Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нравственное воспитание и дисциплина




Значительное место в учении Коменского занимают проблемы нравственного воспитания. Здесь в полной мере находят свое выражение гуманистические, демократические идеи.

Правильно организованное обучение воспитывает умеренность, мужеству дети учатся, «преодолевая самих себя», а справедливости учатся «никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность» (Правило VI).

Школа должна стать «кузницей гуманизма», очагом воспитания человечности, и достигаются в ней эти цели, если в самой школе господствует доверие, взаимное уважение, справедливость, вежливость.

Анализ этих трудов позволяет говорить о методах нравственного воспитания. И хотя само это понятие Коменским не употребляется, но, обобщая его высказывания, можно назвать такие методы, как личный пример, наставление (поучение), упражнение, поощрение и наказание.

Достаточно подробно Коменский рассматривает в своем учении проблему наказаний. Он говорит о воспитательной сущности наказания, его видах, способах применения. И здесь Коменский не всегда последователен, и хотя выступает против средневековой системы наказаний, все же не освобождается полностью от ее влияния.

Проблема наказаний занимает большое место в системе воспитания дисциплины, которую Коменский рассматривает как условие успешного обучения и воспитания, как предмет воспитания и его метод (способ). Школа, считает он, это маленькое государство, основу которого составляет порядок, строгое соблюдение законов, требований. «Школа без дисциплины есть мельница без воды», – пишет он. Коменский формулирует требования ко всем сторонам организации школьной жизни и особенно требования к поведению учеников, к их умениям уважать порядок, понимать его значение, стремиться к его неукоснительному поддержанию. Он связывает дисциплину ученика с особенностями его воли и характера, с такими качествами, как собранность, твердость, решительность. Он называет проступки, когда оправданы физические наказания: это проявление безбожия, выступление против божественных законов, это упорное неповиновение и умышленная злостность, а также высокомерие, тщеславие, лень.

Таким образом, вопросы нравственного воспитания тесно связаны у Коменского с его дидактическим учением, с вопросами содержания обучения, организации обучения и его общим подходом к школе, где могут быть решены все проблемы воспитания и образования.

Коменский об учителе

Решение всех этих проблем в школе Коменский связывает с особенностями личности учителя, осознанием им самим своего предназначения в обществе.

Проблема учителя занимает большое место в педагогическом учении Коменского. Быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя «поставлены на высоко почетном месте... им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем».

Стержнем в характеристике личности учителя выступает гуманизм в отношении к ученикам. Поэтому его рассуждения об особенностях учительской профессии, о требованиях к учителю, об отношении к нему звучат удивительно конкретно и современно. Быть учителем – это дар Божий, и если человек чувствует в себе это призвание, то он может посвятить ему всю свою жизнь.

Коменский сравнивает учителя с пастухом, садовником, акушером, полководцем, который стережет и охраняет «свое стадо», ухаживает за детьми, как за растениями в саду и т. д. Но чтобы быть таким, учитель должен уважать себя и свою профессию.

Кто сам считает постыдным быть учителем, рассуждает Коменский, и остается им только ради денег, конечно, сбежит из школы, лишь только найдет более выгодное занятие.

Важнейшее качество учителя – вера в ученика, постоянное стремление прийти к нему на помощь.

Учитель – это пример для ученика, это его наставник и друг, организатор учения. Главное в организации деятельности ученика – это помогать ему слушать, запоминать, наблюдать, чему служат иллюстрации, наглядность, а также помогать выполнять упражнения в первую очередь на самом уроке.

Коменский считал, что отношение ученика к школе, к учению целиком определяется учителем. Это должны понимать родители, очень бережно поддерживая авторитет учителя в глазах ученика.

Все учение Коменского об учителе основано на глубоком понимании и утверждении его социальной роли, особенностях его личности, значения его как носителя культуры, обеспечивающего гуманистическую направленность всего дела воспитания, образования, обучения.

Коменский был великим деятелем культуры, создателем оригинального педагогического учения, гуманистом, патриотом. Его жизнь была образцом служения своей родине – Чехии. Вместе с тем, он был горячим поборником развития всех народов мира. Он хотел светлого будущего для всего человечества. Этому он посвятил всю свою жизнь, на этой основе он создал все свои многочисленные труды, составляющие важную часть педагогического наследия прошлого.

Литература;

1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2008.

2. История педагогики и образования / под ред. А.И. Пискунова. – М.: Творческий центр, 2008.

3. Коменский, Я.А. Великая дидактика: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М.: Просвещение, 1981.

4. Коменский, Я.А. Мир чувственных вещей в картинках / Я.А. Коменский // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1982.

1. ___________________ – педагогическое произведение Я.А. Коменского, положившее начало науке о процессе обучения.

2. Система школ, предложенная Я.А. Коменским:

а) материнская школа;

б) школа родного языка;

в) латинская школа (гимназия);

г) академия;

д) университет.

3. Основные принципы организации школы по Я.А. Коменскому:

а) всеобщность обучения;

б) родной язык;

в) единая школа;

г) бесплатность обучения в двух первых школах;

д) природосообразность;

е) прочность.

4. Принципы дидактики, выведенные Я.А. Коменским:

а) наглядность;

б) доступность;

в) систематичность;

г) последовательность;

д) прочность;

е) родной язык.

5. «Золотое правило дидактики» Я.А. Коменского – это принцип ____________________.

6. Автором классно-урочной формы обучения является – __________________________.

7. Учебники, составленные Я.А. Коменским:

а) «Мир чувственных вещей в картинках»;

б) «Открытая дверь языков и всех наук»;

в) «Эмиль, или О воспитании»;

г) «Мысли о воспитании».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 498.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...