Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровень таможенного обложения.




Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой статистикой.

Таможенная стоимость товара - нормальная складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

Таможенная стоимость товара, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ, т.е. практически той цены, по которой они продаются в стране отправки. Таможенная стоимость товара в западноевропейских странах - членах ЕС оценивается на базе СИФ, т.е. включает помимо цены самого товара также стоимость его страхования и транспортировки до места назначения. Россия в вопросе определения таможенной стоимости товара стоит ближе к западноевропейским странам.

За основу классификации и определения таможенной стоимости товаров обычно берется одна из международных товарных номенклатур. Одна из наиболее распространенных в мире - вступившая в силу с 1988 года Гармонизированная система описания и кодирования товаров базируется на разработанной ранее Брюссельской таможенной номенклатуре и на Стандартной международной классификации ООН.

В подавляющем большинстве стран таможенные пошлины накладываются на импорт с целью повышения цены импортных товаров и защиты тем самым внутреннего рынка.

Экономическая роль тарифов. Воздействие импортного тарифа на экономику отдельных стран различно и зависит от экономического веса страны.

Влияние тарифа на экономику малой страны.Большинство стран мира являются малыми с точки зрения международной экономики, поскольку изменение спроса с их стороны на импортные товары не приводит к сколько-нибудь существенным сдвигам в мировой цене на них. В целом, в результате обложения импорта тарифом возникают две группы экономических эффектов - перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (эффект защиты и эффект потребления):

эффект доходов- объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как размер импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины. Он не представляет собой потерю для экономики страны, но является потерей для потребителей. Поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета. Происходит перемещение доходов из частного в государственный сектор;

эффект передела - перераспределение доходов от потребителей производителям продукции, конкурирующей с импортом. Вычисляется как разность между дополнительной прибылью, получаемой производителями в результате введения импортного тарифа, и его дополнительными издержками на производство дополнительного количества товара.

Перераспределительные эффекты не приводят к ухудшению экономического положения страны в целом.

Эффект защиты показывает экономические потери страны, возникающие в результате внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. По мере того как растет защита внутреннего рынка с помощью тарифов, все большее количество ресурсов, не предназначенных специально для производства данного товара, задействуется для его производства. Это приводит к более высоким издержкам производства по сравнению с теми, которая страна понесла бы, покупая товар по более низкой цене у иностранного поставщика. Этот эффект возникает в результате того, что более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами;

Эффект потребления возникает в результате того, что сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке от введения тарифа.

Влияние тарифа на экономику большой страны.Если импортирующая страна является экономически значимой, то есть введение ею импортного тарифа может оказать воздействие на уровень мировых цен на данный товар, то воздействие импортного тарифа на ее экономику определяется следующим образом. Для большой страны импортный тариф является не столько средством защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, сколько средством улучшения своих условий торговли с внешним миром. Поведение большой страны сродни поведению монополиста, который ограничивает закупки товара, чтобы снизить его цену. Поскольку большая страна является крупным импортером товаров на мировом рынке, ограничение её импорта с помощью импортного тарифа ощутимо снижает совокупный спрос на данный товар, в результате чего его поставщики вынуждены снижать цены. Падение цен на импортные товары при постоянном уровне цен на экспортные товары ведет к улучшению условий торговли страны. Однако и большая страна может рассчитывать на позитивный эффект импортного тарифа, только если он не перекрывается негативными эффектами потери для национальной экономики в результате его введения, которые существуют так же, как и у малой страны.

Основное различие воздействия тарифа на экономику малой и большой страны заключается в оценке перераспределительного эффекта дохода. Он вычисляется как произведение объема импорта после введения тарифа на размер импортной пошлины. Эффект дохода в случае большой страны как бы распадается на две части - эффект внутренних доходов и эффект условий торговли.

эффект внутренних доходов - перераспределение доходов от местных потребителей в бюджет большой страны;

эффект условий торговли - перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны.

Оптимальный тариф.Только большая страна введением импортного тарифа может повлиять на уровень мировых цен и обеспечить себе некоторый положительный экономический эффект за счет улучшения своих условий торговли. Однако и в этом случае положительный экономический эффект возникнет, только если прибыль от улучшения условий торговли перекроет потери, возникающие из-за необходимости увеличивать менее эффективное внутреннее производство товаров и из-за сокращения внутреннего потребления. Ставка тарифа может оказывается настолько высокой, что перекроет импорт вообще, сделав экспорт товара в данную страну невыгодным для иностранных поставщиков. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа.

Оптимальная ставка тарифа - уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

При невысоком номинальном уровне тарифа на импорт товара большой страной существует возможность нахождения его оптимальной ставки. При отсутствие тарифа (Т=0) экономическое благосостояние большой страны находится на уровне Е1.Максимальное положительное воздействие тарифа на экономическое благосостояние достигается при оптимальном уровне тарифа Т0, при котором за счет превышения выигрыша от улучшения условий торговли над потерями от введения тарифа экономическое благосостояние возрастает до уровня Е2. Затем, по мере увеличения ставки тарифа, экономические потери начинают все более перекрывать получаемый выигрыш до тех пор, пока уровень тарифа не станет настолько высоким или запретительным (Тр), что импорт товара в страну потеряет экономический смысл. Из-за отсутствия более дешевого импорта экономическое благосостояние страны упадет на уровень Е3. Дальнейшее увеличение ставки тарифа уже никак не сможет сказаться на экономическом благосостоянии, поскольку импорта просто не будет.

Оптимальный тариф имеет следующие основные черты, которые необходимо учитывать при осуществлении государственной внешнеэкономической политики:

– ставка оптимального тарифа всегда положительна и находится в промежутке между 0 и запретительной ставкой тарифа;

– ставка оптимального тарифа всегда относительно невелика. Выигрыш от улучшения условий торговли перевешивает возникающие экономические потери только в том случае, если ставка импортного тарифа относительно невелика и если как можно большая часть его перекладывается на иностранных поставщиков за счет снижения мировой цены на импортный товар;

– ставка оптимального тарифа обратна эластичности импорта. Чем ниже эластичность импорта по цене (объемы импорта изменяются несущественно при колебании цен на него), тем выше ставка оптимального тарифа. Чем выше эластичность импорта по цене (при росте цен объемы сокращаются пропорционально), тем ниже ставка оптимального тарифа. В экстремальном случае при бесконечно большой эластичности импорта оптимальный тариф равен 0, т.е. его просто не нужно вводить;

– оптимальный тариф ведет к экономическому выигрышу одной страны, но к потерям международной экономики в целом, поскольку является лишь перераспределением доходов от одной страны к другой. Мировое хозяйство в целом испытывает эффекты защиты и потребления, т.е. несет потери из-за необходимости развития менее эффективного по сравнению с зарубежным внутреннего производства и из-за сокращения внутреннего потребления во всех странах.

Тарифная квота.Импортный тариф несет в себе внутреннее противоречие - несовпадение интересов местных производителей и потребителей. С одной стороны, производители заинтересованы в тарифе, чтобы оградиться от излишней международной конкуренции, а с другой - те же производители, которые во внерабочее время выступают потребителями, не заинтересованы в импортном тарифе, поскольку он лишает их возможности приобретать импортные товары по более низким ценам. Частично это противоречие разрешается путем использования производного инструмента таможенной политики, называемого таможенной квотой (контингентом).

Следует оценить дополнительные методы оценки последствий введения тарифов.

· Если общество допускает, что для него приобретения производителей гораздо важнее, чем потери потребителей, тогда оно будет оценивать область прибылей производителей выше чем, ту же область акак потери потребителей. Обычно так и происходит, когда нужно оправдать сохранение промышленной базы импортозамещающих отраслей.

· Дополнительный аргумент в пользу тарифов состоит в том, что обществу важно поддержать становление молодых неокрепших на международной арене отраслей, производящих продукцию, которую страна пока импортирует.

· Тарифы нужны как средство получения государственных доходов и сохранения государства как такового. Если доходная база государства сокращается, это вызывает социально-экономические потрясения, способные привести к развалу экономики и самого государства. Пострадают все, в том числе и иностранные партнеры. Поэтому даже им бывает выгодным введение импортных тарифов как средство сохранение зарубежного рынка для своей продукции.

· Таможенные тарифы могут быть полезными как стратегическое средство будущего экономического роста государства. Этот довод является исторически первым аргументом в пользу тарифов, который использовали ещё меркантилисты в своих экономических трактатах. Экономическая история стран догоняющего роста (в том числе и России подтверждает справедливость этого аргумента).

· Сугубо экономический аргумент в пользу тарифов заключается в их роли как средства воздействия на валютный курс национальной валюты. Введение тарифа удорожает и, следовательно, сокращает импорт, что приводит к улучшению торгового баланса страны. Данное обстоятельство через сокращение спроса на иностранную валюту приводит к повышению курса национальной валюты, что содействует импорту других товаров, снижает стоимость обслуживания государственного внешнего долга и благоприятно воздействует на экономику по другим каналам.

Однако наряду с положительными, существуют и дополнительные отрицательные последствия введения тарифов. Они сводятся к следующим моментам:

· Дополнительные государственные затраты на сбор пошлин означают вычет из собранных дополнительных налогов. Не весь доход от таможенных сборов идет в государственный бюджет, а часть его направляется на развитие таможенных служб. Это называется административная стоимость введения таможенных тарифов.

· Если спрос на импорт в экономике малоэластичен, то ожидаемого сокращения импорта после введения тарифов не произойдет, следовательно, внутреннее производство возрастет не столь значительно и повышения курса национальной валюты также не стоит ожидать. Следовательно, макроэкономический выигрыш в результате введения таможенных пошлин при неэластичном спросе на импорт будет незначителен.

· Протекционистская по сути политика поддержки национальных производителей сдерживает научно-технический прогресс и способствует развитию монопольных тенденций в отраслях импортозамещения. Если государство способствует повышению цен и ограждает своих производителей от иностранной конкуренции, оно побуждает своих производителей не вкладывать средства в обновление производства и сокращение издержек, способствует сохранению высокого уровня издержек в отраслях. Национальные производители отвыкают от необходимости бороться за потребителя и выказывают монополистические замашки. С другой стороны, иногда государство сознательно идет на снижение таможенных пошлин (или их невведение), чтобы обострить конкуренцию среди национальных фирм-производителей. Так поступило, например, правительство США, когда в конце 70 - ведущие автомобилестроительные концерны этой страны столкнулись с острой конкуренцией японских компаний. Отказ от высоких таможенных пошлин на японские автомобили только поспособствовал массированной реконструкции американской автоиндустрии и оздоровил американские компании.

Экспортный тариф.Экспортные пошлины накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. В большинстве развитых стран экспортного тарифа просто не существует, а в США его введение даже запрещено Конституцией. Экспортный тариф применяется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и накладывается на товары традиционного экспорта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть в России). Основные функции экспортного тарифа в этих странах:

Фискальная- сбор денег в доход бюджета для финансирования расходных статей. В отдельных развивающихся странах за счет него собирается до половины доходов бюджета.

Балансировочная- обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары.

В результате обложения экспорта тарифом возникают те же две группы экономических эффектов, что и при импортном тарифе - перераспределительные эффекты ( эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (защитный эффект и эффект потребления).

В случае большой страны, которая введением экспортных пошлин может влиять на уровень мировых цен, степень эффективности такой торговой политики в критической степени зависит от правильного определения оптимального уровня экспортной пошлины. Доход от роста мировых цен на экспортный товар должен перекрывать чистые внутренние потери, возникающие в результате введения экспортной пошлины. Крайним случаем экспортной пошлины является эмбарго ( запрет) экспорта, которое использовалось, например, США по политическим мотивам в отношении таких стран как Иран, Куба и др. Частным случаем, приводящим к экономическим эффектам, сравнимым с введением экспортной пошлины большой страной, является экспортный картель или иное объединение экспортеров.. Они ставят задачу создания эффекта большой страны за счет монопольного положения на рынке определенного товара и одновременного введения пошлин на его экспорт. По мере развития экономических реформ и укрепления национальной экономики ставки экспортного тарифа постепенно снижаются.

Аргументы против тарифов

1) Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа. Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли и уровня благосостояния в странах, являющихся её торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно. Поскольку они ведут к снижению объема мировой торговли.

2) Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта. События могут развиваться по схеме «действие-противодействие» до тех пор пока торговля не сократится настолько и отрицательные последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

3)Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается. Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

4) Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости.

5) Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в тоже время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях. Занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт и импорт.

Аргументы в защиту тарифов.Импортные тарифы используются как главный способ государственного регулирования внешней торговли практически всеми странами мира.

1) Тариф - защита молодых отраслей. Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться. На стадии становления новая отрасль промышленности не в состоянии конкурировать с зарубежными производителями аналогичных товаров, поскольку еще не обладает необходимым опытом организации производства, чтобы обеспечить выпуск товара по конкурентным ценам. Находясь под защитой импортного тарифа, новая отрасль промышленности совершенствует производство, растет его эффективность, снижается себестоимость, внутренняя цена сближается с мировой. Таможенный тариф отменяется. Открывшись международной конкуренции, страна продолжает увеличивать эффективность своего производства, внутренняя цена снижается до уровня ниже мировой, что позволяет стране начать самой экспортировать товары новых отраслей за рубеж.

Данный аргумент в защиту импортного тарифа имеет явные недостатки.

1) Очень трудно точно определить, когда новая промышленность достигла уровня зрелости, достаточного для того, чтобы снять защитный тариф. Наверняка найдутся лоббирующие группы, заинтересованные в продолжении существования тарифа, которые будут убеждать в обратном. В результате чего устранение однажды введенного тарифа может оказаться политически очень непростым делом.

2) Очень сложно определить те отрасли, которые в течение разумного промежутка времени смогут под защитой тарифа развиваться настолько, чтобы стать конкурентоспособными на мировом рынке.

3) Данный аргумент не применим к развитым индустриальным странам, которые не могут сослаться на недостаточную развитость новых отраслей, но все же используют тарифы как средство таможенной политики. Существуют иные методы стимулирования национального производства, не искажающие относительные цены и не влияющие на внутреннее потребление (субсидии новым отраслям - их недостаток в том, что в отличие от тарифов, которые приносят государству доходы, субсидии предполагают дополнительные бюджетные расходы).

2) Тариф - средство стимулирования отечественного производства.Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице. В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт, сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

3) Тариф - важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и следовательно, не могут поддержать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и т.д. Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачивается в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль ключевых дорог, пересекающих границу, и портов с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Однако использовать импортный тариф как важный источник бюджетных доходов можно только до тех пор, пока местная промышленность под защитой тарифа не начнет производить аналоги импортной продукции, на которую он накладывается. В результате сокращения импорта и замены его в потреблении на местные аналоги доходы бюджета сократятся. Чтобы противодействовать этой тенденции, можно ввести внутренний налог на продукцию, аналогичную импортной, со ставкой равной импортной пошлине. В идеале со временем желательно вообще отказаться от импортной пошлины и превратить ее во внутренний налог на продажу или потребление. Таким образом, тариф как инструмент бюджетных доходов может быть оправдан только для слаборазвитых стран, у которых нет другого средства сформировать доходную часть бюджета.

4) Тариф-защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла. Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим ведение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959-1973 годах. Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...