безусловного рефлекса. Безусловными рефлексами являются: мигание века в ответ на Условный рефлекс — это временный, появившийся в процессе индивидуальной жизни, сложный и вместе с тем нестойкий, быстро видоизменяющийся, не всегда одинаковой силы и разнообразный по характеру ответ организма на раздражение. Условные рефлексы вырабатываются при повторном, иногда многократном совпадении во времени безусловного рефлекса с индифферентным раздражителем. Установлено, что любые раздражители, всякие изменения в окружающем мире и в самом организме могут временно стать условными раздражителями. Условные рефлексы весьма чувствительны ко всякого рода изменениям во внешней и внутренней среде организма. Необходимо рассмотреть основные закономерности высшей нервной деятельности. Она основана на процессах возбуждения и торможения, находящихся между собой в постоянно изменяющихся соотношениях. Возбуждение, возникнув в определенной области центральной нервной системы, распространяется дальше, захватывая новые участки коры мозга и ближайшую подкорку. Процесс возбуждения может и концентрироваться, то есть сосредоточиваться в определенном участке. Стойкие, временно господствующие в центральной нервной системе очаги возбуждения были названы доминантными. Вопрос 3. Психические заболевания качественно проявляются более чем в 300 наиболее часто встречающихся симптомах и синдромах. То есть как в отдельных качественных признаках психических расстройств, так и сочетающихся в определенных симптомокомплексах. Симптомы и синдромы имеют закономерные внутренние связи и в клинической картине встречаются в многочисленных вариантах и сочетаниях. При диагностике рассматривают нарушения (расстройства) психики больного человека, познания им реального мира, его восприятие, мышление, сознание, память, эмоции, волю. Эти нарушения встречаются у психически больных в различных сочетаниях и только комплексно. Они не существуют каждое само по себе и изолированно. Необходимо разобрать основные качественные (нарушения) признаки психических заболеваний у больных в виде симптомов. Вопрос 4. Необходимо разобрать классификацию психических заболеваний. Она представлена следующими группами; 1. Группа эндогенных психических заболеваний. В их возникновении основное значение имеют внутренние (генетические и наследственные) факторы. Это шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия и другие наследственно-дегенеративные заболевания, при которых страдает психика (болезнь Коновалова—Вильсона, хорея Геттингтона, инволюционные психозы и т.д.). 2. Группа экзогенных психических болезней.В их происхождении основное значение имеют внешние факторы (прогрессирующий паралич при сифилисе мозга, последствия черепно-мозговой травмы и органических заболеваний головного мозга, перенесенные острые и хронические интоксикации, инфекции и т.д.), а также нарушения психики, возникающие вследствие психической травмы (так называемые психогенные стрессовые расстройства). В последнем случае из кратковременности психических нарушений заметной прогредиентности в течении психической патологии после психогенных и стрессовых состояний не будет, а психический дефект в виде слабоумия развиться не успевает. Такие лица практически выздоравливают. Группы эндогенных и экзогенных заболеваний в основном объединяет определенное начало, развитие и исход психических расстройств, которые обнаруживают тенденции к процессу разрушения личности и появлению психического дефекта, приводящим к органическим изменениям в головном мозге, несмотря на различные причины их возникновения. 3. Группа психических расстройств, обусловленных патологией развития психики. Среди них выделяют олигофрению (в основном страдает интеллект), психопатию (в основном страдает характер) и другие формы. Это непрогрессирующие формы психических нарушений, то есть не имеющие видимой прогредиентности (нарастания) клинических проявлений. 4. Группа временных психических расстройств в виде исключительных состояний выделена отдельно. Они возникают остро с бредом и галлюцинациями, как правило, у практически здоровых лиц (но чаще с органическими изменениями ЦНС), протекают быстро по времени и заканчиваются прострацией и сном, а затем и выздоровлением. Прежде всего это патологическое опьянение, различные просоночные состояния с сумеречным нарушением сознания и аффективные реакции. В данной лекции используется классификация психических заболеваний, привносимая адаптированным вариантом ее международного аналога применительно к вопросам, решаемым отечественной судебной психиатрией.
В заключении преподавателемподводится промежуточный итог по рассмотренным вопросам, делаются выводы, даются ответы на поставленные вопросы и указания по организации самостоятельной работы, определяется основная и дополнительная литература.
ЛЕКЦИЯ ТЕМА 3. «СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ И ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ". Время - 2 часа
Основные вопросы лекции: Введение 1. Проблема невменяемости и ее процессуальное решение 2. Недееспособность и ее правовое значение 3. Соотношение понятий недееспособности и невменяемости Заключение Содержание лекции:
Введение. Основной теоретической проблемой судебной психиатрии является проблема невменяемости и недееспособности. Решение ее возможно лишь в тесной связи биологических, психологических и правовых положений с клиническими психиатрическими воззрениями на психические (душевные) заболевания. Важнейшим условием решения проблемы невменяемости и недееспособности является материалистическое понимание психической деятельности человека, выражающейся прежде всего в его волевых проявлениях, производимых и контролируемых им поступках и действиях. Не менее важно и грамотное применение норм уголовно-правового и гражданско-правового законодательства в отношении вышеупомянутой проблемы. В практике современной судебной психиатрии теоретические предпосылки вменяемости – невменяемости и дееспособности – недееспособности легли в основу медицинской деятельности судебно-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессах. Но в любом случае их правильное понимание может служить установлению истины, защите прав психически больных, предупреждению повторных общественно опасных деяний и в целом медико-социальной реабилитации психически больных в обществе.
Вопрос 1. Решение проблемы невменяемости является основным вопросом судебной психиатрии. Главным условием правильного ее решения является понимание психической деятельности человека и соответствие трактовки невменяемости, установленной наукой и практикой, закону. Невменяемость — юридическое понятие, отражающее болезненное психическое состояние лица во время совершения противоправных деяний, не позволяющее поставить ему эти деяния в вину. То есть вменяемость является предпосылкой вины. Все лица за совершенное противоправное деяние несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством. При этом сознательный характер поступков этих лиц делает их ответственными за то, что они совершают, а закон вправе требовать от них воздержания от противоправных действий. Регулирование поведения психически здорового человека в соответствии с условиями внешнего мира, как и его внутренними побуждениями, предопределяет его поступки при активной роли сознания и критическом отношении к реальности. Следует указать, что зависимость поведения человека от условий как внешнего мира, так и внутренних его побуждений не предопределяет неизбежность этих действий вследствие активной роли сознания и способности человека регулировать свое поведение. Волевые качества всегда опосредованы сложной работой человеческого сознания. Интеллектуальный процесс, включаясь в волевой акт, превращает его в действие, опосредованное мыслью. Отсюда и вытекает сознательный характер волевых действий. Отсюда и вытекает настоятельная необходимость судебной психиатрии — постоянно совершенствовать судебно-психиатрическую оценку болезненных расстройств психики во время совершения определенной личностью конкретных поступков, то есть речь идет об установлении у испытуемого диагноза психических нарушений, возможности осознания им характера и общественной опасности своих действий (или, наоборот, бездействия) во время деликта либо руководить ими. Это означает стремление к возможно более точному анализу психопатологических расстройств, установлению тяжести психического заболевания на различных этапах его течения. В целом противоречия при рассмотрении проблемы невменяемости упираются в соотношение социального и биологического в поведении человека, в понимании природы его психической деятельности. Современное законодательство в так называемой формуле невменяемости дает определение и критерии невменяемости. Эксперты-психиатры выносят заключения, складывающиеся из распознавания психического заболевания и его оценки применительно к этим критериям. . Вопрос 2. Необходимо отметить, что в практике судебно-психиатрической экспертизы гораздо чаще встречается необходимость решения проблемыдееспособности – недееспособности в гражданском судопроизводстве. Определение недееспособности направлено на защиту прав и интересов и психически здоровых, и психически больных людей. В ст. 21 ГК РФ под дееспособностью понимается «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их». Закон признает за гражданином дееспособность с наступлением совершеннолетия, т.е. достижения восемнадцатилетнего возраста или (для не достигших этого возраста) со времени вступления в брак, т.е. достижения психической зрелости и приобретения жизненного опыта, которые достаточны, чтобы правильно понимать и регулировать свои поступки. Дееспособность в качестве обязательной предпосылки предполагает такое психическое состояние гражданина, которое обеспечивает ему способность понимать значение своих действий и руководить ими. В то же время наличие психического расстройства, и исключая в ряде случаев такую способность, указывает на отсутствие дееспособности. Критерии недееспособности, которыми руководствуется суд и применительно к которым должны давать судебно-психиатрическое заключение эксперты-психиатры, сформулированы в ч.1 ст. 29 ГК РФ. Для признания гражданина недееспособным также необходимо совпадение медицинского и юридического критериев. Последний в данном случае выражает определенную степень и глубину болезненного нарушения психической деятельности, которые имеют решающее значение в установлении недееспособности психически больных. То есть не само наличие психического расстройства (медицинского критерия), а глубина и тяжесть этого нарушения (юридический критерий) имеют определяющее значение в признании больного гражданина «дееспособным.
Вопрос 3. Как было показано выше, понятие невменяемости относится к сфере уголовного законодательства, а понятие недееспособности — к сфере гражданского законодательства. И с этой точки зрения сопоставлять их вряд ли верно. Однако в реальной жизни одно и то же лицо может быть признано судом невменяемым в отношении совершенного им общественно опасного деяния (в уголовном процессе) и недееспособным, если оно вследствие психического расстройства не могло понимать значения своих действий или руководить ими (в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством). Решение вопросов о вменяемости — недееспособности отнесено законом к компетенции суда. Однако основу для такого решения составляет заключение эксперта — психиатра. Поэтому вопрос о соотношении понятий невменяемости и недееспособности следует рассмотреть более подробно. Фактическим основанием постановки вопроса о вменяемости— невменяемости и дееспособности—недееспособности является наличие обоснованных предположений о существовании у лица психических расстройств, лишающих его возможности осознавать свои действия либо руководить ими. Как следует из сопоставления текста ч. 1 ст. 21 УК РФ и ч. 1 ст. 29 ГК РФ, формула невменяемости весьма схожа с формулой недееспособности. Первая, однако, более подробно определяет психические нарушения, относя к ним хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие либо иное болезненное состояние психики. Во втором случае законодатель ограничивается общим понятием психического расстройства. В заключении преподавателемподводится промежуточный итог по рассмотренным вопросам, делаются выводы, даются ответы на поставленные вопросы и указания по организации самостоятельной работы, определяется основная и дополнительная литература.
ЛЕКЦИЯ
Тема 4. «Шизофрения и эпилепсия. Судебно-психиатрическая экспертиза». Время - 2 часа.
Основные вопросы лекции Введение
1. Шизофрения. Судебно – психиатрическая оценка. 2. Эпилепсия. Судебно – психиатрическая оценка.
Заключение Содержание лекции: Вопрос 1. В первом вопросе рассматривается шизофрения, как заболевание наиболее часто встречающееся в практике, ее клиника, формы и течение. Понятие хроническое душевное заболевание объединяет психические заболевания, протекающие длительно, имеющие тенденцию к прогрессированию, то есть к постоянному нарастанию и усложнению психических расстройств. К таким заболеваниям относится, в частности шизофрения и эпилепсия. Шизофрения – болезнь Блейлера. Причины возникновения заболевания разнообразные, но чаще имеет место наследственный характер. Классификация шизофрении в зависимости от темпа нарастания симптоматики. Понятие о продуктивной и негативной симптоматике; об обострении и ремиссии, о шизофреническом дефекте. Дается судебно-психиатрическая оценка данным состояниям. Вопрос 2Рассматривая второй вопрос необходимо остановиться на эпилепсии. Эпилепсия как самостоятельное заболевание. Эпилепсия – психическое заболевание, проявляющееся различными параксизмальными состояниями, психозами, специфическими изменениями личности, в тяжелых случаях приводящие к слабоумию. Клиника, течение и прогноз. Судебно-психиатрическая оценка. Возникновение эпилептической болезни ставится в зависимость от неблагоприятных воздействий на мозг плода во внутриутробном периоде и на ранних этапах жизни ребенка. К числу факторов, вызывающих эпилепсию, относятся родовая травма, ушибы головы, инфекционные заболевания, воспалительные процессы в головном мозгу и его оболочках, а также различные интоксикации. Определенную роль в происхождении ее играет наследственное предрасположение. В некоторых случаях причина эпилепсии остается не выясненной до конца. Необходимо также разобрать эпилептиформные синдромы эпилепсии. Основные признаки болезни (припадки, психозы, нарастающие изменения личности), дается судебно-психиатрическая оценка. Бессудорожные пароксизмальные приступы: нарколептический, катаплексический, дисфории, сумеречное помрачнение сознания, амбулаторный автоматизм, особые состояния. Необходимо также обратить особое внимание на эпилептические психозы к которым относятся острые, затяжные и хронические психозы. Дается развернутая судебно-психиатрическая оценка подобных психотических состояний.
В заключении преподавателемподводится промежуточный итог по рассмотренным вопросам, делаются выводы, даются ответы на поставленные вопросы и указания по организации самостоятельной работы, определяется основная и дополнительная литература.
ЛЕКЦИЯ
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 404. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |