Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип природосообразности в педагогической системе Коменского




Лекция №3. Становление педагогики как гуманистической науки о воспитании и обучении. Я.А.Коменский - основоположник педагогической науки

Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания

Свое название педагогика получила от греческого («paidagogike», (pais(paidos)дитя иagoведу)буквально: «детоводство», «детовождение», «детяведение». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», то есть воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Отметим, что на Руси XIIв. первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди, которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам.

История становления педагогики своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Элементы педагогики появились с зарождением воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат педагогической мысли. До нас дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Например, «повторение – мать учения», «век живи – век учись», «яблоко от яблони недалеко падает», «от умного научишься, от глупого разучишься» и др. Так постепенно складывалась народная педагогика. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил, рекомендаций.

Разумеется, народная педагогика не могла и не ставила перед собой задачи объяснить разрозненные педагогические факты и явления, выработать научные способы управления процессом обучения и воспитания подрастающих поколений. Когда образование стало играть заметную роль в жизни людей, появилась потребность в обобщении сложившего опыта. Началось становление педагогики как науки. Длительное время этот процесс осуществлялся в рамках философии.

Зачатки педагогических знаний были заложены древнегреческими, древнеримскими, византийскими и восточными мыслителями (Платон, Аристотель, Демокрит, Плутарх, Сенека, Квинтилианом и др.).Своебразным итогом развития античной педагогической мысли стало произведение древнеримского философа и педагога М. Квинтилиана «Образование оратора». Это труд долгое время служил основной книгой по педагогике, его изучали во всех риторских школах.

В эпоху Возрождения (XIV–XVIвв.) появился ряд мыслителей, педагогов-гуманистов, обосновавших в своих трудах принципы гуманистического воспитания. Идеалы воспитания и обучения отражены в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в трактате Э. Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», в книгах Т. Мора «Утопия» и Т. Кампанеллы «Город солнца».

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670), которого по праву считают основоположником педагогической науки. В своих трудах «Материнская школа», «Великая дидактика» и др. Я.А.Коменский разработал возрастную периодизацию и последовательную систему школ, обосновал классно-урочную систему, вывел дидактические принципы и правила обучения, определил первые требования к учителю.

Жизнь и педагогическая деятельность Я.А. Коменского

Великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670) жил в то время, когда народ его родины Чехии, находившейся в условиях тяжелого национального угнетения со стороны немецких феодалов, поднимался на борьбу за свое освобождение.

Коменский родился в семье мельника, принадлежавшей к религиозной общине Чешских братьев, объединявшей значительную часть населения Чехии. Члены общины вели трудовую жизнь, оказывали друг другу помощь, совместно заботились о воспитании детей, открывали для них школы.

Рано лишившись родителей, Коменский благодаря заботам общины получил университетское образование. По окончании обучения он был назначен учителем братской школы в г. Фульнеке, затем стал проповедником и одним из руководителей местной общины Чешских братьев. Коменский вел разностороннюю научную работу, проникнутую патриотическим духом. Он изучал особенности чешского языка собирал произведения устного народного творчества, занимался географией своей страны. Заботясь о том, чтобы дать знания народу, стремился соединить науку с народными воззрениями, а также совершенствовал содержание и методы обучения в братских школах.

Мирные занятия Коменского были прерваны Тридцатилетней войной (1618—1648), в ходе которой Чехия потеряла государственную самостоятельность и была включена в империю Габсбургов. Немецкие феодалы и прислужники Ватикана подвергли с рану разорению и террору, жестоко преследовали Чешских братьев. В это время погибла от чумы семья Коменского, он потерял все имущество, книги и рукописи. Когда в 1628 г. От Чешских братьев потребовали перейти в католичество или покинуть родину, 30 тысяч их поселилось в польском городе Лешно, который предоставил им кров. Коменский снова стал учителем братской школы, издал здесь несколько произведений, принесших ему мировую славу, среди которых такие, как “Великая дидактика и “Материнская школа”.

В странах Западной Европы стало известно о его научных занятиях в области демократизации знаний и попытках создать «Пансофию» — энциклопедию знаний о природе и обществе, доступную для всех людей. В 1641 г. Коменский был приглашен английским парламентом, боровшимся тогда с феодальной и католической реакцией, в Лондон для совместной с английскими учеными работы в этом направлении. Его поездка превратилась в триумфальное шествие — свидетельство того, как велика была популярность чешского педагога, глашатая новых идей и реформатора воспитания. Его приглашали также в Швецию и Венгрию для проведения школьных реформ.

Коменский продолжал свои научные исследования, написал ставший широко, известным учебник “Мир чувственных вещей в картинках и приступил к созданию грандиозного труда “Всеобщий Совет об исправлении человеческих дел”

По возвращении в Польшу Коменский вскоре снова лишился всего имущества. Во время польско-шведской войны Лешно был дотла сожжен. Погибла библиотека ученого и ценнейшие его рукописи. Умер Коменский в 1670 г. в Амстердаме. Вся его жизнь, которая, по его словам, “протекала не в отчизне, а в вечном и беспокойном странствии”, является примером горячей любви к родине и преданного служения делу воспитания подрастающих поколений.

Принцип природосообразности в педагогической системе Коменского

Коменский как философ, создавший оригинальное философское учение, в котором важное место занимают проблемы воспитания, предстает в своем незаконченном труде «Всеобщий Совет об исправлении дел человеческих».

Особое значение для педагогов имеет четвертая часть – так называемая «Пампедия», которая полностью посвящена вопросам воспитания и образования. В этой части выражены общие идеи Коменского о высоком назначении воспитания, о подготовке подрастающего поколения к совершенствованию весьма несовершенного человеческого общества.

Но если взгляды Коменского как философа изложены им самим в данном труде уже в конце жизни, то известные философские предпосылки этих взглядов могут быть обнаружены на основе подходов ученого к проблемам воспитания при создании им педагогического учения. Это идеи Коменского о человеке, о смысле и цели его жизни, о преобразующей роли воспитания для человека и общества. Все эти аспекты философских предпосылок педагогического учения Коменского тесно связаны с его мировоззрением.

Коменский признавал божественное происхождение человека и целью воспитания считал подготовку его к жизни вечной. Вместе с тем, он считал, что человек есть часть природы и подчинен ее законам. Коменского возможно отнести к такому философскому направлению, как реализм, ибо его философские взгляды имели своей основой «естественную философию» Ф. Бэкона, утверждающую опытное, чувственное познание действительности. Однако следует учитывать, что реализм Коменского как философское основание его педагогического учения сосуществовал с учением о божественном происхождении всего сущего и оценкой предназначения воспитания с позиций глубоко религиозных.

Мировоззренческий аспект педагогики Коменского тесно связан с принципом природосообразности. Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания. К пониманию природы этого процесса теоретик подходил от научных представлений его времени. Общее свойство природы – целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть.

Педагогические аспекты этого принципа выражаются в том, что Коменский на его основе определяет цель и сущность воспитания. На основе природных дарований осуществляется воспитание, благодаря которому человек становится человеком в самом полном смысле этого слова. С помощью воспитания происходит совершенствование человека и, что существенно, подготовка его к улучшению окружающей жизни для установления гармонии и порядка во всем. В этом и состоит цель воспитания.

В искусстве воспитания это означает – развивать то, что имеет человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника.

При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей.

На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональную организацию «массовой школы».

Большая заслуга Коменского как создателя педагогического учения заключается в том, что для каждой из этих ступеней он разработал содержание, организацию воспитания, образования, обучения в их единстве, опираясь при этом на принцип природосообразности, обогащая и конкретизируя его в тесной связи с гуманистическими основаниями. Он реализует идею универсальности образования как приобщения подрастающего поколения ко всему богатству культуры.

 

Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.

Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:

детство - от рождения до 6 лет включительно

отрочество - от 6 до 12 лет

юность - от 12 до 18 лет

возмужалость - от 18 до 24 лет

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.

В плане содержания образования этот принцип последовательного изучения наук был облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый возраст способен обьятьпансофические знания на своем уровне возможного, и исходя из этого, Коменский определяет примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создает учебники.

Конечно, говорит Коменский, не каждый склонен и способен одолеть весь путь к пансофиии, тем более, что академия предполагает специализацию в том роде занятий, к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени – тот минимум, который необходим любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной, нравственной и благочестивой жизни.

Обосновывая идею школы родного языка, Коменский постоянно имеет в виду природосообразность развития ребенка. Естественными стремлениями и условиями жизни человека аргументирует Коменский необходимость в школе родного языка начал родиноведения, граждановедения.

Столь же естественно и необходимо, считает Коменский, в латинской школе является наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями его свободной воли как владыка вещей», а также изучение «стрежневого предмета истории», знание которой «как бы освещает всю жизнь», история естествознания, история изобретений, история морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история (но все-таки преимущественно история своего отечества).

«Семь свободных искусств», эти традиционные учебные предметы средневековой школы, Коменский дополняет основами наук нового времени. Все содержания общего образования обращаются к человеку – его целостному мировосприятию, гармонии его стремлений и способностей «знать, уметь, действовать, говорить».

Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске «естественного (природосообразного) метода», который ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», которую ученик брал памятью и напряжением воли.

Таким образом, Коменский разработал школьную систему, реализуя в ней свои демократические устремления: всеобщность обучения, обучение на родном языке, отстаивал принцип единой школы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 916.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...