Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4: «Государственное регулирование экономики России в процессе перехода к рынку»




Целевые установки изучения темы:

В данном разделе мы проанализируем практику проведения радикальной экономической реформы в России в период 1992-1996 гг., изучим ее результаты, трудности и проблемы, рассмотрим основные задачи государства по регулированию экономики страны на этапе становления рынка.

Основные понятия и термины: либерализация, приватизация.

 

Рынок как тип функционирования экономики является противоположностью командно-административным приказным методам регулирования.

Переход от командно-административной системы к рынку является сложным процессом и характеризуется:

- спадом производства,

- разрушением многих хозяйственных связей,

- расстройством денежного обращения и потребительского рынка,

- ростом цен,

- инфляцией,

- стагнацией производства.

Для создания эффективной рыночной системы на базе перехода от командно-административной экономики необходимо проведение ряда мероприятий:

§ Создание законодательной базы, позволяющей регламентировать поведение хозяйствующих субъектов.

§ Оздоровление финансовой системы, переход к индикативным методам.

§ Создание условий приспособления и развития для убыточных и низкорентабельных предприятий, ликвидировать которые сразу нельзя.

§ Осуществление структурной перестройки всего хозяйственного комплекса страны, внедрение новейших достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения.

§ Проведение активной социальной политики, призванной облегчить для населения отрицательные последствия перехода к рынку, обеспечение социальной защиты.

§ Проведение четкой антимонопольной политики, повышение государственного контроля за деятельностью монополий.

Главными рычагами регулирования должны стать:

- цены (в особенности на сырье и основные потребительские товары),

- налоги и льготы по ним,

- выделение финансовых ресурсов,

- кредитные ставки, рентные платежи, ставки оплаты труда, пенсий, пособий и т.п.

Каждое государство вырабатывает свою модель построения рыночной экономики с учетом своих особенностей — природно-экономических, исторических, уровней экономического развития и т.д.

Практическая реализация переходного этапа к рынку в России в 1991-1998 г.г.

После распада СССР экономическая ситуация в России была близка к катастрофической. Требовались чрезвычайные и решительные меры для стабилизации ситуации.

Перед российским руководством стоял выбор между двумя вариантами действий:

1. Стабилизировать экономику с помощью традиционных методов и только после этого приступить к либерализации экономики;

2. Пойти на быстрое проведение рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями по стабилизации ситуации.

Выбор был сделан в пользу второго варианта.

Главной задачей была объявлена макроэкономическая и финансовая стабилизация с одновременным переходом к рыночной экономике. Абсолютизируя роль рынка, молодые реформаторы считали, что он сам сумеет довольно быстро отрегулировать все экономические связи.

Первый этап реформ (январь 1992 г. – декабрь 1992 г.):

1)Либерализация потребительских цен на большинство товаров и услуг;

2)Отказ от централизованной системы распределения ресурсов;

Либерализация цен была призвана сбалансировать спрос и предложе­ние, создав основу для структурных преобразований. Однако добиться стабилизации в финансовой сфере не удалось, а спад промышленного производства продолжался. При сохранении высокого уровня монополизации производства эти меры привели к чрезвычайно быстрому росту цен. К концу 1992 г. они выросли в среднем в 100-150 раз. В то же время рост средней заработной платы составил лишь 10-15 раз.

3) Отпущены цены на энергоносители (в марте 1992 г.)

4)Либерализация во внешнеэкономической сфере, что подтолкнуло рост экспорта сырья, металлов и энергоносителей.

Все эти меры дополнялись политикой жесткого ограничения денежной массы и отказа от протекционистских мер в отношении отечественных производителей, которые не успевали приспособиться к новым условиям хозяйствования. В результате начинается спад производства, кризис неплатежей и т.д.

В условиях нарастающего хаоса с мая 1992 г. правительство отказалось от ограничения денежной массы и перешло к политике дешевых кредитов и предоставления льгот во внешнеэкономической деятельности. Такой поворот привел к росту инфляции. Осенью 1992 г. цены росли со скоростью 5% в неделю, происходит обвальное падение курса рубля и т.д.

Приватизация государственной собственности.

Одним из центральных вопросов перестройки было соз­дание негосударственных форм собственности. «Малая приватизация» началась с предприятий торговли, бытового обслуживания, производства товаров народного потребления. Она проис­ходила путем выкупа арендного имущества, продажи его по коммерче­скому курсу с аукциона, но большей частью путем акционирования. К 1996 г. было приватизировано более 84% малых предприятий.

«Большая приватизация» предполагала переход к акционерной форме собственности, при которой в руках государства концентрировалась большая часть акций, а за государственными структурами закреплялась возможность бесконтрольного использования этих акций для создания холдингов или продажи третьим лицам. 

В 1992 г. начался первый этап «большой приватизации» программа «ваучерной приватизации»: все граждане России имели право на получение одного чека. Ваучеры не были персональными, их можно было прода­вать, вкладывать в акции приватизированных предприятий. Предполага­лось, что в будущем можно будет получать проценты от прибыли этих предприятий. Рынок ваучеров рассматривался правительством как на­чальный этап функционирования ценных бумаг.

В результате первого этапа приватизации было создано более 25 тыс. акционерных обществ, которые составили основу корпоративного секто­ра, количество приватизированных предприятий превысило число не­приватизированных, негосударственный сектор производил более поло­вины ВВП. Однако, большинство из созданных чековых инвестиционных фондов, собрав ваучеры, к 1995 г. исчезли. Подавляющая часть населения не получила ничего.

Однозначно положительным моментом приватизации можно считать юридическое оформление собственности населения на занимаемую жилплощадь.

Таким образом, одна из главных задач приватизации – создание нового эффективного собственника и формирование «среднего класса» - достигнута не была.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...