Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственное регулирование отношений собственности




Собственность - форма отношений между людьми по поводу присвоения материальных благ, и в особенности присвоения средств, факторов производства.

Разные виды государственного управления собственностью отличаются друг от друга объектами собственности, которыми управляет государство в лице уполномоченных органов, наделённых правами владения, распоряжения, пользования указанными объектами и несущих ответственность за их сохранность.

Три класса объектов собственности в зоне государственного воздействия:

1) объекты государственной собственности, принадлежащие государству как собственнику на правах владения и распоряжения;

2) объекты общей, смешанной собственности, принадлежащие государству лишь частично в виде определённых долей собственности либо части совместной, не разделяемой на доли собственности;

3) объекты негосударственной (частной, корпоративной, индивидуальной) собственности, не принадлежащие государству на правах собственности, но подверженные государственному воздействию на других правах и началах.

По отношению к объектам первой группы государство обладает самыми широкими полномочиями управления, выступает как полновластный распорядитель. Государственный собственник способен продавать свои объекты, передавать их в пользование, использовать самостоятельно, доверять другим субъектам, применять в качестве залога, ликвидировать в случае ненадобности. Применительно к объектам второй группы государство обладает правами и вытекающими из них возможностями ограниченного распоряжения, частичного владения и использования имущественных объектов наряду с другими собственниками. Государственное воздействие на объекты негосударственной собственности носит косвенный характер и относится скорее к области регулирования их использования, чем непосредственного управления. Государство как законодатель вправе устанавливать правила и нормы купли, продажи, передачи, использования имущественных объектов любых форм собственности, обязательные для всех собственников. Кроме того, государство вправе регулировать, контролировать процессы управления собственностью, использования объектов собственности любыми их владельцами, распорядителями, пользователями, устанавливать налоги на собственность.

Государство в некоторых случаях вправе осуществлять трансформацию собственности (перевод из одного вида в другой):

1. Национализация - обращение в государствен­ную собственность имущества, находившегося в собственности граждан и (или) юридических лиц. Национализируемое имуще­ство может находиться в негосударственной собственности пол­ностью или частично, де-юре или де-факто, временно (например, на период санации стратегически важных предприятий с исполь­зованием средств государственного бюджета) либо без ограниче­ния срока.

2. Приватизация - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Приватизация осуществляется посредством продажи государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на их основе корпоративной, акционерной и частной собственности.

3. Коммерциализация - смена статуса государственного предприятия, функционирующего на основе публичного права, на статус частного права при сохране­нии ограничений в области распоряжения имуществом и одновре­менном снятии ряда введенных государством искусственных ба­рьеров, предохраняющих предприятие от воздействия конкурент­ного рынка

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса.

 Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Оно представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его в объеме 40-50%, а в некоторых отраслях – до 70-80%.

Границы малого предпринимательства зависят от законодательно установленных государственными органами или другими представительными организациями критериев (показателей).

Поддержка малых предприятий на федеральном уровне сводится, прежде всего, к определению государственных приоритетов в помощи малым предприятиям, формированию необходимого фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета и разработке общих принципов распределения этих средств между различными регионами России.

Правительством РФ одобрена комплексная программа государственной поддержки предпринимательства и принято решение о ее финансовом обеспечении через созданный Фонд поддержки предпринимательства. Программа предусматривает формирование нормативно-правовой базы, содействие внешнеэкономической деятельности, соответствующие механизмы реализации поддержки — через налогово-кредитную политику, страховую деятельность, лизинг, венчурный капитал, сеть подготовки кадров и информационного обслуживания.

Агропромышленный комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя.

В составе АПК выделяют три основных звена:

1. производство средств производства для сельского хозяйства и промышленности, перерабатывающей его продукцию

2. сельское хозяйство

3. отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырьё.

Необходимыми мерами регулирования в сфере АПК в большинстве государств являются:

1. рациональное сочетание крупных, средних и мелких хозяйств и предприятий различных форм собственности, а также поддержание эффективного разделения производства;

2. обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью;

3. достаточный для поддержки аграрного сектора и использования достижений научно-технического прогресса уровень инвестиций;

4. эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств;

5. гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на их реализацию и социальную направленность;

6. преодоление движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур;

7. система мер по защите отечественного товаропроизводителя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...