Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дидактическая система Коменского




В содержании образования, его организации и методах обучения краеугольным камнем выступает проблема пансофии, которую Коменский определял как всеобщую мудрость, как отражение в сознании человека всего сущего.

В полной мере идея пансофиии, ее сущность, значение, а главное, приобщение к ней подрастающего поколения реализуется в его труде «Великая дидактика». Уже в заголовке книги Коменский определяет ее содержание как «универсальное искусство учить всех всему... кратко, приятно, основательно». В содержание «Великой дидактики» входят не только проблемы образования и обучения, но и нравственного воспитания, дисциплины, требований к учителю и т. д.

В «Великой дидактике» педагогика обрела свой предмет, свои принципы, которые составили особую науку, не существовавшую в качестве специального знания.

Коменский не пользуется понятием «принципы дидактики». Однако если считать принципами существенные положения, определяющие наиболее общие подходы к достижению целей обучения, то вполне правомерно говорить о разработке Коменским таких принципов. В первую очередь это принципа наглядности обучения. Коменский обосновывает этот принцип гносеологическими положениями, вытекающими из его сенсуалистических взглядов и связанными с философией Ф. Бэкона о том, что источник знаний о мире это наши ощущения. На этой основе Коменский сформулировал золотое правило наглядности: «... все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут схватываться несколькими чувствами», – пишет Коменский в «Великой дидактике».

Огромная заслуга Коменского состоит в том, что он создал первый в истории человечества иллюстрированный учебник «Видимый мир в картинках» – первый учебник в педагогическом смысле этого слова. Уже при жизни Коменского «Видимый мир» был переведен во многих странах мира, в том числе и в России.

Таким образом, наглядность в деятельности Коменского получила воплощение не только в теории, но и в средствах обучения.

С принципом наглядности тесно связан у Коменского принцип легкости обучения, который обеспечивает интерес ребенка к учению, желание учиться. В этом понятии «легкость обучения» фактически концентрируются дидактические требования, такие, как доступность, посильность обучения, учет особенностей возраста. Метод обучения, считал Коменский, должен возбуждать у детей радость познания нового, желание спешить в школу, как на игру.

Большое значение придавал Коменский прочности знаний, связывая достижение этой цели с последовательностью в изложении учебного материала как переходом от простого к сложному, от близкого к далекому, от общего к частному. Особое значение он придавал упражнениям, повторению, специально раскрывая некоторые способы их организации, в том числе и на уроке.

Велики заслуги Коменского и в организации школьного дела, во введении в школьную практику классно-урочной системы. Он пишет о недостатках индивидуального обучения, предлагает учиться у солнца, которое «не занимается отдельными предметами... Одними и теми же лучами оно освещает все».

Подражая природе, в школе надо разделить учеников по классам и «никого не следует обучать отдельно, но всех вместе». В работе с классом Коменский отводит большую роль учителю: «...стоя на кафедре (откуда все его могут видеть и слышать), он подобно солнцу будет распространять свои лучи на всех». Вместе с тем, Коменский считал, что учитель может обучать большое количество учеников, привлекая помощников из числа самих детей- «декурионов».

Классно-урочная система, разработанная Коменским, во многом сохранилась в своих основных параметрах в школах многих стран мира, хотя предпринимаются попытки совершенствования или даже отказа от нее.

Коменский ввел понятие школьного года с его делением на учебные четверти, предусмотрел каникулы, стремился решить основные вопросы организации, функционирования школы и управления ею.

Таким образом, можно утверждать, что Коменский разработал целостную систему дидактики, создал новую дидактику, решающую на определенном уровне социальные, психологические и педагогические проблемы в русле определения целей, содержания, организации, результатов образования. Как подчеркивает исследователь его взглядов Д. Лордкипанидзе, он считал неразрывным единым процессом обучение как деятельность учителя и учение как деятельность ученика. Разрабатывая, прежде всего, проблему метода, он видел в нем способ достижения этого единства. В основу своего метода он ставит принцип природосообразности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 622.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...