Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рыночные реформы в странах Америки, Европы, Азии во второй половине 20-го века.




На протяжении XX в. в подавляющем большинстве стран стали усиливаться стремления к выдвижению социальных целей на первые места в иерархии целей реформ. При всем различии средств реформирования общим во все времена, как правило, было стремление к финансовой стабилизации, профициту государственного бюджета, стимулированию экономического роста, повышению уровня занятости, защите социально уязвимых слоев населения. При этом важнейшими были денежные и налоговые реформы, реформы кредитно-денежной и таможенной политики. Актуальной для большинства стран была проблема определения степени участия государства в регулировании экономической деятельности. Эта проблема была актуальной и для реформ начала и второй половины XX в. в США, Великобритании, Франции, и для реформ в Японии, Китае и Вьетнаме, и для реформ в странах Латинской Америки.

В Германии, как и в России, в XX в. наблюдается волнообразное реформирование национальной экономики. Четко прослеживается тенденция смены экономических порядков. За период 1918-1960 гг. в Германии трижды изменялся экономический порядок: рыночная экономика Веймарской республики сменилась централизованно управляемой экономикой фашистской диктатуры, которую благодаря реформам Л. Эрхарда, сменила социально-ориентированная рыночная экономика. Реализация конкурентного порядка на основе неокейнсианской модели оказалась наиболее приемлемой для условий Германии, о чем свидетельствуют высокие результаты экономической деятельности, достигнутые страной к концу XX в.

Реформирование национальной экономики Великобританиине приводило к смене экономических порядков. Тем не менее, волны реформ и контрреформ наблюдаются и в этой стране. Преобразования здесь связаны с систематической сменой у власти консерваторов и лейбористов. Отличие экономической политики этих партий заключается главным образом в разном представлении ими роли государства в регулировании экономической деятельности. Наиболее радикальными и результативными были реформы М. Тэтчер, базирующиеся на либеральной модели функционирования национальной экономики, предусматривающей достаточно сильную роль государства в регулировании экономической деятельности. Подобная модель реформирования отвечает англиканской социальной доктрине, поддерживающей идею «смешанной экономики».

Отличительной особенностью реформирования национальной экономики Франции в XX в. является более сильное, чем в остальных странах Западной Европы, государственное вмешательство в экономическую деятельность (идеи «индустриального императива» и «дирижизма»).

Можно констатировать, что применение в «чистом» виде методов реформирования, присущих определенной модели (монетаризм, кейнсианство и т. п.), в каждой стране «дополнялось» мерами, обусловленными особенностями национального менталитета. Общим для реформирования национальных экономик всех западноевропейских стран в XX в. было сочетание либерализма и жесткого государственного влияния на экономику. Такой подход характерен и для французского «дирижизма», и для германской социально ориентированной рыночной экономики, и для английского «тэтчеризма».

Экономические реформы в странах Азии в XX в.

Особенностью экономических реформ в Японии является существенное вмешательство государства в экономическую деятельность. Если в период после Первой мировой войны это вмешательство было направлено на стимулирование главным образом ВПК, усиление милитаризации страны, то в период после Второй мировой войны государственное вмешательство имеет целью придание экономическому развитию высокого уровня динамичности. Главной целью реформирования экономики Японии в конце XX в. становится построение общества благополучия. Важнейшей предпосылкой успешности реформ становится менталитет японской нации, обеспечивший принятие и реализацию обществом целей и средств реформирования. В реформах середины и второй трети XX в. преимущественную роль играла кейнсианская модель, на базе которой осуществлялся переход к новому экономическому порядку — социально ориентированной рыночной экономике.

Реформирование национальных экономик Китая, Южной Кореи и Вьетнама объединяло стремление перейти от централизованно управляемой экономики к смешанной (многоукладной) экономике с весьма существенной ролью государства в регулировании экономической деятельности. Различия в подходах к реформированию обусловлены главным образом особенностями предшествующего экономического, государственного и общественного порядков, а также уровнем развития национальных экономик. Так же как и для стран других континентов, на выбор модели реформирования в странах Юго-Восточной Азии существенное влияние оказывал менталитет народов этих стран.

Экономические реформы, осуществлявшиеся в США в XX в.

Следует обратить внимание на то, что две наиболее значимые реформы, проведенные в США в начале и последней четверти XX в., осуществлялись по двум разным теоретическим моделям: кейнсианской и неоконсервативной («теория предложения»). По-видимому, причиной этого является существенное различие в условиях, сложившихся в стране к моменту начала первой и второй реформ. Великая депрессия 20-30-х гг. и кризис 70-80-х гг. различаются глубиной падения национальной экономики. Если происходившее в 70-80-х гг. может быть названо кризисом, то Великая депрессия должна расцениваться как катастрофа национальной экономики, выход из которой мог быть осуществлен только на основе жесткого вмешательства государства в экономическую деятельность.

Сегодня выделяют следующие модели рыночной экономики:

1. саксонскую (США, Канада, Англия) – неограниченная свобода предпринимательства;

2. западноевропейскую (Франция, Италия, Испания, Португалия) – активное государственное регулирование, большая доля государственного сектора;

3. социально-ориентированную (Германия, Австрия, Голландия) – подчеркнута социальная направленность государства;

4. скандинавскую (Швеция, Дания, Норвегия) - паритетность государственного и частного капитала, ярко выраженная социальная направленность;

5. патерналистскую (Япония) – усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном способе производства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...